- Преподавателю
- Физика
- ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Громова Ю.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Громова Ю.В.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися.
Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета.
Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:
-
проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых обучающиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
-
введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности обучающихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
При построении уроков на деятельностной основе, где обучающиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия .Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых обучающиеся заняты
Для того чтобы занятия задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить обучающихся составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что обучающийся должен ответить минимум на следующие вопросы: Как я это делал? В какой последовательности? Какие знания я применил? Почему именно их? Как было удачно? Почему? В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть? Как можно улучшить работу? Чем ее можно дополнить? Эти меры помогут в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.
Физика - это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого обучающиеся вовлекаются во все этапы научного познания - от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.
Не прожитое деятельностно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения обучающиеся должны добывать в процессе их личного труда - индивидуального или в малых группах.
Список используемой литературы
-
Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. - М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с. : ил.
-
Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн. -М,2012г-272с.
2