- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 1 курса СПО
Рабочая программа по физике для 1 курса СПО
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тукумбетова Е.И. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Рязанский колледж электроники»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины: ФИЗИКА
для специальности (группы специальностей):
210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (базовый уровень)
230701 Прикладная информатика (базовый уровень)
090305 Информационная безопасность автоматизированных систем (базовый уровень)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень)
230111 Компьютерные сети (базовый уровень)
150415 Сварочное производство (базовый уровень)
Преподаватель: Тукумбетова Елена Илмировна
Общее количество часов по учебному плану на дисциплину: 168 час.
в том числе:
Количество часов по учебному плану на 2014/2015 уч. год: 168 час.
Из них:
Лабораторные работы: 18 час.
Практические работы: --- час.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 84 часов
Максимальная учебная нагрузка: 252 часов
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) (базовый уровень)
230701 Прикладная информатика (базовый уровень)
090305 Информационная безопасность автоматизированных систем (базовый уровень)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень)
230111 Компьютерные сети (базовый уровень)
150415 Сварочное производство (базовый уровень)
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский колледж электроники»
Разработчики:
Тукумбетова Елена Илмировна -преподаватель физики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
210111 Компьютерные сети (базовый уровень);
210414 Техническая эксплуатация и ремонт радиоэлектронной техники (радиоэлектронное оборудование автомобилей) (базовый уровень);
230701 Прикладная информатика (по отраслям) (базовый уровень);
09005 Информационная безопасность автоматизированных систем (базовый уровень)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
-
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
проводить наблюдения,
-
планировать и выполнять эксперименты,
-
выдвигать гипотезы и строить модули,
-
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
-
практического использования физических знаний;
-
оценивать достоверность естественно научной информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
-
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
-
методах научного познания природы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося 84 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
252
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
168
в том числе:
лабораторные работы
18
практические занятия
-
контрольные работы
18
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
84
в том числе:
решение задач
58
составление конспектов по темам
26
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета/экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Механика
55
Тема 1.1. Кинематика
Содержание учебного материала
14
1
Основные понятия кинематики. Равномерное прямолинейное движение.
2
2
2
Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение
2
2
3
Криволинейное движение. Движение по окружности
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта по теме «Движение тело под углом к горизонту» Решение задач
6
Тема 1.2
Динамика
Содержание учебного материала
12
1
Основная задача динамики, Сила, масса, законы Ньютона.
2
2
2
Силы в механике. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес.
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач,
6
Тема 1.3
Законы сохранения
Содержание учебного материала
12
1
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
2
2
2
Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач; составление конспекта по теме «Реактивное движение»
6
Тема 1.4
Колебания и волны
Содержание учебного материала
11
1
Колебательное движение. Параметры колебательного движения. Гармонические колебания. Математический маятник.
2
2
2
Волны. Длина волны. Звук.
2
2
Контрольные работы
2
Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».
2
Самостоятельная работа обучающихся: составление конспектов по темам «Физический маятник», «Применение ультразвука»
3
Тема 1.5
Элементы теории относительности
Содержание учебного материала
6
1
Основные понятия и постулаты СТО
2
2
2
Кинематические эффекты СТО
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: конспект по теме «Принцип относительности Галилея»
2
1
2
3
4
Раздел 2.
Основы молекулярной физики и термодинамики
43
Тема 2.1.
Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ)
Содержание учебного материала
15
1
Молекула и атом. Основные положения МКТ. Броуновское движение, Диффузия. Особенности газового состояния вещества. Давление газа.
2
2
2
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура. Связь между температурой и кинетической энергией молекул газа
2
2
3
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
2
2
Контрольные работы
1
Лабораторные работа «Изучение изотермического процесса»
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Броуновское движение»
6
Тема 2.2
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
14
1
Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней энергии. Работа газа.
2
2
2
Теплообмен и его виды. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
2
3
Первое начало термодинамики. Применение первого начала к изопроцессам. Адиабатный процесс.
2
4
Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. КПД
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Двигатель внутреннего сгорания»
4
Тема 2.3
Агрегатные состояния вещества
Содержание учебного материала
14
1
Понятие фазы вещества. Насыщенный пар и его свойства. Критическое состояние вещества. Влажность воздуха. Кипение. Уравнение теплового баланса при парообразовании
2
2
2
Характеристика жидкого состояния вещества. Явления на границе твердое тело - жидкость. Вязкость.
2
2
3
Кристаллическое состояние вещества. Плавление. Механические свойства твердых тел
2
2
Контрольные работы
2
Лабораторная работа « Определение влажности воздуха».
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Перегретая жидкость», «Сжижение газов»
4
1
2
3
4
Раздел 3 Основы электродинамики
117
Тема 3.1.
Электрическое поле
Содержание учебного материала
20
1
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
2
2
2
Силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции полей
2
2
3
Энергетическая характеристика электрического поля.
2
2
4
Связь между напряженностью и разностью потенциалов
2
2
5
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Пьезоэлектрический эффект.
2
2
6
Проводники в электрическом поле
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Электризация тел»
6
Тема 3.2. Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
18
1
Электрический ток, Сила тока, Условия существования тока Закон Ома для участка цепи.
2
2
2
ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Внутреннее сопротивление источника. Соединение источников энергии в батарею.
2
2
3
Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от геометрических размеров, температуры
2
2
4
Последовательное и параллельное соединение проводников
2
2
5
Тепловое действие тока. Работа и мощность тока
2
2
Контрольные работы
2
Лабораторные работы « Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой и работы силы тока в лампе от напряжения на ее зажимах»
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Закон Ома для участка цепи»
4
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах
Содержание учебного материала
16
1
Электрический ток в газах.
1
2
2
Электрический ток в вакууме. Электронные пучки и их свойства
2
2
3
Электрический ток в электролитах. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Законы Фарадея.
2
2
4
Электрическая проводимость металлов, термоэлектронная эмиссия. Работа выхода. Контактная разность потенциалов Термо - ЭДС.
2
2
5
Электрический ток в полупроводниках. Диод. Транзистор
2
2
Контрольные работы
1
Лабораторные работы «Определение электрохимического эквивалента меди»
2
Самостоятельная работа обучающихся: конспект по темам «Применение электролиза» « Применение пьезоэлементов»
4
1
2
3
4
Тема 3.4
Магнитное поле.
Содержание учебного материала
18
1
Магнитное поле, его графическое изображение. Вихревой характер поля. Магнитная индукция.
2
2
2
Действие магнитного поля на проводник с током.
Сила Ампера
2
2
3
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
2
2
4
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
2
2
5
Постоянное и переменное магнитное поле. Магнитные свойства вещества
2
2
Контрольные работы
2
Лабораторные работы «Определение индукции магнитного поля постоянного магнита»
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тема 3.5 Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
8
2
Индукционный ток. ЭДС индукции. Закон Электромагнитной индукции, Правило Ленца.
1
2
3
Вихревое электрическое поле и его связь с магнитным полем. Явление самоиндукции. Энергия магнитного поля.
2
2
Контрольные работы
1
Лабораторные работы «Изучение явления электромагнитной индукции.»
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач
2
Тема 3.6 Электромагнитные колебания и волны
Содержание учебного материала
11
1
Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Резонансная частота колебаний. Затухающие электромагнитные колебания.
1
2
2
Получение переменного тока. Период и частота переменного тока. Мгновенное и действующее значение напряжения, силы тока, ЭДС.
2
2
3
Трансформатор. Передача и распределение энергии
2
2
4
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна, Скорость распространения. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.Поповым. Действие радиотелефонной связи
2
2
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач
3
Тема 3. 7 Геометрическая и волновая оптика.
Содержание учебного материала
26
1
Электромагнитная природа света. Проверочная работа по теме «Электромагнитное поле и волны»
2
2
2
Световой поток и освещенность. Законы освещенности. Светимость звезд.
2
2
3
Световые явления на границе раздела двух сред. Законы преломления и отражения.
2
2
4
Полное внутреннее отражение. Поворотная и оборотная призмы.
2
2
5
Интерференция света. Ее проявление в природе и применение в технике
2
2
6
Дифракция света. Дифракционная решетка. Понятие о поляризации света
2
3
7
Дисперсия света. Виды спектров. Эффект Доплера.
2
2
8
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновское излучение
2
2
Контрольные работы
2
Лабораторные работы «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач
6
1
2
3
4
Раздел 4 Строение атома и квантовая физика
37
Тема 4.1 Квантовая оптика
Содержание учебного материала
14
1
Тепловое излучение. Черное тело. Распределение энергии в спектре излучения.
2
2
2
Квантовая теория Планка. Энергия и импульс фотона
2
2
3
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.
2
2
4
Давление света. Опыты Лебедева. Эффект Комптона. Химическое действие света
2
2
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме « Эффект Вавилова-Черенкова»
4
Тема 4.2
Физика атома и атомного ядра.
Содержание учебного материала
18
1
Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Закономерности в атомных спектрах
1
2
2
Явление люминесценции. Квантовые генераторы и их применение
2
2
3
Гипотеза де Бройля. Волновые свойства частиц. Понятие о квантовой механике.
2
2
4
Радиоактивность. Методы регистрации заряженных частиц.
2
2
5
Состав атомного ядра. Ядерные силы. Альфа и бета распад.
2
2
6
Энергетические связи атомных ядер. Виды космического излучения
2
2
7
Деление тяжелых атомных ядер. Получение радиоактивных изотопов. Ядерный реактор
2
2
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, конспект по теме «Атомная электростанция»
4
Тема 4.3
Эволюция вселенной
Содержание учебного материала
5
1
Термоядерный синтез и условия его протекания. Строение звезд. Происхождение химических элементов. Основные этапы эволюции звезд
1
2
2
Образование планетных систем. Солнечная система.
2
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: конспект по теме « Применение термоядерного синтеза»
2
Всего
252
. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики
Оборудование учебного кабинета: приборы для проведения показательного эксперимента и лабораторных работ.
Технические средства обучения: теле-видео система; интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. - М.: Академия,2014
2.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.,Гельфгат И.М. Задачи по физике для основной школы с примерами решений. 7-9 классы. Под редакцией В.А. Орлова.-М.: Илекса, 2013.-416.
3.Самойленко П.И. Физика:Учебник для студ.образоват.учрежедений сред. проф. Образования/ П.И. Самойленко, А.В. Сергеев.-3-е изд., стер.-М.: Академия, 2014
4. Дмитриева В.Ф. Физика: учебное пособие для техникумов. - М.: Академия, 2012
5. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. - М.: Академия, 2012
6.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. Решение задач.- М.: Академия, 2012
7. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- 8-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы:
-
Физика в анимация physics.nad.ru
-
Мультимедийный учебный курс TeachPro для школьников и абитуриентов teachpro.ru
-
Коллекция "Естественно-научные эксперименты" experiment.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования с использованием технических средств обучения или без, фронтальный опрос, письменный опрос, устный опрос, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
проводить наблюдения,
Лабораторная работа
планировать и выполнять эксперименты,
Лабораторная работа
выдвигать гипотезы и строить модули,
Собеседование
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
Контрольная работа
практического использования физических знаний;
Лабораторная работа
оценивать достоверность естественно научной информации.
Тестирование с использованием технических средств обучения и без них
Знания:
о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
Контрольная работа, индивидуальное задание
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
Контрольная работа, индивидуальное задание
методах научного познания природы.
Собеседование
Разработчики:
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский колледж электроники»
Разработчики:
Тукумбетова Елена Илмировна -преподаватель физики
Эксперты:
____________________ ___________________ _______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ ____________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
5