Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение тел

Цель урока: Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения. Задачи: Образовательные задачи: вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения; распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение; познакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания; Воспитательные задачи: развитие интеллектуальных способностей учащихся; активизировать деятельность учащихся на уроке. Оборудо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: "Свободное падение тел"

Цель урока:

  • Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения;

  • распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение;

  • познакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания;

Воспитательные задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;

  • активизировать деятельность учащихся на уроке.

Оборудование:

  • стремянка, оформленная под Пизанскую башню;

  • шары;

  • секундомер;

  • круги разной массы;

  • трубка Ньютона;

  • насос Камовского;

  • стробоскоп;

  • капельница;

  • паралон;

  • портрет Аристотеля и Галилея.

Ход урока

1. Мотивация

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни.

Он ответил: "Легче всего - научить других, а труднее - познать самого себя".

На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика - наука о природе.

Вот и сегодня нам необходимо описать одно из явлений природы - Свободное падение. Необходимо описать его кинематически, то есть:

  • определить вид движения.

  • выявить его особенности.

  • записать формулы для свободного падения.

Учитель: Запишите в тетради несколько слов, в состав которых входил бы корень пад с лексическим значением падения

Ученик: Листопад, камнепад, снегопад, водопад,

Учитель: Все эти слова являются примерами падения тел на земле.

2. История открытия свободного падения

Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.

Учитель: От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю?

Ученик: От массы.

Учитель: Проверим справедливость этого утверждения на опытах.

Методические замечания: Каждой группе предлагается пронаблюдать падение разных тел и выдвинуть своё предположение по поводу результатов опыта.

I группа

Два шара разной массы.

Ученик: Тела разной массы достигают поверхности одновременно. Аристотель не прав.

II группа

Два диска разной массы.

Ученик: Диски достигают поверхности не одновременно.

Учитель: Почему? Какие силы действуют на диски?

Ученик: Сила тяжести. Сила сопротивления.

m1> m2

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение тел

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение телтак как Fc1= Fc2

Поэтому диски с большей массой падают быстрее.

III группа

Два бумажных листа одинаковой формы, один из которых сминают в ходе эксперимента.

Ученик: В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.

IV группа

Тела в трубке Ньютона с воздухом.

Ученик: Тела достигают конца трубки по-разному.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы тела в трубке падали одновременно?

Ученик: Откачать из трубки Ньютона воздух.

Опыт с трубкой Ньютона

Учитель: Откачаем из трубки воздух. Что мы видим?

Ученик: Скорость падения тел в вакууме одинакова.

Учитель: Какое падение тел называется свободным?

Ученик: Падение тел в безвоздушном пространстве называется - свободным падением.

Биография Г.Галилея

Почему 200 лет мысли Аристотеля не подвергались сомнению. Но в конце XVI века учение Аристотеля о падении тел было опровергнуто великим итальянским физиком Г.Галилеем.

Опыт Г.Галилея

Методические замечания: На этом этапе урока с учащимися необходимо повторить, как зависит путь от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Учитель: К какому же виду движения относится свободное падение? Для ответа на этот вопрос изучим опыты Г.Галилея.

Как гласит легенда, Г.Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни, которая находится в г. Пизе. Представим, что перед вами Пизанская башня

(Рассказ ученика о опытах Г.Галилея )

Вывод (в тетрадь): Свободное падение является равноускоренным. Все тела на Земле падают с одинаковым ускорением. Свободное падение - это равноускоренное движение с ускорением свободного падения g = 9,8 м/с2

Законы, характеризующие свободное падение

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение телОткрытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение тел

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение телесли V0 = 0; V = gt

Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение телесли V0 = 0; Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение тел

Свободное падение без начальной скорости

При свободном падении часто рассматриваются случаи, когда тело падает без начальной скорости.

Выясним, чему равны пути проходимые телом за равные, последовательные промежутки времени.

Учитель: Если Открытый урок изучения новых знаний в 9-м классе по теме: Свободное падение тел, то чему пропорциональны пути проходимые телом за равные последовательные промежутки времени?

l1: l2: l3:…ln = 1: 3: 5…:(как ряд не четных чисел)

Чему будет равен путь, проходимый телом при свободном падении за 1-ю секунду?

Изучение свободного падения по стробоскопическим снимкам на экране

Подведение итогов работы по теме "Свободное падение"

Опишем свободное падение кинематически.

К какому виду движения относится свободное падение?

(Это равноускоренное движение с ускорением равным 9,8м/с2.)

Каковы особенности свободного падения?

(Это движение с постоянным ускорением направленным постоянно вниз.)

Запишите уравнения, по которым меняются величины, характеризующие свободное падение?

Какие опыты проведенные на уроке доказывают, что свободное падение является равноускоренным?

  • (Падение шаров с Пизанской башни )

  • (Опыт с капельницей и стробоскопом.)

Какой опыт показывает, что все тела на Земле падают с одинаковым ускорением?

(Опыт с трубкой Ньютона.)

Домашнее задание: Свободное падение тел. Составить две задачи



© 2010-2022