- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А. В. 9 класс
Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А. В. 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мордежова А.В. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; тематический план с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.
Срок реализации программы: 1 год.
Соотношение количества часов по федеральному БУП, авторской программе и учебному плану школы на 2014-2015 учебный год
класс
количество часов
по федеральному базисному учебному плану
по авторской программе
по учебному плану школы на 2013-2014 учебный год
9
70
70
70
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Отличие рабочей программы от авторской
В 9 классе 1 час резерва использован на выполнение фронтальной лабораторной работы №9 в разделе «Строение атома и атомного ядра».
Формы учебных занятий:
-
Урок-практикум
-
Урок-исследование
-
Комбинированный урок
-
Урок-игра
-
Урок решения задач
-
урок-проект
-
Урок-самостоятельная работа
-
Урок-контрольная работа
Формы контроля:
-
устный счёт;
-
работа по индивидуальным карточкам, электронным карточкам;
-
математический диктант;
-
самостоятельная работа;
-
контрольная работа;
-
тестирование (в том числе с помощью компьютера);
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
-
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-
рационального применения простых механизмов;
-
оценки безопасности радиационного фона.
Критерии и нормы оценивания знаний и умений учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
2. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Учебник
Учебные пособия, дидактический материал
Инструмент по отслеживанию результатов
Мультимедийные пособия (диски)
1. Программа. Физика. 7-9 классы/авт.-сост. Гутник Е. М..: Дрофа,2011
Пёрышкин А.В. Физика 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин, - М.: Дрофа
- Рабочая тетрадь по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Касьянов В.А., Дмитриева В.Ф. 2013.
- Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В. , Гутник Е.М. - Минькова Р.Д., Иванова В.В. 2014
- Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Громцева О.И. 2014
- Физика. 9 класс. Поурочные планы к учебникам Перышкина А.В. и Громова С.В. 2010
- Контрольные работы в новом формате. Физика. 9 класс. Годова И.В. 2011.
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 - 11 классы. - М.: Кирилл и Мефодий.
Интернет - ресурсы:
rosolymp.ru.
school.edu.ru
uchitel-izd.ru
Специфическое сопровождение (оборудование)
-
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
-
ноутбук;
-
мультимедийный проектор;
-
демонстрационные пособия по всем разделам курса
-
оборудование для лабораторных работ.
3. Тематический план.
-
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1
Законы движения и взаимодействия тел.
26
2
Механические колебания и волны. Звук
10
3
Электромагнитное поле
17
4
Строение атома и атомного ядра
12
5
Резерв.
5
ИТОГО
70
4. Поурочно-тематическое планирование.
№ п.п
Наименование разделов, тем
всего часов
из них
лаборатор
ные и практические
контрольные и диагностические материалы
экскурсии
приме
чание
I
Законы движения и взаимодействия тел.
26
3
2
1.1
Техника безопасности в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.
1
1.2
Скорость прямолинейного равномерного движения.
1
1.3
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
1
1.4
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
1
1.5
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
1
1.6
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
1
1.7
Относительность механического движения.
1
1.8
Фронтальная лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
1
1
1.9
Решение задач по теме «Основы кинематики».
1
1.10
Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»
1
1
1.11
Инерциальная система отсчёта.
Первый закон Ньютона.
1
1.12
Второй закон Ньютона.
1
1.13
Третий закон Ньютона.
1
1.14
Решение задач на законы Ньютона.
1
1.15
Свободное падение тел.
1
1.16
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
1
1.17
Закон всемирного тяготения.
1
1.18
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
1
1.19
Искусственные спутники Земли.
1
1.20
Импульс тела.
1
1.21
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Ракеты.
1
1.22
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел.
1
1.23
Закон сохранения энергии.
1
1.24
Решение задач по теме «Законы сохранения»
1
1
1.25
Контрольная работа №2 «Основы динамики»
1
1
1.26
Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
1
II
Механические колебания и волны. Звук
10
1
1
2.1
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник.
1
2.2
Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
1
2.3
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
1
2.4
Фронтальная лабораторная работа №3
«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»
1
1
2.5
Фронтальная лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
1
1
2.6
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны.
1
2.7
Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
1
2.8
Источники звука. Звуковые колебания.
1
2.9
Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
1
1
2.10
Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук»
1
1
III
Электромагнитное поле
17
2
1
3.1
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.
3.2
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
1
3.3
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
1
3.4
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
1
3.5
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
1
3.6
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
1
3.7
Фронтальная лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
1
3.8
Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.
1
3.9
Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.
1
3.10
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
1
3.11
Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
1
3.12
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
1
3.13
Принципы радиосвязи и телевидения
1
3.14
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления
1
3.15
Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
1
3.16
Фронтальная лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
1
1
3.17
Контрольная работа № 4
«Электромагнитное поле».
1
1
IV
Строение атома и атомного ядра
12
2
1
4.1
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Правила смещения при α- и β-распадах.
1
4.2
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
1
4.3
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.
1
4.4
Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
4.5
Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
1
4.6
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
1
4.7
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
1
4.8
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
1
4.9
Фронтальная лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
1
1
4.10
Фронтальная лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
4.11
Фронтальная лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
1
1
4.12
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»
1
1
Резерв
5
ИТОГО
70
10
5