Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А. В. 9 класс

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных ч...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; тематический план с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.

Срок реализации программы: 1 год.

Соотношение количества часов по федеральному БУП, авторской программе и учебному плану школы на 2014-2015 учебный год


класс

количество часов

по федеральному базисному учебному плану

по авторской программе

по учебному плану школы на 2013-2014 учебный год

9

70

70

70

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Отличие рабочей программы от авторской

В 9 классе 1 час резерва использован на выполнение фронтальной лабораторной работы №9 в разделе «Строение атома и атомного ядра».

Формы учебных занятий:

  • Урок-практикум

  • Урок-исследование

  • Комбинированный урок

  • Урок-игра

  • Урок решения задач

  • урок-проект

  • Урок-самостоятельная работа

  • Урок-контрольная работа

Формы контроля:

  • устный счёт;

  • работа по индивидуальным карточкам, электронным карточкам;

  • математический диктант;

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • тестирование (в том числе с помощью компьютера);

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Критерии и нормы оценивания знаний и умений учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

2. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Учебник

Учебные пособия, дидактический материал

Инструмент по отслеживанию результатов

Мультимедийные пособия (диски)

1. Программа. Физика. 7-9 классы/авт.-сост. Гутник Е. М..: Дрофа,2011

Пёрышкин А.В. Физика 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин, - М.: Дрофа

- Рабочая тетрадь по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Касьянов В.А., Дмитриева В.Ф. 2013.

- Тетрадь для лабораторных работ по физике. 9 класс. К учебнику Перышкина А.В. , Гутник Е.М. - Минькова Р.Д., Иванова В.В. 2014

- Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М. - Громцева О.И. 2014

- Физика. 9 класс. Поурочные планы к учебникам Перышкина А.В. и Громова С.В. 2010

- Контрольные работы в новом формате. Физика. 9 класс. Годова И.В. 2011.

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 - 11 классы. - М.: Кирилл и Мефодий.

Интернет - ресурсы:

rosolymp.ru.

school.edu.ru

uchitel-izd.ru

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • демонстрационные пособия по всем разделам курса

  • оборудование для лабораторных работ.


3. Тематический план.


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Законы движения и взаимодействия тел.

26

2

Механические колебания и волны. Звук

10

3

Электромагнитное поле

17

4

Строение атома и атомного ядра

12

5

Резерв.

5

ИТОГО

70


4. Поурочно-тематическое планирование.

№ п.п

Наименование разделов, тем

всего часов

из них

лаборатор

ные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

приме

чание

I

Законы движения и взаимодействия тел.

26

3

2

1.1

Техника безопасности в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

1


1.2

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1


1.3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1


1.4

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1


1.5

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1


1.6

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

1


1.7

Относительность механического движения.

1


1.8

Фронтальная лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

1

1.9

Решение задач по теме «Основы кинематики».

1


1.10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

1

1.11

Инерциальная система отсчёта.

Первый закон Ньютона.

1


1.12

Второй закон Ньютона.

1


1.13

Третий закон Ньютона.

1


1.14

Решение задач на законы Ньютона.

1


1.15

Свободное падение тел.

1


1.16

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1


1.17

Закон всемирного тяготения.

1


1.18

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

1


1.19

Искусственные спутники Земли.

1


1.20

Импульс тела.

1


1.21

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты.

1


1.22

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел.

1


1.23

Закон сохранения энергии.

1


1.24

Решение задач по теме «Законы сохранения»

1

1

1.25

Контрольная работа №2 «Основы динамики»

1

1

1.26

Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

1

II

Механические колебания и волны. Звук

10

1

1

2.1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник.

1


2.2

Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.

1


2.3

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1


2.4

Фронтальная лабораторная работа №3

«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

1

2.5

Фронтальная лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

1

2.6

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны.

1


2.7

Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

1


2.8

Источники звука. Звуковые колебания.

1


2.9

Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

1

1

2.10

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук»

1

1

III

Электромагнитное поле

17

2

1

3.1

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.



3.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1


3.3

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1


3.4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1


3.5

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1


3.6

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1


3.7

Фронтальная лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

1

3.8

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1


3.9

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

1


3.10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

1


3.11

Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1


3.12

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1


3.13

Принципы радиосвязи и телевидения

1


3.14

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления

1


3.15

Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1


3.16

Фронтальная лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1

1

3.17

Контрольная работа № 4

«Электромагнитное поле».

1

1

IV

Строение атома и атомного ядра

12

2

1

4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения. Правила смещения при α- и β-распадах.

1


4.2

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1


4.3

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.

1


4.4

Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.

1


4.5

Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1


4.6

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

1


4.7

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1


4.8

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

1


4.9

Фронтальная лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

1

4.10

Фронтальная лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1


4.11

Фронтальная лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

1

4.12

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

1

1

Резерв

5


ИТОГО

70

10

5




Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А.В. 9 класс

© 2010-2022