Использование интерактивных средств обучения на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на тему :

«Из опыта работы по использованию интерактивных средств обучения на уроках физики и внеучебное время.»

учителя физики МБОУ «Старо-Юрашская СОШ»ЕМР РТ

на заседании ММО учителей физики










В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пасивная, в которой ученик выступает в роли «объекта» обучения;

  • активная, в которой ученик выступает «субъектом» обучения;

  • интерактивная - inter - взаимный, act - действовать. В данном случае процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Что же такое интерактивное обучение? И почему они необходимы при организации учебного процесса в современной школе?

Интерактивное обучение - это такая организация процесса обучения, в котором невозможна пассивная роль ученика, практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, принимать совместное решение.

Интерактивные технологии способствуют установлению эмоциональных контактов между ребятами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Можно выделить такие основные формы организации учебной деятельности с применением интерактивных технологий:

  • создание учебных пособий (презентации Power Point);

  • использование интерактивной доски, документ-камеры;

  • проведение демонстрационного эксперимента с использованием оборудования L-микро;

  • использование мультимедийных продуктов.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах:

1). Объяснение нового материала.

• Подбор текстового и графического материала по теме урока;

• Создание учебно-дидактической презентации;

• Создание наглядного раздаточного материала;

• Создание мультимедийных пособий.

2). Контроль усвоения пройденного материала.

• Разработка контрольных и самостоятельных работ.

• Разработка тестовых заданий.

• Разработка опорных конспектов.

3). Дополнительное образование.

• Организация проектной деятельности учащихся.

• Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.

• Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

4). Закрепление пройденного материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

5). Внеклассная работа по предмету.

Всё это приносит свои плоды усвоение учебного материала происходит более уверенно.

Современный мир меняется очень быстрыми темпами. Сегодня в обществе востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в большом потоке информации (уметь её найти, обработать, применить).

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы уроки физики вызывали интерес у школьников, чтобы ученики не только имели представление о физической картине мира, знали понятия, законы физики, но и могли использовать полученные знания в жизни, умели логически мыслить, а также использовали полученные знания на уроках при изучении других предметов.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, активизировать поисковую и исследовательскую деятельности, которые формируют информационные компетентности учащихся, я активно использую на своих уроках ЭОР.

Применение ИКТ позволяет мне глубже осветить теоретический вопрос урока, помогает учащимся более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

В современном обществе, когда каждый современный ребёнок с детства владеет компьютером и осваивает Интернет-технологии, применение ИКТ в образовательной деятельности даёт обучающимся уверенность в себе, создаёт более комфортные условия для самореализации и творчества, повышает мотивацию обучения, предоставляет большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы, которые поступили в школьную библиотеку: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Используя мультимедийное оборудование, создаю собственные разработки уроков, начиная с конспектов и слайдов. В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.

На уроках объяснения нового материала основной акцент делаю на возможности использования огромного количества наглядного материала, что очень важно на уроке физики. При этом использую как теоретические, так и практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Ребята видят своими глазами, что физика, действительно, вокруг нас. Яркие запоминающиеся схемы, рисунки, анимационные картинки, которых нет в учебниках, нет на плакатах, позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное. Видеозаписи физических экспериментов дают возможность более детально изучить суть физического явления, а также увидеть опыты, которые не всегда есть возможность провести на уроке. Применение интерактивных средств при изучении нового материала позволяют показать ученику реальность происходящих событий, их жизненную необходимость, практическую значимость науки.

Например, при изучении темы в 7 классе «Трение. Трение в природе и технике» показываю видеосюжеты из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР): «Сила трения качения и её применение», «Сила трения покоя, скольжения и качения», «Сила трения при ходьбе».

Использую цифровые ресурсы и при проведении лабораторных и практических работ. Физика - наука экспериментальная и требует проведения большого количества опытов, демонстраций, лабораторных и практических работ. К сожалению, на сегодняшний день, техническое оснащение кабинета физики лабораторным оборудованием в нашей сельской школе очень плохое. В этом случае и выручают ЭОР. Цифровые ЭОР оказывают хорошую помощь учащимся при проведении таких работ. Использование электронных ресурсов вызывает большую познавательную активность у учащихся.

Виртуальные лабораторные работы - эффективные ресурсы, которые создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, измерение какой либо физической величины, сравнить измеренные величины, построить график функции, исследовать его свойства, попытаться выявить закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, опытным путём проверить их справедливость.

Также ИКТ позволяют предварительно заготовить таблицы для лабораторных работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время выполнения лабораторной работы.

Интерактивный режим работы с электронными таблицами позволяет организовать на уроке выполнение исследовательских заданий, связанных с вычислением, графическим представлением информации.

Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает множество дополнительных возможностей. Можно сделать процесс обучения физике значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по физике: «Открытая физика», «Библиотека наглядных пособий. Физика», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики», позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также возможности тестирования аудитории с моментальным выводом на доску полученных результатов, демонстрации тематических видеоматериалов и многие другие полезные функции интерактивных досок.

При работе с интерактивной доской я использую компьютерные интерактивные модели и виртуальные лаборатории, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.

Для более эффективного усвоения материала можно использовать фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений.

Как правило, интерактивную доску использую на всех этапах урока,

Основными формами моей деятельности при создании электронной презентации является:

• при объяснении нового материала - подбор текстового и графического материала по теме урока, создание учебно-дидактической презентации, мультимедийных пособий.

• при осуществлении контроля и проверки знаний - разработка опорных конспектов, тестовых заданий.

• при повторении, обобщении - включены схемы, диаграммы, таблицы, используемые ранее фрагменты презентаций, видеофрагменты и анимация применения изученных явлений или объектов в быту или природе.

Основные способы использования интерактивной доски на моих уроках:

• делать пометки и записи, поверх выводимых на экран изображений;

• работа над таблицами или изображениями;

• управление компьютером без использования самого компьютера;

• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат и в дальнейшем его использовать;

• при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.

Использование интерактивной доски при изучении физики повышает интерес к предмету, приводит к оживлению учеников, вызывает дискуссии, дает возможность завладеть вниманием класса.

Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика, важнейшим элементом триады «учитель - объект познания - ученик» в современном трехкомпонентном педагогическом процессе. Она развивает мыслительную деятельность ученика, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым субъективизирует образование, оживляет интерес к знаниям, формирует качества личности.

С помощью компьютерных анимаций можно показывать схемы процессов, объяснение протекания которых связано со знанием структуры вещества на атомно-молекулярном (давление газов, протекание тока, ядерные реакции) или планетарном уровне (образование ветров, магнитное поле Земли, солнечное затмение). Кроме того, их удобно использовать для демонстрации в динамике принципов действия технических устройств (насос, множительный аппарат, двигатель и т. д.), в которых невозможно увидеть процесс в ходе работы механизма. Анимации призваны облегчить введение абстрактных понятий, физических величин, которые связаны с изменением какого-либо параметра во времени (движение относительно разных систем отсчета, ускорение как изменение вектора скорости, правило буравчика и т.д.)

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой ученикам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, либо приборов, подобных им, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

При подготовке статьи использованы интернет-ресурсы:


  1. openclass.ru/node/124917?page=1

  2. pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=7488&st=1320

  3. openclass.ru/node/289052

  4. openclass.ru/node/318910

  5. festival.1september.ru/articles/570812/

  6. nsportal.ru/shkola/fizika/library/primenenie-ikt-na-urokah-fiziki-1

  7. vio.uchim.info/Vio_108/cd_site/articles/art_4_4.htm

  8. ug.ru/archive/27663

  9. nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/primenenie-eor-v-obrazovatelnom-processe

  10. astersoft.net/ispolzovanie-ehlektronnyh-obrazovatelnyh-resursov

  11. pedsovet.org/index.php?option=com_forum&Itemid=565&showtopic=10280

  12. rusnauka.com/6_NITSHB_2011/Pedagogica/1_80013.doc.htm

© 2010-2022