• Преподавателю
  • Физика
  • Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра естественно-математических дисциплин

Умутбаева Фаувзия Файзрахмановна




Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ


Выпускная аттестационная работа

по дополнительной профессиональной программе

«Теория и методика преподавания естествознания»

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

Дударева Ольга Борисовна








Челябинск - 2015



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


6


  1. Современные психолого-педагогические теории активизации познавательной деятельности учащихся ……………………………….


6

1.2. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ……………………………


16

Выводы по первой главе…………………………………………………

36

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ

38

2.1.Практическая реализация теоретических аспектов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ….


38

Выводы по второй главе…………………………………………………

51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..


53

ПРИЛОЖЕНИЯ





ВВЕДЕНИЕ


Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний - это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета.

Актуальность. Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Поэтому вопросы использования ИКТ в учебном процессе являются актуальными для современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Проблема:

1. На уроках мы столкнулись с проблемой снижения познавательной активности учащихся. Это можно объяснить следующими причинами:

Во-первых, это недостаточная материальная база кабинета. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений.

Во-вторых, нет необходимого программного обеспечения. Те диски, которые продаются в магазинах, не удовлетворяет всем потребностям участников образовательного процесса.

2. Недостаточное количество наглядных пособий, нехватка инструментов и материалов для уроков естествознания. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных на уроке. Методика проведения уроков естествознания предусматривает широкое использование наглядных средств обучения, в число которых входят и компьютерные презентации.

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Целью данной выпускной аттестационной работы является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение.

Объект исследования - познавательная деятельность учащихся.

Предмет исследования - активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ.

Гипотеза исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках естествознания будет эффективна если на практике реализовать психолого-педагогические теории активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Изучить современные психолого-педагогические теории раскрывающие сущность активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ в образовательном процессе;

  2. Раскрыть специфику активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ;

3. На практике реализовать психолого-педагогические теории активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ в образовательном процессе.

Методологическая база исследования: необходимость развития познавательной деятельности отмечали в своих трудах многие педагоги прошлого, в том числе А.Я.Герд, Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.

Практическая значимость заключается в том что, материалы выпускной аттестационной работы могут быть использованы педагогами при преподавании предмета естествознание,а также на курсах повышения квалификации.

Базой исследования является МБОУ СОШ№87 города Челябинска.

Аттестационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. Современные психолого-педагогические теории активизации познавательной деятельности учащихся

В связи с тем, что речь в данном исследовании пойдет об активизации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе, считаем необходимым провести анализ содержания основных понятий: познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности учащихся; остановиться на специфике феномена обучение.

Нами установлено, что общепринятым в педагогической науке является определение понятия обучения как - напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [2].

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом от отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть нечто иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Анализ научной литературы показал, что познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно-полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении [19].

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т. к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [14].

Важно отметить, что отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Установлено, что в структуре активности выделяют следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и другие [16].

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные обучающиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности [7].

Изучение научных источников позволяет нам утверждать, что управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Именно этой формулировкой данного понятия мы будем руководствоваться в ходе данного исследования. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса[20].

Выявлено, что в педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы товарищей, заниматься обучением отстающих, самостоятельно выбирать посильное задание, создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий[10].

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося [20].

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения. Вот почему активизация познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [8].

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что она должна быть направлена на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественно - научного мышления и т. д.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [10].

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности познавательной деятельности характеру практических задач.

Не менее важным при организации познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [15].

Очень важно чтобы учебно - познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно - познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно - познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося школы. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, так как существует очень много психофизических особенностей: адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т. п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, то есть реализовать принцип индивидуализации учебного процесса [12].

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, то есть реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно - познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов, поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно - познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить [9].

Принципы активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность учащихся [20].

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности в литературе [16] выделяют следующие:

- творческий характер учебно - познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно - познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме [10].

- игровой характер проведения занятий включает в себя фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает ее участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя невозможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение [4].

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, таких как программированные задания, домашние эксперименты, моделирование и т.д.

Активизация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно - исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности [6].

В процессе приобретения учащихся знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося .

В процессе обучения учащегося также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Нам импонирует мнение Г.И. Щукиной, которая считает[20], что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками [20]. А также мнение А.М. Смолкина, который указывает [14], что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [20]. В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащегося, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

- метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес у ней.

- метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями [1].

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

- метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерности решения проблем.

- метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Обобщая вышесказанное, отметим, что активизация познавательной деятельности возможна только в том случае, когда у учащегося активно будет работать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, чтобы достичь этого, необходимо использовать в обучении преподавателем следующих принципов: проблемности, практической направленности, исследования, а также применять на занятиях состязательность, игры, самостоятельные работы творческого характера.

Кроме принципов, приемов и факторов, преподаватель должен применять в своей деятельности и методы активизации познавательной деятельности.


  1. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания средствами ИКТ

В предыдущем параграфе были рассмотрены уровни познавательной активности, принципы, факторы, побуждающие к познавательной активности. Далее логичным считаем остановиться подробно на анализе методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Анализ научной литературы и наш практический опыт показал, что степень активности учащихся является реакцией; методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Нами установлено что, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

  1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

  2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план - конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план - конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащегося теоретического и образно - предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащиеся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

  1. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается группе конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:

- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются не точно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать).

- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся. Многие преподаватели пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:

- карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

- карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

- карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений:

- карточка с вопросами для размышлений;

- карточка с расчетной задачей;

- карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений:

- карточка с немым рисунком.

Возможно использование в нескольких вариантах. Для всей группы два-четыре варианта и как индивидуальное задание. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

Тестовые задания.

Их применяют также и в индивидуальном порядке и для группы в целом.

В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

Метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно - следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимы для выбора целесообразного решения [18].

Данный метод включает в себя:

- выдвижение проблемного вопроса

- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу

- демонстрацию опыта или сообщения о нем - основу для создания проблемной ситуации

- решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.

Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера. Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным учащимся, а аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы. Одним из таких методов является частично - поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой группы. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт для объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы. Например, частично - поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельно выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Методы устного изложения. К ним относятся рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

- компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся - консультанты из других групп)

- задание распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым учащимся будет неинтересно выполнять сложные задания, а сильным - простые

- оценивать деятельность группы и индивидуально каждого учащегося

- давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Приведем пример урока (план-конспект) естествознания по теме: «Витамины», где используются различные методы активизации познавательной деятельности. (Приложение 1)

Активизация познавательного интереса на уроках естествознания

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Мозг учащегося устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли учащегося в работу.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

- привлечение учащихся к целям и задачам урока;

- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

- включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

Желание каждого преподавателя - привить любовь и интерес к своему предмету. Однако программа по естествознанию в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся .

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал преподаватель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности естествознания способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

В каждом учащемся живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому при изучении естествознания для активизации познавательной деятельности рекомендуют использовать:

- фронтальные опыты. Особенно ярко это прослеживается, когда проходят некоторые темы по естествознанию в области химии. Фронтальные наблюдения убеждают учащегося в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.

- уроки - исследования, где предметом ученического исследования является «пере открытие» уже открытого в науке, вместе с тем для учащегося выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Учащиеся во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные учащимися, как ответ на проблемный вопрос преподавателя. При выполнении лабораторной работы можно предложить учащимся самим предложить порядок ее выполнения и необходимое оборудование. Если учащемуся трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования.

Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют учащемуся составить план изучения явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал..

Научить всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно, добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника.

Поэтому читая лекции, нужно оставить в них «белые» пятна, которые учащиеся должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить понять входящие в нее вопросы.

Лекция как эффективное звено учебно - воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение обучающихся. Лекцию проводят с учетом возрастных возможностей, уровня знаний обучающихся.

На начальном этапе проведения лекции обучают умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект, объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни.

При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если преподаватель говорит медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит, это главная мысль, т. е. это нужно записать.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом уроке. Лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность обучающихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.

В лекциях можно использовать элемент занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно - популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых - химиков, физиков и биологов.

Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.

Эксперимент. Важную роль играет демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по естествознанию, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно - следственные связи.

Самостоятельные работы. Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения. Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса.

В данном параграфе мы рассмотрели методы активизации познавательной деятельности обучающихся средствами ИКТ, которые можно использовать на уроках естествознания. В результате, для преподавателя имеется большой выбор методов, которыми он может воспользоваться в зависимости от типа занятия.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения.

В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.

Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции.

Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:

1. Интенсификация учебного процесса;

2. Активизация познавательной деятельности обучающихся;

3. Формирование образовательных компетенций;

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных;

5. Осуществление самообразования;

6. Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

Например, при знакомстве с новым материалом может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.

На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса, электронного тренажера с помощью которого обучающийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой обучающийся не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т. д.).

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У обучающихся появляется желание создать подобный электронный продукт. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Обучающиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников [12].

Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по - настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Активизация познавательной деятельности - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно - практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.).

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельность обучающихся.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения.

В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы.

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности обучающихся, актуальна и требует решений.

В любой педагогической деятельности как одно из средств активизации используется информационно-коммуникационная технология обучения.

Информационно-коммуникационные технологии

Одной из главных задач школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, передать информацию, проектировать объекты и процессы. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.

Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.

Благодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность обучающихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы.

ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке.

При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения.

Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у обучающихся, ведь молодое поколение уже не мыслит свою жизнь без компьютеров.

В то же время компьютеры в нашей стране имеет не каждая семья. В связи с этим, уроки с применением ИКТ приобщают молодых людей к новым компьютерным технологиям, реализуют возможность овладения технической информацией в школе.

Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Использование ИКТ на уроках упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результа

Чтобы использовать электронные материалы, учителю необходимо определить, где на уроке будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.

На уроках информационные технологии используют направленно с целью:

- повышения познавательного интереса к изучаемому предмету;

- расширения границ информационного поля путем применения новых средств обучения;

- использование новых форм наглядностей, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках;

- развития мышления, воображения;

- способности давать самооценку;

- планировать свои действия;

- мотивационного компонента учебной деятельности.

Типы и этапы уроков с применением ИКТ:

1. Объяснение нового материала учителем (беседа с применением проектора или телевизора) - необходим 1 компьютер;

2. Самостоятельное изучение обучающимися учебного материала за индивидуальным компьютером

3. Самостоятельная творческая работа обучающегося. Использование материалов мультимедийного учебника и сети Интернет для творческой работы обучающегося над рефератом, проектом. Материал предъявляется в виде презентации - работа на 1 компьютере по очереди;

4. Коррекционная работа - 1 компьютер (работа по очереди).

Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке электронного учебного материала являются:

1. Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом;

2. Организация внутри классной активизации, инструктаж, управление;

3. Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи;

4. Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока.

Если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени.

Также применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках естествознание, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний обучающихся, а также в выполнении творческих домашних заданий.

Использование компьютерных технологий на уроках естествознание позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Надо сказать также, что компьютеры способны не только обеспечить реализацию принципа наглядности в обучении, но и изменить представление об этом методическом принципе.

Мультимедийные презентации по предмету естествознание стали уже обязательными в объяснении новой темы, эффективными на уроках обобщения и систематизации изученного. Применение слайд - фильмов (Power Point) во время урока естествознание обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд - фильмов используется сканированный материал, информация сети Интернет, видеофрагменты, а также создаются материалы в различных программах. По сравнению с традиционными формами обучения школьников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ.

Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможность доступа к современной, свежей информации, осуществление «диалога» с источником знаний, к новой форме оценке знаний. Использование компьютера на уроке естествознание должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит его использовать там, где более эффективны другие средства обучения.

К информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Помимо уроков погружения в новую тему, использование компьютера эффективно при закреплении знаний.

Одним из видов такой работы могут быть игровые фрагменты уроков, которые делают его привлекательным и по-настоящему современным. Во время интересной работы у обучающегося развиваются познавательные процессы, внимание, память, воображение, речь.

Огромный интерес у учеников вызывает работа по разгадыванию кроссвордов, ребусов. Дети могут работать индивидуально или группами. Вместе решая, рассуждая, сопоставляя, обучающиеся, во-первых, учатся работать командой, во-вторых, появляется дух соперничества и желание опередить. За счёт смены игр и их малой продолжительности у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на уроках. Один из эффективных способов обучения - тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу ученика с компьютерной программой, предложенной учителем.

Обучающийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.

А учитель видит, кто нуждается в помощи и работает индивидуально с ребёнком. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности. После каждого выполненного задания компьютер поощряет ученика словами: «молодец», «умница». Иногда это бывает спецэффект в виде салюта, распускающихся цветов и т. д.

Применение компьютеров на уроке естествознание создаёт эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей с проблемами здоровья. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно компьютерных технологий, оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Надо отметить, что информационно-коммуникативные технологии позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;

2. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

3. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

4. Мобилизовать внимание обучаемого;

5. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

6. Выходить в мировое информационное сообщество;

7. Использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях;

8. Ученик, эффективно и умело владеющий технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Обучающийся становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим и настойчивым.

Можно сделать общие выводы о возможности использования ИКТ на уроках естествознание:

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и обучающихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения естественных наук;

2. Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии;

3. Использование ИКТ на уроках естествознания дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности;

4. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку естествознание, используя различные источники;

5. Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания;

6. Применение ИКТ на уроках естествознание позволяет обучающимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме;

7. Систематичное и активное использование ИКТ на уроках естествознание приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. ИКТ на уроках естествознание незаменимы.

Важнейшая особенность уроков естествознание состоит в том, что объектом его изучения является природа.

Эта особенность требует применение преимущественно практических методов:

- различение;

- распознавание объектов;

- наблюдение их строения и свойств;

- моделирование процессов и организмов и связей организмов в природе.

Также иных разнообразных средств обучения, на таких уроках можно использовать Интернет, презентацию, интерактивную доску.



Выводы по первой главе

Активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развитие и воспитания.

Проведя анализ современных психолого - педагогических теорий активизации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе мы уточнили понятия познавательной деятельности и активизации познавательной деятельности. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Под активизацией познавательной деятельности мы в данном исследовании понимаем - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.

Активизация познавательной деятельности возможна только в том случае, когда у учащегося активно будет работать мыслительный и практический учебно - познавательный процесс, чтобы достичь этого, необходимо использовать в обучении преподавателем следующих принципов: проблемности, практической направленности, исследования, а также применять на занятиях состязательность, игры, самостоятельные работы творческого характера.

Огромную роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания играет использование различных ИКТ.

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ

2.1. Практическая реализация теоретических аспектов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Цель исследования - провести анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение. Для этого нами были использованы эмпирические методы (анкета диагностирующая отношение обучающихся к предмету естествознание); методы количественной обработки данных; интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).

Одним из способов познавательной деятельности является повышение мотивации учащихся.

Исследование проходило в два этапа: 1 этап - констатирующий (входящий контроль) - сентябрь 2014г., 2 этап - итоговый контроль - январь 2015г.

В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса МБОУ СОШ№87 города Челябинска ,изучающие предмет естествознание.

С помощью анкетирования было проведено исследование, цель которого - выяснение причин, почему учащиеся слабо заинтересованы в изучении предмета естествознание и определение возможных путей повышения мотивации в изучении данного предмета.

Задачами данного исследования являются:

- определить основные причины слабой мотивации учащихся учебной деятельности по естествознанию

- разработать и ввести в программу курса естествознание комплекс мероприятий по активизации познавательной деятельности учащихся

- оценить эффективность внедренного комплекса мероприятий по активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях курса естествознание.

Анкета была представлена в виде таблицы и состояла из 7 вопросов. В анкетировании принимал участие 5 класс. (Приложение 2)

Результаты входящей диагностики, позволяют сделать следующие выводы о причинах слабой мотивации учащихся к учебной деятельности по естествознанию.

Так, при ответе на вопрос о том, бывает ли на уроках интересно, 60% опрошенных отметили, что на уроках естествознания им интересно, 9% что не всегда, а лишь периодически проявляют интерес, и почти третьей части группы (31%) преподаваемые уроки по данному предмету не интересны.

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознанияРис. 1. Диаграмма ответов на вопрос 1 анкеты


Результаты итогового контроля представлены в таблице и диаграммах.

Так нами отмечено, что на первый вопрос, касающийся заинтересованности учащихся на уроке можно отметить, что количество учащихся, дающих положительный ответ увеличилось на 23% , в свою очередь показатель отрицательных ответов уменьшился на 19%. При ответе на вопрос нравится учитель, как педагог положительных ответов стало больше на 16%. На следующий вопрос анкеты, в котором спрашивалось нравиться ли получать хорошие отметки, 84% учащихся ответили да, тем самым увеличив первый результат на 11%. Отвечая на четвертый вопрос анкеты, где речь велась о том, что сами учащиеся стремятся получать знания или их заставляют родители, показатель ответов, подтверждающий, что есть желание самим получать знания по сравнению с входящим контролем увеличился на 8%. Также увеличилось количество учащихся, ответивших положительно на вопрос о пользе естествознания для будущей жизни, а именно на 29%. Самое большое увеличение положительных ответов, а именно на 32% получилось при ответе на последний вопрос анкеты, где спрашивалось, много ли нового учащиеся узнают на уроках естествознания.

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознанияРис. 2. Диаграмма ответов на вопрос 6 анкеты

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод, что:

- на занятиях по предмету естествознание далеко не всегда интересно учащимся, о чем свидетельствует показатель 31%, т.е. третья часть класса не заинтересована в получении знаний.

- преподаватель, как педагог нравится, значит, причина в низкой познавательной деятельности кроется в чем- то другом.

- учащимся интересно на таких уроках, когда проходят исследовательские работы, ставятся проблемные вопросы, получают знания, которые им пригодятся в дальнейшем. Практически всегда на подобных занятиях они получают хорошие отметки - это указали 73%.

- большинство учащихся сами стремятся получать знания (80%), но настораживает тот факт, что некоторые учатся без желания, одна из причин - это неинтересные занятия.

- материал занятий содержит мало информации связанной с практическим применением знаний в повседневной жизнию

Исходя из полученных данных, полагаем необходимым осуществить ряд коррекционных мероприятий, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся. В связи с тем, что данная работа должна носить системный характер нами была разработана Модель активизации познавательной деятельности учащихся, которая представлена ниже.

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознанияАттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознанияАттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Рис. 3. Модель активизации познавательной деятельности учащихся на уроках Естествознания

Описание модели активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках естествознания .

Целью данной модели является развитие познавательной деятельности учащихся на уроках Естествознания. Данная модель состоит из следующих 3 этапов:

- пропедевтический;

- деятельностный;

- развивающий.

Остановимся более подробно на специфике каждого этапа. Так на пропедевтическом этапе решаются задачи:

1. активизировать информационный поиск в деятельности посредством использования приемов репрезентативных систем восприятия

2. развивать сензитивность к новым, нестандартным идеям

3. инициировать знакомство с приемами индивидуального и группового самоанализа.

Используются формы работы с учащимися такие как, познавательные дидактические игры, соревнования, экскурсии, индивидуально-групповые практические задания.

Оптимальными для обучения учащихся на данном этапе, с нашей точки зрения являются методы: беседа, наблюдение, групповые пазлы, разрешение проблемных ситуаций, задач неопределенного характера.

Мы прописали основные этапы реализации модели: пропедефтический, деятельностный, развивающий.На каждом этапе решаются определенные задачи.Для решения данных задач используются различные формы.Но воплощение этих форм, задач для активизации познавательной деятельности возможно и эффективно с применением средств ИКТ. Используя модель активизации познавательной деятельности можно достичь планируемые результаты.Применение ИКТ совершенствует все виды познавательных мотивов(интерес к знаниям,к содержанию и прцессу учения).

Приведем пример фрагмента урока на деятельностном этапе реализации модели. Урок-игра проводится по аналогу телевизионной передачи «Своя игра». Проводится в завершении изучения раздела «Кинематика».

Цель игры: развитие познавательной активности учащихся средствами ИКТ, расширение кругозора.

Задачи:

  1. Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Кинематика».

  2. Предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности и продемонстрировать эрудицию.

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

  4. Пропаганда культа знаний.

Тип урока: урок применения полученных ранее знаний, формирования коммуникативных и познавательных навыков обучающихся

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход игры. Класс делится на команды.

Игра проводится в два тура. Второй тур - суперигра. Вопросы разделены на тематические разделы, каждый раздел содержит 5 вопросов, стоимость которых варьируется от 10 до 50 баллов. Баллы суммируются, в случае неправильного ответа, ход переходит к команде соперников.

Перед началом игры проводится жеребьёвка, учитель задает вопрос: «в каких единицах измеряется центростремительное ускорение?» (м/с2).

Команда, давшая правильный ответ, начинает игру.

Раздел

Вопросы

Ответы

Цена (баллы)

Содержание

Относительность движения

10

Во время империалистической войны, как сообщали газеты, с французским летчиком произошел совершенно необыкновенный случай. Летая на высоте двух километров, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то мелкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал... германскую боевую пулю!

Не правда ли, это напоминает россказни легендарного барона Мюнхгаузена, будто бы ловившего пушечные ядра руками?

А между тем в сообщении о летчике, поймавшем пулю, нет ничего невозможного. Объясните почему.

Пуля ведь не все время движется со своей начальной скоростью 800 - 900 м в секунду. Из-за сопротивления воздуха она постепенно замедляет свой полет и к концу пути - на излете - делает всего метров 40 в секунду. А такую скорость развивает и самолет. Значит, легко может случиться, что пуля и самолет будут иметь одинаковую скорость; тогда по отношению к летчику пуля будет неподвижна или будет двигаться едва заметно. Ничего не будет стоить тогда схватить ее рукой, - особенно в перчатке, потому что пуля, движущаяся в воздухе, сильно разогревается

20

Во время автомобильного пробега Ленинград - Тифлис (в 1924 г.) крестьяне кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо них автомобили, кидая пассажирам арбузы, дыни, яблоки. Действие этих невинных подарков оказывалось вовсе не приятным: арбузы и дыни вдавливали, сминали и ломали кузов машины, а яблоки, попав в пассажира, причиняли серьезные увечья. Почему?

Собственная скорость автомобиля складывалась со скоростью брошенного арбуза или яблока и превращала их в опасные, разрушительные снаряды. Нетрудно рассчитать, что пуля в 10 г весом обладает такой же энергией движения, как арбуз в 4 кг, брошенный в автомобиль, который мчится со скоростью 120 км в час, Пробивное действие арбуза при таких условиях не может, однако, сравниться с действием пули, так как арбуз не обладает ее твердостью.

30

По реке плывет весельная лодка и рядом с ней-щепка. Что легче для гребца: перегнать щепку на 10м или настолько же отстать от нее?

Безусловно, верно, что пристать к какому-нибудь пункту берега, двигаясь против течения, труднее, чем по течению. Но если пункт, которого Вы желаете достигнуть, плывет вместе с Вами, как щепка на реке, - дело существенно меняется. Надо иметь в виду, что лодка, движимая течением, находится по отношению к несущей ее воде в покое. Сидя в такой лодке, гребец работает веслами совершенно так же, как в неподвижной воде озера. На озере одинаково легко грести в любом направлении; то же самое будет и в текущей воде при наших условиях.

Итак, от гребца потребуется одинаковая затрата работы, безразлично - стремится ли он обогнать плывущую щепку или отстать от нее на такое же расстояние.

40

Кто куда движется?

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания

Относительно чего? - такой вопрос должны задать учащиеся

50

Аэростат несется ветром в северном направлении. В какую сторону протягиваются при этом флаги на его гондоле?

Если аэростат несется течением воздуха, то скорость обоих одинакова: аэростат и окружающий его воздух находятся в покое один относительно другого. Значит, флаги должны свисать отвесно, как в неподвижном воздухе в безветренную погоду. Люди в гондоле такого аэростата не ощущают ни малейшего ветра, хотя бы их мчал ураган.

Свободное падение 10

20

Сколько весит тело, когда оно падает?

Вес тела равен нулю

30

Почему струя воды при падении на Землю разбивается на отдельные капли?

Скорость падения нижней части потока больше, чем скорость его верхней части

40

Кто впервые измерил ускорение свободного падения тел?

В 1656 году Гюйгенс с помощью маятниковых часов

50

Где ускорение свободного падения больше: на полюсе или на экваторе.

Почему?

На полюсе.

20

Какой угол должна составлять начальная скорость тела с горизонтом, чтобы дальность полета в отсутствие сопротивления была максимальной?

45°

30

Как сила сопротивления влияет на баллистическое движение и на максимальную дальность полета снарядов и пуль?

Реальные движения тел в земной атмосфере, происходит по баллистической траектории, существенно отличающейся от параболической из-за сопротивления воздуха.

Чем больше сопротивление воздуха, тем меньше дальность полета (ответ на слайде)

40

Какая пуля упадет на Землю раньше: вылетевшая при выстреле из горизонтально расположенного ружья или случайно обронённая с той же высоты в момент выстрела ружья?

Упадут одновременно

Суперигра

Проведение данного этапа позволяет сохранить интригу до конца урока. Даже проигрывающая команда, всегда может взять реванш. Каждая команда делает ставку, исходя из суммы баллов, заработанных в первом туре.

Команда может пойти ва-банк, тогда в случае выигрыша сумма удвоится, но обнулится при неправильном ответе. Команда также может разыграть любую сумму, но не больше заработанной в предыдущем туре. Такой подход позволяет сохранить интригу в игре до самого последнего этапа.

Задание суперигры:

Он родился необычайно слабым. Он был так мал, что его можно было бы искупать в большой пивной кружке. Несмотря на явные способности, успехами в учении он не блистал. В списке успеваемости он находился на предпоследнем месте, до тех пор пока задумав наказать своего обидчика, решил обойти его в списке успеваемости. Увлёкшись, он легко, просто легчайшим способом, совершенно без натуги обошёл не только своего врага, но и всех остальных учеников класса.

Назовите фамилию ученого.

При завершении деятельностного этапа, результаты будут следующими

1. широкий кругозор, анализ и отбор ресурсов для решения задач дивергентного типа

2. обострение конфликтов в работе с противоречиями при решении дивергентных задач

3. устойчивая учебная мотивация

4. самостоятельность в познавательной активности.

На развивающем этапе решаются задачи:

1. способствовать формированию умений устойчиво, осознанно, самостоятельно осуществлять реконструктивное, конструктивное и комбинаторное творчество; проводить рефлексию собственной деятельности

2. способствовать мотивации к познавательной деятельности

3. способствовать развитию мотивации достижения успеха.

Используются формы работы с учащимися такие как, индивидуально-групповые, коллективные дискуссионные игры, исследовательские проекты, интеллектуальный марафон, «бой эрудитов».

Оптимальными для обучения учащихся на данном этапе, с нашей точки зрения являются методы: индуктивный, дедуктивный, системно-структурный анализ противоречий, проблемных задач, моделирование учебных ситуаций; «мозговой штурм», дискуссий, творческих проектов, самонаблюдения и самоконтроля.

Таблица № 1

Динамика результатов входящего и итогового контроля


№ п/п

Критерии (или параметры)

Результаты входящего контроля

(в %)

Результаты итогового

контроля

(в %)

1

Заинтересованность на уроке


Интересно на уроке

60%

83%

Не интересно на уроке

31%

12%

Иногда интересно

9%

5%

2

Нравится учитель, как педагог?


Да, нравится

70%

86%

Не нравится

19%

8%

В зависимости от ситуации

11%

6%


3

Нравится получать хорошие оценки?



Да, нравится

73%

84%


Безразлично

16%

8%


Иногда

11%

8%

4

Сами стремитесь получать знания?



Стремятся сами

80%

88%


Заставляют родители

20%

12%

5

Полезен предмет для будущей жизни?




Предмет полезен для будущей жизни

50%

79%


Предмет не полезен для будущей жизни

50%

21%

6

Узнаю я много нового на уроках?




Да, узнаю много нового

55%

87%


Нет

45%

13%

Аттестационная работа Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естествознанияРис. 4. Диаграмма динамики результатов входящего и итогового контроля (Вопрос 1 )

Доказав, что по каждому из положений анкеты имеется положительная динамика в развитии активности познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания, то можно сделать вывод - разработанная и внедренная нами Модель является эффективной.

Выводы по второй главе


1. Целью данного исследования было провести анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение

2. Результаты первого этапа (входящий контроль) исследования показали низкий уровень заинтересованности учащихся в изучении предмета естествознания.

3. В результате, после повторного анкетирования показатели увеличились значительно, что свидетельствует о том, что мы добились положительных результатов в ходе нашей работы.

4. Внедрили модель активизации познавательной деятельности учащихся на уроках Естествознания, содержащей различные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ, доказали ее эффективность.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития среднего образования проблема активизации познавательной деятельности средствами ИКТ обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности средствами ИКТ вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств обучающихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности обучающихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Одними из таких активных методов в естествознании является проблемное обучение, эксперимент, эвристический метод. Данные методы являются не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по естествознанию, но и способствуют развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивают самостоятельность, дают возможность проведения работ исследовательского характера.

Таким образом, цель данного исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, - Троицк, 2005.

  2. Альфонсо, В.Х. Пути активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук.- Минск, 1984.

  3. .Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

  4. Демина, Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе: канд. пед. наук. - М., 1966.

  5. Дистервег. Избр. Педагогические сочинения. - М., 1956.

  6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. - М. 2002.

  7. Коллективная учебно - познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И. Б. - М., 1985.

  8. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. С. - Пб.: Знание, 2006.

  9. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. -1982. - № 4. - С. 5-17с.

  10. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Академия, 2004.

  11. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. - М., 1968.

  12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий,2005

  13. Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка. - М.,1987.

  14. Смолкин, А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991.

  15. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Дрофа, 1984.

  16. Хорошенкова, А.В. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманизации современного образования. - Волгоград, ВГПУ, 2010.

  17. Шамова, Т. И. Влияние предварительных действий на формирование познавательной потребности \\ Сб. Формирование духовных потребностей школьников. - Новосибирск, - 1966. - С. 98 -102.

  18. Шамова, Т.И. Проблемный подход в обучении. - Новосибирск, 1969.

  19. Шапошникова, И.Г. Формирование познавательного интереса учащихся через организацию домашней работы \\ Сб. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. - Л., 1979. - С. 102 -107.

  20. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982.


© 2010-2022