Готовимся к введению ФГОС ООО: уроки физики в системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Введение ФГОС ООО  обязывает учителя физики  осуществлять на уроке системно-деятельностный подход к обучению. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. Какими же средствами решать поставленные задачи, какими приемами можно пользоваться для достижения цели? Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению? Данная статья  содержит описание очень продуктивной образовател...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКИПКРО

Конференция, посвящённая памяти Давыдова В.В.

Секция 2

«Урок в контексте развивающего обучения»


Уроки физики в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

(Каптелова Н.В., учитель физики гимназии № 79).

Изучение предмета «физика» начинается с 7 класса. Возможные варианты: 1) дети пришли из традиционного обучения, у многих уже сложилось негативное отношение к учёбе и куча школьных комплексов, полное отсутствие или зачаточное состояние таких учебных действий как целеполагание, планирование, моделирование, конкретизация, самоконтроль и самооценка, стереотипное мышление, отсутствие учебной мотивации.

2) дети пришли из развивающего обучения с более или менее сформированными учебными действиями, более гибким творческим мышлением, учебной мотивацией, коммуникативными навыками. И в том, и в другом случае учитель физики может и должен начинать обучение детей в системе развивающего обучения. Только при первом варианте он должен взять на себя функции учителя начальной школы и на уроках физики создать условия для формирования учебных действий у учащихся и освоения ими способа деятельности. При втором варианте учитель физики должен продолжать развитие и совершенствование учебных действий учащихся, которые они уже освоили в начальном звене.

Физика - благодатный учебный предмет для практической реализации развивающего обучения, т. к. позволяет процесс познания осуществлять через «квазиисследовательскую» деятельность. Многочисленные опыты, наблюдения, эксперименты позволяют учащимся освоить научный метод познания, что обеспечивает формирование у них теоретического мышления, положительных мотивов учения и творческого отношения к познавательной деятельности.

Наиболее эффективно развивающее обучение может быть реализовано с использованием психодидактической технологии творческого развития, разработанной в Лаборатории учебной деятельности при Башкирском педуниверситете под руководством Рахимова А.З. Работу данной лаборатории более 20 лет курировал сам В.В.Давыдов. Данная технология - это педагогическая технология, разработанная в русле психолого-дидактической теории развивающего обучения на основе концепции содержательного обобщения и концепции учебной деятельности (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Педтехнология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата. Приступая к организации обучения по данной технологии, учитель должен отчётливо представлять как принципы этого обучения в целом, так и его важнейшие особенности на разных этапах.

Структура урока в данной технологии соответствует структуре учебной деятельности.

1 этап - ориентировочно-мотивационный (этап постановки учебной задачи вместо традиционной проверки домашнего задания) - 10 мин:

1) Проверка творческой домашней работы

2) Выравнивание знаний (стартовых позиций) учащихся. (Повторение не просто прошлого урока, но активизация всех необходимых знаний, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Учитель готовит заранее ключевые вопросы, чтобы обеспечить вспоминание, припоминание, дополнение, выравнивание)

Ситуация успеха (учащимся предлагаются задания, которые они успешно выполняют на основе имеющихся знаний).

3) Проблемная ситуация. Ситуация всеобщего неуспеха. Постановка учебной задачи. (Учитель создаёт ситуацию, в которой учащиеся входят в затруднение и осознают недостаток знаний, что позволяет им сформулировать учебную задачу).

4) Самооценка 1-го этапа.

Создание проблемной ситуации - ключевой момент 1-го этапа, его сердцевина. Для учителя физики, который начинает учить детей в 12-13 лет, проблема формирование познавательной потребности стоит в полный рост - предыдущие 6 лет учения в школе отбивают у многих семиклассников всякую потребность в познании чего-либо духовного. Если учитель это осознаёт, то он всяческими путями стремится заманить ученика в проблемную ситуацию. Заманить, а не загнать! Как это делать? Физика предоставляет огромный выбор средств создания проблемных ситуаций: эффектные опыты, факты из истории физических открытий, жизненные ситуации, фокусы, парадоксы, практические задачи и т. д.

Проблемная ситуация должна казаться легкоразрешимой, не отпугивать сложностью и невозможностью разрешения, т.е. решение проблемной ситуации должно находиться в зоне ближайшего развития ученика.

2 этап - операционально-исполнительский - решение учебной задачи и формирования учебной деятельности вместо традиционного объяснения нового материала - 25 мин.

Основная функция разработчика технологии - расчленение учебной задачи на составляющие части, элементарные, простейшие учебные задачи, через которые идёт диалектический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, синтетическому понятию, повторяющий исторический путь открытия физического знания. При этом формируются учебные действия и общий способ мышления. Обязательное требование технологии - решение учебной задачи в моделировании. Каждое задание-шаг сопровождается групповым обсуждением и самооценкой. Если мы хотим учащихся учить нормально и мотивировано, то оценка должна быть немедленной и регулярной, а не отсроченной и нерегулярной. Отсутствие регулярной оценки ведёт к расхолаживанию учащихся. Немедленность оценки - условие эффективности обучения, служит повышению развивающего эффекта технологии. На основе шаговых самооценок складывается итоговая самооценка 2-го этапа.

Учитель сам ничего не рассказывает, только корректирует, помогает, управляет. Все знания учащиеся добывают сами из анализа предложенных учителем задач, сами строят модели в графической, знаковой, символической формах, делают выводы, формулируют определения, открывают общие способы. Дети творят сами!

Организация учебной деятельности учащихся на уроке соответствует принципу единства индивидуальной и групповой работы (каждый учит каждого, каждый учится у каждого). А это возможно лишь при громкой речи - весь урок в классе красивый ровный шум, гул. В соответствие с теорией поэтапного усвоения умственных действий Гальперина П.Я. технология рекомендует добываемые учащимися знания проговаривать в громкой речи, затем шёпотом, затем с закрытыми глазами в уме.

Лозунг «учить детей учиться» данная технология позволяет в полной мере реализовать на деле, а не на словах, так как вооружает учащихся способом учебной деятельности. Технология позволяет у каждого ученика сформировать умение ставить учебную задачу и цель, способность её решать, контролировать и оценивать свою деятельность, каждого ученика делает способным.

3 этап - рефлексивно-оценочный («обратная перемотка нашего сознания за 5 мин») - вместо традиционного закрепления - 5 - 10 мин.

1) Предъявление учащимся обобщающих вопросов

2) Проговаривание вслух и про себя цели, этапов усвоения, формулировок выводов, законов

3) Итоговая самооценка (Получение самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием технологии обучения, что соответствует психологической науке. Итоговая самооценка производится с учётом всех промежуточных оценок, но не является среднеарифметической, но качественной, скорректированной самим учеником. Она проговаривается в группе. Через самооценку вырабатывается совесть.)

4) Предъявление домашнего задания в 3-х уровнях:

1.Репродуктивный (уровень Госстандарта, обязательный для всех)

2.Полутворческий (задания на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей)

3. Творческий (чистое творчество: сочинить сказку, нарисовать рисунок…)

2 и 3 уровни выполняются по желанию.

Данная технология универсальна, её может использовать любой учитель-предметник.

Данная технология гарантирует высокие результаты обучения как следствие эффективного формирования познавательной мотивации учащихся, устойчивого интереса к предмету, овладения учащимися способом деятельности.

Данную технологию эффективно можно использовать в среднем звене - в 7-8 классах исходя из психологических особенностей подросткового возраста и учитывая, что ведущей деятельностью данного возраста является общественно-полезная деятельность. В начале обучения доля организующего начала учителя велика, но постепенно по мере освоения учащимися учебных действий учитель делегирует им свои функции. В 9 классе следует организовывать учебный процесс в основном как самостоятельную познавательную деятельность (работа с учебным текстом, исследования, проекты), постепенно от групповых форм деятельности переводить учащихся к индивидуальной. Данная технология используется для организации учебной деятельности в классно-урочной системе. Во внеурочное же время очень эффективно осуществлять учебную деятельность через метод проектов. Метод проектов также является технологией развивающего обучения.

В психологии установлено, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общественно-полезная деятельность, предметом которой является сам способ организации совместной коллективной деятельности подростков. Общение по предметному содержанию коллективной деятельности носит личностный характер и выступает в качестве формы сотрудничества равноправных субъектов учебной деятельности. Проблемой для учащихся становится сам способ сотрудничества партнёров, инициирующих собственные цели в учебной деятельности. Овладение способом совместной деятельности по форме всеобщего труда превращает подростка в подлинного субъекта любой социально нормируемой деятельности.

Наиболее адекватной формой осуществления такой учебной деятельности, как утверждают психологи, является кружковая работа, осуществляемая либо вне учебной программы (как её дополнение), либо включенная в программу в качестве её центрального элемента. В такой учебной деятельности меняется роль учителя: он может быть только членом коллектива - и в отношении прав на осуществление коллективной деятельности, и в отношении способов её организации. В тоже время это подаётся именно как «роль». Учитель ведёт её в таком ключе «для пользы дела». В ином случае демократичность учителя трактуется как слабость характера. В действительности учитель продолжает оставаться организатором учебной деятельности, но уже новой её формы. Его организаторская функция связана с обучением правилам дискуссии для выработки единой позиции. Для этого лучше всего подходит роль «необразованного ученика». Общение к ним сложно - приходится тщательно следить за правильностью речи, системой аргументов, ибо все ошибки воспринимаются буквально и приходится доказывать очевидные вещи. «Бестолковость» учителя, условное непонимание им интуитивно подразумеваемых положений и способность понять только чётко оговоренное и логически доказанное приводит к необходимости осуществлять мыслительную деятельность, адекватную теоретическим видам знания.

Роль такой кружковой работы эффективно выполняет проектная деятельность учащихся. В условиях выполнения проекта происходит превращение ученика в субъекта трудовой деятельности, т.е. в общественного субъекта, способного оценивать результаты деятельности с точки зрения сочетания групповых и общественных интересов. Метод проектов обеспечивает все необходимые условия для решения важнейшей задачи развивающейся личности - освоения ею всеобщей формы труда как коллективной деятельности равных индивидов, направленной на получение наиболее эффективного общественно- полезного результата. В соответствии с представлениями о сущности труда, возникающими в учебно-трудовой деятельности, к концу подросткового периода у учащихся проявляется стремление к выбору профессии. Она рассматривается как способ самоутверждения личности в системе общественных отношений, наиболее адекватный их потребностям и способностям. На основе интересов и идеалов начинает осуществляться построение жизненной перспективы личности.

В связи с вышесказанным становится понятным, почему метод проектов занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, а проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности. Организация учебного процесса через проектную деятельность позволит реализовать одну из важнейших задач модернизации образования - формирование учащихся как субъектов образовательной деятельности.

Темой проекта может стать любая тема, которая может расширять или углублять программный материал, решать конкретные практические задачи, способствовать межпредметной интеграции знаний учащихся.

(Использованы материалы книг «Психодидактика» Рахимова А.З. и «Развитие личности в учебной деятельности» Дусавицкого А.К.)

© 2010-2022