Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ГУ «Константиновская основная школа»









«Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике. (из опыта работы)»







Подготовил: Шаймуратов С. Р.

Учитель физики 1 категории.























2016 год







Рекомендовано к изучению решением МС ГУ «Константиновская основная школа» протокол №4 от 12.01 2016г.









Подготовка к ВОУД по физике.

В Константиновской основной школе в 2015-2016 учебном году подготовка к Воуд осуществляется следующим образом:

- в первом полугодии регулярно 10 минут урока посвящалось решению физических задач

- 1 раз в неделю проводились дополнительные занятия по обсуждению теоретических вопросов

Со второго полугодия подготовка к ВОУД проводится на консультациях по графику утвержденному директором школы. В контексте данной работы консультации выстраиваю следующим образом:

- консультации носят тематический характер

- отдельные темы разбираются в первой половине занятия

- решение тестов по данной теме осуществляется во второй части

- завершает консультацию выборочный анализ вопросов и заданий по данной теме из итогового теста.

Например, в январе - феврале 2015- 2016 года - 2015-2016 учебного года

Тема

День консультации

Время

20 мин

20 мин

20 мин

1

Методика решения задач

14.12

Повторение формул и анализ способов решения задач

Решение тематических тестов

Выбор и анализ вопросов и заданий из итоговых тестов

2

Динамика

11.01

Понятия и определения, законы и их формулы

3

Кинематика

18.01

Повторение формул и анализ способов решения задач

4

Механика

25.01



Описание методики работы с тестами.

«Тест - не только инструмент контроля, но и инструмент для обучения!»

Если в работе с тестовыми заданиями конечная цель учителя - выяснить, какой ответ правильный, то учащиеся лучше «выполняют» задания от теста к тесту. Запретный плод тайны сладок - тщательно скрываемые коды ответов активно добываются на переменах и «хранятся» на ладонях, коленках, шпаргалках в рукавах.

Чтобы избежать списывания и стимулировать учащихся понимать и запоминать, надо убрать запретный плод - тайну верных ответов. Пусть их все знают! А на уроке обсуждать (в режиме обучения) почему правильный именно этот ответ - это задача-минимум, и почему неверны другие - это задача-оптимум.
Итак, наличие «кодов» верных ответов к заданиям тестового типа - сознательный шаг, направленный на перенос акцента в работе с тестами с контроля на обучение.
Многие учителя недооценивают тесты, так как не умеют ими пользоваться.
Как правило, учителя «прячут» коды верных ответов на задания тестов. Почему? Первая причина - надо сохранить «статус кво» , иначе эти коды большинство учащихся просто «спишут». Вторая причина - самих тестовых заданий недостаточно, чтобы для «разбора» дать одни задания, а для контроля - другие. А знания проверять-то надо! И у многих учеников сразу!
Скажите, пожалуйста, какую оценку вы поставите ученику, верно ответившему на 20 вопросов за 10 минут? Явно не ниже «хорошо» - согласны? И разве важно, что верные ответы были ему известны заранее? Согласитесь, 80 % верных реакций в состоянии цейтнота - не только «хороший», но и весьма уважаемый результат!
Мы выстраиваем работу следующим образом: а) до 20 заданий в тесте, б) не более 10 минут на его выполнение, в) верные ответы известны за неделю, г) при проведении теста задания предлагают в случайном порядке, д) максимальная промежуточная оценка «хорошо».
Почему оценка «промежуточная»? После проверки тестов все учащиеся, набравшие 80 и более % верных ответов имеют право подойти на перемене к учителю и ответить на его уточняющие вопросы «Почему ты на это задание ответил так-то?». После этого оценка может быть повышена до «отлично».

Каковы цели использования тестов?
- Дополнение и более глубокое раскрытие материала учебника.
- Развитие умения обосновывать верность своего мнения.
- Самоконтроль учащимся + контроль родителями.
- Контроль (текущий, не итоговый) учителем.
Методика использования тестов с обучающей целью.
Разберите (лучше коллективно, но можно и авторитарно), почему верным является именно тот вариант, который указан. Не забудьте разобрать, почему неверны остальные варианты. Обязательно попросите среднего ученика повторить ход рассуждений целиком. Назначьте сильного ученика рецензентом. Добивайтесь связных монологических ответов. Такое трехкратное проговаривание - весьма действенный обучающий прием. Не бойтесь выполнять тестовые задания вместо детей: пытливый детский ум все равно найдет лазейку в вашем монологе. Однако большинство детей этого возраста не в состоянии после однократно услышанного рассуждения в три-четыре предложения повторить его по памяти. Им все равно придется это рассуждение строить заново. И тогда ваш образец станет для них своеобразным маяком, направляющим ход мыслей в нужную сторону.
Возможно, вы не согласны с последним тезисом. Тогда приведем простую аналогию. Кто считается хорошим поваром? медсестрой? программистом? Тот, у кого есть не теоретические познания в своей отрасли, а устойчивые профессиональные навыки. Дидактика утверждает, что они появляются только после многократного повторения каких либо действий. В нашем случае - это умение ученика строить рассуждение. Вырабатывайте у него это умение действием по образцу и не бойтесь этого. Способный ребенок не ограничится образцом, будет говорить «своими словами», самоутверждаясь этим (и это, безусловно, следует поощрять). А для остальных учащихся пока достаточно и уровня работы по образцу.
Важно, что дети будут довольны тем, что способны повторять рассуждения, то есть говорить на языке физике, ведь за это тоже ставят хорошие оценки!
Что такое «Сдача теста N...» в предлагаемом поурочном планировании?
Однозначно то, что проверять знание учащимися ответов на тестовые задания в том же порядке, в котором эти задания расположены в Практикуме, бессмысленно: у нас ведь школа не для попугаев. Поэтому есть специальная компьютерная программа, которая перемешивает случайным образом как порядок следования заданий теста, так и порядок следования предлагаемых вариантов для выбора. Она позволяет либо тестировать учащегося непосредственно на компьютере, либо распечатать любое количество вариантов теста на всех учащихся класса.
Сдачу теста рекомендуется проводить в конце урока. Учащиеся убирают со стола все вещи в портфели, оставляя только ручку. На четвертушке A4, которую раздал учитель (именно он!), учащиеся пишут свою фамилию, класс и слово вариант. Тем временем учитель раздает листы с контрольными вариантами теста «лицом вниз». На этих листах нельзя делать пометки, однако обратную сторону четвертушки можно использовать как черновик (другие черновики недопустимы, так как учащиеся уносят их с собой).
Опыт преподавания и педагогический эксперимент показывают, что даже при домашней подготовке к сдаче теста около половины учащихся не справляются с ним более, чем на 70% (конечно же, это в среднем по школе, так как есть и сильные, и слабые ученики). Беседа со справившимися учащимися показывает, что большинство из них не механически запомнили соответствие вопросов и ответов, а логически увязывают их друг с другом. Из этого следует практическое правило: установив для оценки хорошо порог в 80 %, можно быть уверенным, что его перейдут только учащиеся, действительно заслуживающие этой оценки.
А как же быть с оценкой отлично? Дидактика нас учит, что существуют несколько уровней усвоения знаний: уровень воспроизведения, уровень применения в знакомой ситуации, уровень применения в аналогичной ситуации и уровень применения в совершенно новой ситуации (творческий уровень). Работая с тестами по описанной методике, мы проверяем знания учащихся лишь на 1-2 уровнях. А за это непозволительно ставить оценку отлично. Что же тогда делать?
Заметим, что перед уроком сдачи теста обязательно есть урок его разбора. Придумайте систему фиксирования работы учащихся на этом уроке (палочками, галочками, плюсиками и т. д.) и тогда при некотором их количестве и 90-100 % результате за тест вы не погрешите, поставив ребенку пять. Можете использовать и зачетную систему: сдал тест минимум на 90 % - приходи побеседовать с учителем и получишь пятерку. Не хочешь - четверка тоже хорошая оценка.
Еще раз подчеркнем: недопустимо оценивать лишь домашнюю работу с тестами, во время которой дети, в основном девочки, зубрят. Также недопустимо ставить пятерки головастым детям только за работу в классе: знания должны быть и формальными тоже (яркий пример из жизни взрослых - знание законов, регламентов, технологий).

Также предлагаю вашему вниманию источник из сети Интернет для подготовки Физика.ru.

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

  1. Внимательно прочитать условие задачи, уяснить, какой физический процесс или явление в ней описывается.

  2. Полностью записать условие задачи в столбик, необходимые константы и сформулировать вопрос задачи, при этом помнить, что если в задаче спрашивается:

    • как изменится искомая величина, то вопрос представляется в виде отношения: Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике и после получения ответа записывается, какая величина больше и во сколько раз: X2=3X1;

    • на сколько изменится искомая величина, вопрос записывается: Х - ?

  3. Перевести данные в систему СИ.

  4. Сделать сопроводительный чертеж или схему, поясняющие задачу.

  5. Начать решать задачу можно:

    • с вопроса задачи:

    • с записи основного закона, которому посвящена данная задача;

    • если в задаче дан КПД, то с записи КПД.

  6. Используя физические законы и формулы, решить задачу в общем виде, не делая промежуточных вычислений, т. е. получить конечную формулу в буквенном выражении.

  7. Проверить правильность полученной формулы с помощью размерностей: подставить в полученную формулу единицы измерения всех входящих в нее величин в системе СИ: произвести над ними соответствующие действия и получить правильную единицу измерения искомой величины.

  8. Подставить в полученную формулу значения всех заданных величин, выраженных в системе СИ, произвести расчет, используя калькулятор, которым разрешается пользоваться на экзамене по физике.

  9. Оценить ответ на физическую реальность.

  10. Точность полученного результата не должна превышать точности исходных данных задачи.

ЕДИНИЦЫ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Наименование

Обозначение

Единица измерения

Размерность

Длина

L, l, s

метр

м

Ширина

b

метр

м

Высота

H, h

метр

м

Толщина

H, h

метр

м

Радиус

R, r

метр

м

Диаметр

D, d

метр

м

Время

t

секунда

с

Температура

Т

Кельвин

К

Температура

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

градус Цельсия

°С

Площадь

S

квадратный метр

м2

Объем

V

кубический метр

м3

Период

Т

секунда

с

Заряд

g, Q

Кулон

Кл = А • с

Сила тока

I

Ампер

А

Потенциал

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Вольт

В

Напряжение

U

Вольт

В

эдс

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Вольт

В

Работа (эл.)

А

Джоуль

Дж = А • В • с

Энергия (эл.)

W

Джоуль

Дж = А • В • с

Мощность (эл.)

Р

Ватт

Вт = А • В

Частота

V

Герц

с-1 = Гц

Угловая скорость

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Герц

с-1 = Гц

Циклическая частота

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Герц

с-1 = Гц

Магнитный поток

Ф

Всбер

Вб = В • с

Коэффициент трения

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике, К

-

-

Оптическая сила

D

диоптрия

днтр = м-1

Магнитная проницаемость

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

-

-

Диэлектрическая проницаемость

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

-

-

Жесткость

k

Ньютон на метр

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Скорость

v, u

метр в секунду

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Ускорение

а

метр в секунду в квадрате

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Плотность

с

килограмм на кубический метр

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Сила

F

Ньютон

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Момент силы

М

Ньютон-метр

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Импульс тела

mv

килограмм-метр на секунду

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Импульс силы

Ft

Ньютон-секунда

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Работа

А

Джоуль

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Количество теплоты

Q

Джоуль

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Энергия

W,E,U,П

Джоуль

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Мощность

N

Ватт

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Напряжение механическое

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Паскаль

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Удельное сопротивление

Р

Ом-метр

ОМ • м

Давление

Р

Паскаль

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Удельная теплоемкость

Р

Джоуль на килограмм Кельвин

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Сопротивление

R

Ом

В/А

Проводимость

G

1 /Ом = Сименс

А/В

Электроемкость

С

Фарад

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Индуктивность

L

Генри

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Магнитная индукция

В

Тесла

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Напряженность электрического поля

Е

Вольт на метр

В/ м

Напряженность магнитного поля

Н

Ампер на метр

А/ м

Плотность тока

j

Ампер на квадратный метр

А/ м2

Поверхностная плотность заряда

Современные подходы к подготовке учащихся к внешней аттестации по физике

Кулон на квадратный метр

Кл/ м2

Как решить задачу по физике?

Как решить задачу по физике? Итак, вы изучили соответствующий раздел теории по учебному пособию и, приступая к решению задач этого раздела, внимательно прочитали условие задачи. Теперь физическую формулировку задачи необходимо перевести в математическую - записать условие в буквенных обозначениях. Делайте это тщательно, ничего не пропуская, может быть, даже добавляя величины, которые не заданы явно, но о которых можно судить по условию задачи. Например, если в задаче нужно учитывать ускорение земного тяготения, надо написать g = 10 м/с2. (Конечно, на самом деле g = 9,80665 м/с2, но для решения задач обычно вполне достаточно округленной величины.) Если говорится, что заряд или скорость в начальный момент отсутствуют - записываем g = 0 или v = 0 соответственно. Для многих задач полезно выполнить рисунок, поясняющий содержание условия задачи. Это может быть график, схема ли что-нибудь подобное, облегчающее понимание сути задачи. Хорошо выполненный рисунок во многом (а иногда и полностью) определяет успех в решении задачи. Для некоторых задач может быть полезно делать несколько рисунков, до тех пор, пока схема решения не станет вам окончательно ясна. При решении задачи не следует бездумно использовать формулы, которые содержат величины, данные в условии задачи. Так вы можете получить ответ (иногда совпадающий с ответом задачника, чаще - «немного» отличающийся), но решения вы не получите. Такая деятельность не просто бесполезна, но и вредна. Получив правильный ответ при самостоятельной подготовке, вы можете ошибочно решить, что освоили данную тему и пора переходить к следующей. По аналогичной причине не следует, зная ответ задачи, подгонять решение под ответ. Ведь вы тренируетесь перед экзаменом, а на экзамене знать ответа вы не будете и не сможете воспользоваться такой методикой решения задач. Выберите из физических законов те, которые понадобятся для решения данной задачи, и запишите их математические формулировки (для этого надо проанализировать формулировку задачи). Если есть несколько вариантов формулировок, предпочтение отдавайте тем выражениям, в которые входят физические величины, упоминаемые в уже записанном вами условии задачи. Следующий момент, пожалуй, самый ответственный. Необходимо, используя математическую формулировку соответствующих физических законов, составить соотношения (уравнение, систему уравнений) для решения задачи - перевести ее на математический язык. Здесь трудно давать какие-то рекомендации, гарантирующие успех решения задачи. Больше поможет ваш собственный опыт решения задач (не обязательно из данной те мы и даже не обязательно из предмета физики) и здравый смысл. Поэтому можно дать только несколько общих советов. Не заостряйте внимание на искомой величине. Можете даже считать, что она задана. Используя необходимые в данной задаче физические законы, составьте выражение, в которое входит искомая величина. Возможно ее появление несколько раз в одном и том же соотношении. Помните, что вам не надо сразу находить ответ, сначала нужно получить уравнение. Получив соотношение, проверьте, сколько неизвестных оно включает. Если неизвестных величин несколько, значит столько же соотношений должно присутствовать в математической формулировке задачи. Если соотношений меньше, чем неизвестных, еще раз внимательно прочитайте условие задачи. Может быть, при более внимательном прочтении условия, недостающее соотношение обнаружится. Если же вы все же уверены, что использовали все математические формулировки, а неизвестных величин больше количества уравнений, приступайте к решению математической части задачи. Если вы все сделаете правильно, то неизвестные величины сократятся и не войдут в ответ. После составления системы уравнений следует исключить те неизвестные величины, которые не требуется найти в условии задачи. На этом этапе (а может даже ранее) у многих школьников возникает желание предварительно подставить численные значения известных величин в полученное уравнение или систему уравнений. Этого делать не следует по многим причинам. Математические части решения задач физики очень похожи друг на друга. Если подставлять численные значения сразу, то специфика каждого нового из изучаемых вами разделов курса пропадает - вы видите только математическую часть проблемы. Постановка задачи в символах может быть несколько более громоздка, но по формулам, которые вы получаете в ходе решения, можно почувствовать связь между разными задачами из данного раздела физики. Может быть, формула, «мимоходом» полученная и использованная в какой-то задаче, окажется полезной для решения другой задачи. То есть, если при решении задач «в числах» приобретается, в основном математический опыт, то при решении задач «в символах» вы, помимо этого математического опыта, получаете тот самый физический опыт, который облегчает решение других задач раздела, а может быть, и других разделов. Конечно, стремление к символам не следует абсолютизировать. Если в задаче говорится, например, что масса одного тела в два раза больше другого, можно не записывать т1 = n*m, где n = 2, а сразу писать т1 = 2т2. Символьный ответ и решение в «символах» позволит вам проверить правильность ответа (и решения) по размерности величин. Если в ответе размерность полученного выражения не соответствует искомой величине или в итоговом выражении складываются (или вычитаются) величины разных размерностей (килограммы с километрами и т. п.), значит, в решении допущена ошибка. Появление ее легко отследить и исправить, опять же анализируя размерности. Кстати, обратное неверно: если с размерностью все в порядке - это, увы, еще не значит, что решение верное. Ответ в виде формулы позволяет и проанализировать решение, например, рассмотреть предельные случаи, когда одна из величин обращается в нуль (или бесконечность). Как правило, ответ в случае такого предельного решения прост и его можно определить, не решая задачи. Если предельное решение не соответствует полученной вами формуле, значит в решении допущена ошибка. В качестве иллюстрации приведем неправильное решение одной хорошо известной задачи: Автомобиль половину пути прошел со скоростью v1 а вторую половину пути - со скоростью v2. Найти среднюю скорость автомобиля. Обычно в этой задаче вместо v1 и v2 задаются конкретные числа. Решение (неправильное): скорость - это среднее арифметическое v = (v1+v2)/2. Однако, рассмотрим предельный случай - на первом участке скорость автомобиля была «исчезающе» мала (v1 -> 0). Очевидно, что и средняя скорость стремится к нулю. Формула же дает другой ответ: v 1> v2/2. Значит, этот ответ ошибочен. Попробуйте самостоятельно разобраться, в чем же здесь дело. После того, как вы убедились, что ошибки в формуле нет, можно подставлять численные значения. Перед этим все данные необходимо привести к одной системе (желательно СИ). Можно не переводить в другую систему величины, входящие в числитель и знаменатель одной и той же дроби, если эти величины выражены в одной системе. В этом случае единицы измерения величин сокращаются и не влияют на результат вычисления. Вычисления следует проводить с разумной точностью. Вполне достаточно двух-трех значащих цифр для ответа. Для таких вычислений не нужен калькулятор. Полезно оценить разумность полученного числа. Например, если скорость обычного автомобиля получается сравнимой со световой - тогда в решении есть ошибка. Если наши рекомендации все же не помогли вам справиться с задачей, почитайте еще раз теорию, вспомните, как решаются более простые задачи на данную тему. Если задача вами решена каким-то новым, непривычным способом, и вы уверены в правильности этого решения, прежде чем переходить к следующей задаче, полезно попытаться применить такой способ решения к уже известным вам задачам и, сравнив разные решения, выбрать наиболее эффективный способ. Возможно, на экзамене это сбережет вам время, возможно, поможет разобраться с новыми типами задач.



© 2010-2022