Урок по физике на тему Сила трения (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»



Урок физики в 7 классе

по теме

«Сила трения»




Учитель физики

Трушов Дмитрий Павлович



Цели урока:

  1. Дать понятие трения. Объяснить природу явления. указать на роль трения в нашей жизни.

  2. Развить навыки работы с приборами.

  3. Воспитание бережного отношения к приборам.

1.Организационный момент

2. Повторение ранее изученного материала

Скажите, пожалуйста, как мы можем определить, что на тело подействовала сила?

- тело изменяет свою скорость, тело деформируется.

Правильно.

Нам уже известны некоторые силы, которые могут возникать в природе. Можете ли вы их назвать?

- Сила тяжести и сила упругости.

От чего зависит сила тяжести?

- от массы тела.

Запишите, пожалуйста, формулу силы тяжести

F=mg

А, что это за сила - сила упругости?

Сила возникающая при деформации тел.

F=-kx

Скажите, о какой важной характеристике силы необходимо помнить при решении задач?

- о направлении.

Итак, сила имеет направление, которое обычно обозначается стрелкой. Длина стрелки есть величина силы. Давайте вспомним, как происходит сложение сил, учитывая, естественно, направление этих сил.

(работа ученика у доски)

Молодцы ребята.

3. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной силой. Что это за сила и откуда она берется, нам сегодня предстоит выяснить.

Опыт с бруском.

Вы видите, что пружина растягивается (что свидетельствует о присутствии силы). Что мешает пружине сдвинуть брусок?

Брусок довольно трудно сдвинуть. Мешает этому сила трения.

Итак, нам сегодня требуется изучить силу трения.

Трение возникает в местах соприкосновения двух поверхностей. Что бы ответить на вопрос. Почему же оно возникает, давайте проделаем мысленный эксперимент.

Когда выпадает снег, то на накатанной улице дети любят кататься. Вы разгоняетесь и резко ставите обе ноги на поверхность дороги. Что при этом происходит?

- мы скользим.

Попробуйте то же самое сделать летом на асфальте, что у вас получиться?

- мы не сможем скользить.

Так почему же зимой скользить получается, а летом нет?

- снег укатанный более гладкий.

Значит, чем более гладкие поверхности, тем меньше трение. А, если поверхности шершавые, тем сила трения больше.

Вы же можете заметить, что брусок у нас не двигался, а пружина была растянута. То есть сила действовала, а скольжения нет. Какая же это сила трения СКОЛЬЖЕНИЯ. Конечно, это сила трения, но сила трения покоя.

Сила трения покоя мешает сдвинуть тело с места, а сила трения скольжения мешает движению тела.

Сейчас мы рассмотрели с вами силу трения скольжения и покоя, но есть еще и сила трения качения.

Опыт с валиком.

Вы видите, что пружина растягивается гораздо меньше, чем при скольжении бруска.

Какой можно сделать вывод?

-сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Это правильно. Именно этот фат является главным в величайшем изобретении всех времен и народов - колеса.

Гораздо легче везти груз на телеге, чем нести или тащить волоком.

Мы рассмотрели одну из причин возникновения силы трения - это неровность поверхностей. Но если поверхности сделать идеально гладкими, то, как показывают опыты сдвинуть тело становиться еще сложней. Здесь уже роль играет взаимное притяжение между молекулами вещества. Это вторая причина возникновения трения.

Большую роль для уменьшения сил трения играет смазка. Смазка заполняет неровности на шероховатой поверхности, и тело движется более гладко. Тот же самый укатанный снег становится гораздо опаснее, если чуть-чуть сверху подтает, вода будет выступать в качестве смазки. То же можно сказать и про мокрый лед, для уменьшения сил трения в механизмы добавляют масло.

Сила трения, как и любая другая сила должна иметь направление. Нарисуем силы, влияющие на брусок.

4. Закрепление изученного материала

Мы в течение урока говорили о трении как о силе препятствующей движению. Но так ли это на самом деле? Что будет, если трение исчезнет?

Представьте себе дорогу, на которой трение очень мало или отсутствует:

Хорошим примером может служить мокрый лед. Идти и ехать по нему практически невозможно, ноги проскальзывают, колеса буксуют.

Чтобы движение по таким дорогам было нормальным, трение необходимо увеличить.

Поэтому зимой обледенелые дорожки посыпают песком, подошву зимней обуви делают ребристой, на колеса автомобилей надевают зимние шины.

5. Домашнее задание:

§30 стр. 70-74

Вопросы к параграфу.

Приведите примеры, когда трение необходимо и когда оно не желательно.


© 2010-2022