• Преподавателю
  • Физика
  • Использование ресурсов Интернет для формирования коммуникативных навыков на уроках математики, физики

Использование ресурсов Интернет для формирования коммуникативных навыков на уроках математики, физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»











Использование ресурсов Интернет

для формирования

коммуникативных навыков

на уроках математики, физики





Учитель математики, физики, информатики

Плуталова Елена Владимировна










Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все учащиеся были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью своих уроков развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? (слайд 1)

Концепцией модернизации образования поставлен вопрос о компетентностно-ориентированном образовании, направленном на становление нового гражданина, самостоятельно организующего свою деятельность. (слайд 2)

Чтобы решить поставленную задачу, необходимо формирование у школьников дополнительных качеств, которые так необходимы им будут в наш век компьютеризации.

Я согласна с мнением Германа Селевко: "Сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к дальнейшей жизнедеятельности, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы". (Слайд 4)

Для многих педагогов - очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" гласит народная мудрость. Учитывая это, я поняла, что надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет". Я стала использовать на своих уроках цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью формирования у учащихся информационно-коммуникативных компетенций (ИКК).

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

  • владение навыками поиска информации;

  • систематизация информации;

  • обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта);

  • участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование сведений для её аргументации;

  • умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации.

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

  • расширить информационное пространство;

  • увеличить скорость поиска информации и интенсивность обработки полученных знаний.

И поэтому задача учителя:

  • Помочь сформировать способности, которые позволят в дальнейшем овладеть набором способов деятельности;

  • Создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие;

  • Создать условия для развития умения структурировать информацию;

  • Содействовать развитию умения конструктивно общаться.

Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя.

Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к самостоятельности его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Так используя цифровые образовательные ресурсы, я стала привлекать своих учеников к их использованию.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Цель, поставленная мною при использовании ИКТ, - это общее развитие школьников:

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;

  • расширении возможностей самоопределения и самореализации.

Бесспорно использование ЦОР - ключ к формированию творческой личности ученика.

Формы, которые я использую в своей работе в процессе преподавания:

  • презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)

  • мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;

  • ИКТ как средство контроля знаний учащихся;

  • ЦОР - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.

Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.

Как педагог, целью своей работы считаю развитие у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты:

готовность к целеполаганию;

готовность к оценке;

готовность к действию;

готовность к рефлексии;

готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Принцип такого подхода можно сформулировать, следующим образом: "Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)".

Учебные будни притупляют интерес к обучению, и преподавателю приходится использовать различные способы психологической активизации, к которым, в свою очередь, со временем также наступает привыкание. Поэтому первая проблема в учебном материале, и даже не в нем самом, а в его установке.

«Хорошее образование должно быть в красивой форме».

Учителю целесообразно отрабатывать такую технологию включения естественной эмоционально-психологической реакции учащихся таким образом, чтобы встреча с учебным материалом вызывала сначала удивление, переходящее в интерес, потом - первый волевой импульс к осознанию непонимания, а затем, настрой на познание, переживая и оценивая.

Вызвать удивление, мотивировать на интерес можно, показав необычное, неожиданное в привычном, либо ввести в ситуацию парадоксов или противоречий и тогда:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

И невероятное станет очевидным.

Применяя информационные технологии, мне удалось повысить интерес к урокам.

Всем участникам учебно-воспитательного процесса интересно наблюдать за результатами деятельности учителя и учащихся.

Результаты:

  • создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;

  • развиваются коммуникативные качества и общеучебные умения, повышается интерес к знаниям;

  • развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме;

  • увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности;

  • использование различных видов работы в течении урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость им перенапряжение;

  • нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации и творчества учителя, способствует более полному раскрытию его способностей.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок насыщенным, ярким, незабываемым. Информационные компьютерные технологии обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях, а особенно в физике. Физика является одним из самых перспективных предметов в плане внедрения компьютерных технологий обучения, это связано со спецификой предмета, а именно наличием опытов и эксперимента. В настоящее время существует огромное количество виртуальных физических лабораторий, компьютерное моделирование физических процессов, видеоролики и анимации.

Очень интересный интерактивный материал представлен в коллекциях ЦОРов и ЭОРов. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения, азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов.

Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на диске или через Интернет.

«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».С. Эрманн

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, персональный компьютер. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя; частичная замена;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование тренинговых программ;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы; использование игровых и занимательных программ.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

© 2010-2022