- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока Электризация тел, Два рода зарядов
Разработка урока Электризация тел, Два рода зарядов
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Седунова Н.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Казенное общеобразовательное учреждение «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
План урока по ФИЗИКЕ в 10Б классе.
Дата: 11.12.15
Раздел: Электрические явления.
Тема урока: Электризация тел. Два рода заряда.
Цель урока: создание проблемных ситуаций на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов, показать практическую значимость взаимодействия заряженных тел в природе.
Развивающие: развитие умения применять полученные ранее знания к объяснению новых явлений; развитие умения обобщать и строить аналогии; развитие грамотной физической речи, внимания, памяти;
Воспитательные: создать положительную мотивацию учебной деятельности. повысить самооценку. Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
Коррекционная: развивать слухо - зрительное восприятие на основе фраз, связанных с материалом урока. Формирование потребности в правильной речи.
Оборудование:
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний, с применением фронтальной лабораторной работы с демонстрационными экспериментами.
Методы и приемы: беседа; фронтальные опыты; логические выводы и интуитивные догадки школьников.
Формы организации работы детей:
словесно-иллюстративный метод; метод синтезирующей беседы нацеленной на систематизацию знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решение проблем; репродуктивный метод; практический метод.
Формы организации работы учителя:
постановка целей и задач перед учащимися; организация восприятия новой информации; организация усвоения нового материала путём практического применения новой информации; первичная проверка понимания; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; домашнее задание к следующему уроку.
Словарь: электризация, соприкосновение тел, положительный заряд, отрицательный заряд, натирание, притягивание, отталкивание, одноименный заря, разноименный заряд, электрический заряд.
Технологии: элементы критического мышления и проблемного обучения.
Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса детей к изучению физики; учащиеся познакомятся с электризацией тел, , о существовании двух видов электрических зарядов научатся описывать и объяснять; повысится качество усвоения материала.
Хронометраж урока:
-
организационный этап - 2 мин.
-
Актуализация- 4 мин.
-
Постановка учебной проблемы и ее обсуждение - 5 мин.
3.1. Проведение фронтального эксперимента - 20 мин.
-
Закрепление. Обобщение - 4 мин.
-
Итог урока - 3 мин.
-
рефлексия - 2 мин.
Ход урока.
I.Организационный этап:( Создание комфортных условия для работы на уроке)
Учитель: [Здравствуйте]
Учащиеся: Здравствуйте
Учитель: -[Я рада Вас видеть]
Учащиеся: Мы рады Вас видеть.
Учитель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Учащиеся: Мы рады вас видеть у нас на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке слушайте меня внимательно, говорите правильно, внятно с ударением. Работаем вместе быстро и дружно. [Какой дежурный звук]
Учащиеся: Дежурный звук (к)
I I. Активизация знаний: ( Создает условия для проверки усвоения домашнего задания)
Учитель: (слайд№1). Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется ……явления….(картинки)
Учащиеся: Электрические явления. (отгадывают картинку)
Учитель: Приведите примеры электрических явлений, происходящие в природе.
Учащиеся: Молния, электрические рыбы, светлячки…..
Учитель: .(слайд 2-7). Давайте просмотрим видео электрический явлений.(слайды….молния. электрический скат, электрический угорь. светлячки, северное сияние
Учитель: Это [электрические явления]-
III.Мотивационный этап.
Подводит учащихся к формулировке темы урока через эксперимент и решение проблемного вопроса. Создает условия для развития интереса к теме урока. Организует беседу по развитию этого интереса.
Учитель: Ребята обратите внимание на оборудование, которое находится на столе (набор по электризации, султанчики. Шарики, расческа, ……). [Что будем делать?]- [Какая тема урока].
.(слайд№9). Учащимся предлагается выбрать тему урока.
Диффузия. Конвекция. Электризация тел. Теплопроводность. Два рода заряда. Плавление. Тепловое движение.
Учащиеся: Тема нашего урока: Электризация тел. Два рода заряда.
Говорим хорошо ( на доске)
э лек т ри з __а ци я
элек т ри з__а ци я
элекри зация
электризация
Отработка за экраном: [электризация тел]- [ Гадаборшев]-. [два рода заряда]-.
Запишите тему урока.(слайд № 10).
IV. Изучение новой темы:(записывают в тетрадь).
План урока:
- Что такое электризация.
- Как взаимодействуют заряженные тела.
- Какие виды зарядов существуют в природе.
1.Что такое электризация?
Учитель: Проведем опыт. Учащиеся высказывают своё мнения, при помощи слова «помощь» для составления правильного грамотного ответа. (тела притягиваются, явление. тела заряжаются, при трении, тело наэлектризовано, электрические заряды, электризуются).
Демонстрационный опыт №1.
Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к деревянной линейке. (Линейка, эбонитовая палочка, потертая о мех)
Учитель: Что вы наблюдаете?
Учащиеся: Линейка начинает вращаться.
Демонстрационный опыт № 2.
Наэлектризованная стеклянная палочка ( потертая о бумагу или шелк) подносится к султанчикам.
Учитель: Что вы видите?
Учащиеся: Листочки то же притягиваются к палочке.
Демонстрационный опыт №3. Слайд 13. Видеоролик (Шарик и вода).
Учитель: Что вы наблюдаете.
Учащиеся: Струйка притягивается к шарику.
Учитель: Какое это явление?
Учащиеся: Электризация.
Учитель: Что мы наблюдали в процессе опытов? (После обсуждения опытов, делаем выводы).
Слайд № 14
Учитель: Что такое электризация?
Учащиеся: Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. Или говорят: Это процесс сообщения телу электрического заряда.
Учитель: Что происходит при трении?
Учащиеся: При трении предметы заряжаются, на них образуются электрические заряды. Можно наэлектризовать различные тела.
Слово электризация происходят от греческого слова " электрон», что означает " янтарь".
2.Как взаимодействуют заряженные тела.
Проведем еще серию опытов, доказывающих факт притяжения и отталкивания заряженных тел.(Опыты выполняют ученики)
Демонстрационный опыт 4 ( с шарами)
Давайте понаблюдаем за поведением воздушных шариков:
Два шарика потерли друг о друга (притягиваются).
Учитель: Что происходит?
Учащиеся: Два шарика притягиваются.
Учитель: Сколько тел участвует в электризации?
Учащиеся: Два тела.
Демонстрационный опыт №5.
Каждый шарик натираем о шерсть (шарики отталкиваются)
Учитель: Что происходит?
Учащиеся: Шарики отталкиваются.
Демонстрационный опыт №6. Поднесем наэлектризованную палочку к гильзе. Что происходит.
Учащиеся: Гильзы отталкиваются.
Слайд №16. Делаем вывод:
Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются.
В электризации всегда участвует не менее 2-х тел. При этом электризуются оба тела.
3. Два рода заряда.
Учитель: В природе существуют два вида электрических зарядов.
-[Положительный заряд]. -[Отрицательный заряд].
Условно они названы " положительным" зарядом и " отрицательным" зарядом .
На дидактическом листе на цветном рисунке это показано.
Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, называют положительный заряд. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,-отрицательный заряд.( слайд№17).
Учитель: Как взаимодействуют одноименные заряды? (2 шарика )
Слайд№18. Учащиеся: Отталкиваются
Учитель: Как взаимодействуют разноименные заряды? (2 шарика)
Слайд№19.
Учащиеся: Притягиваются.
V. Обобщение изученного.
Учитель: Закончи фразу.
Существуют два рода заряда……..
Чтобы тело было наэлектризовано, надо…………
Одноименные заряды…..
Разноименные заряды…..
Учитель: Какую тему изучали на уроке? [ электризация тел] [два рода заряда].
VI Итог урока: Д/з Параграф 25.
Рефлексия. Каким зарядом ты зарядился сегодня на занятии?( Выбирают кружочки-заряды « +»или «-.». Сегодня вы поработали очень хорошо. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания!
Учитель: Седунова Наталья Владимировна.