• Преподавателю
  • Физика
  • Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта

Домашнее задание, как монета, имеет две стороны: или ты - «орел», или «решка», но платить приходиться всегда, без «обращения» (т.е. без проверки)- теряется вложенная ценность.

(из личного опыта)

Козлова Ольга Васильевна,

учитель физики высшей квалификационной категории,

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Севастопольский политехнический лицей»,

Домашнее задание в обучении играет не последнюю роль. И если учитель в своей деятельности предполагает обучение учащихся и во внеурочное время, то требования к выполнению домашних заданий должны быть системными. В научно-методическом пособии [1] Т. А. Пинчук представила инновационный подход к домашнему заданию как этапу урока разного типа, выделила основные функции, присущие этой форме работы. Среди инновационных технологий - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла (В.Ф.Шаталов), имеет следующие особенности содержания [3]:

  • материал вводится крупными дозами.

  • поблочная компоновка материала.

  • оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

  • опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отраже­ны подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, при­влекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

Средства выражения в технологии: рисунки, схемы, графики, чертежи, цвет, форма, буквы, цифры, шифры, слова, условные знаки, размер.

Требования к оформлению: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспро­изведения, многообразие форм, поблочная компоновка, эмоцио­нальность.

Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего со­бой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта:

1. «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем;

2. Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре;

3. Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа;

4. Физический диктант по представленным в опоре формулам;

5. Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;

6. Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;

7. Построение «логической цепочки»;

8. «Задай интересный вопрос»

Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

Цель применения опорного конспекта в различных формах работы при проверке домашнего задания - создание условий для формирования умения логически мыслить, для формирования системности и научности знаний и экономии время при оформлении решения.


  1. Педагогический прием «Своя опора». Домашнее задание как повторение пройденного на уроке - активное и развивающее, отвечает цели, если ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.

Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем; 2).Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 3). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа.

Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

  1. Педагогический прием «Повторяем с контролем». Этот прием при проверке домашнего задания проводится по слайду с решением задачи, представленным учителем. К ответу привлекается учащийся, подтвердивший с места выполнение данной части задания. При его ответе одноклассники задают дополнительные вопросы, входящие «в круг» поставленной задачи. Опора позволяет « в темпе» найти ответ, приводит к системе знания учебного материала, выделить основные элементы задач подобного типа или более сложных, комбинированных из нескольких тем.

Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;2). «Задай интересный вопрос»



  1. При выполнении дифференцированного домашнего задания (1,2,3, уровня сложности для любознательных) ученик «сталкивается» с выбором из массива задач. При правильно организованной работе по опорному конспекту - это и самопроверка, и взаимопроверка учениками по классу качества выполнения домашнего задания, т.к. в опоре должны быть обязательно отражены все «ключевые» элементы, а измененные числовые значения, как правило, не вызывают трудности.

ЭРазличные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспектатот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1) Взаимный контроль решения задач учащимися друг друга по опоре;2). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа; 3). Физический диктант по представленным в опоре формулам (не только обязательных к запоминанию, но требующих преобразований, которые и были задействованы в домашнем задании);4). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями.




  1. Рис. 5 «Плавание тел»: укажите правильное положение точки приложения силы Архимеда;

    Ответ: геометрический центр погруженной части тела, на рис. 5 - неточно.

    Что скрыто в обозначении веса на этом же рисунке? Каков смысл линии соединяющей векторы?

    Рекомендация: выделить цветом силы Архимеда и вес тела.

    Ответ: Это разность веса тела в воздухе и веса тела в жидкости, т.е. их равнодействующая. Линия обозначает совпадение линии действия силы Архимеда и веса тела в жидкости.Педагогический прием «задай интересный вопрос» предусматривает постановку дополнительных вопросов от учащихся класса. Если ответа ученик дать не может - то отвечает учитель. Учитель подчеркивает это право ученика при объяснении домашнего задания, что стимулирует последнего на «особо сложный вопрос», справедливое отношение к одноклассникам. Оценивается сложность вопроса и знание ответа на поставленный вопрос.

Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 2) Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;

3Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта). «Задай интересный вопрос»

* Иногда в готовых рисунках, текстах параграфов допускаются ошибки, опечатки, неточности. Ученики ищут их с удовольствием.


  1. Тестовая форма проверки домашнего задания как метод технологии сотрудничества - это и ситуация, когда творчество учеников работает на будущее. Эта форма работы предполагает четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Тест по тексту или рисункам материала учебника физики составляется группой учащихся из 4-5 человек, по 2-3 вопроса каждым. Сначала вопросы обсуждаются в группе, наиболее интересные и неповторяющиеся выносятся в качестве теста при проверке домашнего задания для других учащихся класса.

НРазличные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспектаапример, тема: «Строение и свойства твердых тел. Анизотропия кристаллов. Жидкие кристаллы». (Физика, 10 класс)

Тестовое задание. Выберите все правильные ответы.

1. Существует 230 типов кристаллических решеток. На рис. представлены только… А). атомные и молекулярные.

Б). атомные и ионные.

В). атомные, молекулярные, ионные.

Г). атомные, молекулярные, ионные, металлические.

2Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта. Различные кристаллические структуры углерода называют…

А) анизотропией.

Б) изотропией.

В) полиморфизмом.

Г) полиморфным переходом.

3. Исключите «лишний» пункт: А). Образуют единую кристаллическую решетку.

Б). В различных направлениях расстояния между частицами - различные.

В). Монокристалл.

Г) Сочетает текучесть и анизотропию.

4. Поставьте соответствие:

А). Монокристаллы.

Б). Большинство металлов.

В). Кварц.

Г). Теплопроводность, электропроводность, преломление, прозрачность.

Д). Зависят от направления, выбранного в кристалле.

Е). Имеют одинаковые свойства по всем направлениям.

Ж). Поликристаллы.

Оценивается уровень сложности вопроса и представленные к нему ответы, для других учащихся - правильность ответов.


  1. Педагогический прием «Логическая цепочка» - синтез из нескольких педагогических приемов: это повторение с контролем, и с расширением темы, и с пересечением нескольких учебных тем. При такой форме проверки домашнего задания осуществляется само- и взаимоконтроль качества усвоения учебного материала.

Создание логической цепочки позволяет:

- представить материал теоретический, знаковый (формулы), графический по нескольким вопросам темы,

- учит устанавливать связи поэтапно, от простого к сложному,

- учитывает дифференциацию знаний учащихся (короткая или длинная цепочка) - позволяет систематизировать, обобщить знания по теме

- отвечает психолого - педагогическим требованиям к возрасту учеников.

Например, в теме «Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам» (10 класс), необходимо составить логическую цепочку из фраз, записать их формулами, выбрать соответствующее графическое представление процессов.

1. Работа газа в термодинамике…

2. При изотермическом процессе с газом…

3. При изохорном процессе с газом…

4. При изобарном процессе с газом…

5. При адиабатном процессе…

6. является мерой изменения внутренней энергии газа…

7. изменение внутренней энергии газа не происходит (равно 0 Дж)

8. работа газом не совершается

9. газом совершается работа и происходит изменение его внутренней энергии

10. нет теплообмена с окружающей средой

11. может быть графически представлена как площадь фигуры в координатах p(v) под графиком только при…

12. зависит не только от параметров газа, но и направления перехода из одного состояния в другое.

13. может совершаться только за счет его внутренней энергии.

1, 12

3, 8

∆V = 0, A=0

4, 9

5, 10

Q=0

1, 13,5

A = - ∆U

1, 5, 16

Q=0, A' = ∆U

1, 18

A' = - A, A = p ·∆v

17, 19

Q= A+∆U

21, 7

∆U=0

5, 20, 2

Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспектаРазличные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

Вывод: Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла на организационном этапе урока физики при проверке домашнего задания позволяет провести его многообразно по формам и методам в зависимости от типа урока и его места в теме, конструктивно зависит от профиля учебной группы и уровня дифференциации учащихся в ней, а также во многом определяется метапредметными связями с математикой, химией, географией, информатикой и др., что определяет гармоничность развития личности учащегося лицея.

Литература:

1. Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей. Научно-методическое пособие // Т.А. Пинчук.- Севастополь: Изд-во «Мистэ», 2012.

2. А. Гин. Принципы педагогической техники

3. filolingvia.com › ... › Науки. › Педагогика. Технология интенсификации обучения Шаталова.

4. osvita-ua.net/school/technol/1247

5. prof-teacher.ru/.../v-chem-osobennost-siste. В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова ...


© 2010-2022