- Преподавателю
- Физика
- Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта
Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова О.В. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта
Домашнее задание, как монета, имеет две стороны: или ты - «орел», или «решка», но платить приходиться всегда, без «обращения» (т.е. без проверки)- теряется вложенная ценность.
(из личного опыта)
Козлова Ольга Васильевна,
учитель физики высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Севастопольский политехнический лицей»,
Домашнее задание в обучении играет не последнюю роль. И если учитель в своей деятельности предполагает обучение учащихся и во внеурочное время, то требования к выполнению домашних заданий должны быть системными. В научно-методическом пособии [1] Т. А. Пинчук представила инновационный подход к домашнему заданию как этапу урока разного типа, выделила основные функции, присущие этой форме работы. Среди инновационных технологий - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла (В.Ф.Шаталов), имеет следующие особенности содержания [3]:
-
материал вводится крупными дозами.
-
поблочная компоновка материала.
-
оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
-
опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Средства выражения в технологии: рисунки, схемы, графики, чертежи, цвет, форма, буквы, цифры, шифры, слова, условные знаки, размер.
Требования к оформлению: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка, эмоциональность.
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта:
1. «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем;
2. Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре;
3. Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа;
4. Физический диктант по представленным в опоре формулам;
5. Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;
6. Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;
7. Построение «логической цепочки»;
8. «Задай интересный вопрос»
Цель применения опорного конспекта в различных формах работы при проверке домашнего задания - создание условий для формирования умения логически мыслить, для формирования системности и научности знаний и экономии время при оформлении решения.
-
Педагогический прием «Своя опора». Домашнее задание как повторение пройденного на уроке - активное и развивающее, отвечает цели, если ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем; 2).Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 3). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа.
-
Педагогический прием «Повторяем с контролем». Этот прием при проверке домашнего задания проводится по слайду с решением задачи, представленным учителем. К ответу привлекается учащийся, подтвердивший с места выполнение данной части задания. При его ответе одноклассники задают дополнительные вопросы, входящие «в круг» поставленной задачи. Опора позволяет « в темпе» найти ответ, приводит к системе знания учебного материала, выделить основные элементы задач подобного типа или более сложных, комбинированных из нескольких тем.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;2). «Задай интересный вопрос»
-
При выполнении дифференцированного домашнего задания (1,2,3, уровня сложности для любознательных) ученик «сталкивается» с выбором из массива задач. При правильно организованной работе по опорному конспекту - это и самопроверка, и взаимопроверка учениками по классу качества выполнения домашнего задания, т.к. в опоре должны быть обязательно отражены все «ключевые» элементы, а измененные числовые значения, как правило, не вызывают трудности.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1) Взаимный контроль решения задач учащимися друг друга по опоре;2). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) - кратковременная самостоятельная работа; 3). Физический диктант по представленным в опоре формулам (не только обязательных к запоминанию, но требующих преобразований, которые и были задействованы в домашнем задании);4). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями.
-
Рис. 5 «Плавание тел»: укажите правильное положение точки приложения силы Архимеда;
Ответ: геометрический центр погруженной части тела, на рис. 5 - неточно.
Что скрыто в обозначении веса на этом же рисунке? Каков смысл линии соединяющей векторы?
Рекомендация: выделить цветом силы Архимеда и вес тела.
Ответ: Это разность веса тела в воздухе и веса тела в жидкости, т.е. их равнодействующая. Линия обозначает совпадение линии действия силы Архимеда и веса тела в жидкости.Педагогический прием «задай интересный вопрос» предусматривает постановку дополнительных вопросов от учащихся класса. Если ответа ученик дать не может - то отвечает учитель. Учитель подчеркивает это право ученика при объяснении домашнего задания, что стимулирует последнего на «особо сложный вопрос», справедливое отношение к одноклассникам. Оценивается сложность вопроса и знание ответа на поставленный вопрос.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 2) Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;
3). «Задай интересный вопрос»
* Иногда в готовых рисунках, текстах параграфов допускаются ошибки, опечатки, неточности. Ученики ищут их с удовольствием.
-
Тестовая форма проверки домашнего задания как метод технологии сотрудничества - это и ситуация, когда творчество учеников работает на будущее. Эта форма работы предполагает четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Тест по тексту или рисункам материала учебника физики составляется группой учащихся из 4-5 человек, по 2-3 вопроса каждым. Сначала вопросы обсуждаются в группе, наиболее интересные и неповторяющиеся выносятся в качестве теста при проверке домашнего задания для других учащихся класса.
Например, тема: «Строение и свойства твердых тел. Анизотропия кристаллов. Жидкие кристаллы». (Физика, 10 класс)
Тестовое задание. Выберите все правильные ответы.
1. Существует 230 типов кристаллических решеток. На рис. представлены только… А). атомные и молекулярные.
Б). атомные и ионные.
В). атомные, молекулярные, ионные.
Г). атомные, молекулярные, ионные, металлические.
2. Различные кристаллические структуры углерода называют…
А) анизотропией.
Б) изотропией.
В) полиморфизмом.
Г) полиморфным переходом.
3. Исключите «лишний» пункт: А). Образуют единую кристаллическую решетку.
Б). В различных направлениях расстояния между частицами - различные.
В). Монокристалл.
Г) Сочетает текучесть и анизотропию.
4. Поставьте соответствие:
А). Монокристаллы.
Б). Большинство металлов.
В). Кварц.
Г). Теплопроводность, электропроводность, преломление, прозрачность.
Д). Зависят от направления, выбранного в кристалле.
Е). Имеют одинаковые свойства по всем направлениям.
Ж). Поликристаллы.
Оценивается уровень сложности вопроса и представленные к нему ответы, для других учащихся - правильность ответов.
-
Педагогический прием «Логическая цепочка» - синтез из нескольких педагогических приемов: это повторение с контролем, и с расширением темы, и с пересечением нескольких учебных тем. При такой форме проверки домашнего задания осуществляется само- и взаимоконтроль качества усвоения учебного материала.
Создание логической цепочки позволяет:
- представить материал теоретический, знаковый (формулы), графический по нескольким вопросам темы,
- учит устанавливать связи поэтапно, от простого к сложному,
- учитывает дифференциацию знаний учащихся (короткая или длинная цепочка) - позволяет систематизировать, обобщить знания по теме
- отвечает психолого - педагогическим требованиям к возрасту учеников.
Например, в теме «Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам» (10 класс), необходимо составить логическую цепочку из фраз, записать их формулами, выбрать соответствующее графическое представление процессов.
1. Работа газа в термодинамике…
2. При изотермическом процессе с газом…
3. При изохорном процессе с газом…
4. При изобарном процессе с газом…
5. При адиабатном процессе…
6. является мерой изменения внутренней энергии газа…
7. изменение внутренней энергии газа не происходит (равно 0 Дж)
8. работа газом не совершается
9. газом совершается работа и происходит изменение его внутренней энергии
10. нет теплообмена с окружающей средой
11. может быть графически представлена как площадь фигуры в координатах p(v) под графиком только при…
12. зависит не только от параметров газа, но и направления перехода из одного состояния в другое.
13. может совершаться только за счет его внутренней энергии.
1, 12
3, 8
∆V = 0, A=0
4, 9
5, 10
Q=0
1, 13,5
A = - ∆U
1, 5, 16
Q=0, A' = ∆U
1, 18
A' = - A, A = p ·∆v
17, 19
Q= A+∆U
21, 7
∆U=0
5, 20, 2
Вывод: Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла на организационном этапе урока физики при проверке домашнего задания позволяет провести его многообразно по формам и методам в зависимости от типа урока и его места в теме, конструктивно зависит от профиля учебной группы и уровня дифференциации учащихся в ней, а также во многом определяется метапредметными связями с математикой, химией, географией, информатикой и др., что определяет гармоничность развития личности учащегося лицея.
Литература:
1. Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей. Научно-методическое пособие // Т.А. Пинчук.- Севастополь: Изд-во «Мистэ», 2012.
2. А. Гин. Принципы педагогической техники
3. filolingvia.com › ... › Науки. › Педагогика. Технология интенсификации обучения Шаталова.
4. osvita-ua.net/school/technol/1247
5. prof-teacher.ru/.../v-chem-osobennost-siste. В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова ...