Игра соревнование Великолепная семерка

Тема игры - «Классика и классики современ­ной физики» (на примере частной (специаль­ной) теории относительности Эйнштейна и квантовой теории излучения).  Образовательно-воспитательные цели: 1. Развивать у обучающихся потребность са­мостоятельно приобретать знания по физике. 2. Прививать любовь к интеллектуальным играм и занятиям. 3. Воспитывать уважение к науке и людям науки. Оборудование- раздаточный материал. Игра состоит из пяти  туров, финала и суперигры для победителей. 1 тур-ассоциации 2 т...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеаудиторные занятия в форме игры

Игра «Великолепная семерка»

План-конспект

Тип внеаудиторного занятия - интеллекту­альная игра

Тема - «Классика и классики современ­ной физики» (на примере частной (специаль­ной) теории относительности Эйнштейна и квантовой теории излучения).

Образовательно-воспитательные цели:

1. Развивать у обучающихся потребность са­мостоятельно приобретать знания по физике.

2. Прививать любовь к интеллектуальным играм и занятиям.

3. Воспитывать уважение к науке и людям науки.

Оборудование - раздаточный материал.

Вступительное слово учителя. Обозначить цели игры и познакомить с ее правилами.

I ТУР. Ассоциации

(отборочный, участвуют все)


Какие ассоциации вызывают у вас слова ?

1. Семнадцать (лет, мгновений весны).

2. Калязинский (техникум, район).

3. Таблица (Менделеева, Брадиса, умно­жения).

4. Теорема (Пифагора, о кинетической энергии).

5. Альберт (Эйнштейн).

6. Оптика (геометрическая, волновая).

7. Теория (относительности, квантовая, волновая).

8. Постоянная (Планка, Авогадро, грави­тационная и др.).

9. Излучение (ультрафиолетовое, инф­ракрасное, рентгеновское).

10. Триста (тысяч километров в секунду).

11. АШ (ню)

12. ЭМ (це квадрат).

13. ИКС (лучи).

Номера жетонов соответствуют номерам вопросов.

Студент, поднявший руку первым, отвеча­ет и получает жетон. Для выхода в «финаль­ную пульку» необходимо либо получить два жетона, либо иметь жетон с наименьшим но­мером. В первую очередь в 1-й финал попада­ют участники с двумя жетонами, остальные места получают студенты, имеющие жетоны с меньшими

номерами.


II ТУР. Демонстрация знаний
(в вопросах и ответах)

1. Что такое свет? (Электромагнитное из­лучение с длиной волны λ = 0,4: 0,8 мкм.)

2. Первый постулат Эйнштейна. (Все фи­зические процессы протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчета.)

3. Второй постулат Эйнштейна. (Ско­рость света в вакууме не зависит от скорости источника и во всех ИСО равна c = 3• 108 м/с )

4. Чем объясняется необходимость воз­никновения квантовой теории? (Ультрафи­олетовая «катастрофа»: классическая теория излучения не давала объяснения в распреде­лении энергии в спектре.)

5. Разъясните сущность явления фотоэф­фекта. (Свет выбивает электроны с поверхно­сти металлов.)

6. О чем говорит первой закон фотоэф­фекта? (Скорость фотоэлектронов не зависит от освещения.)

7. О чем говорит второй закон фотоэф­фекта? (Фототок зависит от освещенности.)

8. О чем говорит третий закон фотоэф­фекта? (Существует красная граница фото­эффекта.)

9. В чем особенность третьего закона фо­тоэффекта? (Его не может объяснить волно­вая теория света.)

10. В чем заключается гипотеза Планка? (Энергия излучается и поглощается квантами.)

11. Как, основываясь на гипотезе Планка, Эйнштейн объяснил фотоэффект?

(h* = Авых+ m*v2/2.)

12. Что такое фотон? (Световая частица.)

13. В чем заключается принцип соответст­вия? (Новая теория не отрицает старой, а включает ее в себя частным образом.)

За каждый правильный ответ - жетон. Для дальнейшего участия необходимо два жетона. Остальные номера добирают участ­ники с меньшими номерами жетонов. Один из участников выбывает. Далее слово предос­тавляется преподавателю.

Основные положения (выступление преподавател).

Провести мысль о том, что сегодня мы хо­рошо понимаем необходимость смены уста­ревших представлений, замены их новыми. Понимаем причины, приведшие к этому: не­соответствие выводов классической физики и новых опытных данных. Говорим о важнос­ти философского принципа соответствия но­вой и старой физической теории. Подчерки­ваем: что для создателей современного уче­ния было новаторством, сегодня для нас ста­ло уже общепризнанным, естественным и понятным.


III ТУР. Перевертыши

В нем принимают участие шесть человек. Необходимо получить два жетона, чтобы выйти в следующий тур.

Студентам предлагаются высказывания, получившиеся из исходных фраз путем заме­ны каждого слова на диаметрально противо­положное по смыслу. Необходимо восстано­вить первоначальную фразу (в скобках - ис­ходные фразы).

• Тьма поглощается нейтральными волнами. (Свет излучается заряженными частицами.)

• Лунный луч был дискретным. (Солнеч­ный спектр является непрерывным.)

• Я закрыл Y-спектры. (Он открыл Х-лучи.)

• Предсмертие волновой практики. (За­рождение квантовой теории.)

• Я - обыкновенный китайский лирик. (Он - великий немецкий физик.)

• Тьма засаживает позитроны на дно ди­электрика. (Свет вырывает электроны с поверхности металла.)

• Отдых ухода. (Работа выхода.)

• Лжеучение ниже ничего. (Наука превыше всего: Р. Бэкон.)

• Он деградировал быстро и искусственно. (Я развивался медленно, но естественно.) Так говорил о себе Эйнштейн: «Своим на­учным результатам я обязан тому, что я развивался медленно, но естественно».

• Низко из ущелий можно уходить со свет­лыми противогазами. (Высоко в горах нельзя ходить без темных очков.)

• Лжеученье без ненависти разрушают смерть. (Наука и любовь создают жизнь: А. Дранс.)

Остается 5 человек.

IV ТУР. Фотоконкурс

Перед участниками - по 7 карточек с фа­милиями ученых. На стене - портреты уче­ных. Фамилии закрыты.

Ведущий показывает на портрет и назы­вает его местонахождение, например: третий справа. А участники поднимают карточку с фамилией.

Выбывает тот, у кого больше ошибок. Ес­ли у нескольких участников одинаковое чис­ло ошибок, то проводим голосование: кому участвовать дальше. Пройдут те, кто больше понравился своими ответами. Итак, остается 4 человека.

V ТУР. Страницы биографии

У участников таблички с фамилиями Планка и Эйнштейна. На заданный вопрос надо поднять одну, две или ни одной таблички.

Вопросы

1. Он был немцем.

2. Он родился в ХХ веке.

3. Он первым произнес слово «фотон».

4. Он первым произнес слово «квант».

5. Он - гениальный ученый.

6. Он увлекался музыкой.

7. Он играл на скрипке.

8. Он играл на фортепиано.

9. Он мог пострадать от нацизма.

10. Он старше второго ученого.

11. Ему советовал профессор физики не посвящать свою жизнь этой науке.

Правильные ответы: (Оба), (Никто), (Эйнштейн), (Планк), (Оба), (Оба) (Эйнштейн), (Планк), (Эйнштейн), (Планк), (Планк).

В финал выходят трое (см. условия IV ту­ра).

ФИНАЛ
(см. условия IV тура)


1. В каком фильме актриса, реклами­рующая «КОМЕТ», произносит сакра­ментальную фразу: «В любви я - Эйнш­тейн!»? («Семнадцать мгновений весны».)

2. Кому принадлежат слова: «Физик, не знающий искусство и литературу, - плохой физик» (А. Д. Ландау).

3. Что это за два облачка на ясном не­босводе физики? (Ультрафиолетовая ката­строфа, отрицательные результаты опытов Майкельсона.)

СУПЕРИГРА ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ


Победитель задает 2 вопроса членам жю­ри, а они - отвечают. На доске - 5 ответов, но правильный - один.

Заключительное слово преподавателя. Подведе­ние итогов.

К каждому туру составляются членами жюри (заранее) таблицы, в которых фиксиру­ются результаты (фамилии студентов, номера заданий и ответы (+ правильный, - непра­вильный)). Затем по ним подводятся итоги.

Используемая литература:

Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Про­свещение, 1986.

© 2010-2022