• Преподавателю
  • Физика
  • Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Использование учебной экологической тропы

в преподавании предметов естественнонаучного цикла для формирования универсальных

учебных действий учащихся.









Петров Геннадий Николаевич - учитель физики, технологии, природоведения.

МБОУ «Сюрбей-Токаевская основная общеобразовательная школа»,

Комсомольский район, Чувашская Республика





Использование учебной экологической тропы в преподавании предметов естественнонаучного цикла для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Цель: Оптимальное развитие учащихся на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.

Задачи: - опыт развития творческой деятельности учащихся; - пути познания учащимися окружающей природы и взаимосвязи её с человеком; - определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

Из опыта использования учебной экологической тропы в учебно-воспитательном процессе.

Каждого человека можно оценить, наблюдая, как он относится к окружающей природе. Отношение к окружающей нас природе, к нашей малой Родине, показывает, как мы создаем и сохраняем для себя жизненные условия. А этому надо обучать с малых лет. Родной дом, природа, Родина, - эти понятия близки каждому человеку нашей страны. В курсе изучения предметов естественнонаучного цикла особое значение имеет региональный компонент. В настоящее время возникла необходимость в более близком изучении территории, на которой мы живем. Все больше внимания в системе образования уделяется вопросу экологического воспитания учащихся. Образованный человек - это не тот, кто имеет прочные знания в различных научных областях, а тот, кто умеет бережно относиться к окружающей нас природе. В основной школе этим вопросом занимаются на таких учебных предметах, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Физика», «Экология», «География». Одним из эффективных способов формирования правильного поведения учащихся в природе является создание учебных экологических троп. Организацией познавательных маршрутов в природе занимаются уже давно. Такие маршруты прокладываются по самым интересным, нередко уникальным уголкам природы. Протяжённость познавательных троп рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней. Учебная экологическая тропа отличается от познавательных троп природы по вопросам организации тропы, набора расположенных на ней объектов, методов работы. Учебная экологическая тропа - специально оборудованный маршрут, который проходит через различные природные объекты, которые имеют природоохранную ценность. Это могут быть отдельные деревья, недалеко расположенный ручей либо овраг, а также множество других природных объектов, изучение которых позволит учащимся углубить и расширить свои знания об окружающей нас природной среде. Экскурсии по учебной экологической тропе может заменить объяснение школьного материала. Тут важен принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Информация, полученная в природной наглядной обстановке, запоминается во много раз лучше. Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися в природных условиях, с программным учебным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы. Кому-то может показаться, что организация учебной экологической тропы - это дело только учителя. Но в эту работу он может привлечь и своих учеников, которые с помощью имеющихся уже у них знаний, могут помочь в ее создании. Учебная экологическая тропа как средств приобщения детей к природе, имеет большое значение для образования и воспитания детей. Учебная экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения. В нашей школе - МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ» еще в 2000 году учителями естественнонаучного цикла Петровым Г.Н.(физика), Родионовым П.И. (химия, биология) было принято решение организовать и разработать маршрут учебной экологической тропы. Мы решили создать и апробировать «учебно-экспериментальную лабораторию» в природных условиях. Маршрут - пойма реки Малой Кубни. Маршрут мы выбрали, так как рядом естественный водоем с проточной водой. Наряду с природными объектами мы рассматривали и последствия деятельности человека. При этом старались делать акцент на то, чтобы ребята увидели примеры взаимодействия человека и природы и захотели принять участие в работе по охране окружающей среды. Программу экологической тропы мы немного расширили, включив в неё вопросы не только из биологии, физики, географии, но и из химии. Этим самым поставили задачу формировать у школьников целостный взгляд на окружающий мир, т. е. использовать межпредметные связи, объединяя родственные дисциплины в единую линию познания. Были разработаны инструктивные карты для выполнения исследовательских работ на всех остановках маршрута следования. Очень тщательно подбиралось оборудование. С учащимися 5-9 классов проводили инструктажи по технике безопасности и правилам поведения в природе. Школьники были поделены на группы, каждая из которых получила инструктивные карты для работы по маршруту следования. Во время занятий была организована работа, помощь в решении проблем, информировал учеников дополнительными сведениями. Дети с интересом принимали участие в экологической тропе, добросовестно выполняли все задания. На данном маршруте учащиеся знакомились с примерами экосистем, проводили фенологические наблюдения, мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории уровнем их загрязнения. Полученные результаты заносили в инструктивные карты. Вернувшись в школу, дети анализировали полученные результаты и составляли письменный отчет по данной теме. Педагогические результаты экологической тропы:
- развитие практических умений школьников; - формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды; - формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования; - развитие способностей анализировать и прогнозировать результаты эксперимента. В планах на перспективу - полученные результаты с экологической тропы использовать в проектной деятельности школьников. Учитель сегодня основной субъект инноваций. В настоящее время от нас, учителей, требуется умение организовывать и проектировать информационно-коммуникационную предметную среду. В нашей школе - исследовательская работа учащихся на маршруте экологической тропы это совершенно новая методика, которая разработана и усовершенствована за последние два года. Были изучены требования к организации данного мероприятия. В разные годы данный проект постепенно внедряли в жизнь. После уходя из школы Родионова П.И., данная работа немного приостановилась, из-за отсутствия единомышленников. В последние годы эта работа была возобновлена. Уже много лет на уроках природоведения в 5 классе, физики 7-9 классах проводим наблюдения, учебные исследования в природе. В проведении этой работы нам помогает разработанная учебная экологическая тропа в микрорайоне школы. Во время учебных экскурсии, которые проводятся в течение учебного года, объектами наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, различные растения, речка, родник, муравьи, птицы. Иногда объектами рассказа становятся интересное или сломанное дерево, рядом расположенная автотрасса и т.п. «Войди в природу другом!», такое напутственное слово учащимся перед выходом на учебную экологическую тропу. Оно настраивать детей на то, чтобы они бережно относились ко всему, что встречается на их пути по учебной экологической тропе. Наибольшее информационное значение имеют экскурсии по учебной экологической тропе. Перед началом учащихся получают инструктаж по правилам поведения на тропе. Всегда их напоминаю народную мудрость; "Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча - пустыню". Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа использую художественные описания природы в прозе и стихах. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой. Учебные экологические тропы дают поистине большие возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках природоведения, но и на уроках физики и после них. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы. Наша экологическая тропа безопасна, поскольку находятся рядом. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий с учебными исследовательскими заданиями, благодаря которым дети получают новые знания. Наша учебная экологическая тропа охватывает участок реки Малая Кубня недалеко от территории школы. Весь проложенный маршрут длиной около одного километра проходит по местам, где нет движения транспортных средств, за исключением трех мест. Два из них, связаны с переходом через дорогу в районе деревни, одно место в районе перехода через железобетонный мост. Цель учебной экологической тропы: Создание условий для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Задачи: - изучение животного и растительного мира родного края; - изучение природных сообществ, знакомство с законами живой и неживой природы; - развитие исследовательских умений учащихся в ходе проведения учебных экспериментальных работ в природных условиях: - воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к природе, заинтересованности в её сохранении; - вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране и защите окружающей среды; Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение с проведением наблюдений с элементами исследования. Экологическая тропа - это учебно-просветительский класс в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к её организации: выбор маршрута и его протяжённость; состав экскурсионных объектов; подготовка экскурсоводов (из числа учащихся). При выборе маршрута учебной экологической тропы учитывали основные условия: - доступность маршрута для посещения учащимися (близость к школе); - маршрут должен соответствовать назначению тропы и учитывать условия местности; - достаточная эмоциональная насыщенность и информационная ёмкость маршрута. При его выборе учитывалось привлекательность окружающего ландшафта. Положительное эмоциональное воздействие оказывает чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересечённого рельефов, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию. При определении общей протяжённости тропы исходили из средней продолжительности одной экскурсии для учащихся. Для учащихся 5-9 классов экскурсии планировался на учебной тропе, которую можно пройти за 40 - 45 минут. Детей 5-6 классов проходят весь маршрут тропы, но при этом в изучение включаются не все экскурсионные объекты. Для 7-9 классов экскурсия ведётся по всему маршруту тропы, но уже с более полным обзором экскурсионных объектов. Маршрут выбирается с учётом решения учебно-воспитательных задач, в некоторых случаях, при проведении учебных исследовательских работ, используется часть участка экологической тропы. Наряду с привлекательностью другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Тропа позволяет узнать, чем знаменит родной край, какие растут деревья, травы, обитают животные, протекает река. Очень важно, правильно подбирать объекты, которые включаются в рассказ экскурсовода или выступают предметом самостоятельных учебных исследований. Основным критерием при выборе объектов нужно считать экологическую выразительность. Она состоит в том, чтобы выбранный объект позволял экскурсоводу наглядно показать и построить беседу о роли данного объекта в создании или поддержании экологического равновесного состояния среды. Ботаническими объектами на тропе будут деревья, кустарники и важнейшие виды травянистых растений данной местности. Во время рассказов о них следует подчеркнуть роль тех или иных видов; среди объектов могут быть и охраняемые, и занесённые в Красную книгу. Отыскать на небольшой территории выразительные экологические объекты достаточно трудно. И всё же, реально найти муравейник рыжих лесных муравьёв, кузницу (столовую) дятла , дупло большого пёстрого дятла, почвенные выбросы крота на участке тропы всегда возможно. Своеобразным объектом на тропе будет памятник природы, например, очень старое дерево. Помимо элементов живой природы, объектами показа являются формы рельефа, почвы и другие компоненты ландшафта. Разнообразные транспортные магистрали, водоисточники, посадки деревьев - используются для рассказа о характере природопользования, о путях и способах решения проблем охраны окружающей среды. Очень важна подготовка учителя на этапе выбора маршрута учебной экологической тропы. Мною был изучен участок природы, в котором планировался создание учебно-экологической тропы, имеющаяся краеведческая литература, опрос старожилов, запись их воспоминаний, ознакомился с планом использования данного объекта, определились возможные варианты маршрута. Разработан маршрут тропы, составлен схематический план с нанесением всех остановок, составлена характеристика тропы. Экскурсия по учебной экологической тропе должна обеспечивать знакомство со всеми природными объектами, способствовать лучшему пониманию закономерностей развития природы, воспитывать любовь к ней, ответственность за её сохранность, бережное отношение к растительному и животному миру. Требования по проведению экскурсии, на которую мы обращаем особое внимание: -содержание экскурсии должно соответствовать решению задач экологического воспитания и образования учащихся; -тема экскурсии должна соответствовать маршруту тропы, раскрывать входящие в неё природные комплексы; -речь экскурсовода должна быть короткой, яркой и эмоциональной, учитывать уровень подготовки учащихся; -экскурсовод должен привлечь внимание учащихся путём постановки вопросов, раскрывающих основные закономерности развития природных комплексов и проблем их охраны. Значение учебной экологической тропы в экологическом образовании и воспитании очень большая. Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.

Станции учебной экологической тропы:

1 станция: речка Малая Кубня, мост через реку. Историю использования реки: водяные мельницы, сенокосные луга вдоль реки, их состояние в настоящее время. Здесь учащиеся узнают об истории мостостроения на примере истории данного моста.

2 станция: тополя, на этом участке рассказывается о тополе, как одном из видов деревьев. О людях деревни, которые старались в сохранении окружающей природы. Наглядным образом показать влияние человека на окружающую среду.

3 станция: родник. На данной точке маршрута рассматривается историю использования природных источников питьевой воды. Историю данного источника, из записей рассказов старожилов деревни.

4 станция: сосновый лес, санитары леса дятел, кузница (столовая) дятла, рыжие лесные муравьи. Здесь учащиеся узнают о климатических характеристиках, в которых произрастают сосновые леса, об истории посадки на данной местности сосен. О природных санитарах леса, рассматривая кузницу (столовую) дятла. Муравейник, место обитания рыжих лесных муравьев, наблюдение за их деятельностью.

5 станция: посадка кедров. Ребята знакомятся с кедрами, историей их появления в данной местности. Особенности кедрового дерева.

6 станция: дуб и липа, растущие рядом, кусты рябины. Особенности прорастания дуба, липы, кустов черемухи (эти кусты были посажены в 1976 году, учениками школы, в то время эта местность была территорией школьного участка старой школы, теперь они разрослись, дикая черемуха растет во многих местах вдоль речки).

7 станция: Памятник павшим воинам в Великой отечественной войне 1941-45 г.г. Историю создания памятника, авторов, строителей, которые поставили данный памятник в 1975 году.

Организация учебных экологических троп способствует решению таких важных задач, как повышение экологической грамотности и культуры учащихся, воспитание у них бережного отношения к природе, что так важно в современном мире! Оценивая результаты своей работы по использованию учебной экологической тропы, можно отметить, как положительно влияет работа в этом направлении на поведение учащихся в природных условиях, расширяет их кругозор о малой Родине. При проведении занятий на тропе широко использую игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой. Мало смотреть, надо уметь видеть. Опыт работы показал, что для закладки и организации работы школьной экологической тропы не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования. Благодаря экскурсиям, проводимым рядом со школой, у детей развивается интерес, мотивация к изучению предметов естественнонаучного цикла, улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа становится действенным средством экологического образования. В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном факторе, часто остающемся без внимания, - работе экскурсовода, ведущего экскурсию. Как бы хорошо ни была разработана экскурсия, успех ее во многом зависит от личности экскурсовода. У детей во время экскурсии возникают так много вопросов, что ответить на многие из них нужно иметь обширные знания в разных областях наук. Экскурсовод должен хорошо знать маршрут: разнообразие видов, фенологию, рельеф местности, быстро ориентироваться в уровне подготовки группы и ее интересах. Он должен уметь ответить на любой вопрос и, что немаловажно, быть доброжелательным к любой группе, вышедшей на маршрут. Если эти условия соблюдены, успех экскурсии обеспечен. Мои предложения по экологической тропе: чаще проводить экологические игры; добавить станции, на которых будут изучать не только флору, но и фауну экологической тропы. Уделить больше внимания положительному и отрицательному воздействию человека на обитателей экологической тропы; результаты исследований сделать доступными каждому, т.е. выступать на классных часах, родительских собраниях, выпустить специальный номер школьной газеты. В ходе проведения экскурсий на учебной экологической тропе перед учащимися ставились задачи: исследовать видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений: - растрескавшаяся, поврежденная кора; - засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные; - формирование и наличие дупел; - вышедшие на поверхность корни (сосны, тополей, вербы); - антропогенное воздействие: вырезки, проволока, металлические гвозди в коре дерева. Оценить жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявлены следующие болезни: -неинфекционные - вызванные механическими повреждениями( вмешательство человека и животных); -вирусные - скрученные листья, изменение формы и цвета листьев, анализ опавших листьев; - бактериальные - гнили, пятна (какого цвета); - грибковые - налеты, лишайники и мхи, трутовые грибы.

Педагогические результаты использования в учебно-воспитательной работе экологической тропы:
- развитие практических умений школьников; - формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды; - формирование умений планировать и организовывать экспериментальные исследования; - развитие способностей анализировать и прогнозировать результаты эксперимента.

На реке Малая Кубня проводились исследования с учащимися по определению скорости течения реки, расчет объема воды, протекающего по реке в течение определенного времени. Расчет энергетической мощности реки. Проводились расчеты разницы горизонтальных уровней воды в реке и уровней разных точек древни, на маршруте учебной экологической тропы с помощью барометра - анероида. Проводили анализ количества воды, вытекающей из родника. Пробовали оценить скорость роста побегов ивы, рогоза, верхушек сосны. Проводя наблюдение за рыжими лесными муравьями, провели измерения и расчеты скорости их движения. В последние годы учащиеся нашей школы с данными своих исследований в районе экологической тропы участвовали на республиканских конкурсах «Чистый снег» (дипломы призера), «Течет ручей…» (сертификаты участника). При составлении работы учащихся для районной научно-практической конференции «Законы физики в поэме К.Иванова «Нарспи» были использованы снимки, сделанные на трассе экологической тропы весенне - летний период (диплом победителей). С данной же работой они участвовали и на Республиканском НПК (сертификаты участника). При работе на учебной экологической тропе учащиеся получают личностные (система ценностных ориентаций, интересы, мотивы деятельности, толерантность), предметные (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности) и метапредметные (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса в реальных жизненных ситуациях) результаты, что очень важно на современном этапе развития школьного образования. Получаемые ключевые компетентности: а) имеющие универсальное значение, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и накопление данных, их первичная интерпретация, презентация результатов). б) умение работать с разными источниками информации - учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.

Очень важное значение имеет то, что наша учебная экологическая тропа заканчивается около памятника павшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Памятник поставлен весной 1975 года, открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года. Инициатором и руководителем создания памятника был Ятманов Алексей Деомидович (тогда работал председателем колхоза «Восток»). Строительными работами занимался бригада строителей под руководством Морозова Н С. (житель д. Подлесные Чурачики)., художественные работы выполнил Тихонов В.Н.(житель д. Напольное Сюрбеево). Когда останавливаемся около памятника, всегда лица детей становятся серьезным, (я еще не видел ни разу детей, безразличных к данному памятнику). На мемориальной доске написаны фамилии павших воинов из д. Сюрбей-Токаево, д. Напольное Сюрбеево, с. Корезино. Всегда у нас в традиции почтить память односельчан минутой молчания. Нет, наверное, ни одного ученика в школе, у которого не погиб на войне родственник. Дети всегда интересуются однофамильцами из списка, спрашивают, не приходится ли он им родственником. Самое главное, чтобы дети поняли - Родину надо защищать, защиту требует и родная, окружающая нас природа. Историю нельзя забывать. Нет ничего милее своей Родины, а она начинается с порога нашего дома.





Рис. 1. Схема учебной экологической тропы.

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Условные обозначения:

  1. Железобетонный мост через речку Малая Кубня. Деревянные сваи старого деревянного моста.

  2. Тополя, посаженные Кайсаровым Григорием. См. рис.2.

  3. Старая дорога покрытая бутовым камнем. См. рис.3.

  4. Родник, из которого брали воду жители д. Сюрбей-Токаево в старые времена. См. рис. 4.

  5. Столовая дятла. Муравейник. См. рис 5.

  6. Посадки кедров. Рядим сосновый лес (посадки сосен). См. рис.7,6.

  7. Дуб и липа. Кусты черемухи. См. рис. 8,9.

  8. Памятник павшим воинам в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.. См. рис. 10.

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 2. У тополя, посаженного Кайсаровым Григорием, жителем д. Сюрбей-Токаево, еще до революции 1917 года (служил егерем в лесной охране). (Из воспоминаний Кайсарова А.Г., сына Григория Кайсарова).

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис.3. Две дороги, асфальтированная (справа) и участок старой дороги, покрытая бутовым камнем, построенная еще при царской власти (слева).

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 4. У родника. В старые времена, до прокладки водопровода в д. Сюрбей-Токаево (1961 г.), большинство жителей деревни брали воду из этого родника. В настоящее время воду из родника никто не берет.

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 5. Муравейник, домик рыжих лесных муравьёв, во время экскурсии ученики любят наблюдать за ними. Проводились исследования по расчету их скорости движения, наблюдали, как муравьи тащат в сторону муравейника большую гусеницу. На участке учебной экологической тропы взяли на учет 4 муравейника.

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 6. Сосновый лес (посадки сосны). Сосны были посажены в 50 годах прошлого столетия на песчаных почвах.

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис.7. Кедры, были посажены в1957 году под руководством Малышева И.Н. (тогда работал директором школы), рассады привезены из Шемуршинского лесничества. В настоящее время осталось несколько деревьев, многие деревья высохли после жары 2010 года (бывшая территория старой школы).

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 8. Растущие рядом дуб и липа. Рассады были посажены учениками школы в 1978 г. под руководством Петрова Г.Н. (бывшая территория старого школьного участка).

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 9. Кусты черемухи. Рассады были посажены учениками школы в 1978 г. под руководством Петрова Г.Н. (бывшая территория старого школьного участка).

Из опыта работы по использованию экологической тропы в учебно-воспитательной работе.

Рис. 10. У памятника павшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г. Памятник поставлен весной 1975 года, открыт 9 мая 1975 года. Руководитель и организатор постройки Ятманов А.Д. Работу вела строительная бригада Морозова Н.С., художественные работы выполнил Тихонов В.Н.

© 2010-2022