- Преподавателю
- Физика
- Карта урока: Закон сохранения и превращения энергии в механике
Карта урока: Закон сохранения и превращения энергии в механике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева Т.Б. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок 4.
Учебная тема: Законы сохранения.
Тема урока: Закон сохранения и превращения энергии в механике.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Изучить закон сохранения и превращения энергии в механике; показать переход механической энергии из одного вида в другой на конкретных примерах; доказать универсальность закона сохранения энергии на примере механических и тепловых процессов.
Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока
Цель этапа
Время мин
Содержание УВМ данного этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формы
контроля
1. Организационный этап
Подготовка учащихся к работе на уроке
2 мин
Знакомство учащихся с ходом урока.
(слайд 1)
Приветствие и настрой на урок. Постановка темы и целей урока.
Внимательно
слушают
2. Проверка домашнего задания
Проверить усвоение материала предыдущего урока.
5 мин.
Фронтальный опрос:
-
Сформулируйте определение средней мощности. В каких единицах она измеряется?
-
Как найти механическую работу? В каком случае совершается механическая работа? Единица измерения работы.
-
В каких случаях говорят, что тело обладает механической энергией? Единица измерения.
-
Дайте определение потенциальной энергии. От чего она зависит?
-
Дайте определение кинетической энергии. От чего она зависит?
-
Какие это величины: векторные или скалярные?
-
Как они взаимосвязаны?
Проводит фронтальный опрос. Оценивает ответы.
Дают развернутые ответы на поставленные вопросы.
Фронтальный опрос.
3. Этап подготовки к активному усвоению нового материала
Организовать и целенаправить познавательную деятельность
4 мин.
Рассмотреть ситуации:
-
С качелями.
-
С «прыгающим» мячиком. (демонстрация)
Выяснить какими видами энергии обладает каждое тело в различных точках траектории.
Задать проблему:
-
Что изменится, если в заданных системах не будут действовать силы сопротивления?
-
Если не будет изменяться внутренняя энергия системы?
( слайды 2, 3)
Ставит проблему, слушает ответы, направляет процесс обсуждения.
Повторяет тему урока.
Принимают участие в обсуждении, высказывают предположения. Записывают тему урока в тетради.
Наблюдение за активностью учащихся при обсуждении проблемы.
4. Этап усвоения новых знаний
Изучить закон сохранения и превращения энергии в механике; показать переход механической энергии из одного вида в другой на конкретных примерах; доказать универсальность закона сохранения энергии на примере механических и тепловых процессов.
20 мин.
Объяснение нового материала. (слайды 4 - 6)
-
Рассмотрим систему (подбрасывание теннисного мячика, его падение, «отскакивание» вверх).
-
По теореме о кинетической энергии изменение кинетической энергии равно работе действующих сил.
-
Пусть силы сопротивления не совершают работы (пренебрежем сопротивлением воздуха), тогда изменение кинетической энергии равно работе силы тяжести.
-
Тогда:
Екин 2 -Екин1 = mgh1- mgh 2.
mgh= Епот,
Екин 2 -Екин1= Епот1 - Епот2
Екин1+ Епот1= Екин 2 + Епот2
Следовательно полная механическая энергия системы остается постоянной прилюбых изменениях. Происходящих внутри системы.
-
Сформулировать закон сохранения и превращения энергии.
-
Рассказать о «потерях» энергии. О переходе механической энергии во внутреннюю.
(Просмотр видеоролика)
Организует изучение нового материала.
Демонстрирует слайды.
Направляет деятельность учащихся, побуждает к рассуждению.
Принимают активное участие. Записывают определения и математические выражения в тетрадь.
Прослеживают связь с изученным ранее материалом. Делают выводы.
Наблюдение за активностью учащихся.
5. Этап закрепления и первичной проверки и систематизации полученных знаний
Оценить степень усвоения учебного материала, проверить умение обобщать и применять полученные знания к заданной ситуации.
10 мин.
Самостоятельная работа: (слайд 7)
Выполнить рисунок и записать, какие превращения механической энергии происходят в процессе колебаний:
1 вариант: математического маятника.
2 вариант: пружинного маятника.
Дает задание. Проводит фронтальную самостоятельную работу.
Выполняют самостоятельную работу.
Письменная самостоятельная
6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Информировать о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.
3 мин.
Учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс - читать, устно ответить на вопросы.
§ 52. 53 , Упр.9 (2 - 4) (слайд 8)
Объясняет содержание домашнего задания.
Внимательно слушают и просматривают содержание домашнего задания, записывают задание в дневник.
7. Рефлексия
Подведение итогов урока.
1 мин.
Итоги урока.
Подводит общие итоги по уроку, выставляет оценки наиболее активным ученикам.
Анализируют, что усвоили в ходе учебного занятия