Карта урока: Закон сохранения и превращения энергии в механике

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 4.

Учебная тема: Законы сохранения.

Тема урока: Закон сохранения и превращения энергии в механике.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Изучить закон сохранения и превращения энергии в механике; показать переход механической энергии из одного вида в другой на конкретных примерах; доказать универсальность закона сохранения энергии на примере механических и тепловых процессов.


Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока

Цель этапа

Время мин

Содержание УВМ данного этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формы

контроля

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке

2 мин

Знакомство учащихся с ходом урока.

(слайд 1)

Приветствие и настрой на урок. Постановка темы и целей урока.

Внимательно

слушают

2. Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока.

5 мин.

Фронтальный опрос:

  1. Сформулируйте определение средней мощности. В каких единицах она измеряется?

  2. Как найти механическую работу? В каком случае совершается механическая работа? Единица измерения работы.

  3. В каких случаях говорят, что тело обладает механической энергией? Единица измерения.

  4. Дайте определение потенциальной энергии. От чего она зависит?

  5. Дайте определение кинетической энергии. От чего она зависит?

  6. Какие это величины: векторные или скалярные?

  7. Как они взаимосвязаны?

Проводит фронтальный опрос. Оценивает ответы.

Дают развернутые ответы на поставленные вопросы.

Фронтальный опрос.

3. Этап подготовки к активному усвоению нового материала

Организовать и целенаправить познавательную деятельность

4 мин.

Рассмотреть ситуации:

  1. С качелями.

  2. С «прыгающим» мячиком. (демонстрация)

Выяснить какими видами энергии обладает каждое тело в различных точках траектории.

Задать проблему:

  • Что изменится, если в заданных системах не будут действовать силы сопротивления?

  • Если не будет изменяться внутренняя энергия системы?

( слайды 2, 3)

Ставит проблему, слушает ответы, направляет процесс обсуждения.

Повторяет тему урока.

Принимают участие в обсуждении, высказывают предположения. Записывают тему урока в тетради.

Наблюдение за активностью учащихся при обсуждении проблемы.

4. Этап усвоения новых знаний

Изучить закон сохранения и превращения энергии в механике; показать переход механической энергии из одного вида в другой на конкретных примерах; доказать универсальность закона сохранения энергии на примере механических и тепловых процессов.

20 мин.

Объяснение нового материала. (слайды 4 - 6)

  1. Рассмотрим систему (подбрасывание теннисного мячика, его падение, «отскакивание» вверх).

  2. По теореме о кинетической энергии изменение кинетической энергии равно работе действующих сил.

  3. Пусть силы сопротивления не совершают работы (пренебрежем сопротивлением воздуха), тогда изменение кинетической энергии равно работе силы тяжести.

  4. Тогда:

Екин 2кин1 = mgh1- mgh 2.

mgh= Епот,

Екин 2кин1= Епот1 - Епот2

Екин1+ Епот1= Екин 2 + Епот2

Следовательно полная механическая энергия системы остается постоянной прилюбых изменениях. Происходящих внутри системы.

  1. Сформулировать закон сохранения и превращения энергии.

  2. Рассказать о «потерях» энергии. О переходе механической энергии во внутреннюю.

(Просмотр видеоролика)

Организует изучение нового материала.

Демонстрирует слайды.

Направляет деятельность учащихся, побуждает к рассуждению.

Принимают активное участие. Записывают определения и математические выражения в тетрадь.

Прослеживают связь с изученным ранее материалом. Делают выводы.

Наблюдение за активностью учащихся.

5. Этап закрепления и первичной проверки и систематизации полученных знаний

Оценить степень усвоения учебного материала, проверить умение обобщать и применять полученные знания к заданной ситуации.

10 мин.

Самостоятельная работа: (слайд 7)

Выполнить рисунок и записать, какие превращения механической энергии происходят в процессе колебаний:

1 вариант: математического маятника.

2 вариант: пружинного маятника.

Дает задание. Проводит фронтальную самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Письменная самостоятельная

6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информировать о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

3 мин.

Учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс - читать, устно ответить на вопросы.
§ 52. 53 , Упр.9 (2 - 4) (слайд 8)

Объясняет содержание домашнего задания.

Внимательно слушают и просматривают содержание домашнего задания, записывают задание в дневник.

7. Рефлексия

Подведение итогов урока.

1 мин.

Итоги урока.

Подводит общие итоги по уроку, выставляет оценки наиболее активным ученикам.

Анализируют, что усвоили в ходе учебного занятия


© 2010-2022