• Преподавателю
  • Физика
  • Урок -- конференция в 9 -11 классах. Можно использовать в рамках мероприятий, посвящённых Дню космонавтики

Урок -- конференция в 9 -11 классах. Можно использовать в рамках мероприятий, посвящённых Дню космонавтики

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Каринская средняя общеобразовательная школа






Урок - конференция в 9 -10 классах:

«На пороге эры космических путешествий»















Декабрь 2013 г.


Цель: Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, интерес к физике и астрономии, путем использования на уроке познавательного материала. Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

Задачи:

Обучающая:

Применение различных средств космонавтики для нужд людей и перспектив развития человечества как космической цивилизации.

Воспитывающая:

Формирование научной картины мира и научного мировоззрения школьников в условиях развития земной цивилизации в ближайшем и отдаленном будущем.

Развивающая:

Формирование умений работать с научно-популярной и справочной литературой, готовить доклады, выступать.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Технологии, применяемые на уроке: Информационные, индивидуальная работа, работа в парах, здоровьесберегающие, игровые.

Этапы урока

I Вводный момент урока

- вводное слово учителя + видеоролик «Я Земля! Я своих провожаю питомцев! Сыновей, дочерей!»

- выступления учащихся;

5 мин.

II. Защита проекта первой группой.

Цель исследования: Изучить историю космических полётов и систематизировать знания.

- выступления учащихся + видеоролик «Полёт Валентины Терешковой»;

- презентация;

8 мин.

3 мин.

Физпауза

2 мин.

III. Викторина « Что, Где, Когда?».

3 мин.

IV. Защита проекта второй группой.

Цель исследования: Изучить возможность путешествий человека к другим мирам и звёздам.

- выступления учащихся;

- видеоролик «Путешествие сквозь космос, известная Вселенная»;

7 мин.

6 мин.

V. Знакомство учащихся с последними событиями.

- выступления учащихся;

- олимпийский огонь на МКС + видеоролик (новости на РТР).

3 мин.

VI. Закрепление. Тест « Проверь себя».

4 мин.

VII. Рефлексия. Эссе.

2 мин.

VIII.Дискуссия.

7 мин.

IX. Итоги урока.

2 мин.


Технологическая карта

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Вид учебной деятельности

Вводный момент урока.

Учитель называет тему урока, ставит цели и задачи.

Слушают, смотрят видеоролик.

Защита проекта первой группой.

Учащиеся выступают с докладами.

Творческий,

исследовательский

Физкультурная пауза

Слушают, выполняют упражнения.

Защита проекта второй группой.

Учащиеся выступают с докладами.

Творческий,

исследовательский

Знакомство учащихся с последними событиями.

Выступают с новостями,

смотрят видеоролик, обсуждают новости.

Эвристический

Тестирование

Отвечают на вопросы письменно (работают в парах).

Частично - поисковый

Рефлексия

Представляет вопросы для ответа.

Пишут эссе.

Творческий

Дискуссия

Участвуют в дискуссии.

Итоги урока

Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки







I. Орг. момент: Учитель называет тему урока, ставит цели и задачи.

Учитель: При подготовке к уроку учащиеся 9 и 10 класса разработали два проекта:

- начало эпохи космонавтики.

- мечты сбываются.

Видеоролик: « Я - Земля, я своих провожаю питомцев»

Ученик 1: Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась -

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это - навсегда.

Ученик 2: "Мы - дети Земли" - эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. Она показалась ему прекрасной и ... маленькой. Попав в безбрежный океан космоса и наблюдая в иллюминаторах "алмазные россыпи ярких холодных звезд", Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны колыбель человечества.

Мы - дети Земли... Мы только стоим на пороге новой эры - космической. В развитии нашей цивилизации наступило время, которое предсказывал на пороге XX века К. Э. Циолковский: "Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.

Учитель: представляет участников первой группы и тему их изучения.

II.Проект первой группы (9 класс):

Презентация. (на фоне музыки)

«Первые спутники»

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (19 часов 28 минут 34 секунды по Гринвичу) был совершён успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 314,5 секунде после старта произошло отделение спутника и он подал свой голос. «Бип! Бип!» - так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты потом Спутник ушёл за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных.

Запущен Спутник-2.
3 ноября 1957 года запущен Спутник-2. СССР запустил Спутник-2 с собакой по кличке Лайка на борту. Еды и питания хватило бы на полторы недели, но никто не учёл изменения температуры и собака умерла через день-два.

Первые животные совершили орбитальный полёт.
19-20 августа 1960 года. Советский Союз запустил Спутник-5 (прототип Востока) с двумя собаками, Белкой и Стрелкой, в космос. Полёт прошёл успешно, и собаки вернулись живые здоровые. Через несколько месяцев у Стрелки родились щенки. Одного из них Хрущёв подарил дочери Кеннеди.

Первый человек в космосе.
12 апреля 1961 года. Первый космонавт - Юрий Гагарин. Старт корабля «Восток 1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано).

«Русские летят»

Полёт Германа Титова: 6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.

Впервые два корабля одновременно находятся на орбите.

12 августа 1962 года. Советский Союз выводит на орбиту одновременно два корабля Восток-3 и Восток-4, на которых находились Андриян Николаев и Павел Попович

Первая женщина-космонавт.

16 июня 1963 года Валентина Терешкова совершила полёт на космическом корабле «Восток-6», полёт продолжался почти трое суток.

Видеоролик: Полёт Валентины Терешковой

А что было дальше? ( продолжение презентации).

  1. Выход в открытый космос 18-19 марта 1965 года

  2. Первая мягкая посадка на Луне 3 февраля 1966 года.

  3. Первая стыковка в космосе 15 января 1969 года

Физпауза: Человек, не занимающийся спортом, вряд ли может быть пилотом космического корабля.

Поэтому сейчас представим себе будущих путешественников космоса в большом светлом парке среди молодой зелени. Плотный небольшого роста человек прыгает с вышки. Вот он коснулся земли чуть согнутыми в коленях ногами и тут же, неожиданно обмякнув, валится на бок. Все смотрят на него. А он встает и говорит: «Главное - не сопротивляться, дать телу завалиться на левый или правый бок». Вдох - выдох. А теперь все мы: сначала наклоним голову вправо, потом влево. И так три раза.

III. Викторина: Что, где, когда?

Учитель: представляет участников второй группы и тему их изучения.

IV. Проект второй группы:

Ученик: Путешествия на другие звезды - заветная мечта человечества. Но даже от ближайших светил нас отделяют такие гигантские расстояния, что космическая экспедиция пока кажется совершенно нереальной. Тем не менее это не останавливает ученых. На чертежной доске они дают простор фантазии: ресурсы черных дыр служат на благо человечества, а темная материя становится топливом на пути к неведомым мирам.

Ученик: Это было самое долгое путешествие в истории человечества... Наконец первый космический корабль приближается к двойной звезде альфа Центавра, находящейся на расстоянии чуть более четырех световых лет от нашего Солнца. Торможение проходит гладко. Включаются огромные радиаторы охлаждения, рассеивающие накопленное кораблем тепло. Теперь можно приступить к изучению звездной системы. Компьютеры уже начали исследование светила и его планет, все данные сразу же посылаются на Землю. Звездолет оборудован малыми автономными зондами,- которые с пролетной дистанции сканируют поверхность планет на предмет обнаружения на них жизни. Освоение глубокого космоса началось...

Ученик: Согласно фундаментальному закону физики, энергия в ходе преобразования никуда не исчезает. Для межзвездного корабля, оснащенного двигателем мощностью не менее нескольких гигаватт, это означает, что вырабатываемое тепло способно расплавить звездолет, если он не будет оснащен специальными теплоотводящими радиаторами.

Ученик: Совершенно иной подход к межзвездным путешествиям состоит в признании того факта, что звезды чрезвычайно далеки от нас и при современном уровне техники нам потребуется очень много времени, чтобы до них добраться. И нужно исходить именно из этого, планируя путешествия, в течение которых произойдет смена многих поколений. Если смириться с такой продолжительностью путешествий, то в качестве космического корабля можно использовать астероид, создав внутри него полое пространство, где смогут находиться люди во время путешествия.

Ученик: Боги древних мифов разъезжали по небесным полям Олимпа на волшебных летающих колесницах. Боги Севера ходили по небесным морям в Асгард на быстрых северных кораблях-драконах.

Точно так же и мы - к 2100 г. человечество будет стоять на пороге новой эры космических исследований: полетов к звездам. Человек издавна мечтал о звездах; ночью эти небесные огоньки кажутся такими близкими! До сих пор добраться до них можно было только в мечтах, но к концу века именно звезды будут находиться в фокусе внимания ученых-ракетчиков.

Так что же это правда или вымысел?

Ученик:

Вчера мне снился дивный сон

Как будто наяву

Подобно птице я взлетел

Из клетки в синеву

Земля лежала подо мной

Как глобус разноцветный

Корабль культуры внеземной

Я встретил в час рассветный.

Видеоролик «Путешествие сквозь космос, известная вселенная»

V. Работа космонавтов на МКС.

Ученик: 20 ноября 2013 года исполнилось ровно пятнадцать лет с того момента, как Международная космическая станция (МКС) начала свою работу на орбите Земли. И это еще далеко не предел. По мнению начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина заслуженного космонавта Сергея Крикалева. Она способна проработать на орбите минимум до 2020 года, так как имеет отличный ресурс. И теперь на полном серьезе можно говорить о том, что следующий ожидаемый многими шаг в освоении космоса - межпланетные полеты - сделаю, основываясь на опыте, что был получен на МКС.

Ученик: МКС играет большую роль в жизни жителей Земли, так многие из высоких технологий были созданы изначально из космоса, а уже потом перешли в повседневную жизнь, или же были испытаны в космосе. Кроме того, фотографии с МКС помогают в какой-то мере бороться со стихийными бедствиями и вести сельское хозяйство. Имеющиеся образовательные программы вдохновляют будущих инженеров, ученых, исследователей космоса.

За все эти годы в космосе станция преодолела расстояние в три с половиной миллиарда километров. Пока она остается самым большим техногенным объектом в космосе и самым дорогим научным проектом во всей истории человечества. МКС смогла вобрать в себя наиболее передовые технологии современной цивилизации и богатый опыт России в осуществлении космической деятельности.

Ученик: Стартовала первая в истории человечества эстафета олимпийского факела в открытом космосе. Российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский вынесли символ Олимпиады из Международной космической станции (МКС), сообщает РИА «Новости».

Котов поприветствовал землян, помахав факелом, потом он взял факел в другую руку и сказал, что видимость прекрасная, открывается великолепный вид на Землю.

Факел во время выхода закрепляется специальным фалом, на конце которого находится карабин, с помощью которого олимпийский символ закрепляется на поручнях, расположенных на внешней поверхности станции. Сделано это для того, чтобы космонавты случайно не упустили факел в открытый космос. ( Видеоролик « Олимпийский огонь в космосе»)

VI. Рефлексия. Каждый ученик делает выводы о проведённом уроке в форме эссе по следующим вопросам:

1. Понравился ли вам урок? Опишите, что именно вам понравилось?

2. Что нового вы извлекли для себя из прослушенного вами на уроке?

3. Как вы оцениваете своё участие на уроке?

VII. Итоги урока.

Материалы при подготовке к уроку:

1.positime.ru/mks-segodnya-15-let/25112

2. Интернет - ресурсы.

7


© 2010-2022