Статья Социально-педагогическая поддержка гиперактивных детей

"Описание материала: "В данной статье рассмотрена социально - педагогическая поддержка гиперактивных детей. Так же представлено понятие гиперактивных детей. Выявлены основы социально – педагогической поддержки гиперактивных детей, определили направления и особенности в работе с гиперактивными детьми в современном обществе. Так же в статье рассматривается типология гиперактивных детей. Рассматривается работа педагога с гиперактивными детьми, подбор игр с возрастами особенностями. Влияние педагога на умственное развитие гиперактивных детей .
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Д.В. Колина


Актуальность темы обусловлена тем что, в настоящее время количество гиперактивных детей возрастает с каждым годом, и это становиться большой проблемой для родителей и педагогов.

Изучением этой темы занимались: С.И. Мельничук, В.В. Сабуров, Е.П. Ковина, Л.Ю. Баскова - Перминова и др.

Мельничук С.И.считает: «Не вызывает сомнения, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений, свойственных детям с гиперактивностью, существенно увеличивается при отсутствии понимания родителями и окружающими взрослыми причин и проявлений этих нарушений, неправильном отношении и недостаточном внимании к детям» [4 ].

Ковина Е.П. отмечает, что достаточно часто прибывание ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость [3].

По мнению Л.Ю. Баскаковой - Перминовой, не достаток внимания проявляется в трудности его удержания усилием воли, в снижении его избирательности, то есть ребенку трудно отделить главное от несущественного, а также в повышенной переключаемости внимания с одной деятельности на другую (при этом цель самой деятельности и интерес к ней могут легко теряться [2].

Цель статьи: выявить основы социально - педагогической поддержки гиперактивных детей, определить направления и особенности в работе с гиперактивными детьми.

Гиперактивные дети - комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

Существует определенная типология гиперактивных детей:

- СДВГ - нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

- Гиперактивность или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет совершено иначе, не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

- Дефицит активного внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо на протяжении определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

- Импульсивность - неспособность проанализировать свои непосредственные побуждения, перед выполнением определенного действия. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать, контролировать свои эмоции. У них часто меняется настроение[60].

В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления:

  • Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

  • Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Обучение способам контроля проявлений гнева.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление .

Работу с таким ребенком следует начинать с индивидуальных занятий, предварительно создав определенные условия не раздражающие ребенка и позволяющие не отвлекаться, на этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, но и слышать. Во время занятий педагог сможет формировать правила поведения и правила выполнения конкретного упражнения.

Следующий этап - вовлечение гиперактивного ребенка в групповые занятия.

При отработки навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при работе с гневом используются те же принципы что и при работе с агрессивными детьми.

При подборе игр, особенно подвижных необходимо учитывать такие возрастные особенности гиперактивных детей, как неумение долго подчиняться групповым правилам, неусидчивость и т. д.[5].

Таким образом, разработка системы педагогической поддержки детей с гиперактивностью позволяет привести работу с ними в систему и качественно повлиять на развитие школьников - повысить учебную мотивацию, скорректировать поведение, а также искоренить сопутствующие коммуникативные трудности подростков, продиктованные гиперактивностью.

Список используемых источников

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.-52с.

  2. Баскакова-Перминова Л. Ю. Несколько самых распространенных мифов о СДВГ pms-centr.spb.ru/main/roditelyam/mify-o-sdvg [дата обращения: 10.07.2014]

3.Ковина Е.П. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста. forum.schoolpress.ru/article/92/1198 [дата обращения: 10.07.2014]

4. Куралина С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)

centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/134-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg.html [дата обращения: 10.07.2014]

5. Малкина - Пых. И.Г. Возрастные кризисы.- М., 2013.

6. Мельничук С. И. Проблема социально-педагогического сопровождения детей имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности в учреждении дополнительного образования. sibac.info/index.ph [дата обращения: 10.07.2014]


© 2010-2022