- Преподавателю
- Физика
- Статья Социально-педагогическая поддержка гиперактивных детей
Статья Социально-педагогическая поддержка гиперактивных детей
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колина Д.В. |
Дата | 20.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Д.В. Колина
Актуальность темы обусловлена тем что, в настоящее время количество гиперактивных детей возрастает с каждым годом, и это становиться большой проблемой для родителей и педагогов.
Изучением этой темы занимались: С.И. Мельничук, В.В. Сабуров, Е.П. Ковина, Л.Ю. Баскова - Перминова и др.
Мельничук С.И.считает: «Не вызывает сомнения, что возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений, свойственных детям с гиперактивностью, существенно увеличивается при отсутствии понимания родителями и окружающими взрослыми причин и проявлений этих нарушений, неправильном отношении и недостаточном внимании к детям» [4 ].
Ковина Е.П. отмечает, что достаточно часто прибывание ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость [3].
По мнению Л.Ю. Баскаковой - Перминовой, не достаток внимания проявляется в трудности его удержания усилием воли, в снижении его избирательности, то есть ребенку трудно отделить главное от несущественного, а также в повышенной переключаемости внимания с одной деятельности на другую (при этом цель самой деятельности и интерес к ней могут легко теряться [2].
Цель статьи: выявить основы социально - педагогической поддержки гиперактивных детей, определить направления и особенности в работе с гиперактивными детьми.
Гиперактивные дети - комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.
Существует определенная типология гиперактивных детей:
- СДВГ - нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
- Гиперактивность или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет совершено иначе, не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
- Дефицит активного внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо на протяжении определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
- Импульсивность - неспособность проанализировать свои непосредственные побуждения, перед выполнением определенного действия. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать, контролировать свои эмоции. У них часто меняется настроение[60].
В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления:
-
Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
-
Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-
Обучение способам контроля проявлений гнева.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление .
Работу с таким ребенком следует начинать с индивидуальных занятий, предварительно создав определенные условия не раздражающие ребенка и позволяющие не отвлекаться, на этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, но и слышать. Во время занятий педагог сможет формировать правила поведения и правила выполнения конкретного упражнения.
Следующий этап - вовлечение гиперактивного ребенка в групповые занятия.
При отработки навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при работе с гневом используются те же принципы что и при работе с агрессивными детьми.
При подборе игр, особенно подвижных необходимо учитывать такие возрастные особенности гиперактивных детей, как неумение долго подчиняться групповым правилам, неусидчивость и т. д.[5].
Таким образом, разработка системы педагогической поддержки детей с гиперактивностью позволяет привести работу с ними в систему и качественно повлиять на развитие школьников - повысить учебную мотивацию, скорректировать поведение, а также искоренить сопутствующие коммуникативные трудности подростков, продиктованные гиперактивностью.
Список используемых источников
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.-52с.
-
Баскакова-Перминова Л. Ю. Несколько самых распространенных мифов о СДВГ pms-centr.spb.ru/main/roditelyam/mify-o-sdvg [дата обращения: 10.07.2014]
3.Ковина Е.П. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста. forum.schoolpress.ru/article/92/1198 [дата обращения: 10.07.2014]
4. Куралина С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ)
centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/134-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg.html [дата обращения: 10.07.2014]
5. Малкина - Пых. И.Г. Возрастные кризисы.- М., 2013.
6. Мельничук С. И. Проблема социально-педагогического сопровождения детей имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности в учреждении дополнительного образования. sibac.info/index.ph [дата обращения: 10.07.2014]