Урок физики в 7 классе Строение вещества. Молекулы и атомы

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учителя: Пахомовой Ольги Реокатовны


Предмет _____ Физика__________ Класс __________ 7 ___________________________________________________

Базовый учебник _____ Перышкин А.В. Физика 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А,В. Перышкин. - 13-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 192 с. : ил. _________________________________________________________

Тема урока ______ Строение вещества. Молекулы и атомы ___________________________________________________

Цель урока: ____ рассмотрение вопросов строение вещества, строение молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала __________________________________________________________________

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать умение анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

  2. Развивающие: развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

  3. Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности.

Тип урока ______ урок первичного предъявления новых знаний ________________________________________________

Техническое оборудование: _______ компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран __________________________

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: _____ яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом ___________________

Лабораторное оборудование для проведения опытов на столе учащихся: _______ металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон ____________________________




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


1.

Организационный момент

2 минуты

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Готовят рабочие места.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать.

Личностные: умение выделять нравственный аспект.

2.

Актуализация знаний

4 минуты

Задает вопросы:

  1. В каких трёх состояниях бывает вода?

  2. Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара?

Алмаз и графит: два тела, состоящие из углерода. Отличаются ли их свойства?


Чем можно объяснить такую разницу?

Отвечают.



Отвечают: Да. Графит легко расслаивается- грифель карандаша тому подтверждение. Алмаз - один из самых твёрдых пород.

Отвечают: необходимо знать внутренне «устройство» тел.

Познавательные:

- анализируют, выделяют необходимую информацию.

Регулятивные:

-выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог.

3.

Постановка цели урока

3 минуты

Как вы думаете какая тема урока «ожидает» нас сегодня?

Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель, которую ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы:

  1. Как доказать, что вещества состоят из частиц?

  2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества?

  3. Почему невидны частицы, из которых состоит вещество?

  4. Почему твёрдые тела, состоящие из частиц кажутся сплошными?

Откройте свои тетради и запишите тему урока «Строение вещества. Молекулы и атомы».

Делают предположение. Формулируют что требуется узнать.






Пишут тему урока.

Познавательные: анализируют, работают самостоятельно.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывание.

Регулятивные:

- определять цели учебной деятельности;

Личностные:

- смыслообразование.

4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

18 минут

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов. См. Приложение №1.

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте что было бы, если бы не было молекул?

Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справился с этим заданием.



Обсуждают в парах, записывают результат в таблицу.

Познавательные:

- составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, контроль способа действия и его результата, внесение необходимых дополнений и коррективов.

Личностные:

умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, способы взаимодействия, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

5.

Динамическая пауза

3 минуты

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Отдохнули, продолжаем работать.

6.

Самостоятельное творческое использование сформулированных умений и навыков

10 минут

Видео вопрос «Тепловое расширение твёрдого тела»

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара).

Просмотр видео с отключением звука.

Обсуждают в парах.

Отвечают.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные:

самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

7.

Рефлексия

2 минуты

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя всё новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Предлагает ученикам выбрать окончание фраз:

Сегодня я узнал……

Было интересно……

Я понял, что…….

Я научился……

Меня удивило……



Выбирают окончание фраз в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные:

умение анализировать результаты собственной деятельности, определять существующие пробелы в полученных знаниях.

8.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

3 минуты

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.

На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: Почему вода, водяной пар и лёд (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные? Почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости?

И сможем заполнить таблицу №1 полностью.

Учитель информирует учащихся о домашнем задании, дает инструктаж по его выполнению. §7-8, вопросы. Кроссворд-наоборот, сообщение по теме, интересные факты о молекулах.

Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. До свидания!

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности.

Личностные:

оценивание уровня сложности домашнего задания при его выборе для выполнения учащимися самостоятельно.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит , держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части? (Действенные генеративные вопросы)

Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится «неделимый». Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое и экспериментальное. Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки

№ 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт. В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую - 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью. Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. /В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом/

Почему же так происходит? (Действенные конструктивные вопросы)

Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу. (Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу).

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6 нм (нанометр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц - атомов. Например, наименьшая частица воды - молекула воды. Она состоит их трех атомов: двух атомов Н - водорода и одного атома О - кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили.

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках.

© 2010-2022