- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике по теме Закон Ома
Урок по физике по теме Закон Ома
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рубанов Р.Г. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Закон Ома. Электрическое сопротивление.
Цели урока:
Познакомить учащихся с законом Ома. Научиться пользоваться реостатом для измерения силы тока в цепи.
Познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной.
Оборудование (для кратковременной лабораторной работы):
Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.
Новый материал:
Эксперимент 1
У учителя на демонстрационном столе собрана электрическая цепь см схему (рис 1)
Резистор представляет собой кусок проволоки. Замыкаем ключ в электрической цепи и наблюдаем, лампочка будет гореть достаточно ярко (рис 2).
Рис 2
Далее разомкнув ключ, добавим ещё один резистор в нашу электрическую цепь, и замыкаем ключ (рис3).
Рис 3
Видим, что яркость лампочки стала меньше. При этом напряжение в обоих опытах остаётся неизменным.
Учитель: Почему лампочка в первом опыте горит ярче, чем во втором?
Учащиеся пытаются устно ответить на данный вопрос.
Ученик: Каждый проводник может по разному проводить электрический ток. Это всё зависит от его свойств и силы тока прошедшего через него.
Учитель: Каким образом можно изменять силу тока без изменения напряжения?
Учащиеся пытаются ответить на данный вопрос.
Учитель: Для того, чтобы ответить на данный вопрос давайте проделаем небольшую экспериментальную работу.
Кратковременная лабораторная работа «Регулировка силы тока реостатом»
Указания к работе:
-
Рассмотрите внимательно устройство реостата.
-
Составьте электрическую цепь по схеме (рис 4), включив в неё последовательно амперметр, лампочку, вольтметр подключенный к лампе, реостат на полное сопротивление, источник питания ключ.
-
Замкните цепь и отметьте показания амперметра и вольтметра.
-
Уменьшайте плавно силу тока медленно передвигая ползунок реостата (но не до конца!)и следите за показаниями амперметра и вольтметра
-
После этого увеличивайте силу тока, передвигая при этом плавно ползунок реостата в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра, вольтметра. Сделайте вывод о проделанном.
Рис 4
Учитель: измеряя одновременно напряжение на концах какого- либо участка проводника и величину тока, идущего через проводник мы убеждаемся, что сила электрического тока в каком- либо участке проводника пропорциональна напряжению между концами выбранного участка.
Обозначая напряжение на концах проводника через U, а силу тока в нем- через I, мы можем записать закон Ома:
I=K*U
В этой формуле через К обозначен коэффициент пропорциональности между током и напряжением, который зависит от свойств проводника. Чем больше K,тем больше и ток при одном и том же напряжении, т.е. тем больший заряд проходит через проводник за единицу времени. Поэтому величина K носит название электропроводности, или проводимости, данного проводника.
Очень часто вместо электропроводности K вводят обратную величину 1/K. Она получила название электрического сопротивления. проводника.
R=1/K,закон Ома можно записать:
I=U/R или U=I*R. Исходя из этого можно сделать два вывода:
1. при заданном напряжении U на концах проводников
с различными сопротивлениями R сила проходящего тока тем меньше, чем больше сопротивление.
2.При постоянном сопротивлении сила тока, увеличивается во столько же раз как и напряжение
Это можно изобразить с помощью графиков зависимости I(U) и I(R ) (cм рис5 )
Рис 5
Таким образом, увеличение сопротивления проводника означает увеличение помех, которые испытывают носители электрических зарядов в своём движении по проводнику под действием приложенного напряжения. Помехи эти создают атомы металла в проводнике, которые постоянно совершают колебательные движения.
Учитель: а теперь вернемся к опыту проведенному в начале нашего урока : Почему лампочка в первом опыте горит ярче, чем во втором?
Ученик: В первом опыте сила проходящего тока больше, следовательно меньше сопротивление, поэтому лампочка, горит ярче, а во втором случае добавив ещё один проводник мы увеличиваем сопротивление, следовательно сила проходящего тока уменьшается, поэтому лампочка горит тускнея.
Решение задач:
Актуализация опорных знаний: На столах у учеников находится 5 карточек. Учащиеся сами выбирают подходящую им карточку и начинают самостоятельно решать (отвечать) на задания.
Карточка №1-№3 за правильное выполнение всех заданий оценка 4
Карточка №4-№5 за правильное выполнение всех заданий оценка 5
Подведение итогов учащиеся делают самостоятельно.
Домашнее задание:
-
&14:
-
Задачи 47,51,53,54,56.