Дидактическая игра как элемент урока

        Целью данной  работы является разработка системы методиче­ских приемов повышения мотивационной деятельности учащихся и формирова­ния познавательных способностей  при обучении физике, так как, именно, при на­личии интереса к учению у школьников возрастает успешность учебной деятельно­сти. Материал урока легче усваивается, когда он  доступно изложен и многократно повторен. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и повысить эффективность урока я применяю различные игровые моменты.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

















ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Дидактическая игра как элемент урока»







Выполнила Симонова Н Н ,

учитель МБОУ СОШ 110






СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................3

ЧАСТЬ 1. Дидактические основы формирования познавательных интересов учащихся.

1.1. Психологические особенности подросткового возраста …..............4

1.2.Характеристика познавательных интересов и способностей……….6

ЧАСТЬ 2. Игровая методика как способ формирования познавательных интересов и способностей учащихся на первой ступени обучения

2.1. Роль дидактических игр при изучении физики....................................9

2.2. Место дидактических игр на уроке физики........................................12

2.3. Подбор учебных игр по разделам и темам

(Примеры дидактических игр).............................................................14

2.4. Педагогический эксперимент и его результаты.........................19

Заключение.............................................................................................23

Литература ………………………….....................................................24

Приложения............................................................................................25






3

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в образовании наблюдается снижение интереса к пред­метам естественнонаучного цикла, в том числе к физике. Во многом это объек­тивный процесс, отражающий "популяризацию" и внедрение в систему образо­вания специальностей, связанных с экономикой, маркетингом, бухучетом. При этом забывается, что физика, во-первых, является фундаментом научного мировоз­зрения, во-вторых, формирует основы логического мышления, создает базу для изучения смежных дисциплин.

Выход из создавшегося положения я вижу в активизации познавательной деятельности учащихся. При этом даже при изучении курса физики на базовом уровне ак­цент смещен от простого запоминания информации к ее осмыслению. При таком подходе полученные знания являются средством развития учащихся.

Изучение физики в школе начинается в 7 классе. Именно первая ступень обучения (7-8 классы) является наиболее важной, так как здесь закладывается установка на дальнейшую деятельность, база для дальнейшего обучения.

Для подросткового возраста уже характерна определенная степень устойчивости внимания. Но интерес к предмету в данном возрасте связан не только с содержанием урока, но и разнообразием форм его проведения.

Целью данной работы является разработка системы методиче­ских приемов повышения мотивационной деятельности учащихся и формирова­ния познавательных способностей при обучении физике, так как, именно, при на­личии интереса к учению у школьников возрастает успешность учебной деятельно­сти. Материал урока легче усваивается, когда он доступно изложен и многократно повторен. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и повысить эффективность урока я применяю различные игровые моменты.












4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Дидактические основы формирования познавательных интересов учащихся.


1. 1.Психологические особенности подросткового возраста.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые необ­ходимо усвоить ученику, появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующих новых уровней учебной деятельности; расши­ряются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы. [4]

Физика для учащихся 7 классов является одним из новых и сложных пред­метов, при изучении которого школьники приобретают начальные знания для по­строения современной научной картины мира - о видах, строении и формах дви­жения материи, диалектике природы и диалектическом характере процесса по­знания. [3]

В ходе изучения основ физики - науки следует учесть физические и психи­ческие возможности учащихся первой ступени обучения.

Одной из характеристик подросткового возраста является усиление произ­вольной стороны памяти. Память постепенно приобретает характер организован­ного, регулируемого и управляемого процесса. Умение подростков организовы­вать мыслительную работу по запоминанию словесного и абстрактного материа­ла, умение владеть средствами заучивания развито гораздо в большей степени, чем у младших школьников. [5]

Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоми­нания, проводят сравнение, систематизацию, классификацию изучаемых объектов. Увеличивается быстрота запо­минания и объем материала, хранящегося в долговременной памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному; улучшается продуктив­ность памяти. [16]

Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. [6] Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, вообра­жение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышле­ние. При этом мышлении подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, т.е. способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых теорий. Подросток становится способным к мысленным экспериментам, к решению задач на основе каких-то предполо­жений.[1]

5

Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т.е. мышление приобретает рефлек­сивный характер.

Проследим развитие познавательных и социальных мотивов учения в под­ростковом возрасте.

Прежде всего, у подростка укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. [4] Причем, в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Этот интерес вызывает у под­ростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводит ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий позна­вательный интерес - ценное образование, однако, при отсутствии необходимых педагогических влияний он может составлять основу поверхностного отношения подростка к учению. Стержневые познавательные интересы характерны для од­ной пятой - одной третьей части каждой возрастной группы. [4] При планомер­ном формировании мотивации, очевидно, что картина может измениться: увели­читься число стержневых интересов, сократится число аморфных.

Подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для разви­тия познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов спо­собствуют в этом возрасте многие виды внеклассных увлечений (кружки, НОУ, олимпиады и др.). Существенно укрепляется интерес к способам приобретения знаний. Надежной опорой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонирует анализ и обсуждение методов познания, путей науч­ного поиска, что обогащает их представления о приемах самостоятельного по­полнения знаний. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, при­чем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты и др.) без отчетливой связи с перспективными целями развития личности в це­лом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информа­ции и одновременно максимальное использование материала школьной програм­мы.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют ме­сто в так называемых позиционных мотивах учения. [2] Их развитие определяет­ся стремлением подростка занять новую позицию (позицию "взрослого челове­ка") в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками, желание понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения способами налаживания этого со­трудничества в учебном труде. Поэтому главное содержание мотивации в

6

этом возрасте состоит в том, чтобы научиться сотрудничать с другим человеком в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в под­ростковом возрасте состоит в том, что у учащихся учитель добивается углубле­ния знаний и их конкретизации, а у школьников с выраженными стержневыми интересами учитель работает, прежде всего, над всесторонним расширением кру­гозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей, на­пример, с помощью способов и методов, описанных в моей работе. [4]

1.2. Характеристика познавательных интересов и

способностей

Сейчас уже многие образовательные учреждения постоянно и целенаправ­ленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубоко­го и успешного усвоения. Методические изыскания направлены на поиск путей активизации процесса учения и самостоятельности учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов и способностей школьников.

Но сначала необходимо выявить смысл понятий "познавательные интере­сы" и "познавательные способности".

Интерес - это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной при­влекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно [1]. Поэтому и говорят, что разбудить у школьника познавательный интерес, потреб­ность в познании значит открыть эффективный путь развития его способностей.

Одним из путей формирования познавательного интереса у школьников является создание интересной ситуации на уроке, что одновременно важно в мотивационном аспекте[7]. Подобная ситуация может быть создана за счет возмож­ностей семантических (содержательных) моментов самой физики (внутренняя мотивация) и за счет методических приемов, применяемых учителем (внешняя мотивация).

Занимательную ситуацию можно создать постановкой вопроса, который вызывает познавательную активность школьников, направит их мысль на поиск причинно-следственных связей. Такие ситуации можно найти в книгах Я.И. Перельмана, Л.В.Тарасова, П.В. Маковецкого и журналах «Квант», «Знание-сила». Этот занимательный материал должен нацеливать ученика на напряженную умственную работу, заставлять ученика сравнивать новые знания с уже имеющимися, анализировать их, обобщать.

7

Мотивация придает личностный смысл той деятельности, которая осуще­ствляется на уроках. Для усиления мотивации в учебной деятельности преду­сматривается включение материала, который иллюстрирует [10]:

• неожиданные выводы и зависимости;

• расширение известных фактов, их рассмотрение под новым углом зрения;

• исторические сведения;

• жизненную, практическую значимость физических знаний;

• современные научные достижения (особенно о которых говорят СМИ);

• применение жизненного опыта и необходимости формирования нового опыта;

• выяснение причин часто наблюдаемых природных явлений (роса, туман, радуги и др.);

• занимательность.

Наряду с формированием познавательного интереса активизации мышле­ния учащихся способствует формирование познавательных способностей, рацио­нальных умений и навыков учебного труда. Под "способностью" подразумевает­ся готовность личности к определенным действиям или операциям в соот­ветствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.

В учебной деятельности ведущая роль принадлежит познавательным спо­собностям, при помощи которых человек познает объективную реальность, обо­гащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на природу. Все познава­тельные умения по виду учебной деятельности разделяют на следующие ви­ды:

Рис.1. Основные виды познавательных способностей.


Дидактическая игра как элемент урока








Общеучебные способности представляют собой категорию уме­ний, гибких по своим свойствам, легко переносимых в новые обстоятельства, нацеленных на развитие интеллекту­альных способностей учащихся. Овла­дение общеучебными умениями позво­ляет школьнику действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия. Эти

8

интеллектуальные уме­ния мобильны, подвижны, вариативны, безотказно действуют в любых ситуа­циях и на любом предметном материа­ле.

Общеучебные умения:

  • Научная организация труда: осуще­ствление контроля за своим поведе­нием, выполнением действий и опе­раций при определенных видах деятельности (измерениях, вычислени­ях, решении задач и др.).

  • Работа с учебной и научно- попу­лярной литературой.

  • Умение самостоятельно проводить наблюдения и эксперимент, на его основе получать новые знания, фор­мулировать выводы.

  • Умение решать расчетные, графиче­ские, логические и эксперименталь­ные задачи.

  • Умения производить измерения, вы­числения, при этом пользоваться электронно-вычислительной техни­кой.

  • Умение строить и анализировать графики, раскрывающие особенно­сти функциональных зависимостей между физическими величинами, характеризующими данное явление.

  • Интеллектуальные умения: сравне­ние, анализ, синтез, абстрагирова­ние, обобщение, классификация, умозаключение.

Специальные способности представляют собой перечень частных умений, специфичных для конкретного предмета. В физике в процессе изуче­ния теоретического материала, поста­новки демонстрационных опытов, вы­полнения фронтальных опытов и лабо­раторных работ, решения эксперимен­тальных задач и выполнения работ практикумов учащиеся должны овла­деть следующими умениями:

  • Построение гипотезы и предсказа­ние её результатов

  • Моделирование и планирование фи­зического эксперимента.

  • Пользование различными лабора­торными принадлежностями (хими­ческой посудой, источниками энер­гии, измерительными приборами и др.)

  • Оценка достоверности результатов экспериментальных работ.

  • Переход от идеального к реальному физическому объекту и наоборот.

Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащихся сис­темой умений и навыков учебного труда - от умений читать и писать до самостоя­тельного планирования работы; осуществления самоконтроля за её выполнением вносить последующие коррективы. Уровень обучаемости детей, темпы перера­ботки и усвоения ими научной и технической информации и в конечном итоге качество знаний учащихся находятся в зависимости от уровня сформированности этих умений. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овла­дения интеллектуальными умениями. Поэтому формированию умений в настоя­щее время придается исключительно важное значение.

9

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Игровая методика как способ формирования познавательных интересов и способностей, учащихся на первой ступени обучения.

Развитие человека...это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое.

Л.В.Занков "Обучение и развитие".

Для современного образования главным показателем эффективности стала не сумма предметных знаний, усвоенных учащимся, а сформированность у них умений и навыков самостоятельно приобретать новые знания, творчески мыс­лить, занимать активную жизненную позицию. В связи с этим при обучении фи­зике основной целью является не передача информации от учителя к ученику, а усвоение учащимся способов мышления, методов добывания знаний. В этом отношении особенно важен именно первый этап обучения физике 7-8 классы, когда учащиеся только начинают изучать физику, проявляя живой интерес и любознательность

Игровые методики

Игра, как тень, родилась вместе с ребенком,

стала его спутником, верным другом....

С.А.Шмаков.

2.1. Роль дидактических игр при изучение физики

Достижение намеченной программой цели воз­можно только при условии, что в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, по­ставленные учителем, и был активным участником их реализации.

Одним из самых верных путей воспитания у школьников интереса к изуче­нию физики является организация обучающих игр на уроке, используя естест­венный интерес ребенка как решающую движущую силу процесса обучения. Кроме того, успешное развитие мышления школьников, фор­мирование у них практических умений и навыков, развитие потребности в непре­рывном, систематическом пополнении знаний невозможны без активного участия самих учеников в познавательном процессе. Ученики - это дети разных возрас­тов. Дети всех возрастов любят играть. Поэтому игры на уроках можно и нужно применять как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение

10

преодоленного препятст­вия. Именно поэтому так привлекает игра учащихся первой ступени обучения (да и всех людей независимо от возраста).

Игра приучает ребенка размышлять, видеть главное, обобщать, развивает его мышление, память, способности. Для ребенка игра- это свободная творческая деятельность, полная самых реальных и жизненно важных переживаний. Для учителя игра является средством изучения детей, одним из средств формирова­ния познавательного интереса учащихся.

Из большого разнообразия детских игр, подробно рассмотрим только дидактические игры.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обу­чающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической

игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. По­этому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а инте­ресным, необычным занятием.

К организации игр в процессе обучения педагогика предъявляет следую­щие требования:

• Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся (например, если в седьмом классе у школьников сформирован интерес к рассмотре­нию физических явлений, то в зависимости от этого и необходимо под­бирать содержание дидактических игр);

• игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

• отличительным признаком игры является активная творческая деятель­ность учащихся;

• игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным;

• обязательным элементом каждой игра - ее эмоциональность: игра долж­на вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удач­ного ответа;

• в играх обязателен элемент соревнования между командами или отдель­ными участниками игры: это всегда приводит к повышению самокон­троля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, глав­ное, к активизации учащихся.

11

В дидактических играх завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к осмысленной и продуктивной деятельности.

Вследствие этого можно сказать. Что игра на уроках физики приобретает особенно большое значение "...не столько для друзей, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению..." ( Я.И.Перельман).

Особо важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным. Если учителю удастся в течение игры под­держивать интерес всех учащихся, то можно будет сказать, что учителю удалось коллективизировать познавательную деятельность учащихся.








12

2.2. Место дидактических игр на уроке физики

Главный показатель успехов педагога - качество урока. Не случайно урок иногда сравнивают с магическим кристаллом, в котором отражается все - и лич­ность учителя, и его профессионализм, и его взаимоотношения с учениками, и уровень знаний учащихся, и степень владения ими учебными навыками и др.

С другой стороны, урок представляет собой ограниченную во времени, ор­ганизованную систему обучения - воспитательного коллективно индивидуально­го взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвое­ние детьми знаний умений и навыков, развитие их способностей и удовлетворе­ние их интересов.

Несмотря на малую длительность (40-45 минут), урок является сложным и ответственным этапом учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит качество мыслительных операций и формирование физиче­ских понятий. Поэтому основные усилия учителя должны быть направлены на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки обеспечить развитие познавательных способностей учеников, формирование у них практических умений и навыков.

Уже не раз подчеркивалось, что именно игра для этого школьного возраста является одним из самых верных путей воспитания у учащихся интереса к уче­нию физики, способствует развитию познавательных процессов у учащихся и за­крепление знанию приобретаемых на уроках.

Любой урок имеет четкую структуру: актуализация опорных знаний ►изучение нового материала ►воспроизвод­ство и применение новых знаний, которая при любой организации урока должна быть пройдена.

Так как дидактические игры бывают различными по своему со­держанию и форме проведения, то понятно, что место игры на уроке может быть различным. Но учитель при подборе материала и методического оснащения уро­ка должен четко себе представлять:

• место дидактической игры на уроке,

• ее цель,

• время, которое необходимо будет затратить на проведения игры,

• предполагаемый результат (т.е. должен быть найден ответ на вопрос "Ради чего эта игра проводится?").

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Однако сочетание познавательного элемента урока и игрового представляют собой опре­деленную трудность при составлении дидактических игр. Сначала внимание уче­ника на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процессе игры незаметно для себя он включается в процесс изучения какого- либо мате­риала. Интерес к

13

игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие.

По - моему мнению, игру нужно и можно применять на уроке на первой ступени обучения в случае, если она:

• проводится в классе во время занятия, на определенном этапе уро­ка;

• занимает минимум времени на подготовку (т.е. игра проводится в классе и не требует длительной домашней подготовки);

• активизирует деятельность всех учащихся класса (т.е. игра носит кол­лективный характер);

• тема и содержание игр должны соответствовать изучаемому материалу.

Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидак­тическим играм, и поддерживал бы интерес учащихся в течение всей игры. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.

После проведения тщательной подготовки к дидактической игре учитель достигнет основной цели - ребенок сам включится в процесс познания такого сложного предмета как физика. Игры на уроках дают успешное развитие мышления школьников, помогают формированию у них практических умений и навыков, развивают потребности в непрерывном, интеллектуальном пополнении знаний, учат коллективизму, дружбе, ответственности за товарища, взаимопомо­щи.






14

2.3. Подбор учебных игр по разделам и темам

(Примеры дидактических игр).

Основная задача всех учебных игр на уроках физики - не развлечение детей, а повышение эффективности обучения за счет усиления их интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски.

Выше определены критерии, по которым и будем подбирать дидакти­ческие игры. Рассмотрим их:

Таблица1. Дидактические игры.

Класс

Название

Цель использования игры

Место игры

игры

в учебном процессе

7

"Из чего все"

1. Закрепления знаний учащихся

На этапе актуализации

по теме;

знаний.

2. упражнения в использовании

физических законов и формул

3. развитие у учащихся умения

логически правильно и связно обосновать свое мнение

7,8

"Эстафета

Либо на этапе

формул или

актуализации знаний,

единиц

либо при проведении

измерения»

обратной связи.

7,8

"Физические

Используются для закрепления

На этапе применения

кубики"

учащимися основных законов

знаний

физики и формул по теме

7

"Соревнование

Проведение нетрадиционно-

На этапе контроля знаний

физиков»

го контроля знаний и умений

учащихся.

7.8

"Морской

Показ учащимся жизненной

На этапе обобщения и

бой"

значимости знаний.

систематизации знаний

Активизация учебной

(игра рассчитана на целый

деятельности учащихся

урок).

7,8

"Восхождение

Активизация учебной

Итоговые уроки в теме,

на пик

деятельности учащихся

уроки обобщения и

Знаний"

систематизации знаний,

зачетные уроки.

7,8

"Зажги огонек"

Закрепление или контроль знаний учащихся по теме

На этапе контроля знаний или закрепления.

15

Как видно из таблицы и как понятно по существу игр, учебные игры пре­следуют цель обобщить и повторить пройденный материал. Лишь небольшое количество дидактических игр можно использовать либо на первых уроках темы, либо на этапе актуализации знаний. Все это очевидно, так как интересная учебная игра предполагает достаточную подготовленность, как учащихся, так и учителя по данному вопросу физики, наличие некого минимального багажа знаний.

Рассмотрим подробнее эти оригинальные игры:

1. "Из чего все" (или физический аукцион): игра состоит из набора больших карт, на которых даны рисунки, изображающие физические явления и опыты, подтверждающие основные положения пройденной темы.

Учитель предлагает учащимся (игрокам) одну из карт. Учащиеся, дополняя друг друга, должны объяснить физическое явление, изображенное на этой карте. Наибольшее число очков за каждую карточку получает тот, кто последним внес существенное дополнение или поправку.

Применение подобных игр на уроках физики приводит к развитию логиче­ского мышления у учащихся 7 и 8 классов, так как, составляя рассказ по кар­тинкам, учащиеся тренируются в составлении научного рассказа.

2. "Эстафета формул или единиц измерения": существует два варианта про­ведения этой игры.

Первый вариант: каждый ряд получает листок с заданием - количество за­даний совпадает с количеством парт. Учитель передает задания учащимся, сидящим справа за первыми партами. Те записывают ответ на первый вопрос (на специально отведенном месте) и передает задание товарищу слева. Тот после ответа передает задание товарищу, сидящему за следующей партой и т.д. Полностью заполненный лист передается учителю. Наибольшее число баллов (или положительные оценки) получает та команда, которая заполнит все свободные места в цепочке.

Примеры эстафеты формул и эстафеты единиц измерения.

Дидактическая игра как элемент урока

Q= m (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= Q / (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= /λ

16

Второй вариант: На доске пишется или вывешивается заранее приготов­ленный плакат с эстафетой. Затем идет фронтальная работа с классом (решение и обсуждение недочетов и ошибок).


3. "Зажги огонек"

Вариант первый: У каждого ученика на листке нарисована елочка, на которой могут «загораться» огоньки-ответы. Ученикам предлагаются вопросы, на которые надо ответить словами «да» или «нет». Ученик должен закрасить огонек синим (если ответ - нет) или красным (если ответ - да) цветом. Елочки сдают учителю и фронтально проверяют ответы. Ведущий требует от отвечающих обоснования их ответов. Оценка ставится и за «елочки» и за фронтальное обсуждение.

Второй вариант: На плакате представлено игровое поле - новогодняя елка. На елке среди игрушек есть пронумерованные кружочки. В них могут «загореться» огоньки - красные кружочки с металлическими пластинками на обороте. Ученикам предлагается вопросы, на которые надо ответить словами «да» или «нет». На обратной стороне рисунка елки заранее закрепляются керамические магниты в кружочках с номерами правильных ответов. Таким образом, если ученик, верно, отвечает на вопрос, то красный кружок прикрепляется к доске - огонек зажигается, если ответ не верный, огонек не может удержаться на елке. Магниты закрепляются подвижно, места их расположения можно изменять. Подготавливая планшет к игре, необходимо прикрепить магниты в соответствии с номерами верных ответов.

Пример игры «Зажги огонек»

7 класс Обобщение темы «Строение вещества»

  1. Спирт - это жидкость при любых условиях (1- да, 2 - нет)

  2. В газах молекулы движутся хаотически (3-да, 4 - нет)

  3. При любых условиях вода не сохраняет свою форму (5 - да, 6 - нет)

  4. В природе существует только три агрегатных состояния вещества.(7-да, 8-нет)

  5. При одинаковых условиях молекулы газа взаимодействуют слабее, чем молекулы жидкости (9-да, 10 - нет)

  6. При любых условиях твердые тела сохраняют свои размеры (11-да, 12 - нет)

  7. При одинаковой температуре молекулы жидкости и газа движутся с одинаковыми средними скоростями (13-да, 14-нет)

  8. При температуре равной 0 0С, вода может быть как в жидком, так в твердом и газообразном состоянии (15-да, 16 - нет).

  9. При нормальных условиях все металлы находятся в твердом состоянии (17-да, 18-нет)

  10. При охлаждении все твердые тела уменьшают свой объем, сжимаются (19-да, 20-нет).

17

  1. При нагревании до определенной температуры металлы переходят в жидкое состояние (21-да, 22-нет)

  2. При нагревании до определенной температуры жидкости переходят в газообразное состояние (23-да, 24-нет).

Карта ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ ответа

2

3

6

8

9

12

13

15

18

20

21

24

Зажигая огоньки на елочке, школьники сталкиваются с вопросами, ответы на которые не содержатся в учебнике. Например, если на третий вопрос они отвечают утвердительно, учитель спрашивает их о форме жидкости в состоянии невесомости. Обсуждая четвертый вопрос, они узнают о плазме, шестой - об изменении размеров тел при движении со скоростями, близкими к скорости света.

В данном примере видно, что игровые приемы дают возможность не только закрепить, но и развить знания учащихся, обеспечивая их заинтересованность и активность в учебной работе.

4. "Физические кубики".

Собирается кубик, стороны которого составляют формулы темы или краткие устные задачи. Цель учащегося, которому достается та или иная сторона, правильно ответить на вопрос.

Примеры физических кубиков.

1) Кубик Георга Ома.

2) Кубик силы.

Игры, подобные играм № 2-4 учат выявлять причинно- следственные связи и составлять логический рассказ.

5. "Морской бой".

Игра используется для формирования у учащихся умений решать задачи. Ее модель состоит из игрового поля, разбитого на квадраты, передвижных рисунков кораблей, удерживаемых магнитами, а также «снарядов» - задач. В игре участвуют две команды, которые вводят в бой десять кораблей, располагая их по пять на своем участке поля (правом и левом). Три корабля двухпалубные, для их «потопления» необходимы два снаряда. Номера квадратов представляют собой ответы в задачах - «снарядах», которые раздают командам в начале игры. Решая задачу, команда находит номер квадрата, в который попал этот «снаряд». Если в этом квадрате находится корабль «противника», он убирается с поля.

18

Задачи выбираются произвольно. Выигрывает команда, раньше поразившая все корабли «противника».

В другом варианте игры все «снаряды» раздаются членам команды. Учащиеся одновременно решают задачи, снимая с поля «пораженные» корабли. Затем поочередно 1 человек из экипажа комментирует за­дачу: дано, найти, решение, ответ. Ведущий проверяет результаты с помощью карты верных ответов. В ней указаны номера снарядов и квадраты поля, в которые они попадают.

В конце подсчитывают количество сбитых кораблей и выставляются уча­щимся оценки за участие в игре.

6. "Восхождение на пик Знаний":

Класс делится на 6 команд, каждая из которых получает карту заданий. На плакате, вывешенном на доске - изображена горная вершина, на которую и пред­стоит взобраться командам - отмечено 6 "привалов". На этих "привалах" команды решают задания и отвечают учителю. После правильного ответа команда пере­двигает свою фишку на следующий приют и готовит следующее задание.

Команда, первая пришедшая на пик Знаний, выигрывает.

Такие игры, как № 5, 6 дают возможность закрепить знания учащихся по основным (одному или нескольким) разделам физики, научить их применять знания в новой ситуации, развить умения объяснять окружающие явления.

Подобные игры проводятся в конце изучения темы или раздела, поэтому они направлены на отработку и закрепление как общеучебных, так и специаль­ных познавательных способностей. Проведение коллективных игр способствует формированию познавательного интереса для дальнейшего изучения физики.




19

2.4. Педагогический эксперимент и его результаты

Разработанная система приемов повышения познавательных интересов и формированию познавательных способностей учащихся применяется мной в течение нескольких лет. Практика показывает, что такой подход к обучению физике дает хорошие результаты:

  • Для успешного усвоения и понимания физики следует использовать один из самых мощных стимулов в обучении детей данного возраста (12-13 лет - первая ступень обучения) - познавательный интерес. Как уже говорилось выше, одной из возможностей активизации познавательной деятельности учащихся является использование в ходе обучения дидактических игр. Так как игра приучает ребенка рассуждать, обобщать, выделять главное, развивать его способности, в том числе работать в составе группы, отстаивать свою точку зрения и т.д.

  • Именно поэтому особенно на первой ступени обучения физики важно использовать игровые методики, это могут быть игры, рассчитанные на целый урок или внеклассное мероприятие, а могут быть элементы игры на определенном этапе урока.

  • В ходе работы велось наблюдение за двумя седьмыми классами, которые начали постигать основы физики в этом году. Для того, чтобы проверить эффективность использованного учебно-методического комплекса был проведен следующий эксперимент. В начале года и в конце III четверти учащимся предлагалось ответить на вопросы мотивационной анкеты (см приложение 1), составленной совместно с психологом школы. Результаты получились следующие:

Количество учеников, отвечавших на вопросы анкеты:

на начало года: 7А- 25, 7Г - 26; на конец III четверти : 7А- 25, 7Г - 25.

1) Назовите ваши любимые предметы (не более трех)

Один из предметов - физика

1) 7" А" (начало года) 20 чел

2) 7"Г" (начало года) 24 чел

Приведенные данные свидетельствуют, что физика является на начало года одним из интересных предметов, который привлекает учащихся. Этот результат очевиден, так как изучение физики в школе начинается в седьмом классе, и как все новое привлекает и интересует детей.

На конец III четверти результаты следующие:

7"А" (конец III четверти) 20 чел

7"Г" (конец III четверти) 24 чел

20

2) В списке нелюбимых предметов такой предмет как "физика" как на начало года, так и на конец III четверти не значился.

Эксперимент показывает, что по-прежнему физика остается в числе любимых предметов. Этот результат подтверждает результативность и эффективность предлагаемого учебного комплекса.

7"А": Физический материал доступен и понятен, на уроках физики эти учащиеся работают с удовольствием:

на начало года- 8 учащимся (32% от общего числа опрошенных);

на конец III четверти - 12 учащимся.

На разных уроках физики учащиеся работают по-разному:

на начало года- 17 учащимся (68%);

на конец III четверти - 14 учащихся.

На уроках физики учащихся больше привлекают:

на начало года - коллективные формы работы (25 выборов)

лабораторные работы (19 выборов);

на конец III четверти - лабораторные работы (21 выбор)

коллективные формы работы (14 выборов),

решение задач (3 выбора)

объяснение учителя (10 выборов).

В качестве причины, побуждающей их изучать физику

14 учащихся указывают ответы "Хочу знать эту науку, чтобы стать образованным человеком";

12- "Мне интересен материал, который мы изучаем".

7Г- Физический материал доступен и понятен, на уроках физики эти учащиеся работают с удовольствием:

на начало года- 17 учащимся (60%от общего числа опрошенных);

на конец III четверти - 20 учащихся.

На разных уроках физики учащиеся работают по - разному (в зависимости от сложности материала, от степени подготовленности ученика):

на начало года- 8 учащихся (34%);

на конец III четверти - 15 учащихся.

На уроках физики учащихся больше привлекают:

на начало года - коллективные формы работы (17 выборов),

объяснение учителя (14 выборов) и

лабораторные работы (10 выборов);

на конец III четверти - лабораторные работы (15 выборов),

коллективные формы работы (15 выборов),

21

объяснение учителя (14 выборов)

решение задач (6 выборов).

В качестве причины, побуждающей их изучать физику

21 человек указывают ответы "Хочу знать эту науку, чтобы стать образованным человеком".

10- "Мне интересен материал, который мы изучаем".

Результаты проведенного анкетирования:

• В начале учебного года физика носила описательный характер, базировалась на некотором запасе различных физических представлений самих учащихся, поэтому больше учащихся в начале учебного года в своей анкете указывают такой вариант ответа как " Физический материал доступен и понятен, на уроках физики я работают с удовольствием ". К концу же III четверти в обучении физики вносятся элементы математики, теории (причем, в силу новой программы, достаточно сложной теории), развиваются специальные экспериментальные навыки, умения обрабатывать наблюдаемые результаты, формируются основные понятия о простейших явлениях, физических величинах, об отдельных приборах. Все эти новшества приводят семиклассников к мнению, что физика не так уж проста, как им показалась в начале года; они начинают понимать, что физика это серьезная наука, требующая систематической подготовки. Теперь понятно, что в конце III четверти многие учащиеся переходят в ответах анкеты на вариант " На разных уроках физики учащиеся работают по- разному (в зависимости от сложности материала, от степени подготовленности ученика)".

• К концу изучения физики на первом году у учащихся отмечается стремление к причинному объяснению явлений, обоснованию суждений, критичности, самостоятельности, у учащихся появляется интерес к теории. Все эти стремления неявно отражены в выбираемых ответах анкеты. Если в начале года учащиеся обоих седьмых классов выбирали такие виды работ, как коллективные и лабораторные формы работы (практически больше ничего), то в конце III четверти помимо этих форм уже некоторые учащиеся указывают и объяснение учителя, и решение задач.

• В целом хотелось бы отметить, что по мере освоения курса физики у учащихся наблюдается увеличение роли сознательности, о чем свидетельствуют как результаты анкетирования, так и отношение к изучаемому предмету.

Для того чтобы получить объективные оценки работы, был проведен качественный анализ контрольных работ, проводимых в седьмых классах в течение этого учебного года. Данные приведены в следующей сравнительной таблице:

22

Таблица 1. Данные о контрольных работах (в таблице представлены количество учеников, верно решивших задание (в скобках дано количество процентов от решавших)).

№ контрольной работы, тема

Класс

Количество учащихся, выполнявших работу

Задания репродукти вного уровня

Задачи на применение алгоритма

Творческие задачи,

задачи на рассуждения

Контрольная работа

№ Тема:"Кинематика"

7"А"

23

23(100%)

13(56%)

2(9%)

7"Г"

25

25(100%)

15(60%)

5(20%)

Контрольная работа №2 Тема: "Динамика"

7"А"

23

23(100%)

14(61%)

3(12%)

7"Г"

24

24(100%)

15(63%)

5(22%)

Эти два седьмых класса нельзя сравнивать между собой по количеству учеников, справившихся с той или иной категорией задания, так как потенциал у 7"Г" класса на начало изучения физики был выше, чем у 7"А". Это объясняется тем, что дети из 7"Г" класса начали с первого класса обучаться по углубленным и развивающимся программам, а дети из 7"А" только с пятого класса. Но если сравнивать результаты контрольных работ для каждого класса в отдельности, т.е. сравнивать класс с самим же собой, сравнивать полученные результаты с предыдущими, то можно сказать следующее:

• С заданиями репродуктивного уровня, с заданиями на узнавание и воспроизведение формул, условий и др. все учащиеся обоих классов в течение III четвертей года успешно справлялись.

• Число учащихся, решивших задания на применении алгоритма и творческие задания, по мере изучения и углубления физики, растет, по сравнению с началом года. Следует отметить, что недостаточная или слабая подготовка по математике (перевод единиц, чтение графиков и др.) приводит к достаточно низким показаниям (около 60% учащихся выполняют задания на применение алгоритма). Если сами физические явления и процессы этим учащимся понятны, алгоритм для выполнения задачи они выбирают верный, то при подходе к вычислениям и переводу единиц они делают грубейшие ошибки, которые, в конечном итоге, дают вклад в окончательную оценку.

Результаты контрольных работ в целом, мне кажется, являются отражением эффективности предлагаемого и разрабатываемого комплекса, системы приемов повышения познавательных интересов и формирования познавательных способностей учащихся. Так как в процессе изучения

23

физики на протяжении всего учебного года учащимся удавалось успешно оперировать учебным материалом, его составными частями. К концу III четверти, как показывает проведенная интеллектуальная игра среди седьмых классов (см. приложение 2), учащиеся достаточно хорошо разбираются в основных понятиях, грамотно отвечают на вопросы, применяют полученные знания к анализу физических явлений.







24

Заключение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огром­ные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети при­обретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни. Таким образом, игра оказывает большое внимание на умственное разви­тие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Однако не следует преувеличивать образовательное значение дидактиче­ских игр, так как последние не могут быть источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими классическими формами обучения физике

В этой работе я, не претендуя на оригинальность, попыталась поделиться своими мыслями и опытом. И, хотя я говорила о нестандартных методах обучения, думаю, что понятие стандартный не применимо к слову урок. Каждый человек индивидуален, а значит, он по-своему воспринимает материал и по-своему доносит его до других. Часто вещи, само собой разумеющиеся для учителя, являются камнем преткновения для учащихся. И учителю приходится на ходу импровизировать, искать, открывать. У каждого учителя есть множество таких находок, из них и складывается учительский опыт.

Для меня одной из таких находок является применение игровых моментов на своих уроках.




25

Литература.

1. Л.М. Фридман, К.Н. Волков Психологическая наука - учителю. М.: Про­свещение, 1985.

2. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

3. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

4. И.Л. Финько, И.Г. Антонова Психолого-педагогические показатели резуль­тативности образовательного процесса: методическое пособие. Часть 2. Учеб­ная мотивация школьников. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

5. Г.Д. Чистякова Понимание и усвоение знаний (Хрестоматия по педагогиче­ской психологии). М: "Международная педагогическая академия", 1995.

6. А.В. Перышкин , Н.А. Родина , Х.Д. Рошовская и др. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей.- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979.

7. Р.Д. Минькова , Л.Н. Хуторская и др. Преподавание физики в средней шко­ле: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1992.

8. С.Е. Каменецкий , Л.А. Иванова Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. М.,"Просвещение", 1987.

9. И.Я. Ланина Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М. :Просвещение, 1985.

10. А.Б.Усова, А.А. Бобров Формирование учебных умений и навыков уча­щихся на уроках физики.- М.: Просвещение, 1988.

11. А.И. Архипова Технологический учебник как компонент предметного информационного ресурса. - Ростов- на -Дону , 2003 г










26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мотивационная анкета (на начало года)

1) Назовите ваши любимые предметы (не более трех).

2) Назовите несколько предметов, которые вам не нравятся, которые вы не любите (не более трех).

3) Я с удовольствием работаю на уроке физики (1 вариант):

а) да, мне материал понятен;

б) на разных уроках по-разному;

в) нет, мне физика не интересна.

4) Какие виды работ на уроке мне нравятся больше всего? (2 варианта)

а) объяснение учителя;

б) решение задач;

в) лабораторные работы;

г) работа с учебником;

д) коллективные формы работы.

5) Почему я изучаю физику (2 варианта):

1) хочу иметь хорошую оценку;

2) родители хотят, чтобы я имел хорошую оценку;

3) физика нужна мне для моей будущей профессии;

4) мне интересен материал, который изучаем;

5) мне нравится, как преподает учитель физики;

6) хочу знать эту науку, чтобы быть образованным человеком.

Мотивационная анкета (на конец III четверти )

1) Назовите ваши любимые предметы (не более трех).

2) Назовите несколько предметов, которые вам не нравятся, которые вы не любите (не более трех).

3) Я с удовольствием работаю на уроке физики (1 вариант):

а) да, мне материал понятен;

б) на разных уроках по-разному;

в) нет, мне физика не интересна.

4) Какие виды работ на уроке мне нравятся больше всего? (2 варианта)

а) объяснение учителя;

б) решение задач;

в) лабораторные работы;

г) работа с учебником;

д) коллективные формы работы.

5) Что мне мешало в этом учебном году получить более высокие ре­зультаты при изучении физики?

6) Какая тема (урок, мероприятие и др.) при изучении физики запом­нилась больше всего (самая интересная, важная для вас и т.п.)?

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Путешествие по государству «Смекалкино»

  • Здравствуйте, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. Сопровождать Вас буду я, зовут меня Надежда Николаевна.

Так как любому путешественнику нужна карта, то у нас она тоже должна быть, но так как наше путешествие необычное то и карта у нас будет необычная.

Обведите свою правую руку.

Молодцы это и будет карта нашего путешествия и карта нашего настроения в этом путешествии. Но у каждого путешествия есть цель, маршрут и девиз.

Цель нашего путешествия: Посетить страну «Смекалкино» и показать свои знания по физике.

- А девиз нашей путешествия будет:

« Учитесь с нами! Учитесь как мы! Учитесь лучше нас!»

А маршрут определите Вы. Посмотрите на мою карту и на своей поставьте те же обозначения.

Молодцы.

А теперь приступим к определению маршрута нашего путешествия.

Задание 1. Вам надо соединить стрелками те понятия и обозначения, о которых будет идти речь.

Дидактическая игра как элемент урока

- Твердые тела сохраняют свою форму и ( объем)

- В СИ эта величина измеряется в метрах.

28

- Мера инертности вещества

- При равномерном движении тело проходит одинаковые расстояния за равные промежутки (времени).

- Единицей измерения данной величины является г/см3.

Карты сдаем жюри на проверку маршрута.

Вперед, находчивые дети,

Нам Солнце и удача светят!

Внимание мы подходим к городу «Формула».

Задание 2. Посмотрим, кто быстрее пройдет через этот город.

«Заполни пустые места»

v = ? /t

ρ = m/?

t = S/?

m = V·?

S = ? · t

Молодцы.

Задание 3.Следующая остановка в городе «Лишних слов»

Задание: определить, что лишнее и объяснить почему.

1 конверт: объем, масса, плотность, скорость, газ, путь.

2 конверт: весы, часы, жидкость, мензурка, спидометр, линейка.

3 конверт: миллиграмм, литр, тонна, центнер, килограмм.

4 конверт: кипение, метель, ручка, эхо, гроза.

5 конверт: карандаш, стол, пенал, алюминий, человек.

29

Что ж, путешествие продолжается.

« Экспериментальный» город.

Учащиеся получают задания:

- определить объем тела правильной формы;

- определить объем тела неправильной формы;

- определить диаметр горошины.

- определить толщину листа вашего учебника.

- определить объем тела неправильной формы.

Наше путешествие продолжается. Мы движемся к пику «Эврика». Первым покорит пик, тот, кто решит задачи.

Удачи Вам.

№ 1. Под водой пингвины развивают скорость до 30 км/ч. Помимо головоногих моллюсков, пингвин питается рыбой, а здесь без умения хорошо плавать можно и голодным остаться! Какое расстояние пингвин проплывет по прямой с максимальной скоростью за 5 с?

№ 2. В результате систематических наблюдений ученые установили, что скорость движения перелетных стай от 18 км/ч до 93 км/ч. При этом весной птицы летят со средней скоростью около 50 км/ч, а осенью - 43 км/ч. Переведите перечисленные выше скорости в единицы м/с.

№ 3. Несмотря на маленькие размеры, колибри способны пролетать значительные расстояния. Например, рубиновогорлая колибри весной и осенью перелетает Мексиканский залив, преодолевая без остановки примерно 900 км со скоростью 40 км/ч. При порхающем полете крылья колибри движутся со скоростью 3000-4800 взмахов в минуту. Определите время перелета колибри через Мексиканский залив.

В заключении я бы хотела узнать что Вам понравилось, а что нет в нашем путешествии.

Жюри подводит итоги

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Зажги огонек «Плотность»


  1. Правда ли, что плотность вещества равна отношению массы тела к его объему? ( да - 1, нет - 2)

  2. Я считаю, что плотность вещества измеряется в м3.

( да - 3, нет - 4)

3. Я считаю, что самое плотное из твердых тел - платина?

( да 5, нет - 6)

  1. Я считаю, что вещество в жидком, твердом и газообразном состоянии имеет разную плотность. ( да - 7, нет - 8)

  2. Правда ли, что плотность вещества обозначается  ?

( да - 9, нет - 10)

  1. Плотность водорода в газообразном состоянии 0,09 кг/м3, в жидком - 69 кг/м3, в твердом - 80 кг/м3. Я считаю, что эта разница возникает из-за того, что молекулы водорода в этих состояниях разные. Права ли я?

( да - 11, нет - 12)

  1. Правда ли, что 2,7 г/см3 равно 2700 кг/м3?

( да - 13, нет - 14)

  1. Масса чугунной плиты объемом 1 м3 равна 7000 кг/м3. Правда ли, что плотность чугуна 7000 кг/м3?

( да - 15, нет - 16)

9. На чашках весов уравновешены два бруска. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они сделаны?

( да - 17, нет - 18)


10. В банке налиты вода и серная кислота. Я считаю, что в 1 банке - серная кислота.

Так ли это?

( да - 19, нет - 20)


31

Зажги огонек. «Введение» (7 класс)


  1. Человек стоит по стойке «смирно». Можно ли утверждать, что он находится в абсолютном покое? (1-да, 2-нет)

  2. Человек своим трудом создает природу. Вспомните леса, посаженные человеком, выращенные им цветы. (3-да, 4-нет)

  3. Развитие науки обязано труду человеческому (5-да, 6-нет)

  4. Материя существует независимо от человека (7-да, 8- нет)

  5. Любые изменения материи называют движением (9-да, 10-нет)

  6. Естествознание - часть физики (11-да, 12-нет)

  7. Природа подчиняется законам физики (13-да, 14-нет)

  8. Законы физики описывают изменения, происходящие в природе (15-да, 16-нет)

  9. Общее свойство материи в том, что она состоит из вещества (17-да, 18-нет)

  10. Физические и природные явления - это одно и тоже (19-да, 20-нет)

  11. Явления природы являются частью физических явлений (21-да, 22-нет)

  12. Может ли тело не состоять из вещества (23-да, 24-нет)

Карта ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ ответа

2

4

5

7

9

12

14

15

18

20

22

24





32

Зажги огонек. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ» 7 класс

На вопросы необходимо дать ответы типа: "Да, можно", "Да, верно" или "Нет, нельзя", "Нет, не верно".

1. Если тело движется относительно дерева и неподвижно относительно автомобиля, можно ли говорить о конкретной скорости этого тела? (1 - да, 2 - нет)

2. Можно ли найти скорость тела, зная только траекторию его движения? (3 - да, 4 - нет)

3. Может ли поезд, движущийся прямолинейно и равномерно относительно Земли, дви­гаться неравномерно относительно автомобиля? (5 - да, 6 - нет)

4. Может ли автомобиль, движущийся относительно какого-либо тела прямолинейно и равномерно, двигаться неравномерно относительно Земли? (7 - да, 8 -нет)

5. Можно ли находить среднюю скорость тела на всем пути как среднее арифметическое скоростей на отдельных участках равномерного движения? ( 9 - да, 10-нет).

6. Можно ли абсолютно точно измерить скорость в данный момент времени при неравномерном движении тела? (11 - да, 12 - нет)

7. Мимо стоящего автомобиля проезжает колонна тракторов. Можно ли говорить, что автомобиль движется относительно трактора?(13-да, 14- нет)

8. Тело за первую минуту прошло 10 м, за следующие 30 с. прошло 6 м, а за последующие 30 с - 4 м. Можно ли считать его движение равномерным? (15 - да, 16 - нет)

9. Можно ли узнать, где будет находиться тело спустя определенное время, если известно только числовое значение его скорости? (17 - да, 18 - нет)

10. Верно ли, что при равномерном движении путь, пройденный телом за 5 минут, равен пути, пройденному телом за следующие 5 минут? (19 - да, 20 - нет)

11. При движения планет их расстояние до Солнца изменяется, так как траекторией движения является эллипс. Является ли движение планет строго равномерным? (21 - да. 22 - нет)

12. Если поезд первую половину времени шел равномерно со скоростью V1 , а вторую половину времени со скоростью V2, можно ли найти его среднюю скорость на всем пути по формуле: Vср= (V1+ V2)/2 ( 23 - да, 24 - нет

Карта ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ ответа

1

4

5

7

10

11

13

16

18

19

22

23

33

Зажги огонек. «Электризация тел. Электрическое поле» (8 класс)

На вопросы необходимо дать ответы типа: "Да, можно", "Да, верно" или "Нет, нельзя", "Нет, не верно".

  1. Можно ли шерсть наэлектризовать? (1 - да, 2 - нет)

  2. Стеклянная палочка притянула листочки бумаги. Можно ли говорить, что она их наэлектризовала? (3 - да, 4 - нет)

  3. Можно ли на концах стеклянной палочки получить два одновременно существующих разноименных заряда? (5 - да, 6 - нет)

  4. Могут ли две стеклянные палочки, потертые о бумагу, притягиваться друг к другу? ( 7 - да, 8 - нет)

  5. Верно ли, что при соприкосновении наэлектризованного шара с другим таким же неза­ряженным шаром весь заряд с первого шара перейдет на второй? (9 - да, 10 - нет)

  6. Верно ли, что листочки электроскопа расходятся, потому что получают одноименные заряды? (11 - да, 12 - нет)

  7. Верно ли, что планета Земля - хороший проводник электричества? (13 - да,14 -нет)

  8. Можно ли наэлектризовать латунный стержень, держа его в руке? (15 - да, 16-нет)

  9. Верно ли, что электрическое поле - это особый вид вещества? (17 - да, 18- нет)

  10. Верно ли, что электрическое поле обладает энергией? (19-да, 20-нет)

  11. Верно ли, что электрическое поле имеет границы? (21 - да, 22 - нет)

  12. Верно ли, что электрический заряд может на теле сохраняться вечно, если тело не взаимодействует с другими телами? (23 - да, 24 - нет)

Карта ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ ответа

1

3

5

8

10

11

13

16

18

19

22

23



34

Зажги огонек. « Механическая работа. КПД. Мощность» (7 класс)

В игре используется елочка с 12 кружочками, в каждом написан номер, обозначающий номер вопроса. Ученики закрашивают ответы «да» и оставляют чистыми ответы «нет».

1. Правда ли, что Луна, двигаясь вокруг Земли, совершает механическую работу?

2. Правда ли, что муха, летающая по комнате, совершает механическую работу

3. Правда ли, что гиря, висящая на шнуре, совершает механическую работу? 4. Правда ли, что ветер, гоняющий по небу облака, совершает механическую работу?

5. Правда ли, что магнитофон, перематывающий кассету, совершает механическую работу?

6. КПД - 30 %. Это значит, что 30 % работы является полезной?

7. КПД = 30 %. Это значит, что 70 % работы является бесполезной?

8. Правда ли, что полезная работа всегда меньше полной.

9. Правда ли, что мощность двигателя не зависит от количества совершенной работы?

10. Правда ли, что за равное время более мощный двигатель выполнит меньше работы?

11. Правда ли, что мощность тем больше, чем больше работы выполняется за 1 с?

12.Правда ли, что время выполнения работы тем больше, чем больше мощность двигателя?





35

Зажги огонек. «Оптика» (8 класс)


  1. Скорость света наибольшая в воздухе (1 - да, 2 - нет)

  2. Все источники света не только светят, но и греют (3 - да, 4 - нет)

  3. Свет от естественных источников распространяется прямолинейно, а от искусственных - нет (5 - да, 6 - нет)

  4. Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восставленный в точке падения луча к отражающей поверхности, лежат в одной плоскости (7 - да, 8 - нет)

  5. От поверхности Земли отражается свет (9- да, 10 - нет)

  6. Световые пучки распространяются независимо друг от друга (11 - да, 12 - нет)

  7. Если тень от предмета равна высоте предмета, тот угловая высота Солнца равна 450 (13 - да, 14 - нет)

  8. Пучок света изменяет свое направление в оптически однородной среде (15 - да, 16 - нет)

  9. Непрозрачный предмет дает тень без полутени, если источник света точечный (17 - да, 18 - нет)

  10. Человек бежит вдоль стены, на которую падает тень от источника, движущегося быстрее человека. В этом случае скорость человека больше скорости его тени ( 19 - да, 20 - нет)

  11. Отраженный и падающий лучи составляют прямой угол, если угол падения луча равен 450 (21 - да, 22 - нет)

  12. Великий немецкий писатель Гете сказал: «Глаза обязаны бытием своим свету» (23 - да, 24 - нет).

Карта ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ ответа

2

3

6

7

9

11

13

16

17

19

21

23



3Дидактическая игра как элемент урока6

Дидактическая игра как элемент урока












37

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Морской бой.

Игра используется для формирования у учащихся умений решать задачи. Ее модель состоит из игрового поля, разбитого на квадраты (рис.1), передвижных рисунков кораблей, удерживаемых магнитами, а также «снарядов» - задач. В игре участвуют две команды, которые вводят в бой десять кораблей, располагая их по пять на своем участке поля (правом и левом). Три корабля двухпалубные, для их «потопления» необходимы два снаряда. Номера квадратов представляют собой ответы в задачах - «снарядах», которые раздают командам в начале игры. Решая задачу, команда находит номер квадрата, в который попал этот «снаряд». Если в этом квадрате находится корабль «противника», он убирается с поля. Задачи выбирается произвольно. Выигрывает команда, раньше поразившая все корабли «противника».

В другом варианте игры все «снаряды» раздаются членам команды. Учащиеся одновременно решают задачи, снимая с поля «пораженные» корабли. Ведущий проверяет результаты с помощью карты верных ответов. В ней указаны номера снарядов и квадраты поля, в которые они попадают.

11


12


13


14


15


11


12


13


14


15


21


22


23


24


25


21


22


23


24


25


31


32


33


34


35


31


32


33


34


35


41



42


43


44



45


41


42


43


44


45


51



52


53


54


55



51


52


53


54


55

Рисунок 1.


38

Морской бой «Давление жидкостей и газов» (7 класс)

ЗАДАЧИ-СНАРЯДЫ.

1. Определить высоту водонапорной башни колхоза, если манометр, установленный у ее основания показывает давление 150 кПа. 2. Манометр, присоединенный к водонапорному крану на уровне земли, показывает давление 250 кПа. Определите высоту воды в башне. 3. Какое боковое давление ( в кПа ) испытывает плотина в реке на глубине 5,5 метров?

4. Под каким давлением должен насос подавать воду в трубу, чтобы фонтан из нее бил на высоту 4,5 метра? 5. Высота воды в аквариуме 10 см. С какой силой давит вода на стенку аквариума длиной 70 см?

6. Определите по графику глубину погружения в озеро, соответствующее давление 110кПа.

рДидактическая игра как элемент урока , кПа

1Дидактическая игра как элемент урока40

130

120

110

100

Дидактическая игра как элемент урока

11 12 13 14 15 м

7. Определите по графику ( рисунок задачи 6 ) глубину погружения в озеро соответствующее давление 120кПа.

8. Определите по графику (рисунок задачи 6) глубину погружения в озеро, соответствующую давлению 140 кПа.

9. В сосуд с водой погрузили тело на глубину 1 см от верхней грани. Размеры тела - высота 0,75см, длина 120см, ширина 20см. С какой силой тело давит на верхнюю грань? 10. В сосуд с водой погрузили тело на глубину 1 см от верхней грани. Размеры тела длина - 120см, ширина - 20см, высота - 0,75см. С какой силой давит вода на нижнюю грань тела?

11. Шлюз заполнен на глубину 4,4м. Средняя сила давления воды на ворота шлюза 1258,4 кН. Найти ширину ворот шлюза. 12. Шлюз заполнен на глубину 4,4м. Найти давление у основания ворот шлюза в кПа.

39

13. Кусок гранита имеет объем 0,02 м3 . Какова его масса, если плотность гранита 2700 кг/м3?

14. Кусок гранита имеет объем 0,02 м3. Какую силу надо приложить, чтобы поднять над водой в 10 раз меньший. Плотность гранита 2700 кг/м3?

15. Какая сила выталкивает из воды кусок стекла объемом 2100 см37 16. Какая сила выталкивает из воды стальное тело объемом 3300 см3? 17. Какая сила выталкивает из воды кусок алюминия объемом 5200 см3? 18. Прямоугольная баржа приняла груз 110 кН и при этом осела на 50см. Какова площадь дна баржи?

19. Тело, весом 0,184 Н, плавает в керосине, плотность которого 800 кг/ м3. Сколько см3 керосина тело вытесняет при этом? 20.Кусок мрамора весит в воздухе 0,864 Н, а в воде 0,544 Н. Найти его объем в см3.

21. Тело массой 0,0217 кг плавает в бензине, плотность которого 700кг/м3. Сколько см3 бензина тело вытесняет. 22. Кусок бетона весит в воздухе 0 492 Н. Найти его объем в см3. 23. Выталкивающая сила, действующая в воде на кусок стекла равна 0,43Н. Найти объем этого тела в см3. 24. Выталкивающая сила, действующая в воде на кусок меди равна 0,51 Н. Найти объем этого тела в см3 . 25. Выталкивающая сила, действующая на кусок мрамора в воде равна 0,53 Н. Найти объем этого тела в см3 .

Карта ответов.

№ снаряда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ квадрата

15

25

55

45

35

11

12

14

24

42

13

44

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

54

34

21

33

52

22

23

32

31

41

43

51

53

40

Морской бой «Силы в природе. Законы Ньютона» (10 класс)

Задачи - снаряды.

1. На тело массой 0,2 кг действует в течение 5с сила 1Н. Какую скорость приобретает тело?

2. Меч массой 0,6 кг после удара, длящегося 0,2 с, приобретает скорость 15 м/с. Найти среднюю силу удара.

3. Сила 6 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщает этому телу ускорение 2 м/с2?

4. Троллейбус, масса которого 12т, за 5с от начала движения проходит в горизонтальном направлении путь 10м. Определите силу тяги (в кН), развиваемую двигателями, если коэффициент сопротивления движению равен 0,02.

5. Груз массой 5 кг, связанный нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, а угол наклона плоскости к горизонту 360.

6. Космический корабль массой 1,0 ∙ 106 кг поднимается с Земли вертикально вверх. Сила тяги двигателя равна 2, 4 ∙107 Н. С каким ускорением поднимается корабль? ( g = 10 м/с2).

7. При движении мотороллера по горизонтальному шоссе со скоростью 54 км/ч водитель выключил двигатель, после чего мотороллер до остановки двигался равнозамедленно. Определить путь до остановки. Коэффициент трения колес о дорогу 0,33.

8. Мотоциклист едет по горизонтальной дороге со скоростью 73 км/ч, делая поворот радиусом кривизны 100 м. На сколько градусов он должен наклониться, чтобы не упасть на повороте?

9. Тело, массой 18 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10с от начала движения достигает скорости 30 м/с. Определить силу тяги двигателя (в кН). Сопротивлением движению пренебречь.

10. К концам шнура, перекинутого через неподвижный блок, подвешены грузы массой 2 кг и 3 кг. Какова сила натяжения шнура? (g = 10 м/с2).

11. К одному концу веревки, перекинутой через блок, подвешен груз массой 5 кг. С какой силой нужно тянуть вниз за другой конец веревки, чтобы груз поднимался с ускорением 1 м/с2 .

12. Груз массой 10,2 кг равноускоренно опускают на нити, перекинутой через блок. За первые 4 с он проходит 40 м. Определить силу натяжения нити. (g = 10 м/с2)

13. На гладкой горизонтальной поверхности находятся два бруска, соединенных нитью. Масса первого бруска 0,5кг, второго - 1,5 кг. Первый брусок тянут с силой 44Н вправо. Определите силу, с которой нить действует на второй брусок. Трением пренебречь.

41

14. Камень массой 0,3 кг, лежащий на руке, подбрасывают вверх с силой 12Н. Определить, с каким ускорением он движется с момента отрыва от руки, если сила сопротивления движению 5, 1 Н.

15. Дан график скорости движения поезда. Определить силу тяги локомотива ( в кН), если известно, что масса поезда 200 т, а коэффициент сопротивления 0,004.

V, м/с

Дидактическая игра как элемент урока

20

15

10

5Дидактическая игра как элемент урока

16. Ведерко с водой вращают в вертикальной плоскости на веревке длиной 12,1 м. С какой наименьшей скоростью нужно его вращать, чтобы при прохождении ведерка через высшую точку дном вверх вода из него не выливалась?

17. Подъемный кран поднимает груз массой 1 т. Какова сила натяжения троса в начале подъема, если груз движется (очень кратковременно) с ускорением 25 м/с2. (Ответ дать в кН).

18. Сани со стальными полозьями перемещают равномерно по льду, прилагая горизонтальное усилие 4, 6 Н. Коэффициент трения 0,02. Какова масса саней?

19. С каким ускорением движется тело массой 3 кг, если не него действует сила 93 Н.

20. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость

2,08 м/с. Найти среднюю силу удара.

21. Акробат прыгнул с трапеции на натянутую сетку, которая при этом прогнулась на 1,32 м. Высота трапеции над сеткой 7м. С каким ускорением двигался ак­робат?

22. Камень, скользящий по горизонтальной поверхности остановился, пройдя расстоя­ние 189,6 м. Найти начальную скорость камня, если сила трения между камнем и поверх­ностью составляет 27% силы тяжести, действующей на камень.

23. Тело массой 4т поднимают на тросе вертикально вверх с ускорением 1 м/с2. Найти силу натяжения троса. (Ответ дать в кН, принять g = 10 м/с2 ).

24. Система, показанная на рисунке, движется с ускорением 1 м/с2. Натяжение нити 172Н. Найти массу бетонной глыбы, погруженной в воду, если плотность бетона 2000 кг/м3. Принять g = 10 м/с2

42

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

М

25. Мальчик гонится за собакой со скоростью 6 м/с по слегка заснеженному льду. Вдруг он спотыкается, падает и скользит по льду до остановки. Сколько метров проскользит мальчик, если коэффициент трения 0,044.

Карта ответов.

№ снаряда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ квадрата

25

45

15

12

21

14

34

22

54

24

55

51

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

33

13

42

11

35

23

31

52

53

32

44

43

41



4Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока3

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Эстафета формул.

Тепловые явления (8класс)

Ученики по очереди выходят к доске и записывают пропущенные величины в окружностях. Затем необходимо поставить эту величину в следующую формулу, куда указывает стрелка. Ученик должен знать как можно больше о данной физической величине ( физический смысл, единицу измерения…)

Ответы:

Дидактическая игра как элемент урока

Q= m (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= Q / (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

t2-t1 = Q /

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= / λ

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= / m

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= λ

Дидактическая игра как элемент урока

Q= m (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= Q / (t2-t1)

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаt2-t1 = Q /

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= / λ

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= / m

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока

= λ

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урока

Дидактическая игра как элемент урокаДидактическая игра как элемент урока






44

Основное уравнение мкт (10 класс)

Дидактическая игра как элемент урока









В конце эстафеты запишите фамилию ученого, именем которого названа «финишная» константа.




45

Основное уравнение мкт (10 класс)

Ответы.

А

в

о

г

а

д

р

о\ Дидактическая игра как элемент урока











46

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Игра "Соревнование физиков 7 класса"

ТЕМА: "Взаимодействие твердых тел, жидкостей и газов".

Элементы тем "Основы кинематики" и "Основы динамики".

Игра состоит из шести конкурсов:

• РАЗМИНКА: двум командам предоставлялись по очереди физиче­ские загадки.

Задача соперников заключалась в быстром и точном решении предложен­ных вопросов.

1 .а) Про море вспомнить в самый раз.

А у кого же водолаз?

И вправду ль водолаз гутарит:

"Чем глубже, тем сильнее давит". Почему?

б) На первый взгляд тут все не в норме.

Но нам доказано давно,

Что независимо от формы

Давление жидкости на дно.....

2. а) Пьет водичку кура- ряба,

Пьет водичку петушок.

Как устроена поилка,

Расскажи-ка нам, дружок.

б) Нет, трудного я спрашивать не буду:

Где применяются сообщающиеся сосуды?

З.а) Если взять два разных тела,

В жидкость опустить одну,

Видно, что одно всплывает,

А другое- вмиг ко дну.

Жидкость- та ж, сомненья нет.

Догадайтесь, в чем секрет.

б) Есть два тела с разными объемами.

Мы их взяли, погрузили в воду.

Могут ли они уравновеситься?

-Вот, что надо рассказать народу.

• ФИЗИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ; на карточках были написаны два симво­ла, обозначающих физические величины (F- сила,р- давление).

Задача: вытащить карточку и рассказать по ней все про эту физическую ве­личину, что команда сможет за отведенное ей время вспомнить. Если есть допол­нения с другой стороны, то жюри заслушивает и их.

• ФИЗИЧЕСКИЙ ЯЗЫК: каждой команде давалось по физическому понятию (ИНЕРЦИЯ, СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛ).

Задача: за отведенное время нужно было рассказать про это понятие все, что вспомнят игроки. Выступление может добавляться комментариями против­ников, болельщиков.

47

• ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: предварительно командам давалось задание: подготовить опыт в домашней лаборатории, показать его и объяснить его резуль­таты. На игре команды по очереди показывают домашнюю заготовку и получают ответ от жюри.

• КОНКУРС КАПИТАНОВ: капитаны команд выходят к доске. Каждому из них предлагается по очереди ответить на качественные вопросы, которые за­ранее приготовлены ведущим. Если капитан не отвечает, то право ответа перехо­дит к другому капитану.

• Подводятся итоги игры. Награждаются:

-победитель;

-лучший игрок;

-лучший болельщик;

-поощрительный приз проигравшей команде.





© 2010-2022