Интеллектуальная игра Брейн – ринг «Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край» объединяет в себе повторение физики. Игра проходит в виде виртуального путешествия по Донецкой области. Поэтому его можно назвать межпредметным (физика и география). Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе название, готовит эмблемы. Во время игры дети работают с картами. Определяют координаты истока и устья реки Кальмиус (река, которая протекает по Донецкой области и по городу Донецка) и определяют его длину, скорос...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разработан учителем физики г. Донецка ОШ №94 Мирзоян Сирануш Амаяковной . Этот урок объединяет в себе повторение физики, и виртуальное путешествие по родному краю. Поэтому его можно назвать межпредметным (физика - география ).

Интеллектуальная игра

Брейн - ринг

« Мой родной край»

ДОНБАССКИЙ КРАЙ. ТОРОПИТСЯ АВТОБУС.

БЕЖИТ ДОРОГА ЛЕНТОЙ ГОЛУБОЙ..

МНЕ В ЭТОМ КРАЕ ДОВЕЛОСЬ РОДИТЬСЯ!

И МНЕ НЕ НАДО РОДИНЫ ДРУГОЙ!!!

Цели урока:

Обучающие: повторить основные изученные понятия и закономерности, выученные на уроках физики и географии. Практиковать умение составлять мини - высказывание по определенной тематике.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, коммуникативно - игровые способности, смекалку, общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного поведения.
Воспитательные : воспитывать инициативность и активность, культуру общения, нравственное отношение к своей стране, упорство в достижении цели, чувство уважения друг к другу, умение работать в группе.

Задачи:

  • активизировать познавательную и творческую деятельность школьников;

  • научить применять полученные знания в новой ситуации, грамотно объяснять суть физических явлений;

  • продолжить закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

  • формировать у ребят умение работать в группах, оценивать деятельность свою и товарища, навыки конструктивного общения;

Ход игры:

  1. Приветствие

  2. Представление команд

  3. Разминка

  4. Решение задач

  5. Загадки

  6. Узнай меня

  7. Конкурс капитанов

  8. Подведение итогов

Класс делится на две команды. Каждая команда должна иметь капитана, своё название, девиз и эмблему, отражающую название команды. Ведущих и членов жюри можно взять учеников старших классов.

Звучит тихая мелодия ( песни «Вышел в степь Донецкую парень молодой» ), выходят ведущие и читают стихотворение В.Шутова «Донецк» ( на экране фото г. Донецка ).

Может где - то на планете

Есть и лучше города,

Только мне в Донецке светит

Солнце щедрое всегда

И сияет озаренный

Ярким золотом лучей

Город синих терриконов

Город звонких тополей. В. Шутов

1 - ая ведущая: Добрый день, дорогие друзья!

2 - ая ведущая: Добрый день, уважаемые болельщики!

1 - ая ведущая: Брейн - ринг приветствует вас. Мы начинаем нашу игру.

Тема нашей игры «Мой родной край». Вы совершите виртуальное путешествие по нашему краю, применяя знания, полученные на уроках физики и географии. Узнаете лучше край, в котором вы живете.

2 - ая ведущая: Многое будет зависеть и от вас, наши болельщики, от того,

как вы будете себя вести, помогать своей команде. Поддерживайте свою команду аплодисментами и плакатами. Но подсказывать, свистеть, кричать, выкрикивать категорически запрещается.

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»




Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Университетская улица Донецк..Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»





Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Успех каждой команды зависит от быстроты ответа, от вашего уровня знаний и интеллектуальных способностей. Немаловажную роль в достижении победы играет сплоченность, взаимовыручка в команде.

1- ая ведущая: Представляет членов жюри и капитанов команд.

(Выступают команды. Каждая команда представляет себя. )

1 -ый этап: Начинаем разминку. Команды должны ответить на 10 вопросов за 1 минуту. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

2 - ая ведущая: (задает вопросы 1 - ой команде)

Вопросы:

1. Этот фрукт стал катализатором открытия всемирно известного закона.

2. Мера инертности тела? (Масса ) (Яблоко)

3. Сила, которая давит на опору или растягивает подвес? (Вес)

4. Сила, которая изнашивает обувь? (Сила трения)

5. Какая река течет в г. Донецке? (Кальмиус)

6. Что образно называют «ржавчиной» Земли? (Эрозию земли)

7. Физическая величина, показывающая способность тела совершать работу. (Энергия)

8. Физическая величина, которая численно равна произведению массы на скорость? (Импульс тела)

9. Где расположена точка опоры силы тяжести? (В центре тяжести)

10. Сегодня этот правнук открытия Белла есть у каждого человека.

(Мобильный телефон)

11.Сила, которая действует на любое тело на Земле и направлена вертикально вниз? (Сила тяжести)

12. Падение тела в вакууме под действием силы тяжести называется? (Свободным падением)

1 - ая ведущая задает вопросы 2 - ой команде.

1.Что является причиной изменения положения тела? (Сила)

2. Условные линии, вдоль которой движется тело, называется? (Траекторией)

3. Река, которая дала название г. Донецку? (Северский Донец)

4. На какой возвышенности расположена Донецкая область? ( Донецкий кряж)

5. Изменение размеров и формы тела под действием внешней силы называется? (Деформацией)

6. Сила, которая возникает во время деформации тела, называется? (Силой упругости)

7. Единица измерения силы? (Ньютон)

8. Тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь, называется? (Материальной точкой)

10. Этот предмет позволяет носить с собою информацию, которая помещается в фондах целой библиотеки. (Флешка или СД - диск)

11 В каком море нельзя утонуть? ( Мертвое море)

12. Физическая величина, которая показывает, как изменяется скорость тела в единицу времени? ( Ускорение)

Жюри подсчитывает баллы и оглашает результаты.

ǀǀ - ой этап. Виртуальное путешествие.

1 - ая ведущая:

― Теперь наши команды отправляются в путешествие. Первая команда будет плыть по Кальмиусу, а вторая - совершит путешествие по Донецкой степи. После чего поделятся с нами своими впечатлениями.

Задание для 1 - ой команды: найти по карте длину реки Кальмиуса, протекающая по Донецкой области, источник реки, скорость течения. Катер плывет со скоростью 54км/ч.

Задание для 2 - ой команды: двигаясь с ускорением 2м/с2, найдите время, за которое вы пройдете Хомутовскую степь. Протяженность степи найдите по карте.

2 - ая ведущая.

― Пока наши команды путешествуют, поиграем с болельщиками. Предлагаем вам отгадывать загадки. За каждую правильно угаданную загадку команде, за которую вы болеете, прибавляют по 2 балла.

1 - ая ведущая: Что не поднимешь с земли? (Тень)

2 - ая ведущая: Всё поведает, хоть без языка,

Когда будет ясно, а когда - облака. (Барометр)

1 - ая ведущая: Чудо - птица, алый хвост,

Полетела в стадо звёзд. (Ракета)

2 - ая ведущая: Она о домик тесный свой

Лишь почесалась головой,

И сразу - словно не жила

Сгорела, бедная дотла. (Спички)

1 - ая ведущая: Две сестры качались - правды добывались,

А когда добились, то остановились. (Весы)

2 - ая ведущая: Никто его не видывал,

А слышать, всякий слыхивал,

Без тела, а живое,

Без языка - кричит. (Эхо)

1 - ая ведущая: Разноцветный мост встал на сто вёрст. (Радуга)

2 - ая ведущая: День и ночь стоит на крыше этот чудо - постовой,

Что услышит, что увидит - всем поделиться со мной. (Антенна)

1 - ая ведущая: Летит птица орёл, несёт в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто её не поймает. (Молния)

2 - ая ведущая: По морю идет, идет,

А до берега - дойдет

Тут и пропадет. (Волна)

1 -ая ведущая: . Влезет в окно, Растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придет - сам уйдет. (Свет)

Жюри подводят итоги.

1 - ая ведущая: Ну вот наши путешественники уже вернулись, и готовы поделиться своими впечатлениями. Послушаем Команду (Эврика).

( На экране фото реки Кальмиуса)

- Мы совершили путешествие по нашей реке Кальмиусу. Плыли на катере со скоростью 54 км/ч за 3,5 часа. Принадлежит бассейну Азовского моря. Исток находится на южном склоне Донецкого кряжа, в южной части города Ясиноватая. Берега реки очень живописны. Протекает в пределах Ясиноватского, Старобешевского, Тельмановского и Новоазовского районов Донецкой области. Впадает в Азовское море в городе Мариуполя. Длина реки - 209 км, средняя глубина - 2,5м до 10м, скорость течения - от 0,4м/с до 1,5 м/с. Характер течения на всем протяжении разнообразен. В верховьях оно носит слабо выраженный горный характер, в низовье - типично степной вид. В верхнем и среднем течении характер берегов гористый и безлесный, в нижнем - берега низкие с редкими деревьями, кое - где поросшие камышом. Дно каменистое и глинистое, прикрытое слоем ила. Замерзает в декабре, а в марте лед начинает таять. Воды реки Кальмиус и ее притоков интенсивно используются в хозяйственных нуждах, в т.ч. для орошения. Мы нашли координаты г. Ясиноватой 48°07′с.ш. и 37°52′в.д. Мариуполя: 47°05′ с. ш. и 37°34′в.д.

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Ка́льмиус - река, протекающая по территории Донецкой области.

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»







Степь Донецкая

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

2- ая ведущая: вот вернулись со своего путешествия команда «Электроны». Послушаем их , они поделятся снами своими впечатлениями. Мы сначала по карте, пользуясь масштабом, определили протяженность степи.

(Рассказывает один из членов команды) «Степь… огромная, очарованная своим однообразием. Едешь час, другой… Попадается на пути молчаливый старик, курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою». Такой увидел Донецкую степь А.П. Чехов еще в конце 18 в. Сегодня, к сожалению, Донецкая степь утратила свою первозданную красоту. Человек освоил её, вспахал и засеял. Но есть на территории Донецкой области уникальный кусочек целины, которой никогда не касались плуг и лопата - заповедник "Хомутовская степь".

Хомутовская степь по праву является гордостью Донбасса. Она вобрала в себя столько цветов, красок, запахов, что могла бы быть отнесена, и без наличия иных достоинств, к местам заповедным. То обстоятельство, что Хомутовка занесена в список природных памятников ЮНЕСКО, является тому подтверждением.
В состав степи входят также и другие чудесные степные массивы - Каменные Могилы, Меловая флора и Михайловская целина (самый значительный по площади) организованный в Донбассе заповедник.

На сегодня площадь заповедника составляет 1030,4 га, причем 90 из них являются абсолютно заповедным участком, которого никогда не касался плуг и на котором 70 лет не выпасался скот и не проводилась косовица. Степная зона расположенной в южной полосе умеренно-теплого пояса между параллелями 44°40 и 50°20 северной широты.

В степи 546 видов растений. Здесь растут адонис волжский, тюльпан Шренка, дикий лен австрийский и много других степных растений. Животное царство заповедника также разнообразно и интересно. Хорошо прижились на заповедной территории лисицы, зайцы, байбаки, большое многообразие птиц. Самая крупная дрофа.

( Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов )

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

.

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Раздел 2. Черный ящик.

1 - ый ведущий: « В ящике находится изобретение Архимеда, которым мы все время пользуемся на кухне. Угадайте, что находится в ящике?» (винт мясорубки). Та команда, которая дала правильный ответ получает 5 баллов

Раздел 3. Домашнее задание.

2 - ая ведущая: Сейчас у нас рекламная пауза. Команды представляют свою рекламу.

Команда « Электрон» представляет барометр.

Мы вам представим очень нужный и полезный прибор. Все мы погоду хотим знать и вам в этом поможет наш барометр. Он еще пригодится вам в путешествии. Вы можете определить высоту над уровнем моря.

Команда « Эврика» представляет мензурку.

Мензурка - вещь универсальная,

Необходима всем она.

Ну как же без неё узнать

Какой объём имеет вода,

А как пирог придётся печь

Мензурка снова нам поможет

Сколько сахара и молока нужно

Взять - она покажет,

Чтоб плотность тела находить

Опять мензурка нам нужна!

Она должна быть в каждом доме!

Раздел 4. «Ты мне, я тебе»

Команды обмениваются вопросами:

Вопросы задает команда «Эврика»

1. Это явление можно наблюдать при падении тел. Из - за наличия данного явления невозможно переливать воду, пожар гасится сам по себе, для нагревания жидкости не имеет значение, где расположено пламя, под посудой с жидкостью или над ним. О каком состоянии тел идет речь?

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

2. Вороне, массой 1 кг, Бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8Н. Сможет ли лиса вычислить массу божественного сыра? Если да, то какова масса сыра?

(Сможет. Fупр. ветки = Рвор. + Рсыра.; Рвор. = 9,8Н; Рсыра = 1Н.

т.к. Fупр. = 10.8Н, то mсыра = 0,102кг = 102г)

Вопросы задает команда «Электрон».

1. С самолета на парашюте бросили груз, с прикрепленным к стропам динамометром. Парашют с грузом достигает определенной скорости и дальше опускается равномерно. Как изменятся показания динамометра во время падения груза, если его масса равна 16 кг?

( I этап - падение груза с нераскрытым парашютом. В этом случае показания динамометра равна нулю. g = а, F= 0.

(I I этап - падение с раскрытым парашютом. Сила сопротивления воздуха больше силы тяжести. Груз падает замедленно. Динамометр покажет разницу между силой сопротивления и силой тяжести. F = Fсопр. - Fт.

III этап - во время равномерного движения груза F= m g, динамометр покажет силу 160 Н.)

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

2. Всем известна игра перетягивание каната. По 3- ему закону Ньютона на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, направленные в противоположные стороны, команды тоже действуют на канат с одинаковыми по модулю и противоположными по направлению силами. Почему же одна из команд перетягивает другую?

(Побеждает тот, для кого больше максимально возможное значение силы трения покоя между подошвами и полом.)



Раздел 5. «Узнай меня»

2 - ая ведущая: вы должны по фотографии узнать данного ученого. Если узнаете по первой подсказке, то получаете 5баллов. С каждой подсказкой вы получаете на1 балл меньше.

Вопросы для команды «Эврика»

Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

1.Это знаменитый английский физик, ботаник, изобретатель и астроном, усовершенствовал микроскоп.

2. Высказал идею, что все небесные тела тяготеют друг к другу и дал общую картину движения планет. Он предсказал закон всемирного тяготения И. Ньютона.

3. Большое значение имело открытие в 1660г. закона пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией.

(Роберт Гук)



Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

1.Португалец, служил пажом при королевском дворе, после поступил в военно - морской флот

2. В 1505 г. служил в Восточной Африке, участвовал в войне с Индией.

3. Вошел в историю как первый человек на Земле, совершивший первое кругосветное путешествие.

(Фернан Магеллан)



Вопросы для команды «Электрон»


Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»

1. Автор труда «Механика, который вышел в 1593 году. В нем физик описал свои исследования падающих тел, маятника, выдвинул новые принципы движения, в противовес динамике Аристотеля.
2. Он сконструировал телескоп и обнаружил, что Луна имеет сложный рельеф. Открыл 4 спутника у Юпитера.
3. Он является основоположником принципа относительности, изучил инерцию и вывел законы свободного падения тел. (Галилео Галилей)



Интеллектуальная игра Брейн – ринг « Мой родной край»1.Великий испанский мореплаватель итальянского происхождения, который искал кротчайший путь в Индию.

2.На 3-х каравеллах "Санта - Мария", "Пинта" и "Нинья" пересек Атлантический океан и достиг о. Сан - Сельвадор. Он совершил 4 плавания к Америке, в результате которых были открыты Саргассово море, Багамские острова, Кубу, Гаити, Антильские острова, Карибское море.

3. Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки.

( Христофор Колумб)

Раздел 6. Конкурс капитанов.

На столе лежат квадратики с обозначениями физических величин. Они должны за 3минуты сложить формулы. Каждая правильная формула оценивается в 1 балл.

Заключительное слово ведущих

― Наша интеллектуальная игра подошла к концу. А сейчас уважаемые жюри подведет итог всей игры и наградит участников и победителя игры.

Слово учителя:

Любите физику, друзья!

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.

Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.

Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!

Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

Марк Львовский

© 2010-2022