Конспект урока по физике в 8 классе по теме Влажность

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кораблинская основная школа - филиал МБОУ «Льговская средняя школа»
муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области

Конспект урока по физике в 8 класс

Тема «Влажность»

Учитель физики
Жилин Владимир Владимирович

с.Кораблино

2015 г

Конспект урока по теме «Влажность»

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: формировать представление о влажности; способствовать развитию физической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: понимать, что такое «абсолютная влажность», «относительная влажность»; уметь определять значение.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию; познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства

Основные понятия

Абсолютная влажность, относительная влажность

Ресурсы

Учебник, презентации «Влажность», «Кипение (тест)», дидактическая игра «Морской бой», справочные таблицы, приборы: гигрометры, психрометр

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности.

Це л и:

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.


Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности

Повторим:

- Сформулируйте определение процессов испарения и конденсации.

- При каких условиях происходит испарение жидкости?

- От каких факторов зависит скорость испарения?

- На что расходуется подводимое количество теплоты при парообразовании?

- Что такое динамическое равновесие?

- Какой пар называют насыщенным?

Презентация «Влажность».

Слайд 1. Перед Вами две фотографии.
Они помогут сформулировать тему нашего урока. Почему такое различие?

Отвечают на вопрос.




Формулируют и записывают тему урока.


Понимать как происходят процессы парообразования и конденсации, различать насыщенный и не насыщенный пар.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в письменной и устной форме.


1

2

3

4

5

6

IL Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

  • обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

  • организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

  • выявить место (шаг, операцию) затруднения;

  • зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

Слайд 2. Водяной пар в воздухе, несмотря на огромные поверхности

океанов, морей, рек и озёр, не является насыщенным: атмосфера - «открытый сосуд».

Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты на данный момент испарение воды

преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация.

Содержание водяного пара в атмосферном воздухе - его влажность - очень важная метеорологическая характеристика.


Слушают учителя
























Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели


Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?


Говоря о влажности, выделяют абсолютную и относительную влажность.


Формулируют цели урока.



Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

IV. Реализация построенного проекта.

Цели:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;

  • закрепить новое знание в речи и знаках;

  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения


Слайд 3. Абсолютная влажность r показывает, сколько граммов
водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях. Иными словами это плотность водяного пара.

Обратите внимание:

  1. По плотности водяного пара нельзя судить о степени его насыщения

  2. Степень насыщения водяного пара зависит от количества водяных паров и температуры.

В каком состоянии должен находиться водяной пар, чтобы его абсолютная влажность была максимальна?

Слайд 4. Таблица зависимости давления и плотности насыщенного водяного пара от температуры.

Может ли при 15°С абсолютная влажность
быть равной 10,3 г/м3?

Записывают определение и обозначение абсолютной влажности.















В насыщенном состоянии.










Да

Понимать понятие абсолютной влажности.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану



Слайд 5. Относительной влажностью воздуха j называют отношение
абсолютной влажности r воздуха к плотности r0 насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Слайд 6.

Какова относительная влажность воздуха, если при температуре 20° С абсолютная влажность равна 10,6 г/м3? (61%)

Слайд 7.

Если воздух охлаждать,
то при некоторой температуре водяной пар переходит в насыщенное состояние.

Температуру, при которой водяной пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.

Слайд 8.

Абсолютная влажность равна 8,9 г/м3. При какой температуре выпадет роса?

Слайд 9.

Физкультминутка

Записывают определение и обозначение относительной влажности, формулу расчета.




Намечают план решения задачи и производят вычисление результата.



Слушают учителя











Используя таблицу, находят точку росы.

Фронтальный контроль

Понимать понятие относительной влажности.






Уметь рассчитывать значение относительной влажности.


Понимать понятие «Точка росы»









Уметь рассчитывать значение точки росы




Слайд 10.

Приборы. Гигрометры: волосяной (Кто сможет объяснить принцип его работы?) и конденсационный (работа с учебником стр.58)

Слайд 11.

Приборы. Психрометр (Кто сможет объяснить принцип его работы?).

Какова относительная влажность воздуха, если при температуре 20° С влажный термометр показывает 16 ° С?

Слайд 12.

Значение влажности воздуха.

Изучают принципы работы приборов для измерения относительной влажности.



Работают с психрометрическими таблицами.



Фронтальный контроль





Слушают учителя и приводят свои примеры.


Умеют объяснять принципы работы приборов для измерения относительной влажности.


Умеют определять относительную влажность с помощью психрометрических таблиц.






Умеют выделять области деятельности человека, где необходим учет влажности воздуха


V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с npoговариванием во внешней речи


Слайд 13.

Почему иногда за самолётом, летящим на большой высоте, образуется след белого цвета (инверсионный след)?

Слайд 14.

Почему нижняя граница облака плоская?


Отвечают на вопросы.


Умеют оперировать понятиями «Точка росы», «Насыщенный пар»

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

VI. Самостоятельная работа с проверкой на компьютере.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

  • обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

  • организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Оказывает консультации, задает наводящие вопросы.

Презентация «МБ_Влажность».


Решают задачи.

Уметь самостоятельно определять влажность, точку росы, решать задачи.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: уметь решать задачи.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

  • зафиксировать новое содержание урока;

  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

  • Подведем итог работы на уроке.

  • Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели?

  • Назовите тему урока,

  • Расскажите, чему вы научились на уроке.

  • Оцените свою деятельность на уроке, поместив свою фамилию на соответствующее поле (зеленое, желтое, красное), и урок, поместив звездочку в соответствующий сектор.

Домашнее задание: §19; упр.15

Отвечают на вопросы учителя.





Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.

Осуществляют самооценку.



Записывают домашнее задание


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


© 2010-2022