Урок по физике (Самоанализ)

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ

урока физики в 11 классе

учителя физики

Матвеевой Наталья Александровны

Урок по теме «Волновые свойства света» (2 часа)

Тип урока: обобщения и закрепления изученного материала

При организации урока использованы следующие методы:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

-по степени взаимодействия учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах;

-по характеру познавательной деятельности: репродуктивные, частично - поисковые, творческие ;

-по принципу расчленения или единения знаний: аналитические и обобщающие .

Цели урока:

Дидактическая цель:

формирование понятий: волны, света, волновых свойств света (прямолинейного распространения, отражения, преломления, дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации);

предметных понятий: определение отличительных признаков свойств света, формул для расчёта физических величин;

способов деятельности: применять знания к решению практических задач.

Обучающая:

формировать представление учащихся о волновых свойствах света.

Воспитывающая:

формировать у учащихся чувство ответственности, самостоятельности, умения оценивать себя.

Развивающая:

формировать у учащихся умение выбирать основания и критерии для сравнения и оценивания, классификации, устанавливать причинно- следственные объекты, расширять кругозор учащихся, развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме «Волновые свойства света»

  2. Рассмотреть применение и проявления свойств света.

  3. Применить знания к решению практических задач.

  4. Связать основы геометрических и физических знаний в решении практических задач

  5. Рассмотреть вид задач на сравнение величин.

  6. Проконтролировать знания и умения учащихся.

  7. Развивать самостоятельность, умение оценивать себя.

План урока:

1.Организационный момент(1 мин)

2.Постановка цели и задачи урока(4 мин)

3.Актуализация знаний(24 мин)

4.Физкультурная минутка. (1мин)

5.Закрепление материала и применение знаний и умений(20 мин)

6.Физкультурная минутка(1мин)

7.Контроль усвоения изученного материала(20мин)

8.Подведение итогов(7 мин)

9.Инструктаж домашнего задания(2мин)

Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками, т.к. они объединены в общий раздел. Данный урок является одним из завершающих уроков по теме «Световые волны» курса физики 11 класса. Учащиеся ранее познакомились с понятием геометрической оптики. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Полное внутреннее отражение. Преломление света. Дисперсия света. Когерентность. Интерференция. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света.

Характеристика класса: количество учащихся 24. Класс со выше среднего учебными возможностями. Активность на уроках проявляют примерно 90% учащихся. По итогам четверти качество знаний 87%.

Оборудование и дидактические материалы: демонстрационный набор «Геометрическая оптика», мультимедийный проектор, сборник демонстрационных опытов «Волновая оптика», рабочий лист (каждому ученику), карточки с заданиями.

Подготовительная работа: подготовка необходимого оборудования и раздаточного материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На данном этапе урока я постаралась мобилизовать внимание учащихся, дать положительный эмоциональный настрой на восприятие темы, что позволило начать урок в хорошем настроении и темпе и сохранить его на протяжении всего урока. Была проведена проверка списочного состава класса, готовности учащихся к уроку (наличие учебников, оборудования.)

  1. Постановка темы и цели урока.

На этапе целеполагания учащиеся, проанализировав тему, смогли определить основные вопросы, над которыми им предстоит работать на уроке. Были даны основные определения, определены свойства света, выделены те свойства, которые характеризуют свет как волну. У учащихся в ходе беседы развиваю коммуникативные навыки, активизирую мыслительную деятельность. Данный этап реализует возможность развития интереса к предмету (решаю 1,6,7 задачи урока).

  1. Актуализация знаний

Учащиеся представляют доклады по темам с использованием презентаций и экспериментов, выполненных самостоятельно. Было заслушано 8 докладов, каждый из которых сопровождался либо презентацией, либо экспериментом. В докладах прозвучали понятия свойств света, а также применение и проявления этих свойств в быту и технике, что являлось новым материалом, не рассматриваемым на предыдущих уроках. Учащиеся всего класса заполнили рабочие листы, предложенные мной, где отразили услышанное, выделив главное, напомнив формулы темы, необходимый для решения задач. На данном этапе формирую познавательные, коммуникативные, личностные учебные действия. Использую индивидуально-коллективную форму работы. Прослушивание и письменная форма работы. Информационные и репродуктивные методы работы. (решаю 1,2,6 задачи урока). В конце урока все учащиеся сдали рабочие листы.

Итог этапа: 8 докладчиков получили «5»

Проверка рабочих листов показала: 11 человек -«5» 13 человек - «4», неполно раскрыли некоторые вопросы.

  1. Физкультурная минутка помогла снизить умственное и физическое напряжение.

  2. Закрепление материала и применение знаний и умений

Я акцентирую внимание на то, что все знания, полученные на уроке, должны находить применение на практике. И предлагаю рассмотреть решение ряда задач, которые раздали им на каждую парту до урока. Руковожу решением задач, являясь консультантом. Обращаю внимание на факт применения в задачах знаний геометрического материала.

Отрабатываю метод решения задач на сравнение величин, очень часто встречающийся в ЕГЭ.

Решение предлагаю начинать с любой задачи, кроме шестой, её решают те, кто справился со всеми задачами. Можно работать парой. Роль шестой задачи имеет большое значение, так как позволяет не только проявить творчество, но и увидеть широту применения метода решения задач, а так же напомнить теоретический материал других тем.

Фронтальная работа позволила применить новые знания при решении задачи сильным ученикам и поучиться этому у других. На данном этапе формирую умение применять формулы при решении задачи, оценивать результаты своей работы. У учащихся произошло осознание значимости изученных понятий в повседневной жизни, формировалась потребность объяснять происходящие в окружающем мире явления. Они анализировали задачи и находили формулы, позволяющие решить их. Учащиеся, демонстрирующие решение задач на доске, показали умение пояснять, отстаивать полученные результаты. Уметь корректировать полученные результаты также не- маловажно на данном этапе. (решаю 3,4,5,6,7 задачи урока).

Итог этапа: решение задач у доски 3человека - «5» 2человека - «4» За решение шестой задачи: 2 человека - «5»

  1. Физкультурная минутка помогла снизить умственное и физическое напряжение.

  2. Контроль усвоения изученного материала

Учащимся предлагаю выполнить тест в двух вариантах, содержащий десять заданий с выбором ответов и две задачи с решением.

На данном этапе формирую умение логически мыслить, анализировать, планировать свою деятельность. (решаю 6,7 задачи урока).

Итог этапа: за тест 9 человек - «5»

11 человек - «4»

4 человека - «3»

  1. Подведение итогов

Предлагаю учащимся подвести итоги: «Каких результатов добились на уроке?» Задаю вопросы: «Какие же свойства доказывают, что свет это волна. Где применяются эти свойства. Проверим, какие записи вы сделали?» Предлагаю оценить себя. Кто из вас работал с полной отдачей. Кто узнал что-то нового. Кто считает, что знания , полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем. Оценки за тест и рабочий лист объявляю на следующем уроке после проверки. Заношу оценки, полученные на уроке, в дневники и журнал. (решаю 6,7 задачи урока).

Провожу рефлексию: что вам понравилось на уроке, а что нет? Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?

  1. Инструктаж домашнего задания

Комментирую Д.З. Задачи из сборников ЕГЭ по теме «Волновые свойства света», приготовить вопросы по задачам, вызвавшим затруднения. Задача №6 с урока является дополнительной к домашнему заданию. Контролирую, чтобы учащиеся занесли задание в дневник. (решаю 7 задачу урока).

В целом поставленные цели урока реализованы. Развитие у учащихся умения выбирать основания и критерии для сравнения и оценивания, классификации, устанавливать причинно-следственные объекты осуществлялось в полной мере, были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, наглядных методов способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Изучаемый материал соответствовал возрасту учащихся, их интересам, ступени обучения.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Здоровьесберегающие технологии были представлены в форме физкультминутки. Кабинет был проветрен, слайды презентации были выполнены контрастными цветами и крупным шрифтом.



© 2010-2022