• Преподавателю
  • Физика
  • Мастер-класс «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС»

Мастер-класс «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС»

Данная разработка мастер-класса полезна для учителей, использующих на своих уроках метод проектов. Эта разработка была представлена на областном семинаре для представителей школ, работающих по ФГОС. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС»

Учитель физики МКОУ СОШ №4 г. Лиски

Юрова Светлана Ивановна

Добрый день, уважаемые гости. Обратите внимание, что на каждом столе находятся разные предметы: книга, фотография и компьютер. Я предлагаю вам сейчас выбрать тот предмет, который вам наиболее интересен. У вас получились три группы. Выберите в каждой группе руководителя. Этот человек будет представлять результаты работы группы. Остальные участники распределяют обязанности по ходу выполнения заданий.

Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС».

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь - это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное - это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ - это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.

  • Прибавьте столько же.

  • Прибавьте 10.

  • Разделите на два.

  • Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформировано 3 группы).

Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема - надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.

«Эврика!», - сказал мудрец, - «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники - нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Посмотрим, что у вас получилось. Руководители каждой группы дают свои варианты. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.

Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

  1. Выдвижение проблемы, цели проекта.

  2. Планирование.

  3. Выполнение проекта.

  4. Анализ результатов.

  5. Защита проекта.

Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).

Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.

Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность? Однажды ко мне подошел сын и спросил: «Мама, а что такое вода? А какая бывает вода?» Я задумалась: «Как объяснить ребенку, как рассказать, чтобы стало понятно».

Вот и я вам предлагаю выполнить проект на тему «Вода, водичка».

У нас группы сформированы. Пусть первая группа будет «физики-теоретики», вторая группа - «физики - практики», третья группа - «физики- исследователи».

У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте его, распределите роли между собой и подготовьте отчет о проделанной работе. У вас на столах есть карточки - подсказки для составления отчета.

1 группа ваша задача составить общую характеристику воды, используя предложенный текст.

2 группа вам необходимо выделить основные агрегатные состояния воды, используя предложенные фотографии и из подручных средств создать модель молекулы воды.

3 группа вы должны составить схему «Какая бывает вода», опираясь на ссылки из Интернета.

Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.

Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Я хочу предложить несколько советов работы над проектом на разных ступенях обучения.

Особенности работы над проектом в начальной школе:

  • Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

  • Длительность выполнения проекта 1 - 2 недели в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 урока.

  • Ставить вместе с детьми учебные цели.

  • Можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации.

Особенности работы над проектом в основной школе

  • Проектную деятельность целесообразно организовывать в группах.

  • Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области.

  • Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично.

Особенности работы над проектом в старшей школе

  • Темы и проблемы проектных работ должны находиться в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося.

  • Формы работы - индивидуальные или мини-групповые.

  • Выполнение проектов в 11 классе может быть курсовой работой профильного предмета с защитой результатов.

В заключение нашего мастер класса, я предлагаю вам выразить свое мнение. Для этого у вас всех на столах лежат пустые карточки. На этих карточках напишите что вам понравилось, что вы узнали нового, чтобы хотели добавить или исправить.

А со своей стороны, я хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса.

© 2010-2022