• Преподавателю
  • Физика
  • Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ

Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ

           Современное общество предъявляет к выпускнику школы серьезные требования: самостоятельно мыслить, оперативно решать проблемы, привлекая для этого знания из различных наук, прогнозировать полученные результаты, свободно ориентироваться в обществе, быть коммуникабельным.            ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - один из наиболее эффективных инструментов развития абстрактного мышления, который  позволяет строить  уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления.     ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

Медведева Л.А., МАОУШ-И «Лицей-интернат №7 »

Современное общество предъявляет к выпускнику школы серьезные требования: самостоятельно мыслить, оперативно решать проблемы, привлекая для этого знания из различных наук, прогнозировать полученные результаты, свободно ориентироваться в обществе, быть коммуникабельным.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - один из наиболее эффективных инструментов развития абстрактного мышления, который позволяет строить уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления.

Некоторые основные функции и области применения ТРИЗ:

решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

прогнозирование развития технических систем;

развитие творческого воображения и мышления;

развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

Применение на уроках инструментария ТРИЗ позволяет заменить репродуктивный уровень деятельности учащихся на уроке частично - поисковым, творческим, пробуждает у учащихся интерес к предмету.

Познакомившись с таким интересным направлением в педагогике как ТРИЗ-педагогика, я попыталась использовать элементы ТРИЗ в своей педагогической деятельности. Есть много интересных приемов, которые я использую в работе с учащимися (игра «да-нетка», «метод маленьких человечков» и другие).

Прием «Лови ошибку» использую на разных этапах урока: проверка домашнего задания, закрепление нового материала.

Примеры работы с учащимися 9-11 профильных и специализированных классов:

При изучении таких тем, как «Влажность воздуха», «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение», удачным считаю использование приема «Практичность теории». Так, после изучения понятия «влажность», ребята, работая в группах, выясняли, где в Бердске учитывают влажность в промышленности, пищевой области, сфере культуры. После изучения темы «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение» учащиеся предоставили вниманию товарищей презентацию о применении ИК-излучения в ИК-обогревателях, ИК-сауне, использование УФ-излучения в медицине, для обеззараживания воды, правила посещения солярия, рассмотрели возможность применения этих видов излучений в нашем городе. Поступило предложение использовать УФ-излучение для улучшения качества воды в лицее.

Такого вида деятельность показывает учащимся тесную связь науки с практикой, тренирует мышление, помогает находить применение теоретическим знаниям в жизни.

В специализированных классах лицея провожу факультативные занятия по теории решения изобретательских задач, на которых учащиеся знакомятся с различными типами творческих задач, противоречиями и способами их разрешений. Мы рассмотрели технологические эффекты, используемые при решении изобретательских задачи и более подробно физические эффекты. На занятиях мы учимся решать открытые задачи, задачи с избытком и недостатком данных, задачи-ловушки, сами их создаем, используя различные приемы фантазирования.

Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

Знания, полученные учащимися, использую на уроках физики, организуя работу в группах.

Некоторые примеры.

В разделе «Электростатика» после изучения явления электризации учащиеся решили ряд изобретательских задач :

1)как ускорить технологический процесс покраски автомобиля;

2)усовершенствовать технологический процесс приготовления теста на хлебокомбинате;

3)придумать устройство для управления пылью, дымом.

4)познакомились с аэроионизатором воздуха (люстрой Чижевского).

Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

На занятиях проводятся виртуальные экскурсии, так, рассматривая явление электролиза, мы путешествовали по ООО «Гальваноштамп», говоря о рентгеновском излучении, посетили рентгеновский кабинет медсанчасти «Вега», аэропорт «Толмачево».

При изучении теплового расширения тел познакомились с эффектом памяти формы и предложили ряд применений данному явлению.

Такие задания ребята выполняют при изучении всех основных тем курса физики. Во многих случаях решение изобретательской задачи приводит к проектной деятельности учащегося. При этом ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.

Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

Важным является изучение темы «Дерево целей», где ребята знакомятся с методикой его построения. В процессе работы ребята учатся последовательности в действиях, учатся анализировать и прогнозировать ситуацию, осознают, что построение дерева целей позволяет на начальном этапе видеть весь перечень задач, а значит планировать необходимые ресурсы для их решения, а это важно при решении физических задач.

Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.Статья Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физике с использованием элементов ТРИЗ.

Систематическая работа в данном направлении: способствует развитию творческого мышления, позволяет учащимся осознать практическую ценность науки, повышает интерес к предмету, позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познава-тельной деятельности.

Применение элементов ТРИЗ помогут учащимся как в лучшей организации учебной, поисковой, исследовательской деятельности, так и в социальной жизни, научат не теряться, структурировать свою деятельность.

Результаты:

2012-2013год

1. Областной конкурс творческих проектов учащихся Новосибирской области «Проекты жизни» в рамках Международного форума «Интерра-2012». Лицей представляли:

учащаяся 11б класса Васючка Ксения с проектом «Определение качества молока», учащаяся 8б класса Лепехина Дарья с проектом «Охлаждающие смеси», дипломы участников.

2. Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап): 2 победителя, 8 призеров по физике.

3. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) : 1 победитель по физике

4.Лицейская научно-практическая конференция «Познаю мир»:

Камынина Алина, Мальчихина Анастасия , 11в, работа « Физические основы и условия безопасности дорожного движения» - 2 место.

5.Городская научно-практическая конференция «Учение с увлечением»: Камынина Алина, Мальчихина Анастасия, работа «Физические основы и условия безопасности дорожного движения» - 1 место.

6. Городской конкурс по физике «Великий сын России -М.В. Ломоносов» : команда лицея - 2 место.

7. Заочная VI Международная научно-практическая конференция «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность» г. Таганрог, публикация обобщающего урока с использованием элементов ТРИЗ по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение» 10 класс. Получен диплом участника конференции.

8. Всероссийская научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе», мастер-класс «Решение открытых задач (ТРИЗ) как средство развития творческого мышления обучающихся».



2013-2014 год

1.Новосибирская НПК «У истоков освоения космоса», аэрокосмический лицей:

Мироненко Константин, Пшеничный Павел,9б класс, работа «Ю.В. Кондратюк-пионер теоретической космонавтики» - диплом, благодарность.

2. Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап): 2 победителя, 7 призеров по физике.

3. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) 4 участника по физике

4.Лицейская научно-практическая конференция «Познаю мир»:

Смаглюк П., 7а, «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» 1 место,

Мироненко К., 9б, «Реактивное движение» 2 место,

Дубенко Д., 7а, «Влажность воздуха и её роль в жизни человека » 3 место.

5.Городская научно-практическая конференция «Учение с увлечением»:

Смаглюк П., 7а, «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» 2 место,

Мироненко К., 9б, «Реактивное движение» 3 место.

6. Областная дистанционная олимпиада по началам физики:

Воднева Катя, 7а - 1 место,

Данилова Саша , 7а - 1 место,

Рычкова Настя, 7а - 1 место.

7. Городской конкурс по физике «155 со дня рождения А.С. Попова», команда лицея заняла 1 место.

8. Дистанционная предметная олимпиада «Олимпус» по физике - 4 лауреата.

9. Научно-методическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения в российской школе» 3-5 июня 2014 , доклад «Факультатив по ТРИЗ как средство развития творческих способностей учащихся специализированных классов».

2014-2015год

1.Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) по физике :

7 класс: 14 участников, 1 победитель, 9 призеров,

8 класс: 11 участников,1 побед, 4 призера,

10 класс : 16 участников, 1 побед, 9 призеров.

2. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) по физике - 1 победитель, 1 призер.

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»,

Смаглюк Полина, 8б, 3 мест , диплом.

4. Всероссийский конкурс реферативных работ «Новый горизонт»

Мироненко Константин,10б, лауреат, диплом.

5.Международный конкурс по физике для учащихся старших классов нестоличных городов России , 1 заочный интернет- тур, Гаврилова Анастасия,10в, победитель, диплом

6. Международный конкурс по физике для учащихся старших классов нестоличных городов России, 2 заочный интернет- тур. Гаврилова Анастасия,10в, 61 балл из 100, грамота за хорошие результаты.

7. Всероссийская интернет-олимпиада школьников по физике Barsic, Гаврилова Анастасия,10в, призер 1 тура, прошла во второй тур.

8. Всероссийский педагогический практикум «Внедрение ФГОС в практику работы учителя» г. Анапа, доклад «Развитие творческих способностей учащихся специализированных классов при обучении физики с использованием элементов ТРИЗ», сертификат.


© 2010-2022