Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)



Мартынова Светлана Алексеевна

МБОУ «Средняя школа № 4 им. А.А.Леонова» города Гагарин Смоленской области

Учитель физики




Тема урока: «Применение закона Архимеда».

Класс: 7

Цель урока: рассмотреть проявление архимедовой силы в повседневной жизни, технике.

Задачи урока:

Познавательные: углубить и закрепить знания об архимедовой силе и условиях плавания тел; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы).

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие - позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.

Ведущие технологии: продуктивного чтения и проблемного диалога.

Оборудование: весы, пластмассовая бутылка 1,5л, сосуд с водой, с раствором соли, 2 яйца с разным временем хранения, модель человека из пробирки, насос

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

  2. Сформировать умение владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Технологическая карта урока:

Название этапа

Деятельность

учителя

ученика

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Здравствуйте, садитесь.

Настраиваются на урок

2. Актуализация учениками своих знаний.

Сегодня на уроке мы ещё раз убедимся, что Архимедом был открыт великий закон, а доказательством этому - применение данного закона в жизненных ситуациях и технике.

Для повторения знаний, полученных в ходе изучения Архимедовой силы, предлагаю вам следующее задание. У каждого из вас на столе лежит рассказ «Интересное утро», в котором допущены ошибки. Прочитав рассказ, вы должны будете их обнаружить и выписать в левый (первый) столбик листка.

На работу вам даётся 5 минут.



Время истекло. Отложите ваши листочки на край парты, мы к ним ещё вернёмся, но уже в конце урока.

Берут листочки с текстом и начинают работать

Интересное утро.

Проснувшись, я вспомнил, что договорился с Толей идти на речку смотреть, как ломается и тонет лёд. Солнце взошло, и вся комната была залита ярким светом, хотя ещё вчера было пасмурно. Взглянув на барометр, я отметил, что давление за ночь заметно упало.

В ванной комнате налил в таз воды и случайно уронил в неё кусок мыла. Мыло не утонуло и, поймав его на поверхности воды, умылся, а затем пошёл на кухню завтракать. Достав из холодильника стакан с молоком, размешал его, так как сливки были на дне, и выпил с вкусной булочкой.

Прибежав с Толиком на реку, увидели рыбаков. Один из них, наверное, поймав что-то, с трудом пытался вытащить улов на поверхность, и когда рыба показалась над водой, рыбак легко подтянул её к себе.

Довольные увиденным, мы побежали домой.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Совместное открытие знаний.



Поиск решения проблемы учениками.


- Когда мы говорим об архимедовой силе, то сразу вспоминаем условия плавания тел. Почему же многие живые организмы способны плавать в воде и под водой?

Сообщение об этом нам подготовил…




- Однако совершенно очевидно, что вес человеческого тела и вес вытесненной им воды, находятся в весьма хрупком равновесии, так что достаточно ничтожного пустяка, чтобы оно нарушилось в ту или иную сторону. Как вы думаете, у какого человека больше шансов спастись, если он упал в воду и не умеет плавать: у которого руки находятся в воде или у того, кто, высунув их, зовёт на помощь?

Вот давайте это и проверим на опыте.

Демонстрация опыта:

Пусть моделью человеческого тела будет стеклянная пробирка, пробка - голова человека, 2 пластмассовые палочки - руки. Если руки опустить, то голова находиться над водой, если поднять, то под водой. Кто объяснит наблюдаемое явление?


Необходимость преодолевать водные преграды, перевозить грузы уже в глубокой древности привели к изобретению человеком плавучих средств: плоты, лодки, теплоходы, корабли. О плавании надводных судов мы с вами говорили на прошлых уроках, но существуют суда, способные плавать под водой, т.е. подводные лодки. Когда же они были построены и каким образом происходит их погружение и всплытие?




Давайте рассчитаем, сколько полуторалитровых бутылок понадобиться для того, чтобы соорудить плот? Что нам для этого необходимо знать?

- Правильно. Взвешивание бутылки мы доверим …….

Средняя масса 7-классника 45кг.

Кто желает решить эту задачу?




Будучи внимательными хозяйками, можно на кухне обнаружить следующее явление:

Берём два куриных яйца и опускаем в воду. Яйца тонут. А теперь…… (опускаются в раствор соли; одно яйцо тонет, а другое всплывает) Что произошло? Кто может объяснить наблюдаемое явление и сделать вывод?

Учащиеся слушают рассказ своего одноклассника:

В настоящее время известно, что жизнь на Земле зародилась в водной среде. Это произошло около 4миллиардов лет тому назад. 400миллионов лет назад жизнь вышла из моря. 65 миллионов лет назад появились первые млекопитающие. Но вода и сейчас продолжает составлять значительную часть в живых организмах, причём как в морских животных, так и в млекопитающих, обитающих на суше, включая человека. Например, у десятидневного человеческого эмбриона содержание воды достигает 95%, у новорождённого - приблизительно 72%, а у взрослого человека - в среднем 60%.

Строение человека таково, что его плотность оказывается близкой к плотности воды. У многих людей она чуть меньше, особенно когда желудок пустой, а вода солёная. В таких случаях человек способен свободно находиться на поверхности воды, не боясь утонуть.


Ребята высказывают свои предположения


Учащиеся объясняют наблюдаемое явление и делают вывод:

- вскидывая руки вверх, рот и ноздри оказываются под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в лёгкие и ещё большее количество в желудок и всё тело становится тяжелее и этого оказывается достаточно, чтобы человек пошёл ко дну. Для людей не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция, причём голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались рот и нос. Приняв подобную позу, можно без всяких усилий держаться у поверхности воды.

Учащиеся слушают рассказ своего одноклассника:

Подводная лодка - это боевой военный корабль, предназначенный для нанесения скрытых торпедных ударов по кораблям и транспортам противника, а также ведения разведки. В отдельных случаях подводные лодки служат для подводной транспортировки ценных грузов.

Первая подводная лодка была построена в 1620г. в Англии. Её изобретателем был голландский учёный Корнелиус ван Дреббель. Много позже подводные лодки появились в России (1724), Франции (1801), в Германии (1850). К началу ХХ века почти все морские державы начали строить боевые подводные лодки.

Подводная лодка имеет стальной сигарообразной формы корпус, способный выдерживать давление воды на больших глубинах. Для погружения в воду в подводных лодках применяют специальные балластные цистерны, заполняемые водой. Всплытие достигается продуванием водяного балласта сжатым воздухом.

Механизм погружения и всплытия подводной лодки можно продемонстрировать на следующей модели.

(демонстрация опыта с пластиковой бутылкой и насосом))

Учащиеся говорят, какие величины необходимы для решения задачи:

- Масса бутылки

Измеряем массу бутылки, получается - 60г

- Объём бутылки (он известен и равен 1,5л)

Масса человека

Учащиеся в тетрадях, а один ученик на доске решают задачу:

Дано: СИ: Решение:

m1=60г 0,06кг На плот действует архимедова сила, направ-

m=45кг ленная вертикально вверх и силы тяжести

V1=1,5л 0,0015м3 человека и всех бутылок, направленные

ρ=1000кг/м3 вниз. Запишем условие плавания тел:

FA=mg+m1Ng

N-? ρgNV1= mg+m1Ng

ρNV1= m+m1N

ρNV1-m1N= m

Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)

Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)

Ответ: 32 пластиковые бутылки необходимо для создания плота, способного перевезти ребёнка.

Учащиеся выдвигают гипотезы и совместными усилиями приходят к следующему ответу:

яйца отличаются по времени хранения; у старого, а может уже с истекшим сроком годности плотность меньше плотности раствора соли в воде и оно всплывает; у свежего яйца - плотность больше и оно тонет.

4. Проверка индивидуального задания

Помните, с чего мы начали наш урок? С отыскания ошибок в тексте «Интересное утро». Возьмите листочки с края стола и теперь уже в правом столбце напишите допущенные ошибки. Может в ходе урока вы получили знания, которые позволили вам увидеть незамеченные ошибки. Кто желает прокомментировать данный текст?

Оцените свою работу. Учтите, что в тексте было 5 ошибок.

Учащиеся называют ошибки в тексте:

- лёд не тонет в воде;

- давление выросло;

- мыло тонет в воде;

- сливки на поверхности молока;

- улов в воде легче, чем вытащенный из воды.

Ученики выставляют себе оценку

5. Рефлексия,

домашнее задание

Наш урок подошёл к концу. Оцените свою деятельность на уроке с помощью приёма «Выбор», подчеркнув соответствующие вашему настроению слова

1. На уроке я работал активно, пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен

3. Урок показался мне коротким, длинным

4. За урок я не устал, устал

5. Мое настроение стало лучше, стало хуже

6. Материал урока для меня был понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Домашнее задание по выбору:

экспериментальное - определите плотность своего тела и сравните с плотностью чистой воды;

исследовательское - бросьте в стакан с водой шипучую таблетку; опишите её поведение в воде и объясните

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.



Записывают домашнее задание.

Литература:

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин.-15-е изд.,, стереотип. - М.:Дрофа, 2011.-192 с

2. Дидактические материалы А.Е Марон, Е. А. Марон

3. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина.

4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике - 6-7 класс. 1985.


© 2010-2022