Рабочая программа по физике 7 класс Перышкин ФГОС

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









































Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Разработана в соответствии: с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2010 .-79с.); с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. - 334с.)/

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

1 - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

2 - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

3 - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

4 - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

5 - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Школьный курс физики - системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)

При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:

Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет - ресурсах).

Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.

1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

6. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Методы и приемы личностно - ориентированного подхода:


  1. Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

  2. Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

  3. Нестандартные, исследовательские задания.

  4. Творческие задания.

  5. Изготовление презентаций.

  6. Проектная деятельность.



Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3

Взаимодействие тел

22

4

Давление твердых тел и жидкостей

22

5

Работа и мощность

13

6

Резерв

3

Итого:

70

Календарно-тематический план


№ п/п

Раздел

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

УДД

Освоение предметных знаний

план

факт

1

Введение (4ч).

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника.

Осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

Знать:

1 уровень: смысл понятия «вещество»,

2 уровень: что изучает физика, физические термины, физические величины,

3 уровень: учёных физиков и их открытия.

Уметь:

1 уровень: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.

2 уровень: измерять физические величины, находить погрешность измерений.

3 уровень: овладеть научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления. Убежденность в возможности познания природы.

2

Физические величины. Измерение физических величин.

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

4

Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

5

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч).

Строение вещества. Молекулы.

Строение вещества. Целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать.

Знать:

1 уровень смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).

2 уровень: диффузия, три состояния вещества.

3 уровень: различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Уметь:

1 уровень: описывать и объяснять физическое явление - диффузия.

2 уровень: осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе, развитие внимательности аккуратности.

3 уровень: анализировать свойства тел, освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

6

Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел».

7

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Взаимодействие частиц вещества.

9

Агрегатные состояния вещества.

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

10

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей.

11

Взаимодействие тел (22ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное и неравномерное движения.

формирование умений работы с физическими величинами

Знать:

1 уровень: явление инерции, физический закон, взаимодействие.

2 уровень: смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

3 уровень: самостоятельно находить дополнительный материал по теме.

Уметь:

1 уровень: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение.

2 уровень: использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы.

3 уровень: выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; выражать величины в СИ

приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

12

Скорость. Единицы скорости.

Скорость прямолинейного равномерного движения.

13

Скорость. Единицы скорости.

14

Расчёт пути и времени движения.

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

15

Расчёт пути и времени движения.

16

Инерция. Взаимодействие тел.

Неравномерное движение. Взаимодействие тел.

17

Масса тела. Единицы массы.

Знать:

1 уровень: определение массы, единицы массы.

2 уровень: физический смысл массы.

3 уровень: находить дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: воспроизвести или написать формулу.

2 уровень: из формулы массы находить другие параметры.

3 уровень: решать задачи на закон инерции.

18

Измерение массы тела на весах.

Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Методы измерения массы тела. Целеполагание, планирование пути достижения цели,

формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной лабораторной работе.

Уметь:

1 уровень: работать с приборами при нахождении массы тела.

2 уровень: осуществлять взаимный контроль.

3 уровень устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие внимательности аккуратности.

19

Плотность вещества.

Плотность вещества. Выяснение физического смысла плотности

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Знать:

1 уровень: определение плотности вещества, формулу.

2 уровень: физический смысл плотности.

3 уровень: находить дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: работать с физическими величинами, входящими в данную формулу.

2 уровень: формирование умения давать определение понятиям, анализировать свойства тел.

3 уровень: решать задачи с использованием нескольких формул.

20

Л/р № 4 «Измерение объёма тела».

Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

Измерение объёма и плотности тела

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Уметь:

1 уровень: работать с приборами (мензурка, весы).

2 уровень: осуществлять взаимный контроль.

3 уровень: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

21

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Методы расчёта объёма тела

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

22

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;

работать с приборами.

23

К/р № 1 «Взаимодействие тел».

Уметь: воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

24

Сила.

Сила. Деформация,

сила, модуль, направление, точка приложения

Ньютон

всемирное тяготение

сила тяжести.

Формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

Знать:

1 уровень: определение силы, единицы её измерения и обозначения.

2 уровень: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

3 уровень: понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения. Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.

Уметь:

формировать умения, выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

25

Явление тяготения. Сила тяжести.

Знать:

1 уровень: определение силы тяжести.

2 уровень: правило сложения сил, действующих по одной прямой.

3 уровень: находить дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: решить задачу, схематически изобразить точку её приложения к телу.

2 уровень: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

3 уровень: формирование ценностных отношений к результатам обучения

26

Сила упругости. Закон Гука.

Сила тяжести

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

Сила упругости

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Знать:

1 уровень: определение силы упругости.

2 уровень: формулу Гука.

3 уровень: находить дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: схематически изобразить точку её приложения к телу.

2 уровень: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

3 уровень: решить нестандартные задачи на закон Гука.

27

Вес тела.

Уметь: воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

28

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

Формирование умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

29

Динамометр.

Методы измерения силы.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Уметь:

1 уровень: работать с физическими приборами.

2 уровень: градирование шкалы прибора.

3 уровень: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

30

Л/р № 6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром».

Уметь:

1 уровень: схематически изобразить точку её приложения к телу.

2 уровень: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

3 уровень: решить нестандартные задачи на закон Гука.

31

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Правило сложения двух сил.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Уметь:

1 уровень: составлять схемы вектора сил, действующих на тело.

2 уровень: пользоваться методами научного исследования явлений природы. 3 уровень: проводить наблюдения.

32

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Сила трения.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Знать:

1 уровень: определение силы трения.

2 уровень: формулу на нахождение силы трения.

3 уровень: дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: привести примеры.

2 уровень: формировать умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3 уровень: ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

33

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч.)

Давление. Единицы давления.

Давление.

давление

сила давления

площадь поверхности

Блез Паскаль

паскаль

пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Давление и плотность газа.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Знать:

1 уровень: определение физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.

2 уровень: формулы для нахождения физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.

3 уровень: связь между этими формулами.

Уметь:

1 уровень: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

2 уровень: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.

умение отличать явление от физической величины, давление от силы.

3 уровень: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю;

отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

34

Способы уменьшения и увеличения давления.

35

Давление газа

36

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Давление.

столб жидкости

уровень

глубина

Закон Паскаля.

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Знать:

1 уровень: физический смысл закона Паскаля.

2 уровень: объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений.

3 уровень: две формулы для расчета давления.

Уметь:

1 уровень: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ.

2 уровень: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

3 уровень: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники.

убежденность в возможности познания

природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и

технологий для дальнейшего развития

человеческого общества.

37

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38

Сообщающиеся сосуды.

Сообщающиеся сосуды.

поверхность однородной жидкости

фонтаны

шлюзы

водопровод

сифон под раковиной

Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Атмосферное давление.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Методы измерения атмосферного давления.

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

41

Барометр-анероид.

Методы измерения атмосферного давления.

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Уметь:

1 уровень: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления.

2 уровень: приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин

3 уровень: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий; применение теоретических положений и законов.

42

Атмосферное давление на различных высотах.

43

Манометры.

44

Поршневой жидкостный насос.

Давление. Закон Паскаля.

применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

45

Гидравлический пресс.

46

К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Закон Архимеда.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни.

48

Архимедова сила.

Знать:

1 уровень: физический смысл закона Архимеда.

2 уровень: объяснение передачи давления в жидкостях и газах.

3 уровень: решение задач на закон Архимеда.

Уметь:

1 уровень: использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ;

2 уровень: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

3 уровень: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

49

Архимедова сила.

50

Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

51

Плавание тел.

52

Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

53

Плавание судов. Воздухоплавание.

54

К/р № 3 «Архимедова сила».

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

55

Работа и мощность (13 ч.)

Механическая работа. Единицы работы

Работа.

механическая работа

джоуль

мощность

ватт

Знать:

1 уровень: определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

2 уровень: знать формулу работы.

3 уровень: дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: воспринимать, перерабатывать и

предъявлять информацию в словесной,

образной, символической формах.

2 уровень: решать задачи на нахождение

работы.

3 уровень: решать нестандартные задачи.

56

Мощность. Единицы мощности.

Мощность.

рычаг - блок, ворот

наклонная плоскость - клин, винт.

формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Знать:

1 уровень: определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

2 уровень: знать формулу работы.

3 уровень: дополнительный материал. Уметь:

1 уровень: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

2 уровень: решать задачи на нахождение мощности.

3 уровень: решать нестандартные задачи

57

Мощность. Единицы мощности

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Простые механизмы.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.

Знать:

1 уровень: устройство рычага.

2 уровень: закон равновесия рычага.

3 уровень: применение рычага.

Уметь:

1 уровень: изображать рычаг.

2 уровень: на практике применять закон равновесия рычага.

3 уровень: решать нестандартные задачи.

59

Момент силы.

Знать:

1 уровень: правило момента сил.

2 уровень: формулу момента сил.

3 уровень: дополнительный материал.

60

Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага».

Уметь:

1 уровень: изобразить на рисунке расположение сил.

2 уровень: найти момент силы.

3 уровень: решать нестандартные задачи

61

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Простые механизмы.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг.

Уметь:

1 уровень: проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов.

2 уровень: работать с физическими приборами.

3 уровень: делать выводы.

62

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.

Знать:

1 уровень: «Золотое правило» механики.

2 уровень: объяснять на примерах.

3 уровень: дополнительный материал.

63

Коэффициент полезного действия механизма

КПД простого механизма

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

Знать:

1 уровень: определение КПД механизмов.

2 уровень: формулу КПД механизмов.

3 уровень: дополнительный материал.

Уметь:

1 уровень: определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

2 уровень: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

3 уровень: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

64

Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Энергия.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

Знать:

1 уровень: определение физической величины - энергия; единицы измерения энергии.

2 уровень: виды энергии и определение различных видов энергии.

3 уровень: формулы энергий.

66

Превращение одного вида механической энергии в другой

Знать:

1 уровень: определение физической величины - энергия; единицы измерения энергии.

2 уровень: виды энергии и определение различных видов энергии.

3 уровень: формулы энергий.

Знать:

1 уровень: смысл закона сохранения энергии.

2 уровень: приводить примеры механической энергии и её превращения.

3 уровень: дополнительный материал.

67

К/р № 4 «Работа и мощность. Энергия».

Работа и мощность. Энергия

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Знать:

1 уровень: формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

2 уровень: как находить второстепенные члены уравнений.

3 уровень: как решать нестандартные задачи.

68 - 70

Резерв


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение» (4 час.)

- иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

- уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.)

- иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

по теме «Взаимодействие тел» (22 час.)

- знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

- знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

- уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 часа)

- знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность» (13 час.)

- знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

- знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.







Список литературы

Основные источники:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл. сост В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010. -334с.

  2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . М.: Дрофа. 2011

  3. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2009. - 192с.

  4. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон.- М.: Дрофа, 2011.- 123с.

  5. Куперштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс. СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2009. 64с.







Лист внесенных изменений

п/п

Тема

Изменение

Причины





























6


© 2010-2022