Рабочая программа по физике (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №133»

Московского района г.Казани

Гиззатуллиной Лейсан Рашитовны


Физика (2 часа в неделю)

8а класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

школы протокол №___ от

«___» августа 20___г.

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике(базовый уровень) с учетом авторской программы по физике, основная школа 7-9 классы авторов Е.М.Гутник, А.В. Перышкин: «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. М.: Просвещение, 2007, 44 с.

.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекса:

  • Перышкин А.В. Физика 8 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010г.-191с. ISBN 978-5-358-07980-9

  • Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы; пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 26 -е изд. -М. : Просвещение, 2010. -240 с. : ил ISBN 978-5-09-028822-4 .

Рабочая программа по физике для 8 классов, рассчитан на 70 часов(2 ч. в неделю), из них

контрольных работ - 6 часов,

лабораторные работы - 11 часов.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Распределение учебных часов по разделам и темам данной программы отличается от распределения часов представленных в авторской программе А.В.Перышкина.

  • При составлении программы, уменьшено количество часов на изучение тем «Тепловые явления» (1 час), «Электомагнитные явления»(2часа), для увеличения количества часов на «коррекцию» знаний по изучаемым темам, что способствует более глубокому пониманию, систематизации и обобщению знаний по основным вопросам курса

  • Введена дополнительная лабораторные работы для усиления практической направленности №1 «Ис­следование измене­ния со временем тем­пературы остываю­щей воды»

  • фронтальные лабораторные работы «Изучение законов отражения», «Наблюдение явления преломления света», рассматриваются как демонстрационный эксперимент в связи с отсутствием лабораторного оборудования в учебном заведении.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строение вещества и механическом явлении, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств; для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение предмета «Физика - 8» способствует решению следующих задач:

    • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и повседневной жизни;

    • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического характера физических явлений и законов;

    • развитие мышления, творческих способностей учащихся, осознанных мотивов обучения, самостоятельности в приобретении и применении знаний;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, умений использовать приобретенные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование у школьников общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций в учебной деятельности, отраженных в образовательном стандарте базового уровня

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. При проведении уроков используются (беседы, практикумы, работа в группах, парах, соревнования, интерактивные уроки …).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Итоговый контроль проводится в форме кратковременных тестовых тематических заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Распределение учебных часов по разделам и темам данной программы отличается от распределения часов представленных в авторской программе А.В.Перышкина

  1. Тепловые явления  25 часа;

  2. Электрические явления  26 часов;

  3. Электромагнитные явления  6 часов;

  4. Световые явления  8 часов;

  5. Резерв времени -5 часа.

Резервные часы использованы:

  • для усиления практической направленности обучения, через выполнение лабораторных работ, рекомендуемых примерной программой среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень);

  • для отработки и развития предметных и общеучебных умений и навыков, направленных на объяснение физических явлений, наблюдений и опытов, понимания физического смысла явлений и законов введены уроки решения расчётных и качественных задач.

  • Резерв времени в 1час может быть использован для проведения нестандартных форм урока.

.

Требования к уровню достижение обучающихся.

Тепловые явления знать и понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, ко­личество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, фокусное

расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энер­гии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической

цепи, Джоуля-Ленца;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденса­цию, кипение, плавление, кристаллизацию;

  • использовать физические приборы и измерительные инст­рументы для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: тем­пературы остывающего тела от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Меж­дународной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов',

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естествен­нонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
    текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз дан­ных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и струк­турных схем);

Электро-магнитные явления знать и понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон

  • смысл физических величин: электрический за­ряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопро­тивление, работа и мощность электрического тока,

  • смысл физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию

  • использовать физические приборы и измерительные инст­рументы для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электричес­кого тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участ­ке цепи; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Меж­дународной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов',

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естествен­нонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
    текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз дан­ных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах(словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и струк­турных схем);

Световые явления знать и понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон

  • смысл физических величин: фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст­рументы для измерения физических величин: угла отражения, угла падения, угла преломления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла паде­ния света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Меж­дународной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов',

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естествен­нонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
    текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз дан­ных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах
    (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и струк­турных схем)

Учебно-тематический план.



Тема


Количество

часов

В том числе на:

Лабораторные,

практические работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

25

3

2

2

Электрические явления

26

5

1(К.К.)

1

3

Электромагнитные явления.

6

2

1(К.К)

4

Световые явления.

8

1

1

5

Резерв времени

5



Итого:

70

70

11

6

Содержание тем учебного курса.

Тепловые явления (25 часа)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины


Лабораторные опыты.

  1. Изучение явления теплообмена.

  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

  3. Измерение влажности воздуха.

Лабораторные работы.

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества.




Электрические и магнитные явления (32 часов)

Электрические явления (26 часов)Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Опыт Эрстеда. Электромагнитные явления(6 часов)Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.

Лабораторные опыты.

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током, действия магнитного поля на проводник с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Лабораторные работы.

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  2. Регулировка силы тока реостатом.

  3. Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

  4. Измерение работы и мощности электрического тока.

  5. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  6. Изучение принципа действия электродвигателя.


Световые явления. (8 час)

Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Лабораторные опыты.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Лабораторные работы.

  1. Получение изображений с помощью собирающей линзы.





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (2 часа в неделю)



Тема урока



Количество часов

Тип урока



Элементы содержания



Требования к уровню

подготовки



Вид

контроля,

измерители

Элемен­ты допол-нительного содер­ жа­ния

До­маш­нее зада­ние

Дата про­ведения








План

Факт


РАЗДЕЛ 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов)

1

Тепловое движение. Температура

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Тепловое движение. Температура

Знать понятия:

тепловое движение, темпе­ратура

Фронталь­ная провер­ка, устные ответы

§1

учеб­ника, вопро­сы

2

Внутренняя энергия

1

Комбини­рованный урок

Внутренняя энергия

Знать понятия: внутренняя энергия

Фронталь­ная провер­ка, устные ответы

§2,

вопро­сы

3

Способы изменения внутренней энергии

1

Комбини­рованный урок

Способы изменения внутренней энергии

Знать способы изменения внутренней энергии

Фронталь­ная провер­ка, устные ответы

§3,

вопро­сы

4

Теплопроводность

1

Комбини­рованный урок

Теплопроводность

Знать понятие «теплопроводность»

Тест

§4вопросы

5

Конвекция

1

Комбини­рованный урок (беседа)

Конвекция.

Знать понятие «конвекция»

Приводить примеры

§5

6

Излучение

1

Комбини­рованный урок (беседа)

Излучение

Знать понятия: излучение

Приводить примеры

§6

7

Особенности различ­ных способов тепло­передачи. Примеры теплопередачи в при­роде и технике

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Особенности различ­ных способов тепло­передачи. Примеры теплопередачи в при­роде и технике

Рабочая программа по физике (8 класс)Знать:

- особенности различных спо­со-
бов теплопередачи;

- примеры теплопередачи в
природе и технике

Физический диктант

Повто­рить §3-6

8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лаборатор­ная работа №1 «Ис­следование измене­ния со временем тем­пературы остываю­щей воды»

1

Урок-практикум

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Исследова­ние изменения со временем температу­ры остывающей воды

Знать определение «количе­ство теплоты», единицы из­мерения, формулу

Лаборатор­ная работа №1 «Иссле­дование из­менения со временем температуры остывающей воды»

§7

9

Удельная теплоемкость

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Удельная теплоем­кость

Знать определение теплоем­кости, физический смысл

Работа с таблицами, справочным материалом

§8

10

Расчет количества теплоты,необходимо­го для нагревания те­ла или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение коли­честв теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Урок-практикум

Расчет количества теплоты, необходимо­го для нагревания те­ла или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение коли­честв теплоты при смешивании воды разной температуры»

Знать расчет количества теп­лоты, необходимого для на­гревания тела или выделяе­мого им при охлаждении. Уметь решать задачи на ко­личество теплоты

Самостоя­тельная ра­бота с обо­рудованием. Лаборатор­ная работа

§9

11

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемко­сти твердого тела»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемко­сти твердого тела»

Знать расчет удельной тепло­емкости твердых тел. Уметь решать задачи на удельную теплоемкость

Самостоя­тельная ра­бота с обо­рудованием. Лаборатор­ная работа

Повто­рить §8,9

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Знать понятия:

энергия топлива, удельная

теплота сгорания

Работа с таблицами, справочным материалом

§10

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и теп­ловых процессах

1

Комбини­рованный урок (беседа)

Закон сохранения и превращения энергии в механических и теп­ловых процессах

Знать закон сохранения и превращения энергии в меха­нических и тепловых процес­сах, приводить примеры

Физический диктант

§11

14

Контрольная работа №1 по теме «Тепло­вые явления»

1

Урок оце­нивания знаний

Тепловые явления

Уметь решать задачи по теме «Тепловые явления»

Контрольная работа


15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кри­сталлических тел. График плавления и отвердевания

1

Урок изу-чения но­вого мате­риала

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кри­сталлических тел. График плавления и отвердевания

Знать понятия: агрегатные состояния веще­ства. Плавление и отвердева­ние кристаллических тел. График плавления и отверде­вания

Работа с графиками

§12- 14

16

Удельная теплота

плавления

1

Урок изу-

чения но­вого мате­риала

Удельная теплота

плавления

Знать понятия: удельная теп-

лота плавления

Работа с

таблицами,

справочным

материалом

§15

17

Решение задач. Кон-

трольная работа №2

по теме «Нагревание и плавление кристал­лических тел» (20 ми­нут)

1

Урок оце-

нивания

знании по теме

Решение задач. Наг-

ревание и плавление

кристаллических тел

Уметь решать задачи по теме

«Нагревание и плавление

кристаллических тел»

Решение

задач. Кон-

трольная работа

Л.

№1074

1078

18

Испарение. Поглоще-

ние энергии при испа-

рении жидкости и вы­деление ее при кон­денсации пара

1

Комбини-

рованный

урок

Испарение. Поглоще-

ние энергии при испа-

рении жидкости и вы­деление ее при кон­денсации пара

Знать понятие

«испарение», объяснять про-

цесс поглощения энергии при испарении жидкости и выде­ления ее при конденсации пара

Фронталь-

ная провер-

ка, устные ответы

§16,

17


19

Кипение. Удельная

теплота парообразо-

вания и конденсации

1

Комбини-

рованный

урок

Кипение. Удельная

теплота парообразо-

вания и конденсации

Знать понятие «кипение».

Объяснять процесс парообра-

зования и конденсации

Фронталь-

ная провер-

ка, устные ответы

§18.

Л.

1096-1112


20

Кипение, парообразо-

вание и конденсация

1

Урок оце-

нивания знаний по теме

Кипение, парообразо-

вание и конденсация

Контрольная работа №3 по

теме «Кипение, парообразо­вание и конденсация»

Решение

задач, тес­тирование


21

Влажность воздуха.

Способы определения

влажности воздуха

1

Комбини-

рованный

урок

Влажность воздуха.

Способы определения

влажности воздуха

Знать понятие «влажность

воздуха».

Уметь работать с психромет­ром и гигрометром

Фронталь-

ная провер-

ка, устные ответы

§19


22

Работа газа и пара

при расширении.

Двигатель внутренне­го сгорания

1

Комбини-

рованный

урок

Работа газа и пара

при расширении.

Двигатель внутренне­го сгорания

Знать устройство и принцип

действия двигателя внутрен-

него сгорания

Фронталь-

ная провер-

ка, устные ответы

§21


23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

Знать устройство и принцип действия паровой турбины

Мини-конферен­ция

§23, 24

24

Кипение, парообразо­вание и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении

1

Урок обобще­ния и сис­тематиза­ции знаний

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа газа и пара при расширении

Разбор и анализ ключевых задач

Решение задач

Л.

1126-

1146

25

Контрольная работа №3 по теме «Измене­ние агрегатных со­стояний вещества»

1

Урок оце­нивания знаний по теме

Изменение агрегат­ных состояний веще­ства

Знать формулы и уметь их применять при решении задач по теме

Контрольная

работа №4

по теме

«Изменение

агрегатных

состояний

вещества»



РАЗДЕЛ II. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов)

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие за­ряженных тел. Два рода зарядов

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие за­ряженных тел. Два рода зарядов

Знать понятие «электризация тел при соприкосновении». Объяснять взаимодействие заряженных тел

Тестирова­ние

§25-26

27

Электроскоп. Провод­ники и диэлектрики

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Электроскоп. Провод­ники и диэлектрики

Знать принцип действия и назначение электроскопа. Уметь находить в периодиче­ской системе элементов Мен­делеева проводники и ди­электрики

Физический диктант

§27

28

Электрическое поле

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Электрическое поле

Знать понятие «электрическое поле», его графическое изо­бражение

Физический диктант

§28

29

Делимость электри­ческого заряда. Строение атомов

1

Комбини­рованный урок

Делимость электри­ческого заряда. Строение атомов

Знать закон сохранения элек­трического заряда, строение атомов

Самостоя­тельная ра­бота (20 ми­нут). Со­ставление схем атомов различных элементов

§29

30

Объяснение электри-

ческих явлении

1

Урок изу-

чения но­вого мате­риала

Объяснение электри-

ческих явлении

Уметь объяснять электриче-

ские явления и их свойства

Фронталь-

ный опрос

§31

31

Электрический ток.

Источники электриче-

ского тока. Контроль-

ная работа №4 по те­ме «Электризация тел. Строение ато­мов»

1

Урок оце-

нивания

знании по

теме

Электрический ток.

Источники электриче-

ского тока. Электри-

зация тел. Строение атомов

Знать:

- понятия: электрический ток,

источники электрического тока,

условия возникновения электрического тока

Контрольная

работа №4

по теме

«Электриза­ция тел. Строение атомов» (20 минут)

§32

32

Электрическая цепь и

её составные части

1

Комбини-

рованный урок

Электрическая цепь и

ее составные части

Знать понятие «электрическая

цепь», называть элементы цепи

Физический

диктант

§33

33

Электрический ток в

металлах. Действие электрического тока. Направление тока

1

Комбини-

рованный урок

Электрический ток в

металлах. Действие электрического тока. Направление тока

Знать понятие «электрический

ток в металлах». Уметь объяснить действие электрического тока и его на­правление

Физический

диктант

§34,

36

34

Сила тока. Единицы силы тока

1

Комбини­рованный урок

Сила тока. Единицы силы тока

Знать понятие «сила тока», обозначение физической ве­личины, единицы измерения

Тест

§37

35

Амперметр. Измере-

ние силы тока. Лабо­раторная работа №4 «Сборка электриче­ской цепи и измере­ние силы тока в её различных участках»

1

Урок-

практикум

Амперметр. Измере-

ние силы тока. Сборка электрической цепи и измерение си­лы тока в её различ­ных участках

Знать устройство ампермет-

ра, обозначение его в элек­трических цепях; уметь рабо­тать с ним

Оформле-

ние работы, вывод. Со­ставление электриче­ских цепей

§38

36

Электрическое на-

пряжение. Единицы

напряжения. Вольт­метр. Измерение на­пряжения

1

Комбини-

рованный

урок

Электрическое на-

пряжение. Единицы

напряжения. Вольт­метр. Измерение напряжения

Знать понятие напряжения,

единицы его измерения, обо-

значение физической величи­ны, устройство вольтметра, обозначение его в электриче­ских цепях.

Уметь работать с вольтмет­ром

Практиче-

ская работа

с прибора­ми. Состав­ление элек­трических цепей

§39

37

Электрическое сопро­тивление проводни­ков. Единицы сопро­тивления. Лаборатор­ная работа №5 «Из­мерение напряжения на различных участ­ках электрической цепи»

1

Урок-практикум

Электрическое сопро­тивление проводни­ков. Единицы сопро­тивления

Знать понятие сопротивления, обозначение физической ве­личины, единицы измерения, обозначение его в электриче­ских цепях

Оформле­ние работы, вывод. Со­ставление электриче­ских цепей

§43

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участ­ка цепи

1

Комбини­рованный урок

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участ­ка цепи

Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл

Самостоя­тельная работа (20 минут)

§42-44

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротив­ление

1

Урок за­крепления знаний

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротив­ление

Уметь производить расчет сопротивления проводников, используя формулу закона Ома, находить удельное со­противление по таблицам

Решение задач

§42-44

40

Реостаты. Лаборатор­ная работа №6 «Ре­гулирование силы то­ка реостатом»

1

Урок-практикум

Реостаты. Регулиро­вание силы тока рео­статом

Знать устройство и принцип действия реостата, обозначе­ние его в электрических цепях

Оформле­ние работы, вывод

§45

41

Лабораторная работа №7 «Определение сопротивления про­водника при помощи амперметра и вольт­метра»

1

Урок-практикум

Закон Ома для участ­ка цепи

Умение измерять и находить по показаниям приборов зна­чение физических величин, входящих в формулу закона Ома

Оформле­ние работы, вывод

§46-47

42

Последовательное соединение провод­ников

1

Комбини­рованный урок

Последовательное соединение провод­ников

Уметь рассчитывать силу то­ка, напряжение и сопротивле­ние цепи при последователь­ном соединении проводников

Решение задач

§48

43

Параллельное соеди­нение проводников

1

Комбини­рованный урок

Параллельное соеди­нение проводников

Уметь рассчитывать силу то­ка, напряжение и сопротивле­ние цепи при параллельном соединении проводников

Решение задач

§49

44

Закон Ома для участ-

ка цепи

1

Урок за-

крепления знаний

Закон Ома (соедине-

ние проводников)

Уметь решать задачи

Разбор клю-

чевых задач по теме «Электриче­ский ток»

Л. №

1337-1358

45

Работа электрическо-

го тока. Кратковре­менная контрольная работа №6 по теме «Электрический ток. Соединение провод­ников»

1

Урок оце-

нивания знаний по теме

Работа электрическо-

го тока

Уметь объяснять работу элек-

трического тока. Знать фор­мулы по теме

Мини-

контрольная работа №5 по теме «Электриче­ский ток. Соединение проводни­ков»

§50

46

Мощность электриче­ского тока

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Мощность электриче­ского тока

Знать понятия: мощность электрического тока, обозна­чение физической величины, единицы измерения

Тест

§51

47

Лабораторная работа

№8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

Урок-

практикум

Измерение мощности

и работы тока в элек­трической лампе

Уметь снимать показания

приборов и вычислять работу и мощность

Оформле-

ние работы, вывод


48

Нагревание провод­ников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

Комбини­рованный урок

Закон Джоуля-Ленца

Знать и объяснять физиче­ский смысл закона Джоуля-Ленца

Тест

§53

49

Лампа накаливания.

Электрические

нагревательные

приборы

1

Урок изу-

чения но­вого мате­риала

Электрические нагре-

вательные приборы

Знать устройство и объяснять

работу электрических прибо­ров

Фронталь-

ный опрос

§54

50

Короткое замыкание.

Предохранители

1

Комбини-

рованный урок

Короткое замыкание.

Предохранители

Знать принцип нагревания

проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Тестирова-

ние

§55

51

Повторение материа-

ла темы «Электриче­ские явления»

1

Урок

обобще­ния и сис­тематиза­ции знаний

Электрические явле-

ния

Знать понятия темы. Уметь

решать задачи

Решение

задач

Пов-

торе­ние §37-55

52

Контрольная работа №6 по теме «Элек­трические явления»

1

Урок оце-

нивания знаний по теме

Электрические явле­ния

Уметь решать задачи по теме «Электрические явления»

Тест


53

Магнитное поле. Маг­нитное поле прямого тока. Магнитные ли­нии

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Магнитное поле. Маг­нитное поле прямого тока. Магнитные ли­нии

Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл.

Объяснять графическое изо­бражение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий

Фронталь­ный опрос

§56-57

54

Магнитное поле ка­тушки с током. Электромагниты. Ла­бораторная работа №9 «Сборка электро­магнита и испытание его действия»

1

Комбини- рованный урок

Магнитное поле ка­тушки с током. Элек­тромагниты

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформле­ние работы, вывод

§58

55

Применение электро­магнитов

1

Комбини рованный урок

Применение электро­магнитов

Знать устройство и примене­ние электромагнитов

Фронталь­ный опрос

§58

56

Постоянные магниты. Магнитное поле по­стоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Магнитное поле Зем­ли

Знать понятие магнитного по­ля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние

Физический диктант

§59, 60

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

Знать устройство электриче­ского двигателя. Уметь объ­яснить действие магнитного поля на проводник с током

Мини-эксперимент

§61

58

Лабораторная работа №10 «Изучение элек­трического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

Урок-

практикум

Изучение электриче­ского двигателя по­стоянного тока (на модели)

Объяснять устройство двига­теля постоянного тока на мо­дели

Оформле­ние работы, вывод

§59, 60

59

Устройство электро­измерительных приборов. Кратковре­менная контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления»

1

Урок оце-

нивания знаний по теме

Устройство электро­измерительных приборов

Знать устройство электроиз­мерительных приборов. Уметь объяснить их работу

Мини-контрольная работа №7

§54

60

Источники света. Распространение света

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала Лекция с элементами беседы

Источники света. Распространение света

Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика»

Составление таблицы

§ 62, рисунки

61

Отражение света. Законы отражения света

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала Беседа

Отражение света. Законы отражения света

Уметь строить область тени и полутени. Знать/понимать смысл закона прямолинейного распространения света

Фронтальный опрос

§ 63

62

Плоское зеркало

1

Урок изу­чения но­вого мате­риала Беседа, лаборатор-ный опыт

Плоское зеркало

Знать/понимать смысл закона отражения света, определять расположение и вид изображе-ния в плоском зеркале, уметь строить отраженный луч;

Фронтальный опрос

§ 64

63

Преломление света

1

Лекция с

элементами беседы, лабораторный опыт

Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч

Тест. Построение изображения в плоском зеркале

65

64

Линзы. Оптическая сила линзы

1

Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы

Линзы. Оптическая сила линзы

Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые изображения

Работа со схемами и рисунками

66, рисунки,

правила

построения

свето-вых

лучей

65

Изображения, даваемые линзой Исследовательская работа

1

Урок изучения нового материала

Изображения, даваемые линзой

Знать/понимать взаимосвязь между рас положением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением

Построение изображения с помощью линзы

§67, рисунки

правила

построения

свето-вых

лучей

66

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы» Лабораторная поисковая работа

1

Урок - практикум

Изображения, даваемые линзой

Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы. Уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы

Оформление работы «Получение изображения при помощи линзы» тестирование

Повто-рить§ 62-67

67

Контрольная работа по теме №8 «Световые явления»

1

Урок оценивания знаний по теме

Индивидуальная работа

Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Геометрическая оптика

Контрольная работа по теме « Световые явления»


68

Повторение

1

Урок оценивания знаний по теме

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для решения задач

Подготовить-ся к конт-рольной работе


69

Итоговая контрольная работа

1

Урок оценивания знаний по теме

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для решения задач


70

Итоговый урок

1





Критерии и нормы оценивания.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.









Перечень литературы и средств обучения

УМК для обучающихся

Перышкин А.В. Физика 8 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010г.-191с. ISBN 978-5-358-07980-9 .

Сборник задач по физике.7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 26-е изд. - м.: Просвещение,2012. - 240с. : ил. - ISBN 978-5-09-028822-4

Литература для учителя

Перышкин А.В. Физика 8 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010г.-191с. ISBN 978-5-358-07980-9 .

При изучении тем учителем используются дополнительные материалы.

Сборник задач по физике.7 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 26-е изд. - м.: Просвещение,2012. - 240с. : ил. - ISBN 978-5-09-028822-4

Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. - 2-е изд.,перераб.идоп.-М.: Просвещение, 1987.- 192с.: ил.

Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидакт. Материал Пособие для учителя. -2-е изд.,перераб. - М.: Просвещение,1986- 208с., ил.

Контрольные работы по физике:7,8,9кл.: кн. для учителя/А.Е.Марон, Е.А. Морон. - 7-е изд. - М.: Просвещение,2007. - 79с.:ил. - ISBN 978-5-09-018031-3


© 2010-2022