Рабочая программа по физике в 7 классе. Автор - Генденштейн Л. Э

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Балтика»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан




«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

_________ / М.В.Цельман/

«__» _______ 2015 г.

Утверждено

директором школы.

Приказ № __

_________ / И.Г.Бармута/

«__» _______ 2015 г.

«Согласовано»

Руководитель РМО:

_________ / Л.В.Силантьева/

«__» _______ 2015 г.




Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 7 класса








Составитель: учитель физики и информатики

Клещева Наталья Леонидовна









2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституция РФ ст. 43,

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в соответствии с изменениями);

  5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Программы развития образования РБ на 2012-2017 гг. от 30.12.2008 г.

  10. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 824 от 06 мая 2014 г.);

  11. Программы: Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год - М.: МЦ ВОУО ДО, 2012.

  12. Учебного плана МБОУ «СОШ с. Балтика»

Приказ № __ от «__» _______ 2015 г.

  1. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ с. Балтика»

Приказ № 32/1 от «30» мая 2014 г.

Программа ориентирована на обучающихся 7 класса (*) и соответствует учебнику: Физика. 7 класс. В 2 ч., Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, М., Мнемозина, 2014 г.

(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложением материала с учетом их особенностей.

Цели и задачи:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;

- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научно­го познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане ОУ.

Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе.

Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ «СОШ с. Балтика» МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В соответствие с календарным учебным планом на 2015-2016 учебный год, в общем объеме 68 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

- правильного использования физической терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик должен:

Знать/уметь

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

• смысл физических законов: Ньютона, Паскаля, Архимеда.

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях

• решать задачи на применение изученных физических законов

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов

Содержание учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы (6 ч.)

Что изучает физика. Физические величины.

Строение вещества (5 ч.)

Молекулы. Диффузия. Три состояния вещества

Движение и взаимодействие тел (22ч.)

Механическое движение Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения Инерция Масса тела. Единицы массы Плотность вещества Сила. Явление тяготения. Связь м/д силой тяжести и массой тела Сила упругости. Вес тела Сила - векторная величина. Сложение сил Сила трения

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (16 ч.)

Давление. Единицы давления Давление газа. Закон Паскаля Давление в жидкости и газе Сообщающиеся сосуды Вес воздуха Измерение атмосферного давления Атмосферное давление. Манометры Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс Действие жидкости на погруженное тело Архимедова сила Плавание тел Плавание судов Воздухоплавание

Работа и энергия (17 ч.)

Механическая работа. Мощность Простые механизмы. Рычаг Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Подведение итогов учебного года (2 ч.)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Критерии оценивания знаний обучающихся:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса.

Учебник - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. 2014 г. 68 часов.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Физика и физические методы изучения природы (6 ч; л.р.-3; к.р.-1)

6

1

Физика - наука о природе.

1

02.09.15

2

Наблюдения и опыты. Научный метод.

1

05.09.15

3

Физические величины и их измерение. ЛР №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

1

08.09.15

4

ЛР №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».

1

12.09.15

5

ЛР № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

1

15.09.15

6

КР №1 по теме «Физика и физические методы изучения природы».

1

19.09.15

Строение вещества (5 ч; л.р. - 0; к.р. - 1)

5

7

Атомы и молекулы

1

22.09.15

8

Движение молекул

1

26.09.15

9

Взаимодействие молекул

1

29.09.15

10

Три состояния вещества

1

03.10.15

11

КР №2 по теме «Строение вещества».

1

06.10.15

Движение и взаимодействие тел (22 ч; л.р. - 5; к.р. - 2)

22

12

Механическое движение

1

10.10.15

13

Прямолинейное равномерное движение

1

13.10.15

14

Графики прямолинейного равномерного движения

1

17.10.15

15

Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела».

1

20.10.15

16

Неравномерное движение

1

24.10.15

17

К.Р.№3 по теме «Механическое движение».

1

27.10.15

18

Закон инерции. Масса тела

1

07.11.15

19

Л.Р. № 5 «Измерение массы тел».

1

10.11.15

20

Плотность вещества.

1

14.11.15

21

Решение задач.

1

17.11.15

22

Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

1

21.11.15

23

Силы. Сила тяжести.

1

24.11.15

24

Сила упругости. Вес.

1

28.11.15

25

Закон Гука. Равнодействующая сил.

1

01.12.15

26

Решение задач

1

05.12.15

27

Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела».

1

08.12.15

28

Сила трения скольжения

1

12.12.15

29

Сила трения покоя и качения

1

15.12.15

30

Решение задач.

1

19.12.15

31

Л.Р.№8 «Измерение коэффициента трения скольжения».

1

22.12.15

32

Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел».

1

26.12.15

33

К.Р. №4 по теме «Взаимодействие тел».

1

29.12.15

Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч; л.р. - 2; к.р. - 1 )

16

34

Давление твёрдых тел

1

16.01.16

35

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

1

19.01.16

36

Зависимость давления жидкости от глубины

1

23.01.16

37

Решение задач.

1

26.01.16

38

Закон сообщающихся сосудов

1

30.01.16

39

Решение задач.

1

02.02.16

40

Атмосферное давление

1

06.02.16

41

Выталкивающая сила. Закон Архимеда

1

09.02.16

42

Решение задач.

1

13.02.16

43

Л.Р.№ 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание».

1

16.02.16

44

Плавание тел.

1

20.02.16

45

Л.Р.№ 10 «Условия плавания тел в жидкости».

1

22.02.16

46

Воздухоплавание. Плавание судов

1

27.02.16

47

Решение задач.

1

02.03.16

48

Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».

1

06.03.16

49

К.Р. №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».

1

09.03.16

Работа и энергия (17 ч; л.р. - 3; к.р. - 1)

17

50

Простые механизмы.

1

13.03.16

51

«Золотое правило» механики.

1

16.03.16

52

Рычаг.

1

20.03.16

53

Л.Р.№11 «Изучение условия равновесия рычага».

1

03.04.16

54

Решение задач.

1

06.04.16

55

Л.Р.№ 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».

1

10.04.16

56

Механическая работа.

1

13.04.16

57

Мощность.

1

17.04.16

58

Коэффициент полезного действия механизмов.

1

20.04.16

59

Л.Р. № 13 «Определение КПД наклонной плоскости».

1

24.04.16

60

Решение задач.

1

27.04.16

61

Механическая энергия.

1

04.05.16

62

Закон сохранения механической энергии.

1

08.05.16

63

От великого заблуждения к великому открытию.

1

11.05.16

64

Решение задач.

1

15.05.16

65

Обобщающий урок по теме «Работа и энергия».

1

18.05.16

66

К.Р. №6 по теме «Работа и энергия».

1

22.05.16

Подведение итогов учебного года (2 ч)

2

67

Повторение: «Физика; Строение вещества; Взаимодействие тел».

1

25.05.16

68

Повторение: «Давление; Закон Архимеда; Работа и энергия».

1

29.05.16

Материально-техническое обеспечение

Литература:

  1. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. орлова, И.И. Ройзена. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 255 с.: ил.

  2. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных организаций / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014 г. - 191 с.: ил.

  3. Качественные задачи по физике для основной школы. 7-9 классы. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. - М.: ИЛЕКСА, 2013 г.

Электронные ресурсы

  1. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

  2. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)

  3. fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)

  4. archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)

  5. ЭОР - fcior.edu.ru/

  6. ФИПИ - fipi.ru/

  7. «Образовательная система 2100» - school2100.ru/

  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection/edu.ru/


© 2010-2022