- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике в 7 классе. Автор - Генденштейн Л. Э
Рабочая программа по физике в 7 классе. Автор - Генденштейн Л. Э
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клещева Н.Л. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Балтика»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР:
_________ / М.В.Цельман/
«__» _______ 2015 г.
Утверждено
директором школы.
Приказ № __
_________ / И.Г.Бармута/
«__» _______ 2015 г.
«Согласовано»
Руководитель РМО:
_________ / Л.В.Силантьева/
«__» _______ 2015 г.
Рабочая программа учебного курса
«Физика»
для 7 класса
Составитель: учитель физики и информатики
Клещева Наталья Леонидовна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Конституция РФ ст. 43,
-
Конвенции о правах ребенка;
-
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Приказа № 1089 от 5 марта 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в соответствии с изменениями);
-
Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
-
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
-
Программы развития образования РБ на 2012-2017 гг. от 30.12.2008 г.
-
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 824 от 06 мая 2014 г.);
-
Программы: Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год - М.: МЦ ВОУО ДО, 2012.
-
Учебного плана МБОУ «СОШ с. Балтика»
Приказ № __ от «__» _______ 2015 г.
-
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ с. Балтика»
Приказ № 32/1 от «30» мая 2014 г.
Программа ориентирована на обучающихся 7 класса (*) и соответствует учебнику: Физика. 7 класс. В 2 ч., Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, М., Мнемозина, 2014 г.
(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложением материала с учетом их особенностей.
Цели и задачи:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;
- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане ОУ.
Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе.
Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ «СОШ с. Балтика» МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В соответствие с календарным учебным планом на 2015-2016 учебный год, в общем объеме 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен:
Знать/уметь
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
• смысл физических законов: Ньютона, Паскаля, Архимеда.
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
• решать задачи на применение изученных физических законов
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы (6 ч.)
Что изучает физика. Физические величины.
Строение вещества (5 ч.)
Молекулы. Диффузия. Три состояния вещества
Движение и взаимодействие тел (22ч.)
Механическое движение Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения Инерция Масса тела. Единицы массы Плотность вещества Сила. Явление тяготения. Связь м/д силой тяжести и массой тела Сила упругости. Вес тела Сила - векторная величина. Сложение сил Сила трения
Давление. Закон Архимеда и плавание тел (16 ч.)
Давление. Единицы давления Давление газа. Закон Паскаля Давление в жидкости и газе Сообщающиеся сосуды Вес воздуха Измерение атмосферного давления Атмосферное давление. Манометры Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс Действие жидкости на погруженное тело Архимедова сила Плавание тел Плавание судов Воздухоплавание
Работа и энергия (17 ч.)
Механическая работа. Мощность Простые механизмы. Рычаг Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Подведение итогов учебного года (2 ч.)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Критерии оценивания знаний обучающихся:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса.
Учебник - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. 2014 г. 68 часов.
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
План
Факт
Физика и физические методы изучения природы (6 ч; л.р.-3; к.р.-1)
6
1
Физика - наука о природе.
1
02.09.15
2
Наблюдения и опыты. Научный метод.
1
05.09.15
3
Физические величины и их измерение. ЛР №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».
1
08.09.15
4
ЛР №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».
1
12.09.15
5
ЛР № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».
1
15.09.15
6
КР №1 по теме «Физика и физические методы изучения природы».
1
19.09.15
Строение вещества (5 ч; л.р. - 0; к.р. - 1)
5
7
Атомы и молекулы
1
22.09.15
8
Движение молекул
1
26.09.15
9
Взаимодействие молекул
1
29.09.15
10
Три состояния вещества
1
03.10.15
11
КР №2 по теме «Строение вещества».
1
06.10.15
Движение и взаимодействие тел (22 ч; л.р. - 5; к.р. - 2)
22
12
Механическое движение
1
10.10.15
13
Прямолинейное равномерное движение
1
13.10.15
14
Графики прямолинейного равномерного движения
1
17.10.15
15
Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела».
1
20.10.15
16
Неравномерное движение
1
24.10.15
17
К.Р.№3 по теме «Механическое движение».
1
27.10.15
18
Закон инерции. Масса тела
1
07.11.15
19
Л.Р. № 5 «Измерение массы тел».
1
10.11.15
20
Плотность вещества.
1
14.11.15
21
Решение задач.
1
17.11.15
22
Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».
1
21.11.15
23
Силы. Сила тяжести.
1
24.11.15
24
Сила упругости. Вес.
1
28.11.15
25
Закон Гука. Равнодействующая сил.
1
01.12.15
26
Решение задач
1
05.12.15
27
Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела».
1
08.12.15
28
Сила трения скольжения
1
12.12.15
29
Сила трения покоя и качения
1
15.12.15
30
Решение задач.
1
19.12.15
31
Л.Р.№8 «Измерение коэффициента трения скольжения».
1
22.12.15
32
Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел».
1
26.12.15
33
К.Р. №4 по теме «Взаимодействие тел».
1
29.12.15
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч; л.р. - 2; к.р. - 1 )
16
34
Давление твёрдых тел
1
16.01.16
35
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
1
19.01.16
36
Зависимость давления жидкости от глубины
1
23.01.16
37
Решение задач.
1
26.01.16
38
Закон сообщающихся сосудов
1
30.01.16
39
Решение задач.
1
02.02.16
40
Атмосферное давление
1
06.02.16
41
Выталкивающая сила. Закон Архимеда
1
09.02.16
42
Решение задач.
1
13.02.16
43
Л.Р.№ 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание».
1
16.02.16
44
Плавание тел.
1
20.02.16
45
Л.Р.№ 10 «Условия плавания тел в жидкости».
1
22.02.16
46
Воздухоплавание. Плавание судов
1
27.02.16
47
Решение задач.
1
02.03.16
48
Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».
1
06.03.16
49
К.Р. №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».
1
09.03.16
Работа и энергия (17 ч; л.р. - 3; к.р. - 1)
17
50
Простые механизмы.
1
13.03.16
51
«Золотое правило» механики.
1
16.03.16
52
Рычаг.
1
20.03.16
53
Л.Р.№11 «Изучение условия равновесия рычага».
1
03.04.16
54
Решение задач.
1
06.04.16
55
Л.Р.№ 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».
1
10.04.16
56
Механическая работа.
1
13.04.16
57
Мощность.
1
17.04.16
58
Коэффициент полезного действия механизмов.
1
20.04.16
59
Л.Р. № 13 «Определение КПД наклонной плоскости».
1
24.04.16
60
Решение задач.
1
27.04.16
61
Механическая энергия.
1
04.05.16
62
Закон сохранения механической энергии.
1
08.05.16
63
От великого заблуждения к великому открытию.
1
11.05.16
64
Решение задач.
1
15.05.16
65
Обобщающий урок по теме «Работа и энергия».
1
18.05.16
66
К.Р. №6 по теме «Работа и энергия».
1
22.05.16
Подведение итогов учебного года (2 ч)
2
67
Повторение: «Физика; Строение вещества; Взаимодействие тел».
1
25.05.16
68
Повторение: «Давление; Закон Архимеда; Работа и энергия».
1
29.05.16
Материально-техническое обеспечение
Литература:
-
Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. орлова, И.И. Ройзена. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 255 с.: ил.
-
Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных организаций / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э.Генденштейна. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014 г. - 191 с.: ил.
-
Качественные задачи по физике для основной школы. 7-9 классы. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. - М.: ИЛЕКСА, 2013 г.
Электронные ресурсы
-
school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
-
ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)
-
fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)
-
archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)
-
ЭОР - fcior.edu.ru/
-
ФИПИ - fipi.ru/
-
«Образовательная система 2100» - school2100.ru/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection/edu.ru/