Конспект урока на тему Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока физики 7 класса.

Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Цель урока: Выяснить способы измерения атмосферного давления, понять суть опыта Торричелли.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД: ученик демонстрирует понимание смысла термина «атмосферное давление», физического содержания опыта Торричелли, умеет производить расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы.

  2. Метапредметные:

  • Познавательные УУД: ученик демонстрирует умение находить необходимую информацию, строить речевые высказывания, выполнять основные мыслительные операции анализа и сравнения.

  • Регулятивные УУД: ученик демонстрирует умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность.

  • Коммуникативные УУД: ученик демонстрирует умение работать в парах, слушать партнера и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

  • Личностные УУД.: ученик демонстрирует интерес к новому учебному материалу; высказывает собственные суждения и дает им обоснования.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный , наглядный, поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, проектор, диск «Сфера».

Этап

урока

Диск «Сфера»

7 класс

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Результат

этапа

I

Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок!

Кто готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слайд №1

Готовность к уроку

Создание благоприятного психологического настроя на работу

II

Актуализация знаний.

1.Обозначение темы урока.

2. Постановка учебной задачи.

1.Что такое атмосфера?

2.Вследствии чего создается атмосферное давление?

3. А можно ли измерить атмосферное давление?

Рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости нельзя. Так как у атмосферы определенной границы нет, также плотность воздуха на разной высоте различна. Однако измерить атмосферное давление можно опытным путем

4. Опыт, помогающий определить атмосферное давление, был предложен

В 1643 году итальянским ученым Э. Торричелли.

1.Воздушная оболочка, окружающая Землю.

2.Атмосферное давление создается вследствие силы тяжести верхние слои атмосферы, давят на нижние слои. Воздушный слой, прилегающий к земле испытывает наибольшее давление.

3.Ребята предлагают варианты.

4. Записывают тему урока в тетрадь.

Мотивация учения, принятие целей урока

III

Открытие нового знания

1.Практическая работа.

Диск «Сфера»

1.Биография

Э. Торричелли.

2. Опыты.

1.Найдем и прочитаем биографию Э. Торричелли

2.Флорентийские ученые наблюдали интересное явление при сооружении фонтанов во Флоренции. Засасываемая вода «отказывалась» подниматься выше 34 футов т. е 10 м. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос пронаблюдаем за опытами.

Включают ноутбуки и работают с диском «Сфера». Находят биографию ученого и читают.

Наблюдают за поведением ртути в трубке, когда давление в ней больше атмосферного и когда меньше; зависимость высоты столба ртути от формы и наклона трубки. Делают выводы:

1.Если давление ртути в трубке больше атмосферного, то часть ртути в трубке выливается в чашу, до тех пор пока не установится давление равное атмосферному.

2. Если давление ртути в трубке меньше атмосферного, то высота столба ртути в трубке поднимается, до тех пор пока не установится давление равное атмосферному.

3.Высота столба ртути не зависит от угла наклона трубки.

4. Высота столба ртути равна 760 мм.

5. Значение атмосферного давления, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 00С, называют нормальным атмосферным давлением.

6. При подъеме в среднем на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм.рт.ст.

7.Единица атмосферного давления:

1 мм рт ст.

1 мм.рт.ст. = 133,3 Па

Осознанность изучения темы, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.

IV

Включение нового содержания в систему знаний

1.Применение полученных знаний.

Тест (Диск «Сфера»)

1.Ответим на вопрос Флорентийских ученых.

2.Решим задачу: Площадь поверхности стола 1,5м2. С какой силой на эту поверхность давит воздух при нормальном атмосферном давлении.

3.Выполняем тест

4.а)Почему нельзя рассчитывать давление воздуха также, как и давление жидкости на дно сосуда?

б) Что означает запись «Атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст.»?

в) Как будет меняться высота столба ртути в опыте Торричелли в зависимости от высоты над уровнем моря?

Вода выше не поднималась т. к давление воды высотой 10 м, равно атмосферному давлению.

(Решают задачу используя формулу гидростатического давления. Затем сравнивают давление воды и значение атмосферного давления)

Составление алгоритма решения задачи:

Давление определяем по формуле р=F/S. F=S×р. р=760 мм.рт.ст.=760×133,3=101308 Па

F=101308×1.5=151961Н.

Знакомятся с заданием и выполняют тест.

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение решать задачи по алгоритму, выявлять качество и уровень усвоения знаний и способов действий.

V

Рефлексия.

Работа с оценочными листами.

Закончим предложения

  • Сегодня я узнал…

  • Научился определять…

Было трудно выполнить…

Выбирают правильные ответы

Высказывают свое мнение

Обеспечивает рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивация их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Качественная оценка класса и отдельных учащихся.

VI

Домашнее задание

Изучить п. 42, упр. 19(4письм)

Воспринимают информацию, фиксируют задание.


© 2010-2022