- Преподавателю
- Физика
- Урок Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила»
Урок Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грунтова Е.Г. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель урока:
1) Обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосферном давлении и архимедовой силе.
2) Развивать творческую активность и способности учащихся; навыки решения задач.
3) Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся при работе с информационными технологиями.
Повторение темы «Атмосферное давление. Архимедова сила»
Цель урока:
1) Обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосферном давлении и архимедовой силе.
2) Развивать творческую активность и способности учащихся; навыки решения задач.
3) Совершенствовать знания, умения, навыки учащихся при работе с информационными технологиями.
Оборудование: презентация, тесты
Ход урока:
I. Организационный момент
Тому, кто знает физику, цитата к уроку
Нетрудно дать ответ:
Почему летает спутник, а мы с вами - нет?
Почему в жидкости легче тело?
Что такое Вес?
Нам до всего есть дело -
До всех в природе чудес.
II. Постановка целей и задач урока мотивация
- Сегодня нам предстоит повторить темы:
«Атмосферное давление. Архимедова сила». Мы решим задачи и ответим на ряд вопросов.В конце урока подведем итоги и вы все получите оценки за активную работу.
III. Основная часть
1.1. Загадки
- Начнем наш урок с небольшой разминки
А) Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится
Б) На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
В) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не сможем
- Как вы уже догадались, речь идет об атмосфере.
1.2. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
работа у доски
1. Формула давления для твердого тела.
2. Обозначение плотности вещества.
3. Формула давления жидкости на дно сосуда.
4. Где больше давление на одинаковом уровне - в керосине или в воде,
если плотность воды больше плотности керосина?
5. Как рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
( по двум формулам )
6. По какой формуле вычисляют силу тяжести? вес тела?
7. При каком условии тело тонет?
8. Когда тело всплывает?
9. Что нужно, чтобы тело плавало внутри жидкости?
10. Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело, при полном и частичном его погружении в жидкость? Ответ обоснуйте.
11. От чего зависит архимедова сила?
1.3. Решение задач
1. Тело объёмом 200 см3 опущено в керосин. Определите силу Архимеда. решение у доски
2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н,
а в воде 150 Н?
3. Было установлено, что при полном погружении куска меди в керосин решение
вес его уменьшается на 160 Н. Каков объем этого куска меди? в тетради
(плотность керосина 800 кг/м³ )
FA = 160 Н Решение:
ρк = 800 кг/м³ FA = ρкgVт
Найти: Vт Vт = FA/ ρкg = 160 Н / 800 кг/м³ · 10 Н/кг = 0,02 м³.
4..Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень решение у
массой 30 кг, объем которого 0,012 м³? доски
Vт = 0,012 м³ Решение:
ρв = 1000 кг/м³ F = P - FA
m = 30 кг P = mg
FA = ρвgVт
Найти: F F = mg - ρвgVт = g (m - ρвVт)
F = 10 Н/кг· (30 кг - 1000 кг/м³ · 0,012 м³) = 180 Н.
IV. Итоги
Тема: "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Задачи:
1. Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме "Давление жидкостей, газов и твердых тел".
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать интерес учащихся к физике.
Оборудование:
1. Кодоскоп.
2. Карточки с задачами, кодопозитивы.
3 .Манометр, барометр.
4. Таблицы: "Шлюзы", "Тормоз" и "Отбойный молоток".
План маршрута:
1. Повторение:
а) Решение качественных задач "Турист в походе".
б) Индивидуальный опрос (ответы у доски по плану, при ответах пользуются приборами и таблицами)
2. Систематизация знаний. Заполнение таблицы (в тетради).
3. Закрепление знаний:
а) Решение качественных задач "физика и зоология".
б) Самостоятельная работа (решение задачи на расчет h).
в) Решение задачи на расчет давления и силы давления.
г) Решение задач - рисунков (кодопозитивы).
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Повторить: параграфы с 32 по 45.
В тетради дооформить Л.О.4
5. Итог урока.
Остановимся!
Повторим, обдумаем изучение.
Учитель: Сегодня на уроке мы вместе с туристами отправимся в поход. Что надо знать туристу?
Решение качественных задач "Турист в походе".
Задача 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит или когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста (гать) облегчает переход по болоту. Почему?
<Рисунок 3>
Задача 2. Турист проходит по доске, заменяющей мост.Что происходит в это время с доской? Что произойдёт с ней, когда турист переправится на другой берег? Какое свойство дерева при этом проявляется?
<Рисунок 4>
Задача 3. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?
<Рисунок 5>
Задача 4. Которому из двух людей нужны более длинные лыжи? Почему?
<Рисунок 6>
Задача 5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?
<Рисунок 7>
Задача 6. Как приблизительно взвесить улов рыбы, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?
<Рисунок 8>
Учитель: Туристы сделали привал. На привале они рассказывали истории. Послушаем и мы (заслушиваются 4 уч-ся).
-
Давление твердого тела.
-
Давление газов.
-
Давление жидкости.
-
Атмосферное давление.
(По плану, предложенному на предыдущем уроке)
Пункты:
1. Определение давления.
2. Единица измерения.
3. Объяснение давления жидкости и газов на основе мкт.
4. Особенности передачи давления твердыми, жидкими, газообразными телами.
5. Расчет давления.
6. Способы измерения давления.
7. Где используются в технике высокие и низкие давления.
При рассказе пользуются приборами, таблицами.
Резюмируя ответы учащихся, учитель подводит итог и предлагает выделить главное. Заполняется таблица на доске (чертится заранее) и в тетрадях.
Физическое
тело
Как
передается давление
Формула расчета
Единица измерения
Способ измерения
давления
Твердое
По направлению действия силы
P=F/S
Па = Н/м2
Косвенным методом по формуле
Жидкое
По всем направлениям одинаково (закон Паскаля).
P=pжgh
Па
Манометром
Газообразование
Па
Манометром, барометром
Учитель: Туристы продолжают свой поход через лес. На своем пути они встретили много интересного. Поможем им объяснить эти явления и перебраться через болото.
a) Животные - "прилипалы" (сообщение ученика)
б) Решение качественных задач (физика и зоология) (1,5)
Задача 1. Почему комар легко прокалывает довольно прочную кожу человека?
<Рисунок 9>
Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам?
<Рисунок 10>
в) Задача - рисунок (переправа через болотистую поверхность). Решение в тетрадях.
Человек массой 40 кг стоит на квадратном деревянном щите, весом которого можно пренебречь. Определите давление, которое человек, стоя на щите, производит на болотистую поверхность.
<Рисунок 11>
Учитель: Дальнейший путь туристов пролегал через гору. Какую гору они преодолели?
Самостоятельная работа (с последующей проверкой). Решение задачи.
У подножия горы барометр показывает давление 760 мл.рт.ст, а на ее вершине 722 мм.рт.ст. Какова примерно высота горы?
Учитель: На пути туристов протекала река. При переправе через реку возникла проблема. Поможем её решить (решение задачи на доске).
Плоскодонная баржа получила пробоину на дне площадью 0,02м2. С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8м (вес пластыря не учитывать).
Учитель: Поход закончился. Друзья задавали туристам много вопросов. Попробуем и мы ответить на них. Решение задач устно (проецируются через кодоскоп).
1. Задача-рисунок. В каком из сосудов давление больше?
<Рисунок 12>
2. Задача-рисунок. "Рисунок 13". Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран? Приведите примеры сообщающихся сосудов. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
<Рисунок 13>
3. Задача-рисунок. "Рисунок 14". Зажженный огарок свечи, укрепленный на блюдце с водой, накрыли стаканом. Почему пламя быстро погасло, и вода набралась в стакан?
<Рисунок 14>
Учитель: Закончив отвечать на вопросы, туристы отправились по домам, чтобы подготовиться к отчету по проблеме "Давление твердых тел, жидкостей и газов". У них должен получиться отчет в форме Л.О.4. (вывешивается).
Подводится итог урока.
Л.О.4
Давление жидкостей, газов и твердых тел.
Физическое тело
Как передается давление
Формула расчета
Единица измерения
Способы измерения
Применение
Твердое
По направлению действия силы
P=F/S
Па
Косвенным методом по формуле
Ножницы, пила, игла, трактор
Жидкое
По всем направлениям
одинаково (закон Паскаля)
P=pжgh
Па
Манометром
Гидравлический пресс, гидравлический тормоз
Газообразное
Па
Манометром, барометром
Отбойный молоток, пневматический тормоз, при изготовлении бутылок
Закон сообщающихся сосудов.
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.