- Преподавателю
- Физика
- "ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ. - Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы; г. Уфа, 27 марта 2015г. "
"ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ. - Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы; г. Уфа, 27 марта 2015г. "
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андрекус А.И. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Андрекус А.И. , учитель физики
МБОУ башкирская гимназия
им.Н.Наджми г.Дюртюли
Анализ результатов международного исследования TIMSS - 2011 свидетельствует о том, что, 48% российских учащихся 8 -х классов овладели высшим и высоким уровнем подготовки по естествознанию. В лидирующих странах этот уровень подготовки показали 65% - 80% учащихся 8 - х классов. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне овладения российскими восьмиклассниками предметными знаниями. Результаты наших восьмиклассников по видам познавательной деятельности являются высокими для заданий на воспроизведение фактических знаний и их применение в типовых учебных ситуациях («Знание»). Однако, при выполнении заданий на объяснение, обоснование и решение проблемы («Рассуждение») восьмиклассники показали самые низкие результаты по естественнонаучной и математической грамотности.
Решение этой проблемы психологи связывают с формированием универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода. Разработанные положения и рекомендации должны быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно - методических материалов. На текущий момент ни один из предлагаемых учащимся 7-11 классов учебников физики не нацелен на реализацию системно - деятельностного подхода в обучении. Однако еще в 1997 году в г.Уфе издательство «Творчество» выпустило пробный учебник А.И. Подольского для 7-х классов общеобразовательных учреждений. Учебник написан на основе концепции содержательного обобщения и концепции учебной деятельности школьников. Использование учебника возможно только после усвоения учителем соответствующей педагогической технологии, изложенной в пособии: А.И Подольский. Формирование учебной деятельности школьников на уроках физики в 7 классе. Магнитогорск. 1997. В течений нескольких лет мы использовали этот учебник и пособие при организации учебного процесса в 7-8 классах. Анализ результатов диагностики учащихся экспериментальных контрольных классов показал:
-
учащиеся экспериментальных классов овладевают учебной деятельностью.
-
учащиеся овладевают способом получения новых знаний.
-
возрастает уровень развития теоретического мышления.
По первым двум пунктам учащиеся экспериментальных контрольных классов отличается значительно, т.к. учащиеся контрольных классов в большинстве своём не владеют учебной деятельностью и способом получения новых знаний.
Уровнем развитости теоретического мышления учащиеся отличаются незначительно. Теоретическим мышлением обладают 11% - 23% учащихся. Как видно из приведенных цифр обе группы учащихся по развитости теоретического мышления характеризуются низкими показателями. Несмотря на неоспоримые преимущества организации обучения на системно- деятельностной основе эффективного развития теоретического мышления не происходит. Именно в низком уровне развития теоретического мышления мы видим основную причину того, что несмотря на то, что «учащиеся 8 классов и по математике и по естествознанию зафиксировали более высокие результаты по видам деятельности, ориентированным на использование знаний в стандартных ситуациях, результаты за выполнение заданий, в которых нужно было применить знания в несколько измененных ситуациях являются низкими, а самые низкие - при выполнении заданий в незнакомых ситуациях, при решении сложных и многошаговых задач, требующих интеграции знаний, проведения рассуждений, обоснования решения». (с.7 Рекомендации по использованию результатов международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS - 2011) .
Мы предположили, что уровень развития теоретического мышления связан с уровнем организации соответствующего ему вида деятельности. Низкий уровень организации теоретического исследования в процессе научного познания должен был бы привести к формированию эмпирического мышления. Но этого не происходит. Наши исследования показали, что у учащихся 7-8 классов формируется, в основном эмпирически - бытовое мышление.
В проекте «Примерные программы по учебным предметам» одним из важнейших предметных результатов изучения физики устанавливается «развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводит из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;» (с.8 Примерные программы по учебным предметам М. «Просвещение» 2011)
Для организации учебного процесса в 7-8 классах на уроках физики нацеленного на развитие теоретического мышления мы исходим из того, что система научного знания каждой дисциплины представлена различными формами знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории и.т.д. Эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно этому выделяются два типа познавательных процедур, порождающих эти знания.
Взяв за основу структуру эмпирического и теоретического исследования изложенную в книге В.С.Степина «Философия науки. Общие проблемы.». Мы проанализировали тему «Тепловые явления» в 8 классе. Выделили предметы, методы и средства теоретического и эмпирического уровня познания. Переструктурировали учебный материал темы таким образом, что предмет, методы и средства эмпирического уровня познания были разведены с предметом, методами и средствами теоретического уровня познания. На заключительных уроках по данной теме была вскрыта взаимосвязь этих двух слоев познания. Все уроки по данной теме были разработаны на системно - деятельностной основе.
Для выявления изменений в сформированности теоретического мышления у восьмиклассников, обучение которых велось в изложенных выше дидактических условиях, были выбраны четыре класса. Два класса составили экспериментальную группу и два - контрольную группу.
В начале формирующего эксперимента в результате групповой диагностики было установлено, что учащиеся контрольных классов обладают даже более высоким интеллектуальным потенциалом, чем учащиеся экспериментальных классов
Таблица№1
Классы
Кол-во человек
Проведенные групповые диагностики
Мотивация личности к достижению успеха А.Г.Грецов
Тест интеллектуального потенциала П.Ржичан
Тест оценки общих умственных способностей Н.В.Бузин.
8б контр.
20
Низкий уровень -0
Средний -4 (20%)
Умеренно высокий -6 (25%)
Слишком высокий - 8 (40%)
Очень высокий уровень - 10 (50%)
Высокий - 9 (45%)
Средний - 1 (5%)
Низкий уровень -0
Средний -5 (25%)
Высокий - 15 (75%)
8в контр.
17
Низкий уровень -0
Средний- 6 (35,3%)
Умеренно высокий -7 (41,2%)
Слишком высокий - 4 (23,5%)
Очень высокий уровень - 1(5,9%) Высокий - 9 (52,9%) Средний -6 (35,3
%)
Сниженный -1 (5,9%)
Низкий уровень -2 (11,8%)
Средний -6 (35,3%)
Высокий - 9 (52,9%)
8а экспер.
22
Низкий уровень -1(4,5%)
Средний- 4 (18,2%)
Умеренно высокий -7 (41,2%)
Слишком высокий - 10 (45,5%)
Слишком высокий -7 (31,8%)
Очень высокий уровень - 0 Высокий - 10 (45,5%) Средний -11 (50%)
Сниженный -1 (4,5%)
Очень низкий -0
Низкий уровень -0
Средний -5 (25 %)
Высокий -15 (75%)
20 чел.
8б экспер.
22
Низкий уровень -1(4,5%)
Средний- 8 (36,3%)
Умеренно высокий -9 (41 %)
Слишком высокий - 10 (45,5%)
Слишком высокий -4 (18,2%)
Очень высокий уровень - 3 (13,6%)
Высокий - 13 (59,1%) Средний -6 (27,3%)
Сниженный -0
Очень низкий -0
Низкий уровень -2 (9,5%)
Средний -8 (38,1%)
Высокий - 11 (52,4%)
21 чел.
В период с сентября по декабрь во всех четырех классах был изучен раздел «Тепловые явления». Для выявления измерений в уровне сформированности теоретического мышления учащимся были предложены два теста. В сентябре для диагностики был предложен ТЕМ - 7 тест естественнонаучного мышления. Г.А.Берулавы, составленный на материале физике 7 класса. В декабре учащимся был предложен ТЕМ- 8 тест естественнонаучного мышления Г.А.Берулавы, составленный на материале физики 8 класса - «Тепловые явления».
Результаты превзошли наши ожидания (см.таблицу №2)
Таблица №2
классы
кол-во человек
уровень сформированности теоретического мышления
изменения
ТЕМ -7
ТЕМ -8
8б контр.
20
31,8%
19,4%
уменьшение в 1,6 раза
8в контр.
17
0%
0%
нет изменений
8а экспер.
22
14,3%
45,5%
возросло в 3,2 раза
8б экспер.
22
4,5%
58,8%
возросло в 13 раз
Выводы : реализация учебного процесса по физике в 8 - х классах во - первых: на системно -деятельностной основе, во вторых: на переструктурированном учебном материале с целью выделения и разведения предметов, методов и средств эмпирического и теоретического уровня познаний приводит к качественным изменениям в формировании теоретического мышления.