Урок Источники электрического тока

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (МГУПС (МИИТ))

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МИИТ






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия «Источники электрического тока»

Дисциплина: Физика

Раздел 3 «Электродинамика»

для специальности: 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам)

курс 1







Разработку составила:

Преподаватель Филиппова А.В.











Нижний Новгород, 2016 г.


ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией Общеобразовательных дисциплин _____________________________________

Протокол №

От «____»____________20 __ г.

Председатель комиссии

________________Захарова Н.А.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по дисциплине «Физика» специальности: 90701 «Организация перевозок и управление на транспорте»

(по видам)


Методическая разработка. Нижегородский Филиал МИИТ Н.Новгород, 2016 г. - 11 стр.

Составитель: преподаватель Филиппова А.В.


Методическая разработка учебного занятия по курсу «Физика» представляет собой учебный материал по теме «Источники электрического тока» которая относится к разделу «Электродинамика». Тип учебного занятия - изучение нового материала в форме лекции-беседы с последующим закреплением в виде качественных и расчетных задач.

Методическое пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»

(по видам).

Методическая разработка может быть использована преподавателями СПО при изучении физики на 1 курсе.





Оглавление







МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тема: «Источники электрического тока»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование понятия «Электродвижущая сила».

  2. Ввести понятие «Сторонние силы», установить их природу.

  3. Изучить виды, назначение, устройство, принцип действия и применение источников тока.

  4. Научить применять полученные знания при решении качественных и расчетных задач.

Развивающие:

  1. Развивать умения анализировать учебный материал при изучении принципа работы источников тока, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

  2. Формировать умение самостоятельной исследовательской работы.

Воспитательные:

  1. Формировать материалистическое мировоззрение учащихся.

  2. Формировать познавательный интерес к физике.

Тип урока:

Комбинированный.

Применяемые методы:

  1. Словесные.

  2. Наглядные (демонстрации ролика, приборов, опытов).

  3. Практические (заполнение таблицы, решение задач).

Оборудование: батарейка, гальванический элемент, электрофорная машина, солнечная батарея.

Демонстрации:

  1. Видеоролик о создании гальванического элемента.

  2. Создание источника тока из картофеля.

  3. Устройство гальванического элемента в разрезе.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка отсутствующих



  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Дайте понятие электрического тока, силы тока.

Сформулируйте условия существования электрического тока.



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Ответьте на вопросы:

  • Что значит тело заряжено положительно? Отрицательно?

  • Как взаимодействуют электрические заряды?

  • Что такое электрическое поле?

  • Что такое электрический ток?



  1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Рассмотрим такой пример: соединим проводником два металлических шарика, имеющие заряды противоположного знака.

  • Что будет происходить с зарядами?

Под действием электрического поля, электроны будут переходить с шарика с отрицательным зарядом на шарик с положительным, т.е. в проводнике возникнет электрический ток.

Урок Источники электрического тока

Но этот ток будет очень кратковременным. Заряды быстро нейтрализуются и электрическое поле исчезнет.

  • Что необходимо добавить в эту цепь, чтобы электрический ток существовал длительное время?

Для поддержания электрического тока в проводнике, необходимо устройство, которое будет разделять положительные и отрицательные заряды. Т.е. оно будет перемещать заряды против сил электрического поля, такое устройство называется - источник электрического тока.



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итак, тема нашего занятия : «Источники электрического тока».

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое источник тока, какие источники тока существуют, как они работают и где применяются.

В приведенном примере, мы уже разобрали, что такое источник тока. Запишем в тетради.

Источник тока - устройство, разделяющее положительные и отрицательные заряды

Урок Источники электрического тока

Для работы данного устройства необходимо, чтобы на заряды, кроме сил электрического поля, действовали силы не электростатического происхождения, которые бы и перемещали заряды.

Сторонние силы - это силы, действующие на электрические заряды, кроме сил электростатического поля

Сторонние силы приводят в движение заряженные частицы внутри всех источниках тока.

Виды источников тока:

  • Генераторы;

  • Аккумулятор;

  • Гальванический элемент;

  • Электрофорная машина;

  • Солнечная батарея.

Первый источник постоянного электрического тока был создан в 1786г и получил название гальванический элемент.

Гальванический элемент - источник тока, основанный на химическом взаимодействии некоторых веществ между собой.

Урок Источники электрического тока

Сторонние силы: химические реакции

Давайте попробуем использовать этот же принцип для создания собственного источника тока (Эксперимент с картошкой - показывает студент).

Гальванический элемент будет вырабатывать ток до тех пор, пока не прекратиться химическая реакция. Современным прототипом гальванического элемента является элемент Лекланше (батарейка)

Элемент Лекланше - это химический источник тока (рассказывает студент и показывает разрезанную батарейку)

Создан в 1867г французским инженером Жоржем Лекланше.

Урок Источники электрического тока

Сторонние силы: химические реакции

Батарейка, так же как и гальванический элемент функционирует, пока внутри протекают химические реакции между веществами.

Но существуют источники тока, которые могут «заряжаться».

Аккумулятор - химический источник многоразового действия, основанный на обратимости химических процессов

Если через разрядившийся аккумулятор провести электрический ток, то прошедшие химические реакции восстанавливаются, и прибор снова может вырабатывать электричество. Таким образом, время работы аккумулятора гораздо больше, чем у батарейки. Но после каждой зарядки интенсивность химических реакций уменьшается, и через какое то время аккумулятор выходит из строя.

Мы познакомились с разными видами химических источников тока и разобрали принцип их работы. Давайте разберем, как же работают другие источники тока.

Перед вами на столе несколько видов источников тока, заполните таблицу:

Источник тока

Сторонние силы

Применение

Электрофорная машина

Сила трения

Зажигалка

Батарейка

Химические реакции

Пульт, часы и т.д.

Солнечная батарея

Солнечный свет

Освещение улиц

Разные источники тока по-разному разделяют заряды, поэтому существует такая характеристика источника тока, как электродвижущая сила (ЭДС).

ЭДС - это физическая величина равная отношению работы сторонних сил совершенной по перемещению электрического заряда, к величине этого заряда.

Урок Источники электрического тока [В] «Вольт»

Сегодня на занятии мы познакомились с различными видами источников тока и разобрали принцип их работы. Давайте посмотрим видеофильм об истории создания первых источников тока. (Просмотр видео фрагмента)

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ



  1. Что такое источник тока?

  2. Какие силы называют сторонними?

  3. Какие источники тока вы знаете?

  4. За счет какой энергии работает гальванический элемент?

  5. Что такое ЭДС источника тока?



  1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Решение расчетных задач (Приложение 1)



  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Выполнение тестового задания (Приложение 2)



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 3,4 стр. 9 вопрос 2,3; стр. 11 вопрос 1,3.

Приложение 1

Задача 1

Какую работу совершают сторонние силы по перемещению заряда, если ЭДС батарейки 1,5 В?

Задача 2

Определить какое количество электронов перемещается за 1 с, если ЭДС батарейки 1,5 В, а сторонние силы совершают работу 1,5 Дж.

Задача 3

Определить ЭДС источника тока, если сторонние силы совершают работу 1,5 Дж при перемещении 1018 электронов.

Задача 4

Внутри источника тока электроны перемещаются на 10 см под действием сторонней силы 10 Н. Определить ЭДС источника, если в нем содержится 1018 свободных электронов.



Приложение 2

  1. Электрическим током называют:

    1. Движение электронов по проводнику

    2. Упорядоченное движение электронов по проводнику

    3. Движение электрических зарядов по проводнику

    4. Упорядоченное движение электрических зарядов по проводнику

  1. Какой процесс происходит внутри источника тока при его работе?

  1. Создает электрические заряды, которые движутся по проводникам

  2. Совершает работу по разделению частиц, имеющих заряды

  3. Вырабатывает электрический ток

  1. Какие превращения энергии происходят при работе гальванического элемента?

  1. Внутренняя энергия превращается в электрическую

  2. Химическая энергия превращается в электрическую

  3. Механическая энергия превращается в электрическую

  1. Сколько полюсов имеет источник постоянного тока?

  1. Один

  2. Два

  3. Больше двух

  1. Из какого металла изготовлены электроды в гальваническом элементе?

  1. Свинец

  2. Уголь и пероксид марганца

  3. Цинк и медь

  4. Цинк и уголь

  1. Чем отличается гальванический элемент от аккумулятора?

  1. Отличий нет

  2. Аккумуляторы можно многократно подзаряжать

  3. В гальваническом элементе не происходят химические реакции

  1. Что заставляет заряженные частицы упорядоченно двигаться?

  1. Электрическое поле

  2. Электрический ток

  3. Электризация

  1. Электрический ток в металлах обусловлен движением:

  1. Электронов

  2. Протонов

  3. Нейтронов

  4. Ионов

  1. Какая энергия превращается в электрофорной машине в электрическую?

  1. Внутренняя

  2. Световая

  3. Химическая

  4. Механическая

  1. Установите соответствие между элементом цепи и его назначением

  1. Создание электрического поля 1. Провода

  2. Потребитель энергии 2. Аккумулятор

  3. Выключение цепи 3. Звонок

4.Ключ



© 2010-2022