Открытый урок по физике 8 класс Закон Ома для участка цепи

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Закон Ома для участка электрической цепи

Цели: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Воспитать интерес к физике.

Демонстрации: зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении; зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

С целью проверки качества усвоения знаний учитель может провести в начале урока фронтальный опрос по изученной теме. Можно провести и комбинированную проверку: учитель фронтально работает с классом в то время, когда несколько учеников выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Повторим и вспомним:

-Что такое сила тока.

-Что такое напряжение.

-Что такое сопротивление.

В каждом столбце таблицы кликните по верному, на ваш взгляд, ответу. При верном ответе услышите аплодисменты.

III. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

2. Закон Ома.

3. Применение закона Ома.

1. Электрический ток в цепи - это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характеризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.

Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически - построить график зависимости

2. Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:

Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:

а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;

б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;

в) опыты с демонстрационным реохордом.

Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр.

Демонстрации проводят в два этапа. Сначала устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника:

На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения.

Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

3. Применение закона Ома. После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся должны из закона Ома получать производные формулы: R = U|I

Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей.

Разминка:

IV. Решение задач: Практические задания «Делай с нами», «Делай как мы», «Делай лучше нас»

Делай с нами (А) (1балл)

1. Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока.

2. Определите сопротивление электрической лампы , сила тока в которой 0,5А при напряжении 120В.

3.Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30А?

4. Определите силу тока в никелиновой проволоке длиной 4м и площадью поперечного сечения 2 мм2. При напряжении на ее концах 9В. (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом∙мм2/м).

Делай как мы (В) (2балла)

1.Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение вырабатываемое электрическим сомом- 350 В. Установите какое значение для него имеет сила тока.

2.Удельное сопротивление графитового стержня от карандаша 0,0004 Ом ∙м. Какой ток пройдет по стержню, если по нему подать напряжение 6В? Длина стержня 0,2м, его площадь поперечного сечения 2мм.

3.Определите длину широчайшей мышцы спины, если нервный импульс, проходящий через нее имеет напряжение 5мВ, а сила тока 50мА. Площадь поперечного сечения мышцы 3,14см 2, а удельное сопротивление 1,5∙102Ом∙м.

4. Определите напряжение на концах проводника сопротивлением 20 Ом, если сила тока в проводнике равна 0,4А.

Делай лучше нас (С) (3 балла)

1.Собрана электрическая цепь, состоящая из источника цепь тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа. Показания вольтметра составляет 3,5В, амперметра 0,35А, диаметр проволоки 0,25мм, длина 0,41м. Определите из какого материала сделана проволока резистора?

2. Чему равна площадь поперечного сечения никелиновой проволоки сопротивлением 2,1Ом, если ее длина равна 1м?

3. К концам нихромовой проволоки, имеющей площадь поперечного сечения 0,5мм2, а длину 10м, подано напряжение 220В. Найдите силу тока, проходящего через проволоку.

4. Из какого материала изготовлен провод длиной 2км и площадью поперечного сечения 20мм2, если по нему проходит ток силой 2А при напряжении на его концах 220В?

Подведение итогов (2 мин) Оценочные листы: 15-14баллов - «5»

14-11баллов - «4»

9 и меньше баллов- «3»

Рефлексия: Сегодня на уроке узнал…

Что мне понравилось…

Домашнее задание § 38 учебника; вопросы и задания к параграфам, упражнение 18(1-7)







Оценочный лист Оценочный лист

_______________________Ф.И. _________________________Ф.И.

Вид работы

Балл

1

Повторение

2

Практическая работа

№1 А

№2А

№3А

№4А

№1В

№2В

№3В

№4В

№1С

№2С

№3С

№4с

Итого:

Оценка

Вид работы

Балл

1

Повторение

2

Практическая работа

№1 А

№2А

№3А

№4А

№1В

№2В

№3В

№4В

№1С

№2С

№3С

№4с

Итого:

Оценка






Оценочный лист Оценочный лист

_________________________Ф.И. ________________________Ф.И.

Вид работы

Балл

1

Повторение

2

Практическая работа

№1 А

№2А

№3А

№4А

№1В

№2В

№3В

№4В

№1С

№2С

№3С

№4с

Итого:

Оценка

Вид работы

Балл

1

Повторение

2

Практическая работа

№1 А

№2А

№3А

№4А

№1В

№2В

№3В

№4В

№1С

№2С

№3С

№4с

Итого:

Оценка







© 2010-2022