Неделя физики в школе

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения недели физики


1 день

Открытие недели, оформление кабинета физики (газеты, ребусы, кроссворды, выставка самодельных приборов, книг по физике, рисунков, фотографий)

2 день

  • Занимательные опыты по физике;

  • Необычная викторина

3 день

  • Просмотр компьютерных презентаций учащихся;

  • Сценка «Легенда об Архмиеде» на новый лад;

  • Физические загадки

4 день

Занимательные опыты

5 день

Подведение итогов недели

1 день. Открытие недели физики

(на общешкольной линейке)

Ведущий. Физика - это удивительная наука, ведь она помогает понять множество явлений и закономерностей мира.

В переводе с греческого языка слово «физика» обозначает «природа», это одна из древних естественных наук. Она изучает общие законы природы.

Физика - не единственная наука, предметом которой является неживая природа. Рядом с ней стоят такие науки как химия, астрономия, геология, география, ботаника. Но их основой является то, что изучает физика.

Ведущий.

Планета наша! Как бы ты жила,

И как бы выжили все люди до сих дней

Без солнечного света и тепла,

И без магнита и электрических лучей?

Так выдающийся польский поэт Адам Мицкевич оценил значение тех знаний, которые открывает для нас физика.

Ведущий. «Современная техника - это прежде всего физика в различных ее применениях» (Академик Йоффе)

Ведущий. Физика никогда не будет вычерпана знанием конечного числа законов, поскольку она исследует бесконечную Вселенную. Для того, чтобы убедиться в этом - посетите нашу выставку книг о физике.

Ведущий. Но как говорит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сорок раз услышать.

Поэтому для вас мы подготовили серию занимательных опытов, которые вы увидите завтра.

Ведущий. Изучая физику вы узнаете, что…

  • Ежесекундно в Землю ударяет 100 молний;

  • Напряжение тока в молнии в среднем 100 млн вольт;

  • Что за 1 с комар делает более 500 взмахов крыльями;

  • За 1 с каждый из нас пролетает 30 км вокруг Солнца и 250 км вокруг центра Галактики;

  • Что на человека давит атмосфера Земли с силой равной 150 км (это груз массой 150 тонн);

  • Что на Земле не могут быть горы выше, чем Эверест. Если бы горы были выше (до 30 км), то давление у их подножия было бы таким огромным, что порода плавилась бы, а высота гор уменьшалась;

  • Что давление в недрах Земли в 3 миллиона раз больше, чем на ее поверхности;

  • Что дельфины разговаривают с помощью ультразвука, его воспринимают также собаки и кошки;

  • Что одна грозовая туча весит столько, сколько весит 200 тысяч слонов;

  • Что паутина в 3 раза прочнее стальной проволоки такого же диаметра;

  • Что сердце человека на протяжении жизни выполняет такую работу, которая необходима, чтобы поднять железнодорожного состава из 100 вагонов на высоту горы Монблан (4810 км);

  • Самым плодотворным изобретателем простых механизмов был гениальный Архимед, которому приписывают 40 изобретений. Наиболее известные - это рычаг, винт и водоподъемник;

  • Что первый автомобиль весил 3 тонны и ездил на дровах. Сконструировал его Никола Кюньо в 1769 году.

  • Что птицы и рыбы ощущают магнитное поле Земли;

  • Что обыкновенный таракан видит радиацию;

  • … и многое других фактов.

2 день. Занимательная викторина

На сцене «яблоня» - девочка в длинном зеленом платье, на котором прикреплены бумажные яблоки, на обратной стороне которых записаны вопросы викторины. У подножья «яблоньки» стоит корзинка с настоящими яблоками. Под «яблоней» сидит «Ньютон».

Мини-сценка.

Ньютон.

Смотрю я на окружающий мир, и вижу - сколько в нем загадок!

Яблоня.

Каких?

Ньютон.

Вот, например, Луна движется вокруг Земли миллионы лет и никуда не падает. Почему? Какая сила удерживает ее на орбите?

Яблоня (роняет на голову Нюьтона яблоко)

А ты подумай!

Ньютон

Ну вот, и яблоки падают на Землюю Почему? Да все тела притягиваются Землей! Как Луна, яблоко. А Земля движется вокруг Солнца! Это значит, что в мире между телами есть сила тяжести. И назову ее гравитационной силой!

Яблоня.

Вот и сделал ты важное открытие в природе - Закон всемирного тяготения (показывает формулу Неделя физики в школе ). Это великое открытие!

Ньютон.

Я вижу себя мальчиком, нашедшим красивый камешек, выброшенный на берег волной, а океан истины лежит передо мною нераскрытым.

Яблоня.

Назову условия викторины. Желающий принять участие «срывает» у меня «яблоко», читает написанный вопрос и, если отвечает правильно, получает яблоко из корзинки. А если не правильно, то оставляет себе на память бумажное яблоко.

Победители викторины буту продолжателями в раскрытии тайн природы.

Итак, Ньютон набирает команду «исследователей».

Викторина.

  1. Когда приходится идти по размокшей глине, трудно поднимать ноги. Почему?

  2. Почему в парниках применяют покрытие из полиэтиленовой пленки или стекла?

  3. Какие металлы имеют магнитные свойства?

  4. Почему синтетические ткани, которыми оббиты сидения стульев, быстро загрязняются?

  5. Почему воробьи в холодную погоду спят, распушив свои перья?

  6. Почему гуси, утки выходят из воды «сухими»?

  7. Верно ли, что снег греет Землю?

  8. Почему сырые дрова горят хуже, чем сухие?

  9. Почему шумит чайник, в котором закипает вода?

  10. Почему, спускаясь с горы, санки увеличивают свою скорость?

  11. Почему птицы безопасно сидят на проводах высоковольтной линии электропередач?

  12. Может ли человек быть в состоянии невесомости на Земле?

  13. Почему капли воды шарообразны?

  14. Какой ученый сделал открытие благодаря яблоне?

  15. Что сказал Архимед, когда открыл свой закон?

  16. Может ли человек поднять ведро с ртутью? Почему?

  17. Какой ученый ввел в физику слово «атом»?

  18. Почему скрипит снег под ногами при ходьбе?

3 день. Просмотр компьютерных презентаций, сделанных учащимися на уроках физики.


Сценка «Легенда об Архимеде»

Действующие лица:

Царь Гиерон

Архимед

2 мастера

2 банщика

Царица

Ведущий

Сценка 1.

Ведущий

Греция ІV век до нашей эры. Перед вами царь Гиерон, царица и их васслы.

Гиерон

Какой я царь? Разве видно, что царь? Ведь у меня нет короны!!

Царица.

Так прикажи ее изготовить.

Гиерон

Именно так и сделаю. Позовите ко мне золотых дел мастеров!

Гиерон

Я даю вам кусок чистого золота весом… (взвешивает на весах). Вот видите 1 кг! Приказываю вам за 2 дня изготовить мне такую корону, какой нет даже у византийского императора… За работу!

Ведущий.

Прошло 2 дня. Мастера принесли царю корону.

Гиерон.

Вижу, сделана корона отлично! Но… Нет ли в ней случайно примесей серебра? Честна ли ваша работа?

Мастера.

Проверь, царь, вес и убедись, что весит она 1 кг.

Гиерон (взвешивает корону, потом рассматривает ее)

Вес-то 1 кг, но нужно проверить вашу честность.

Царица.

А как ты собираешься это сделать?

Гиерон.

Я позову Архимеда - умнейшего ученого Греции

(обращается к васслам) Позовите Архимеда!

(Появляется Архимед) к Вашим услугам!

Гиерон.

Я дал мастерам слиток золота весом 1 кг для изготовления короны. Они ее изготовили, но я хочу проверить ее честность, не обманули ли они меня? Нет ли там примеси серебра?

Архимед (берет корону, рассматривает ее)

Масса короны й кг, но это еще ни о чем не говорит.

Сценка 2.

Архимед (идет и вслух рассуждает)

Плотность золота нам известна - 1930 кг/м3, а серебра 1050 кг/м3.

Следовательно, нужно знать плотность короны. Если она будет 1930 кг/м3, то это чистое золото, а если меньше, то в короне есть примеси. Но как найти плотность короны?

Я знаю, что плотность Неделя физики в школе, масса короны нам известна. Но как узнать ее объем? Она неправильной формы! (ходит по сцене, думает).

Ничего не могу придумать. Как узнать объем короны? Голова болит1 Ладно, пойду приму ванну, освежусь, чтобы лучше думалось.

(зовет)

Банщики! Приготовьте мне ванну.

(садится в ванну и вдруг… вскрикивает)

Эврика! Эврика! Нашел!

Банщик

Что ты нашел, Архимед??

Архимед.

Я догадался как найти объем короны. Ты видишь, когда я сажусь в ванну, уровень воды повышается на величину объема моего тела!

Значит, опущу корону в сосуд с водой и на сколько увеличится объем воды - это и будет объем короны. Объем должен быть 0,00073 м3, а на самом деле 0,00083 м3. А это значит, что в короне есть примесь серебра.

Сценка 3.

Царь Гиерон со своим окружением. Входит Архимед.

Архимед.

Я выполнил, царь, твой наказ. Выполнив опыты и расчеты по формуле Неделя физики в школе нашел, что плотность короны меньше, чем плотность золота. Следовательно, в ней есть примесь серебра.

Гиерон (вскакивает с трона)

Позовите мне мастеров!

(Входят мастера, опустив головы.)

Гиерон

Вы меня обманули и украли часть моего золота, предназначенного для изготовления короны! Вы понесет за это наказание. (Пишет указ).Слушайте мой указ! Выполняйте!

(Передает указ ведущему, а ведущий читает)

Казнить нельзя помиловать!

Ни понимаю ничего (обращается к залу). Так казнить или помиловать? Тут нет запятой. Если после слова казнить, то это…. А если после «нельзя», то нужно миловать.

Царь Гиерон, а где в твоем указе стоит запятая??

Гиерон

Ты, наверное, не из нашей эры!!! Запятая? Какая еще запятая?? Ставь, где хочешь.

Ведущий (к залу)

Где мы поставим запятую?? (разбирают ситуацию)

Архимед

Как бы ни решил Гиерон, но навеки остается мое открытие: «На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме тела Неделя физики в школе. Вот так!»

Ведущий.

И назовут этот закон - законом Архимеда.


4 день. Занимательные опыты


  • Занимательные опыты

Рекомендуется использовать пособие «Занимательные опыты по физике», Л.А.Горев, 1985 г.

  • Физические загадки


8






© 2010-2022