Методические элементы использования на уроках компьютера и проектора

Сегодня активно внедряются в учебный процесс информационные технологии - технологии переработки, распространения передачи информации. Один из методов повышения качества обраблткиявляется применение на уроке компьютера и проектора. У ребят появляются новые возможности - увидеть невидимое. Ученик не только слушает, но и воспринимает информацию зрительно. Это повышает качество восприятиянового материала. Стимулирует учителя осваивать новые, современные технологии. Подготовка учителя к уроку проходи...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические элементы технологии использования компьютера в сочетании с проектором или телевизором на уроках физики.


Марченко В.А ., учитель физики Республиканского учебного заведения «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей Министерства образования и науки Автономной Республики Крым», АР Крым, Украина

Анотацiя. У даннiй роботi на прикладi уроку в 11 класi з теми «Фотоелектричний ефект» розкритi методичнi питання застосування iнформацiйних технологiй.


Сегодня активно внедряются в учебный процесс информационные технологии - технологии переработки, распространения и передачи информации. Один из методов повышения качества образования является применение компьютера и проектора на уроке. Появляются новые возможности «увидеть невидимое». Ученик не только слушает учителя, но и воспринимает информацию зрительно. Это безусловно повышает качество восприятия нового материала. Стимулирует учителя осваивать новые, современные технологии. Подготовка учителя к уроку проходит на болем высоком уровне, что подталкивает учителя к самообразованию. Успех на уроке будет иметь тот учитель который способен подходить к вопросам обучения учащихся креативно.

Эффективность использования компьютера на уроке в большой степени зависит от методической и технической подготовки учебного материала.

«В процессе проведения урока используются разнообразные формы и методы подачи учебного материала, при этом учитывается, что один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Органичное введение компьютера в процесс обучения даёт возможность многократно повысить наглядность изучения основных разделов школьного курса физики» [1; стр. 21]

Необходимо отметить, что применение компьютера в учебном процессе не должно являться самоцелью. Компьютер не может, да и не должен заменить учителя, так как процесс обучения это творческая работа не только учителя, но и ученика, построенная на постоянном использовании обратной связи между учеником и учителем. Компьютер не заменяет «живой» эксперимент, а лишь дополняет его, расширяет исследовательские возможности.

«На уроках физики компьютер наиболее удобно использовать как универсальное и мобильное техническое средство обучения (ТСО). В этом случае с его помощью решается ряд проблем в преподавании школьного курса физики, решение которых традиционными способами затруднительно» [1; стр. 23 ]. Например:

  • демонстрация на компьютерных моделях явлений микромира

  • моделирование быстро протекающих процессов и их замедленное воспроизведение

  • исследование физических явлений и процессов на компьютерной модели, если необходимое оборудование отсутствует или данные явления не могут быть продемонстрированы в школьном кабинете физики

Уроки с применением видеофильмов.

Эти уроки учитель планирует заранее на предстоящую тему или раздел школьного курса физики. Видеофильмы подбирают в зависимости от типа урока, его целей и содержания. Сначала отбирается необходимый видеоматериал, затем осуществляется методическая и техническая подготовка.

При подборе видеоматериала изучают его содержание с точки зрения соответствия программе, цели и содержанию урока, уровню знаний и возрастным особенностям учащихся. Необходимо также определить элементы фильма, выходящие за рамки учебной программы, а также недостаточность пояснения отдельных, наиболее значимых, явлений и понятий. Обязательно учитывать и тот факт, что фильм должен не заменять, а дополнять другие, более эффективные средства обучения. При подборе видеосюжета для демонстрации во время урока обязательно учитывается объём предлагаемой информации, скорость её подачи, возможность её усвоения учащимися.

Методическая подготовка, как правило, начинается с планирования проведения урока. Желательно при составлении плана указать ориентировочный хронометраж каждого этапа проведения занятия, обязательно продумать место и роль видеофильма в структуре учебного материала. Необходимо сформулировать вопросы, которые будут поставлены ученикам перед просмотром и по завершению просмотра фильма, а также в начале и в конце урока. Во время урока возможно и использование других наглядных средств обучения, но надо рассмотреть время, место и последовательность их демонстрации на уроке.

Перед демонстрацией фильма необходимо подготовить учащихся к активному осознанному восприятию его содержания, установить связь между содержанием видеофильма и изучаемой темой. Можно раскрыть структурную схему сюжета (не рассказывая содержания). Наиболее трудные для усвоения моменты необходимо пояснить. Обратить внимание учеников на существенные детали, которые важны для правильного понимания физических явлений и законов.

«При подготовке к просмотру большое внимание следует уделить звуковому сопровождению фильма. Использование компьютера для демонстрации видеофильмов позволяет применять различные варианты звукового сопровождения. При необходимости возможно частично или полностью отключить звуковое дикторское сопровождение, заменив его собственными комментариями и объяснениями. Сопровождающие фильм комментарии должны обращать внимание детей на основные моменты сюжета, подчеркивать существенные детали, связывать содержание видеофильма с темой и содержанием урока.» [1; стр. 98-100]

Предварительная техническая подготовка к уроку позволяет не только повысить эффективность использования видеофильма но и более плодотворно использовать время урока. Хочется отметить, что стандартное программное обеспечение, установленное на компьютере, позволяет полностью обработать видеоматериал и звук фильма. При подготовке к уроку видеофильм просматривают, выбирают необходимые фрагменты, определяют интервалы времени для их демонстрации, располагают фрагменты фильма в соответствии с планом урока. Затем определяют характер звукового сопровождения. Пояснения диктора за кадром можно дополнить или заменить словами учителя, при необходимости звук отключают, а пояснения к фильму даёт сам учитель. Рекомендуется составить монтажный лист, сделав анализ каждого фрагмента с точки зрения его содержания, размещения в теле урока, времени демонстрации, звукового сопровождения.

Рассмотрим один из возможных вариантов урока, на котором используется фрагменты учебного видеофильма.

Тема: «Фотоэлектрический эффект» [2; стр. 298]

Цель урока: дать понятие о внешнем фотоэффекте и разъяснить содержание его законов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Демонстрации: 1.Фотоэффект на цинковой пластине.

2.Фрагменты видеофильма «Фотоэффект»

Оборудование: электроскоп, цинковая пластина, источник света, светофильтры, компьютер, телевизор или мультимедийный проектор, ППЗ «Бібліотека електронних наочностей. Фізика 10-11 кл.»

Вопросы к учащимся в процессе урока.

Что такое кинетическая энергия? От каких величин она зависит? Как рассчитывается? Обладают ли фотоэлектроны кинетической энергией? Как изменяется частота излучения при переходе от красной к фиолетовой области видимого спектра? Как рассчитывается работа электрического поля при перемещении заряда? Почему красная граница фотоэффекта имеет разное значение для различных веществ?

Ход урока.

I. Этапы урока

II. Краткое содержание

III. Время

1.Организационный момент


1-2 минуты

2.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Кроме темы и цели урока, сообщаем ученикам о широком спектре использования фотоэлектрических явлений в современных технических устройствах.

2-3 минуты

3.Изложение нового материала

Изложение материала можно начать с демонстрации внешнего фотоэффекта на цинковой пластине. Затем рассказываем об истории открытия и исследования явления внешнего фотоэффекта. Далее демонстрируем первую часть учебного фильма (2 мин.). После просмотра сюжета уточняется определение явления внешнего фотоэффекта; учащиеся записывают определение в тетрадь.

Изучаем основные законы внешнего фотоэффекта. Акцентируем внимание на том, что эти законы были установлены экспериментально.

Демонстрируем вторую часть учебного фильма (6 мин. 30с.)

В ходе просмотра можно прерывать демонстрацию для уточнения наиболее важных моментов фильма. Ученики записывают в тетрадь законы фотоэффекта. При необходимости некоторые кадры видеофильма показываем ещё раз. Обобщаем изученный материал.

35-37минут

4.Завершающий этап

Домашнее задание. Пояснения, ответы на вопросы учеников.

2-3 минуты


При закреплении материала на уроке целесообразно проводить в форме ответов на вопросы, которые написаны и розданы детям на отдельных листочках, либо написаны на доске. Ребята в процессе просмотра фильма могут самостоятельно уже отмечать или фиксировать ответы на вопросы. Вопросы должны быть поставлены в последовательности к излагаемому видеоматериалу. Тогда при ответе на эти вопросы у учащихся получится законченный рассказ по изучаемой теме.

Annotation. In this work methodical issues on the usage of information technologies were revealed as an example of the "Photoelectrical effect" lesson in 11th form.


Литература.

1. Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 1979 - С. 21-24, 98-100.

2. Кирик Л.А. Уроки физики 11 кл. - Харьков.: Ранок-НТ, 2004 - С. 298, 325.

3. Олександр Ляшенко, Олена Хоменко Оцінювання навчального процессу з фізики учнями і вчителями. - Фізика та астрономія в школі, 2006-№3-С.4

4. ППЗ Бібліотека електронних наочностей. Фізика 10-11 кл.



© 2010-2022