• Преподавателю
  • Физика
  • Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики с целью активизации познавательной деятельности

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики с целью активизации познавательной деятельности

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики с целью активизации познавательной деятельности


Самигуллина Г.Ф., учитель физики

МОКУ СОШ с.Старотураево, Ермекеевский район,

Республика Башкортостан, [email protected]


Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Необходим переход от системы, ориентированный в основном на репродуктивное усвоение знаний, к системе, направленной на образование активной, творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному познанию нового и подготовленной к осознанному выбору своего дальнейшего жизненного пути.

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью решения проблемы повышения познавательной активности и творческого потенциала учащихся. Эта проблема всегда находилась в центре внимания педагогической науки. Еще Я.А Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский рассматривали познавательный интерес как необходимое условие обучения. Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, в науке до сих пор нет однозначного определения активизации познавательной деятельности. Одни авторы сводят ее лишь к совершенствованию усвоения знаний, другие понимают активизацию познавательной деятельности как формирование активности, самостоятельности и других качеств личности.

Современная концепция информатизации образования предусматривает использование информационных технологий для повышения качества учебного процесса, в том числе для активизации познавательной деятельности. Ее основными факторами являются:

  • использование проблемного обучения;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • управление познавательной деятельностью с помощью программированного обучения;

  • использование коллективных форм обучения;

  • учет принципа наглядности в обучении;

  • учет принципа индивидуального подхода в обучении.

Быстрое развитие вычислительной техники позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса и во внеурочное время при обучении физике. Эффективность их применения зависит от многих факторов: от уровня самой техники, от качества используемых обучающих программ, от методики обучения, применяемой учителем.

Условно систему использования компьютера на уроках можно разделить на три этапа:

-компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материала урока.

-компьютерное сопровождение уроков. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала. Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся.

-этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Например, уроки физики эффективнее проводить с использованием электронного учебника. Такие уроки проводятся в кабинете информатики. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Интерес к изучению проблемы использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается. Идет разработка методов обучения, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.

Одним из главных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Также можно предположить, что разработка специальных обучающих программ, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.

Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить очень аккуратно, т.к эти дети обладают своеобразной психикой. Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к Интернет-зависимости. В то же время, при разумном и научно-обоснованном подходе к образованию и развитию одаренных детей, можно ориентироваться на такие приоритетные направления:

- поиск и выявление одаренных детей;

- онлайновое тестирование;

- дистанционное обучение одаренных детей;

- использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей и т.д.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зреличным.

Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций, но и используя специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео- и игровые программы успешно используются для обучения , способствуя развитию творческой активности и увлечению предметом.

Работа по составлению различных видов тестов, творческих заданий - очень творческая. Но наряду с этим можно внедрять в свою деятельность базу уже созданных электронных ресурсов. Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями физики при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении физики, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Вот перечень некоторых электронных ресурсов: «Физика 7-11 классы» - программа «Физикон» , Конструктор виртуальных экспериментов по физике «Новый диск», Видеозадачники по физике, Открытая физика - программа «Физикон», Физика 7-11класс «Кирилл и Мефодий».

Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. При его использовании достигается большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременно проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность учителю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовность передавать свои знания и опыт новыми средствами. Овладение учителем возможностями сети Интернет позволяет привлекать к урокам дополнительный иллюстративный материал. При работе с Интернетом появляется возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Использование Интернет - ресурсов требует от учителя - предметника изменения его профессиональной деятельности. Использование ресурсов Интернета вызывает и сложности. Не всегда информация, полученная с различных сайтов достоверна, приходится проверять ее несколько раз. Сайты научных организаций и центров, ВУЗов и других учебных заведений вызывают больше доверия. Чисто информационные сайты зачастую содержат материал, скопированный из печатных источников. Сайты, содержащие достоверную информацию, указывают источник получения того или иного материала. Все эти моменты необходимо объяснять и обучающимся, если они готовят какое - либо задание с поиском информации в сети Интернет. В сети Интернет содержится большое количество информации и, чтобы найти что - то нужное, необходимо порой потратить много времени и сил.

Множество материалов на данных сайтах можно использовать как на разных этапах уроков физики, так и во внеурочное время (кружковая работа, внеклассные мероприятия по предмету, проектная деятельность обучающихся и т. д.)

Уроки с использованием ПК очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. Но при всех преимуществах данной методики необходимо помнить одну старую, давно известную истину: все хорошо в меру. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. У старшеклассников проводить подобные уроки можно не чаще, чем один раз в неделю, а с учащимися среднего звена - не чаще, чем один раз в две недели. Тогда интерес ребят не гаснет, а только растет.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным ТСО. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не только «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности для учащихся. Применение компьютерных технологий позволяет индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В современной школе, осуществляющей массовое обучение, учитель вынужден работать одновременно с учащимися, обладающими неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Компьютер позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, уровень обученности слабых школьников при этом поднимается; не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая возможность, которая появляется при использовании информационных технологий - развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. В результате их использования повышается интерес к физике, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают информационными технологиями.

Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды и осознают, воспринимают педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».



© 2010-2022