Рабочая программа по физике (10 класс)

Рабочая программа курса физике для 10 класса. Автор учебника С.В. Громов, 3 ч. в неделю. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по физике  для общеобразовательных учреждений 7 -11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ", соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.  Рабочая программа содержит обязательный минимум содержания на базовом ...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕСТЕРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Д. НАДЕЖДА КИЛЬМЕЗСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________(А. А. Державина)

«______»____________2012 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ Пестеревская СОШ д. Надежда

____________ (А.Л. Касаткин)

Приказ №________ от «______»____________2012 г




Рабочая программа

по физике для 10класса


НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
базовый уровень обучения






Учитель: Державина А.А.

первая квалификационная категория


д. Надежда

2012 г.








Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике для общеобразовательных учреждений 7 -11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ». Составители: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, М: «Дрофа», 2001.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ФИЗИКИ 10 класса

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа:

  • Разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Разработана с учётом Закона РФ « Об образовании» (статья 7);

  • Разработана с учётом БУП общеобразовательных учреждений Кировской области;

  • Разработана с учётом учебного плана МКОУ Пестеревская СОШ д. Надежда на 2012-2013 учебный год

  • Реализует преподавание физики на базовом уровне;


  • Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;

  • Дает распределение учебных часов по разделам курса;


  • Даёт последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;

  • Определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися;

  • Предусматривает гибкий подход к выбору методов и форм контроля обученности, в зависимости от степени усвоения знаний, от психологических особенностей учащихся и т.п.;

Значение физики в школьном образовании

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путём ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Задачи обучения:

В задачи обучения физики входит:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; от широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи, неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании диалектического характера физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Базовый уровень изучения физики ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Данная рабочая программа и тематическое планирование изучения физики в 10 классе составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для средней школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 3 учебных часа в неделю в 10 классе, программы «Физика» для общеобразовательных учреждений 7-11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001 г.)

Изучение учебного материала предполагает использование учебника Громов С. В. «Физика - 10», Громов С. В.

Цели изучения физики:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 1 ч в неделю в 10 классе и добавлено 2 ч. из вариативной части предметов по выбору на базовом уровне (всего 102 часа).

Структура курса физики 10-11 классов.

Курс физики 10 класса включает три раздела: «Механику», «Теорию относительности», «Электродинамику».

Данная структура имеет следующие особенности:

  • теория относительности изучается сразу после механики и до электродинамики и оптики, что позволяет показать место механики в современной физической картине мира и с самого начала изучения курса следовать идее единства классической и современной физике;

  • оптика не входит в состав электродинамики и квантовой физики, а представляет собой самостоятельный раздел, включающий волновую оптику, геометрическую оптику как предельный случай волновой и квантовую оптику; выделение раздела «Оптика» в самостоятельный раздел обусловлено той большой ролью, которую играют световые явления в жизни человека;

  • курс завершается большим разделом о строении и свойствах вещества, в котором вслед за классическими представлениями молекулярной физики, включающей МКТ и термодинамику, рассматриваются квантовые идеи физики атома, атомного ядра и элементарных частиц.

Обязательный минимум содержания образовательной программы на базовом уровне.

Методы научного познания и физическая картина мира

Функции и взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и причины существования границ их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика.

Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения и принцип дальнодействия. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Механическая картина мира и ее ограниченность.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Температура как мера средней энергии теплового движения частиц вещества. Опыты Штерна и Перрена. Уравнение состояния идеального газа. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

Электродинамика.

Электрическое взаимодействие. Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Опыты Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея. Принцип близкодействия. Электрическое и магнитное поля. Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Интерференция и дифракция света. Волновая модель света. Давление света и опыты Лебедева. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.

Основы специальной теории относительности.

Постулаты специальной теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии. Соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы и методы контроля: В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:

  • устный фронтальный опрос ( от 5 до 25 мин.);

  • физический диктант (от 3 до 7 мин);

  • проверочная работа (тест или запись определений, от 5 до 30 мин);

  • самостоятельная работа (решение задач или вывод формулы (закона), от 10 до 40 мин);

  • лабораторная работа (от 10 до 40 мин);

  • контрольная работа (от 40 до 80 мин);

  • самооценка работы учащегося;

  • оценивание группой экспертов-учащихся;

  • оценивание одноклассником;

Рекомендации к методике преподавания

В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.

Следует уделять больше внимания на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.

Рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве.

Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации.

Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы - повышению эффективности урока физики.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

ФИЗИКА

10 класс (Громов С. В.)

(102 часа, 3 часа в неделю)

Механика (48 часов)

Основы кинематики (12 часов)

Пространство, время, движение. Система отсчёта. Механическое движение и его относительность. Моделирование объектов и явлений природы. Материальная точка. Роль математики в физике. Основная задача механики. Траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение. Равноускоренное и равномерное движения. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип пространственно-временной симметрии. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея.

Демонстрации:

  • Относительность движения.

  • Прямолинейное и криволинейное движение.

  • Запись равномерного и равноускоренного движения.

  • Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)

  • Направление скорости при движении тела по окружности.

Фронтальная лабораторная работа

  • Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.

Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме « Основы кинематики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основы динамики (16 часов)

Законы динамики и принцип причинности.

Взаимодействие тел. Сила и масса. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

Типы взаимодействий и различные виды сил. Закон Кулона - Амонтона (закон трения скольжения). Закон Гука. Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение тела под действием силы тяжести. Движение искусственных спутников Земли. Перегрузки и невесомость.

Момент силы. Условия равновесия тел.

Физические законы и границы их применимости.

Демонстрации:

  • Проявление инерции.

  • Сравнение массы тел.

  • Второй закон Ньютона

  • Третий закон Ньютона

  • Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.

  • Невесомость.

  • Зависимость силы упругости от величины деформации.

  • Силы трения покоя, скольжения и качения.

  • Изменение энергии тела при совершении работы.

  • Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.

Фронтальные лабораторные работы

  • Измерение коэффициента трения скольжения.

  • Изучение движения конического маятника.

Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, инерциальная система отсчета.

Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления.

Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы динамики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Законы сохранения (12 часов)

Механическая работа. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии. Виды равновесия. Полная механическая энергия. Закон сохранения энергии и однородность времени. Применение закона сохранения энергии к движению жидкости или газа.

Импульс. Закон сохранения импульса и однородность пространства. Столкновение тел. Реактивное движение.

Демонстрации:

  • Механическая работа

  • Виды равновесия тел

  • Закон Бернулли

  • Изменение импульса тела

  • Столкновение тел

  • Реактивное движение

Знать: импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

Уметь: измерять и вычислять физические величины (импульс, работу, мощность, КПД механизмов). Решать простейшие задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направление вектора импульса тела, определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Законы сохранения» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Колебания и волны (8 часов)

Свободные колебания. Амплитуда, период, частота. Уравнение гармонических колебаний. Математический маятник. Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Громкость и высота звука. Уравнение гармонической волны.

Демонстрации:

  • Пружинный маятник

  • Нитяной маятник.

  • Свободные колебания.

  • Амплитуда, период, частота колебаний.

  • Затухание свободных колебаний.

  • Вынужденные колебания.

  • Резонанс.

  • Образование и распространение волн.

  • Звук. Источники звука.

  • Громкость и высота звука.

  • Эхо.

Фронтальная лабораторная работа

  • Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Теория относительности (6 часов)

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство, время, тяготение в теории относительности. Релятивисткая динамика. Связь массы и энергии. Принцип соответствия.

Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.

Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.

Электродинамика (72 часа)

Электромагнитное поле в вакууме (19 часов)

Электрический заряд и его свойства. Элементарный электрический заряд. Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитное поле. Напряжённость электрического поля. Индукция магнитного поля. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Применение силы Лоренца.

Постоянное электрическое поле в вакууме. Электрическое поле точечного заряда. Закон Кулона. Принцип суперпозиции для электрического поля. Основная теорема электростатики. Энергетические характеристики электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряжённостью и разность потенциалов.

Постоянное магнитное поле в вакууме. Вихревой характер магнитного поля. Сила Ампера. Действие магнитного поля на рамку с током.

Демонстрации:

  • Электризация тел трением.

  • Взаимодействие зарядов.

  • Устройство и принцип действия электрометра.

  • Электрическое поле двух заряженных шариков.

  • Электрическое поле двух заряженных пластин.

  • Делимость электрического заряда.

  • Закон Кулона.

  • Измерение разности потенциалов.

  • Взаимодействие проводников с электрическим током.

  • Опыт Эрстеда.

  • Действие магнитного поля на проводник с током.

  • Действие магнитного поля на рамку с током.

Знать: понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, магнитное поле тока, индукция магнитного поля.

Законы: Кулона, сохранения заряда.

Практическое применение: защита приборов и оборудования от статического электричества.

Уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера.

Оценивать и анализировать информацию по теме «Электромагнитное поле в вакууме» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Электромагнитное поле в веществе (29 часов)

Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Энергия заряженного конденсатора. Электрическое поле Земли.

Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах. Основные представления электронной теории металлов. Постоянный ток в проводнике. Закон Джоуля - Ленца. Сопротивление проводника. Электродвижущая сила. Законы Ома (для активного и пассивного участков цепи, для полной цепи). Последовательное и параллельное соединения проводников. Мощность постоянного тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. р - п-переход. Полупроводниковые приборы.

Термоэлектронная эмиссия и электровакуумные приборы.

Электрический ток в газах. Носители свободных электрических зарядов в газах. Плазма.

Электрический ток в электролитах. Носители свободных электрических зарядов в жидкостях. Закон электролиза.

Магнитное поле в веществе. Магнитное поле Земли.

Демонстрации:

  • Проводники в электростатическом поле.

  • Диэлектрики в электростатическом поле.

  • Электрическая ёмкость.

  • Конденсаторы.

  • Электрический ток в металлах.

  • Тепловое действие электрического тока.

  • Зависимость сопротивления проводника от температуры.

  • Закон Ома для пассивного участка цепи.

  • Последовательное и параллельное соединения проводников.

  • Полупроводниковые приборы: терморезисторы, фоторезисторы, диоды.

  • Транзисторы.

  • Электрический ток в электролитах.

Фронтальные лабораторные работы

  • Определение удельного сопротивления проводника.

  • Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  • Определение электрического сопротивления.

  • Определение элементарного заряда методом электролиза.

Знать: понятия: электроемкость, диэлектрическая проницаемость.

сторонние силы и ЭДС, электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р - n - переход в полупроводниках.

Законы: Ома для полной цепи, электролиза

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы, электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора

Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, решать задачи на определение количества вещества выделившегося при электролизе, оценивать и анализировать информацию по теме «Электромагнитное поле в веществе» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Переменное электромагнитное поле (24 часа)

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Генераторы тока. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитная энергия проводника с током.

Электромагнитные колебания.

Переменный ток. Фаза колебаний. Колебательный контур. Автоколебания. Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор.

Научные гипотезы. Гипотеза Максвелла. Электромагнитные волны.

Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Открытие электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Демонстрации:

  • Электромагнитная индукция.

  • Правило Ленца.

  • Принцип действия генератора тока.

  • Переменный электрический ток.

  • Трансформатор.

  • Излучение и приём электромагнитных волн.

  • Принцип радиосвязи.

  • Простейший радиоприёмник.

Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.

Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.

Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:Рабочая программа по физике (10 класс), Рабочая программа по физике (10 класс), Рабочая программа по физике (10 класс), Рабочая программа по физике (10 класс),

Рабочая программа по физике (10 класс), Рабочая программа по физике (10 класс), Рабочая программа по физике (10 класс). Объяснять распространение электромагнитных волн.

Таблица 1: Учебно-тематический план 10 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Основы кинематики

12

1

1

2

Основы динамики

14

2

1

3

Законы сохранения

11

-

1

4

Колебания и волны

7

1

-

5

Теория относительности

4

-

-

6

Электромагнитное поле в вакууме

16

-

1

7

Электромагнитное поле в веществе

24

4

-

8

Переменное электромагнитное поле

14

-

1


Итого

102

8

5






Календарно - тематическое планирование учебного материала

Физика - 10 класс


№ п/п

Тема урока

Цель урока

Форма урока

Основное содержание

Д/з

Дата

МЕХАНИКА

Основы кинематики (12 часов)

1.1

Пространство, время, движение

Изучение нового материала, повторение

Лекция (с элементами беседы)

Пространство, время, движение в физике. Система отсчёта. Механическое движение и его относительность. Моделирование объектов и явлений природы. Материальная точка

§ 1-4, задача 2

2.2

Основная задача механики

Изучение нового материала, повторение

Комбинированный

Основная задача механики. Основная аксиома классической механики. Радиус-вектор. Траектория, путь, перемещение. Проекция вектора на ось координат. Правило перехода от векторного способа описания движения к координатному (скалярному)

§ 5,6 задачи 4,6

3.3

Скорость. Ускорение

Изучение нового материала

Комбинированный

Мгновенная скорость. Ускорение. Виды механического движения материальной точки. График зависимости проекции скорости от времени

§ 7,8 задачи 12, 14

4.4

Равноускоренное и равномерное движения

Изучение нового материала, обобщение

Комбинированный

Ускорение, скорость, перемещение, координата при равномерном и равноускоренном движениях. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение как пример равноускоренного движения

§ 9, задача 20

5.5

Л/р №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Формирование умений

Лабораторная работа

Перемещение при равноускоренном движении. Измерение пути, времени. Погрешности прямых и косвенных измерений

Оформление лабораторной работы

6.6

Равномерное и равноускоренное движения

Формирование умений

Решение задач

Ускорение, скорость, перемещение при равномерном и равноускоренном движениях. Графическое представление движений

Задачи 22, 24, 26

7.7

Равноускоренное движение

Формирование умений

Решение задач

Ускорение, скорость, перемещение при равномерном и равноускоренном движениях. Графическое представление движений

Задачи 28, 30, 32

8.8

Равномерное движение по окружности

Изучение нового материала, закрепление

Комбинированный

Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянным по модулю ускорением. Равномерное движение по окружности, центростремительное ускорение. Период, частота обращения

§ 10, задачи 36, 40

9.9

Принципы симметрии. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея

Изучение нового материала, систематизация и обобщение

Комбинированный

Принцип пространственно-временной симметрии: однородность и изотропность пространства, однородность времени. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея. Закон сложения перемещений. Классический закон сложения скоростей

§ 11-13, задача 44

10.10

Относительность движения

Формирование умений

Решение задач

Законы сложения перемещений и скоростей. Инвариантность ускорения

Задачи 46, 48. Повторение гл. 1, 2

11.11

Основные закономерности кинематики

Систематизация и обобщение

Комбинированный

Виды механического движения материальной точки, их характеристики, кинематические закономерности различных видов движения, графическое представление движений

Подготовка к контрольной работе

12.12

Основы кинематики

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1

Весь материал темы «Основы кинематики»

-

Основы динамики (14 часов)

13.1

Сила и масса. Законы Ньютона

Систематизация и обобщение, повторение

Лекция-беседа

Законы динамики и принцип причинности. Взаимодействие тел. Сила и масса. Законы Ньютона

§ 15, 16 (§ 14 для дополнительного чтения), задачи 50, 52

14.2

Следствия из законов Ньютона

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Сила - мера воздействия. Принцип независимости взаимодействий. Принцип суперпозиции сил. Соотношение ускорений и масс взаимодействующих тел. Аддитивность массы

§ 17,

задачи 54, 58

15.3

Виды сил в механике

Изучение нового материала, систематизация

Комбинированный

Типы взаимодействий и различные виды сил. Гравитационное и электромагнитное взаимодействия. Закон Гука. Закон Кулона - Амонтона ( закон трения скольжения)

§ 18, задачи 64, 66

16.4

Л/р №2 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Формирование умений, закрепление

Лабораторная работа

Экспериментальная проверка закона Кулона - Амонтона

Оформление лабораторной работы, задачи 68, 70

17.5

Движение тела под действием нескольких сил

Формирование умений

Решение задач

Динамические и кинематические закономерности при торможении тела. Тело на наклонной плоскости

Задачи 72, 74

18.6

Движение связанных тел

Формирование умений

Решение задач

Движение тел, связанных нитью, перекинутой через блок. Движение связанных тел по горизонтальной плоскости

Задачи 76, 78

19.7

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести

Изучение нового материала

Комбинированный

Закон всемирного тяготения, гравитационная постоянная. Сила тяжести. Ускорение свободного падения

§ 19-22, задача 90

20.8

Движение тела под действием силы тяжести

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Движение тел, брошенных вертикально, горизонтально, под углом к горизонту

§ 23, задачи 94, 98

21.9

Движение тела под действием силы тяжести

Формирование умений

Решение задач

Движение тел, брошенных вертикально, горизонтально, под углом к горизонту

Задачи 102, 104

22.10

Движение искусственных спутников Земли

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Первая космическая скорость. Вторая и третья космические скорости ( в ознакомительном плане)

§ 24, задачи 108, 110

23.11

Л/р №3 «Изучение движения конического маятника»

Изучение нового материала, формирование умений

Лабораторная работа

Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости

Оформление лабораторной работы

24.12

Вес тела

Повторение, изучение нового материала

Решение задач

Вес тела. Вес ускоренно движущегося тела

Задачи 82, 86. С. 60

25.13

Перегрузки и невесомость

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Вес ускоренно движущегося тела. Перегрузки и невесомость

§ 25, задачи 116, 118

26.14

Основы динамики

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2

Весь материал темы «Основы динамики»

-

Законы сохранения (11 часов)

27.1

Механическая работа и мощность

Изучение нового материала

Комбинированный

Механическая работа. Работа постоянной силы. Механическая мощность. Мощность двигателя при равномерном движении автомобиля

§ 26, задача 120

28.2

Кинетическая энергия

Изучение нового материала

Комбинированный

Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Физический смысл кинетической энергии

§ 27, задачи 122, 126

29.3

Потенциальная энергия

Изучение нового материала

Комбинированный

Потенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. Потенциальная энергия упругого деформированного тела

§ 28, задачи 129, 130

30.4

Теорема о потенциальной энергии

Изучение нового материала

Комбинированный

Консервативные силы. Теорема о потенциальной энергии. Обобщённый вид теоремы о потенциальной энергии. Принцип минимума потенциальной энергии. Виды равновесия тел

§ 29, задачи 134, 136

31.5

Закон сохранения полной механической энергии

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Полная механическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии и однородность пространства

§ 30, 31 задачи 138, 140

32.6

Импульс

Изучение нового материала

Комбинированный

Импульс. Импульс силы и изменение импульса. Второй закон Ньютона в импульсном представлении

§ 32, задачи 152, 154

33.7

Закон сохранения импульса

Изучение нового материала

Лекция

Закон сохранения импульса и однородность пространства. Столкновения тел (упругий и неупругий удары)

§ 33, 34 задачи 156, 158

34.8

Закон сохранения импульса

Формирование умений

Решение задач

Упругий и неупругий удары

Задачи 160, 162

35.9

Реактивное движение

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Реактивное движение. Формула Мещерского

§ 35, задача 166

36.10

Законы сохранения в механике

Повторение и закрепление

Комбинированный

Законы сохранения полной механической энергии и импульса. Применение законов сохранения в механике

Задача 150. Повторение гл. 5, 6

37.11

Законы сохранения в механике

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3

Весь материал темы «Законы сохранения»

С. 107

Колебания и волны (7 часов)

38.1

Свободные механические колебания. Характеристики колебательного движения

Изучение нового материала

Комбинированный

Механические колебания. Колебательная система. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, циклическая частота. Гармонические колебания. Графическое представление колебательного движения

§ 36, задачи 170, 172

39.2

Динамика свободных колебаний

Изучение нового материала

Комбинированный

Пружинный маятник, нитяной маятник, их модели - идеальный пружинный маятник, математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Периоды колебаний пружинного и математического маятников

§ 37, задачи 174, 178

40.3

Л/р №4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Формирование умений

Лабораторная работа

Экспериментальная проверка формулы периода колебания нитяного маятника, который в данных условиях можно считать математическим маятником

Задача 176

41.4

Превращения энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс

Изучение нового материала

Лекция

Превращения энергии в колебательных системах без трения и с трением. Вынужденные колебания. резонанс

§ 38, 39 задача 182. С. 124-125

42.5

Механические волны и их характеристики

Изучение нового материала

Лекция

Волны. Упругие волны. Продольные и поперечные волны. Волны на поверхности жидкости. Скорость волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны

§ 40, задачи 184, 185

43.6

Звуковые волны

Изучение нового материала

Лекция

Звук. Инфразвук, ультразвук. Звуковые волны в разных средах. Громкость и высота звука. Взаимосвязь объективных и субъективных характеристик звука. Эхо

§ 41, 42 задачи 188, 192

44.7

Механические колебания и волны

Контроль знаний

Зачёт

Весь материал темы «Колебания и волны»

С. 133 (для дополнительного чтения)

Теория относительности (4 часа)

45.1

Классические представления о пространстве и времени. Постулаты Эйнштейна.

Изучение нового материала

Лекция

Абсолютность пространства и времени в классической механике. Преобразования Галилея. Фундаментальная скорость первый и второй постулаты Эйнштейна: абсолютность скорости света, принцип относительности Эйнштейна. Предельность скорости света как следствие постулатов СТО

§ 43, 44

46.2

Относительность промежутков времени и пространственных длин

Изучение нового материала

Комбинированный

Относительность промежутков времени и пространственных

§ 45

47.3

Релятивистская динамика

Изучение нового материала

Комбинированный

Противоречие следствий закона Ньютона и предельности скорости света. сохранение в СТО понятия «импульс» и импульсной формы второго закона динамики. Инвариантность массы. Релятивистский импульс

§ 46, задачи 198, 200

48.4

Масса и энергия в СТО

Изучение нового материала

Комбинированный

Полная (релятивистская) энергия. Энергия покоя (собственная энергия). Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия и масса системы частиц. Неаддитивность массы. Закон сохранения массы

§ 47, задачи 202, 204. Для дополнительного чтения § 48

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электромагнитное поле в вакууме (16 часов)

49.1

Электрический заряд

Изучение нового материала

Комбинированный

Электрический заряд как свойство, физическая величина и физический объект. Делимость, дискретность, сохранение электрического заряда

§ 49, задачи 214, 216

50.2

Электромагнитное поле

Изучение нового материала

Лекция

Электромагнитное поле. Электрическое и магнитное поля. Электрическая напряжённость (напряжённость электрического поля). Магнитная индукция (индукция магнитного поля). Электрическая сила. Магнитная сила

§ 50

51.3

Сила Лоренца

Изучение нового материала

Комбинированный

Электромагнитная сила Лоренца. Электрическая сила, магнитная сила (сила Лоренца). Уравнение движения частицы в электромагнитном поле. Относительность силовых характеристик электрического и магнитного полей

§ 51

52.4

Движение заряженной частицы в электрическом поле

Изучение нового материала

Комбинированный

Электрическое поле. Однородное электрическое поле. Применение закономерностей равноускоренного движения для микрочастиц в макрообласти пространства. Силовые линии электрического поля

§ 52, задачи 217, 220

53.5

Движение заряженной частицы в магнитном поле

Изучение нового материала

Комбинированный

Магнитное поле. Модуль силы Лоренца. Правило левой руки. Однородное магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Применение кинематических и динамических закономерностей к движению микрочастицы в макрообласти пространства.

§ 53, задачи 218, 238

54.6

Применение силы Лоренца

Изучение нового материала

Семинар

Управление электронным пучком. Определение скорости движения частиц. Определение знака заряда движущейся частицы. Магнитные ловушки. Определение удельных зарядов и масс частиц. Масс-спектрограф. Ускорение заряженных частиц

Задачи 251, 252 (по желанию), § 55 (повторение)

55.7

Электрическое поле точечного заряда. Закон Кулона

Изучение нового материала

Комбинированный

Точечный заряд. Электростатическое поле. Закон Кулона. Постоянная Кулона. Напряжённость электростатического поля точечного заряда

§ 56, задачи 254, 256

56.8

Принцип суперпозиции для электрического поля

Изучение нового материала

Решение задач

Принцип суперпозиции сил. Принцип суперпозиции для электрического поля

§ 57, задачи 268, 270

57.9

Работа электрического поля

Изучение нового материала

Комбинированный

Свойства работы электростатического поля (равенство нулю работы по замкнутой траектории, независимость от формы траектории). Потенциальное поле. Потенциальность электростатического поля - основная теорема электростатики

§ 58, задачи 272, 274

58.10

Потенциал. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов

Изучение нового материала

Лекция

Потенциал электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в поле. Разность потенциалов. Напряжение. Эквипотенциальные поверхности и силовые линии. Связь между напряжённостью и напряжением

§ 59, 60

59.11

Потенциал. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов

Формирование умений

Решение задач

Потенциал электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в поле. Разность потенциалов. Напряжение. Эквипотенциальные поверхности и силовые линии. Связь между напряжённостью и напряжением

Задачи 278,284

60.12

Электрический заряд и электромагнитное поле. Электрическое поле в вакууме

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 4

Материал об электрическом заряде и электрическом поле в вакууме (гл. 9, 10)

-

61.13

Характер магнитного поля

Изучение нового материала

Комбинированный

Опыт Эрстеда. Вихревой характер магнитного поля. Правило буравчика, обхвата правой рукой. Соленоид. Взаимодействие постоянных магнитов и соленоидов. Полюсы магнита. Силовые лини магнитного поля, их направление.

§ 62

62.14

Закон Ампера. Действие магнитного поля на рамку с током

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Магнитное взаимодействие проводников с электрическим током. Опыта Ампера. Сила Ампера. Закон Ампера. Правило левой руки. Ориентирующее действие магнитного поля на рамку с током. Электродвигатель

§ 63, 64. Задача 288

63.15

Электромагнитное поле в вакууме

Повторение, систематизация

Комбинированный

Весь материал темы «Электромагнитное поле в вакууме»

Задача 294. Подготовка к зачёту

64.16

Электромагнитное поле в вакууме

Контроль знаний и умений

Зачёт

Весь материал темы «Электромагнитное поле в вакууме»

-

Электромагнитное поле в веществе (24 часа)

65.1

Диэлектрики в электростатическом поле

Изучение нового материала

Комбинированный

Диэлектрики. Полярные и неполярные диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость среды. Взаимодействие зарядов в среде. Электрическое поле в среде

§ 65, задачи 296, 297 (самостоятельно по аналогии с задачами 261, 262)

66.2

Проводники в электростатическом поле

Изучение нового материала

Лекция-беседа

Проводники. Электростатическое поле внутри проводник и внутри полости проводящего тела, заряженного или находящегося во внешнем поле. Электростатическая индукция. Напряжённость, потенциал и распределение зарядов на внешней поверхности проводника. Поле заряженных проводников, имеющих форму шара или сферы

§ 66

67.3

Электрическая ёмкость. Конденсаторы

Изучение нового материала

Комбинированный

Конденсатор. Электрическая ёмкость конденсатора. Электрическая постоянная. Энергия электрического поля. Объёмная плотность энергии электрического поля. Энергия заряженного конденсатора

§ 67, 68.

§ 69 ( по желанию)

68.4

Соединения конденсаторов

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Конденсатор. Электрическая ёмкость конденсатора. Электрическая постоянная. Энергия заряженного конденсатора. Соединения конденсаторов

Задачи 312, 314, 316

69.5

Электрический ток в металлах. Сила тока

Повторение, изучение нового материала

Комбинированный

Электрический ток. Носители электрического тока в металлах. Опыты Рикке, Мандельштама и Папалекси, Толмена и Стюарта. Основные положения классической электронной теории металлов. Направление электрического тока. Сила тока. Единица силы тока. Измерение силы тока. Электрическое поле проводника с постоянным электрическим током

§ 70, 71

70.6

Закон Джоуля -Ленца

Повторение, формирование умений

Решение задач

Электрическое сопротивление. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля -Ленца. Универсальный характер закона Джоуля -Ленца

§ 72, задачи 324, 326

71.7

Сопротивление проводника. Л/р №5(6) «Определение удельного сопротивления проводника»

Повторение, изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Удельное сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от удельного сопротивления и геометрических характеристик проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость

§ 73, задачи 328, 330

72.8

Сторонние силы. ЭДС

Изучение нового материала, формирование умений

Комбинированный

Внешняя и внутренняя части электрической цепи. Внешнее и внутреннее сопротивления. Стороннее поле. ЭДС. Работа электрического поля (стороннего и потенциального) по замкнутой цепи

§ 74, задача 332

73.9

Законы Ома

Изучение нового материала, повторение

Лекция

Законы Ома для активного и пассивного участков цепи, для полной цепи.

§ 75, задачи 334, 340

74.10

Л/р №6(7) «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Формирование умений

Лабораторная работа

Экспериментальное определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Применение знаний о законах Ома

§ 75. Повторение последовательного и параллельного соединений проводников

75.11

Расчёт электрических цепей. Л/р №7(5) «Определение электрического сопротивления»

Повторение, формирование умений

Комбинированный

Сила тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединениях проводников. Смешанное соединение проводников

§ 76. Начало решения задач по списку: 341-372

76.12

Расчёт электрических цепей

Формирование умений

Решение задач

Законы Ома. Закономерности различных видов соединений проводников

Решение задач по списку

77.13

Расчёт электрических цепей

Формирование умений

Решение задач

Законы Ома. Закономерности различных видов соединений проводников

Задача 362. Решение задач по списку

78.14

Мощность постоянного тока

Изучение нового материала

Комбинированный

Полная мощность в электрической цепи. Полезная мощность. Потери мощности. КПД источника тока. Условие согласования источника и нагрузки

§ 77. Решение задач по списку

79.15

Мощность постоянного тока

Формирование умений

Решение задач

Полная мощность в электрической цепи. Полезная мощность. Потери мощности. КПД источника тока. Условие согласования источника и нагрузки

Решение задач по списку

80.16

Конденсатор в цепи постоянного тока

Формирование умений

Решение задач

Повторение материала о конденсаторах и электрической ёмкости и об электрическом токе в металлах. Конденсатор в цепи с источником постоянного тока

Задачи 338, 339

81.17

Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Изучение нового материала

Лекция

Полупроводники. Носители электрического тока в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Электронная и дырочная проводимости

§ 78

82.18

Электронно-дырочный переход. Полупроводниковые приборы

Изучение нового материала

Комбинированный

Электронно-дырочный переход. Односторонняя проводимость электронно-дырочного перехода. Терморезисторы, фоторезисторы, полупроводниковый диод. Транзистор. Выпрямление переменного тока

§ 79, 80

83.19

Электрический ток в вакууме

Изучение нового материала

Комбинированный

Термоэлектронная эмиссия. Работа выхода. Вакуумный диод. Вакуумный триод. Электронно-лучевая трубка

§ 81

84.20

Электрический ток в газе

Изучение нового материала

Лекция

Несамостоятельный разряд в газе. Ионизация и рекомбинация. Самостоятельный газовый разряд: тлеющий, искровой, дуговой, коронный. Плазма

§ 82

85.21

Законы электролиза

Изучение нового материала

Комбинированный

Электролиты. Электролитическая диссоциация и рекомбинация. Носители электрического тока в электролитах. Явление электролиза и его законы. Электрохимический эквивалент вещества. Применение электролиза

§ 83, задачи 380, 384

86.22

Л/р №8 «Определение элементарного заряда методом электролиза»

Формирование умений

Лабораторная работа

Овладение одним из методов определения элементарного электрического заряда

Оформление лабораторной работы

87.23

Магнитное поле в веществе

Изучение нового материала

Лекция

Гипотеза Ампера о молекулярных токах. Магнитная проницаемость среды. Парамагнетики, диамагнетики, ферромагнетики. Температура Кюри

§ 84, § 69 (по желанию)

88.24

Электрическое и магнитное поля Земли

Изучение нового материала, обобщение

Семинар

Электрическое поле Земли, его напряжённость. Магнитное поле Земли, индукция магнитного поля Земли. Магнитные и географические полюсы Земли. Магнитосфера

§ 85; § 65 и § 84 (повторение)

Переменное электромагнитное поле (14 часов)

89.1

Индукция электрического тока. Магнитный поток. Правило Ленца

Изучение нового материала

Комбинированный

Опыты Фарадея. Индукция электрического тока, индукционный ток. Магнитный поток. Правило Ленца. Его обоснование с помощью закона сохранения энергии

§ 86, 87

90.2

Закон электромагнитной индукции Фарадея

Изучение нового материала

Комбинированный

Вихревое электрическое поле. Явление электромагнитной индукции - порождение вихревого электрического поля переменным магнитным полем. Закон электромагнитной индукции

§ 88, задача 394

91.3

ЭДС индукции в движущихся проводниках

Изучение нового материала

Решение задач

Возникновение ЭДС индукции и индукционного тока при движении проводника в магнитном поле

Задачи 408, 410

92.4

Генераторы электрического тока

Изучение нового материала

Комбинированный

Получение переменного тока. Генераторы переменного и постоянного тока. Графическое представление переменного тока. История создания генераторов и их применение

§ 89 (по желанию), задачи 411, 412

93.5

Самоиндукция

Изучение нового материала

Комбинированный

Явление самоиндукции и его теоретическое объяснение. Катушка индуктивности. Индуктивность как свойство и физическая величина. Магнитная постоянная. ЭДС самоиндукции

§ 90. Итоги и обобщения (с. 267-268), задача 414

94.6

Переменный электрический ток

Изучение нового материала

Лекция

Колебания, гармонические колебания, электромагнитные колебания. Переменный ток. Фаза колебаний. Зависимость силы тока и напряжения от времени при гармонических электромагнитных колебаниях. Мгновенная мощность переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения

§ 91, задача 418

95.7

Сопротивления в цепи переменного тока

Изучение нового материала

Лекция

Активное и реактивное сопротивления. Активная мощность в цепи переменного тока. Резистор, конденсатор, катушка индуктивности в цепи переменного тока. Ёмкостное и индуктивное сопротивления.

§ 92. Составление единого плана рассказа

96.8

Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные автоколебания

Изучение нового материала

Лекция

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Собственная частота свободных колебаний. Формула Томсона. Резонанс в колебательном контуре. Автоколебания. Ламповый генератор незатухающих колебаний. Автоколебательная система

§ 93, 94

97.9

Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор

Изучение нового материала

Лекция

Преимущества переменного тока перед постоянным. Проблемы передачи электроэнергии на расстояние. Трансформатор. Коэффициент трансформации. Токи Фуко

§ 95

98.10

Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 5

Материал о явлении электромагнитной индукции и различных идах электромагнитных колебаний

-

99.11

Гипотеза Максвелла. Электромагнитные волны

Изучение нового материала

Комбинированный

Гипотеза Максвелла. Ток смещения. Магнитоэлектрическая индукция. Основные положения теории Максвелла. Следствие теории Максвелла - существование электромагнитных волн. Волновое число. Волновой фронт. Плоские и сферические волны. Скорость электромагнитной волны

§ 96, 97

100.12

Открытие электромагнитных волн. Свойства и интенсивность электромагнитных волн

Изучение нового материала

Лекция

Опыты Герца: открытие «вопреки себе». Свойства электромагнитных волн. Интенсивность волны. Связь интенсивности волны с частотой волны.

§ 98, 99

101.13

Принципы радиосвязи. Простейший радиоприёмник

Изучение нового материала

Комбинированный

Радиосвязь. Радиотелефонная связь. Блок-схема радиосвязи. Модуляция и детектирование. Амплитудная модуляция. Детекторный радиоприёмник

§ 100

102.14

Электромагнитные волны

Контроль знаний

Зачёт

Весь материал об электромагнитных волнах


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Система оценивания.


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явлении с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.

  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

  • Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • оценивать и вычислять погрешности измерений;

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было груда допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности

Перечень ошибок.


I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


© 2010-2022