Рабочая программа по естествознанию для специальности Туризм 169 ч

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Улан-Удэнский инженерно - педагогический колледж»



УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ГБПОУ «У-УИПК»

№ 282/у от 02.09. 2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД. 07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


Общеобразовательный цикл

основной профессиональной образовательной программы

специальности 43.02.10 Туризм























г. Улан-Удэ, 2014



ОДОБРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Предметной (цикловой)

по научно-методической работе

методической комиссией

_____________________
_____________________

математических и общих естественнонаучных дисциплин

____________________

Председатель

Т.О. Биликтуева

_________Л.М.Сухорукова

____ ____________2014

____ _____________2014

Составители: Багаева Т.Д., Хараев А.П., преподаватели ГБПОУ «У-УИПК»

__________ __________

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Попова О.Е., методист ГБПОУ «У-УИПК»___________


Содержательная экспертиза: Сухорукова Л.М., председатель ЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин ГБПОУ «У-УИПК» _____________

Внешняя экспертиза

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г. № 474.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.10 Туризм в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ


Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины

20

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

23

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

25

6. Приложение. Экспертизы рабочей программы.

26

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины - является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «У-УИПК» по специальности СПО 43.02.10 Туризм, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования

Рабочая программа составлена по очной форме обучения и очно - заочной форме обучения с элементами дистанционных образовательных технологий.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

  2. объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

  3. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  4. работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

  • энергосбережения;

  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;


Вариативная часть - не предусмотрено

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 169 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 117 часов;

  • самостоятельной работы студента 52 часов




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

169

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные занятия

18

практические занятия

20

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

52

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Домашняя работа - выполнение упражнений, решение задач, оформление таблиц, подготовка справочного материала.

Написание рефератов по темам;

исследовательская работа разработка web-квестов;

презентация проектных работ в форме слайдового показа, плаката, буклета.

26



26

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

дифференцированный зачет


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

Раздел 1.

Механика



24





Тема 1. 1.

Кинематика


Содержание учебного материала


4


2


1

Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория


2

Равномерное движение

Равнопеременное движение

Движение по окружности

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на равномерное, неравномерное и равнопеременное движение.

Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков. (Изменение координаты)


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач на равномерное и равнопеременное движение
Подготовка справочного материала в системе СИ

Погрешности при измерении физических величин.


2








Тема 1.2.

Динамика.


Содержание учебного материала


4


2


1

Законы динамики Ньютона

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Лабораторные работы

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на вычисление сил действующих на тело. Определение характера движения тела в зависимости от действующих на тело сил.


2




Тема 1. 3.

Законы сохранения в механике


Содержание учебного материала


4


2

1

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.

Потенциальная и кинетическая энергия.

Закон сохранения механической энергии.

Работа и мощность.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на закон сохранения импульса, потенциальную и кинетическую энергию, закон сохранения механической энергии.


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на вычисление импульса тела его энергии.


2

Раздел 2

Тепловые явления



18






Тема 2.1.

.Основы МКТ

Содержание учебного материала


2


2

1

Основы молекулярно-кинетической теории. Количество вещества. Идеальный газ

Среднее значение квадрата скорости молекул

Основное уравнение МКТ

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Выполнение упражнений на вычисление макроскопических параметров для газа


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на применение основного уравнения кинетической теории газов и уравнений состояния.


2




Тема 2.2.

Основы термодинамики


Содержание учебного материала


2


2

1

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

Количество теплоты

Первый закон термодинамики. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Определять количество теплоты при нагревании и охлаждении тела, плавлении и кристаллизации , испарении.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач на количество теплоты и первый закон термодинамики.


2





Тема 2.3.

Агрегатные состояния вещества


Содержание учебного материала


2


2

1

Насыщенный пар. Кипение.

Важность воздуха.

Кристаллические тела. Аморфные тела.

Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков. (Зависимость силы упругости от удлинения пружины) Вычисление и измерение влажности воздуха


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач на вычисление влажности воздуха, механического напряжения.


2

Раздел 3

Электромагнитные явления



26






Тема 3. 1.
Электрическое поле


Содержание учебного материала



2



2

1

Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения эл. заряда.

Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность.

Проводники в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на закон Кулона, нахождение напряженности электрического поля.

Нахождение направления напряженности электрического поля.


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Нахождение силы действующей на заряженные частицы, напряженности электрического поля.


2






Тема 3. 2.
Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала


2

2

1

Электрический ток. Сила тока.

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Последовательное и параллельное соединение.

Работа и мощность.

Лабораторные работы:

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено





Тема 3.3.
Магнитное поле

Содержание учебного материала


2


2

1

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на закон на нахождение силы Ампера и Лоренца. Нахождение сил со стороны магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.


1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на нахождение силы Ампера и Лоренца.


2





Тема 3. 4.
Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала


1


2

1

Явление электромагнитной индукции.

Электрогенератор.

Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на вычисление магнитного потока. Нахождения индукционного тока. Применение закона электромагнитной индукции.


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на вычисление магнитного потока. Нахождения индукционного тока. Применение закона электромагнитной индукции.


2




Тема 3. 5.
Электромагнитные волны.

Содержание учебного материала


2


2

1

Электромагнитные волны.

Радиосвязь и телевидение.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Лабораторные работы:

Изучение интерференции и дифракции света.


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на интерференция и дифракция света.

2

Раздел 4.
Строение атома и квантовая физика





11





Тема 4.1.
Квантовая оптика


Содержание учебного материала


2

2

1

Фотоэффект и корпускулярные свойства света

Использование фотоэффекта в технике.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

Решение задач на нахождение энергии фотона. Применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений на вычисление красной границы фотоэффекта, длины волны, работы выхода.


2


Тема 4.2.
Физика атома и атомного ядра

Содержание учебного материала


3


1

1

Строение атома: планетарная модель и модель Бора.

Поглощение и испускание света атомом. Принцип действия и использование лазера.

Открытие радиоактивности. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы.

Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на вычисление дефекта масс, энергии связи атомных ядер. Энергетический выход ядерных реакций.


2




Химия с элементами экологии





Раздел 1.

Вода, растворы




12





Тема 1.1.

Вода вокруг нас.



Содержание учебного материала


2


1

1

Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов:

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.


2


Тема 1.2.

Водные ресурсы Земли.

Содержание учебного материала

2

1

1

Водные ресурсы Земли. Качество воды.



Лабораторные работы:


не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

2


Тема 1.3.

Загрязнители воды и способы очистки.



Содержание учебного материала

2

2


1

Жесткая вода и её умягчение. Опреснение воды.



Лабораторные работы: Очистка загрязненной воды.

2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Раздел 2.

Химические процессы в атмосфере


12



Тема 2.1.

Химический состав воздуха.

Содержание учебного материала

2

1

1

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат



Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Охрана окружающей среды от химического загрязнения

2

Тема 2.2.

Загрязнение атмосферы и его источники.

Содержание учебного материала

2

1

1

Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.


Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов



2



Тема 2.3.

Кислотные дожди.

Содержание учебного материала

2

2

1

Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.


Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

Механизм образования кислотных дождей.

2


Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Раздел 3.

Химия и организм человека


14



Тема 3.1.

Химические элементы в организме человека.




Содержание учебного материала


2


1

1

Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

СПИД и его профилактика.

Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

2


Тема 3.2.

Строение

белковых молекул.




Содержание учебного материала


2


1

1

Строение белковых молекул. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.


Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Биологические функции белков.

Белковая основа иммунитета.


2




Тема 3.3.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки.

Содержание учебного материала


2


2

1

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.



Лабораторные работы:
Определение содержания аскорбиновой кислоты (витамина С) в различных напитках.


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено



Итоговое занятие

Содержание учебного материала

2

1

1

Повторение разделов

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:


Раздел 1.

Наиболее общие представления о жизни



15


Тема 1.1.

Понятие «жизнь».





Содержание учебного материала


2


1

1

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение,

раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм».

Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено


Тема 1.2.

Разнообразие живых организмов.


Содержание учебного материала

2


2


1

Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено


Тема 1.3.

Клетка.



Содержание учебного материала


2


2

1

Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и

превращение энергии в клетке.



Лабораторные работы:
Изучение строения растительной и животной клеток.


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение таблицы. Клетка.

1



Тема 1.4.

Молекула ДНК.




Содержание учебного материала


2


1

1

Молекула ДНК - носитель наследственной информации.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено


Тема 1.5.

Уровни организации живой природы.




Содержание учебного материала


2


1

1

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный.

Эволюция живого.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия:

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено




Тема 1.6.

Движущие силы эволюции.

Содержание учебного материала

2


1


1

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Лабораторные работы:

не предусмотрено



Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Раздел 2.

Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности


30


Тема 2.1.

Ткани, органы и системы органов человека.

Содержание учебного материала

2

1

1

Ткани, органы и системы органов человека.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено


Тема 2.2.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма.


Содержание учебного материала


2


2

1

Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система

пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений - брюшного тифа,

дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Лабораторные работы:
Действие ферментов слюны на крахмал

2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентация проектных работ на темы: Предупреждение пищевых отравлений - брюшного тифа, дизентерии, холеры.

Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

2


Тема 2.3.

Дыхание организмов как способ получения энергии.



Содержание учебного материала


2


1

1

Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни

органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентация проектных работ на тему: Курение как фактор риска.


2


Тема 2.4.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия.


Содержание учебного материала


2


2


1

Движение. Кости, мышцы, сухожилия - компоненты опорно-двигательной системы.

Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической

работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Лабораторные работы:
Изучение утомления при статической и динамической работе.


2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение таблицы: Опорно-двигательная система.

1



Тема 2.5.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа.




Содержание учебного материала

2



2

1

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции

крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и

вирусы как причина инфекционных заболеваний.



Лабораторные работы:
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

2


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация проектных работ на тему: Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

2


Тема 2.6.

Индивидуальное развитие организма.




Содержание учебного материала

2

1

1

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция.

Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме: Половое созревание.

2



Тема 2.7.

Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.


Содержание учебного материала

1

2


1

Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и

здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся

половым путем: СПИД, сифилис и др.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по теме:

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.


2


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены)


Объем часов


Уровень освоения


Раздел 3.

Человек и окружающая среда


7



Тема 3.1.

Понятия

биогеоценоза, экосистемы и биосферы.




Содержание учебного материала


1


1

1

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по темам:

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.


2




Тема 3.2.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду.



Содержание учебного материала

1

1


1

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.



Лабораторные работы:

не предусмотрено


Практические занятия

Экскурсия. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание реферата по темам:

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.


2

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено


Всего:

169


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - Естествознания; лаборатории - не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места студентов по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • таблицы демонстрационные.

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • лицензионное программное обеспечение;

  • мультимедиа-проектор.


  • Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники

Для преподавателей

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. - М., 2008

  2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2007.

  3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

  4. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.

  5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2009.

  6. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. - М., 2004.

  7. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. - М., 2007.

Для студентов

  1. Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. - М., 2008.

  2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2010.

  3. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. - М., 2010.

  4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. - М., 2001-2002.

  5. Петелин А.Л., Гаева Т.Н., А.А., Бреннер А.Л. Естествознание. - М.: Форум, 2013.

Дополнительные источники


Для преподавателей

  1. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.

  2. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2006.

  3. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля - М., 2003.

  4. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004.

  5. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2003.

Для студентов

  1. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2010.

  2. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2010.

  3. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. - М., 2012.

  4. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. - М., 2009, 2009.

  5. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. - М., 2010.

Интернет-ресурсы:


  1. Лекции по физике. [Электронный ресурс] Режим доступа: all-fizika.com/ Вход свободный

  2. Физика. [Электронный ресурс] Режим доступа: class-fizika.narod.ru/ Вход свободный

  3. Физика. [Электронный ресурс] Режим доступа: physics03.narod.ru/ Вход свободный

  4. 4.Химия. [Электронный ресурс] Режим доступа: www/hemi.nsu.ru Вход свободный;

  5. 5.Химия. [Электронный ресурс] Режим доступа: www/hemi.wallst.ru Вход свободный;

  6. Биология. [Электронный ресурс] Режим доступа: www/314159.ru/ebio .htm Вход свободный;

  7. Биология. [Электронный ресурс] Режим доступа: bannikov.narod..ru/index1html. Вход свободный

  8. Экология. [Электронный ресурс] Режим доступа: problemi-ecologii/ru/ Вход свободный

  9. Экология. [Электронный ресурс] Режим доступа: botsad.ru/p_papers20.htm Вход свободный





























Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

экспертное наблюдение и оценка уровня овладения терминами и понятиями


  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

экспертное наблюдение и оценка уровня овладения терминами и понятиями

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

экспертное наблюдение и оценка уровня овладения терминами и понятиями

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

экспертное наблюдение и оценка уровня овладения терминами и понятиями

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

экспертное наблюдение и оценка уровня

изменений в экосистемах

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

оценка результатов выполнения исследовательской, самостоятельной работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

экспертное наблюдение и оценка этических вопросов в области биотехнологии

Знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

тестовый контроль

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

оценка результатов самостоятельной работы

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

оценка результатов тестового контроля

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

оценка результатов самостоятельной работы

  • биологическую терминологию и символику;

оценка результатов тестового контроля


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО














СТАЛО



Основание:


Подпись лица внесшего изменения










Багаева Тамара Донгидовна
Хараев Александр Петрович

Преподаватели естествознания


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Улан-Удэнский инженерно - педагогический колледж»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ



Общеобразовательный цикл

основной профессиональной образовательной программы

специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа по естествознанию для специальности Туризм 169 ч.Рабочая программа по естествознанию для специальности Туризм 169 ч.

1


© 2010-2022