Проект Энергосбережение: шаг за шагом

Проект "Энергосбережение: шаг за шагом" направлен на привлечение обучающихся к проблеме устойчивой энергетики Формирование у наших школьников «энергосберегающей компетенции», которая в настоящем и в будущем является реальной компонентой экологического образования и сохранения природы родного края, на  осознание себя и своего места в системе «Я - мир природы – здоровье – энергосбережение - благосостояние».  Привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования энергии  и  энергети...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект Энергосбережение :шаг за шагом

Проект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомПроект Энергосбережение :шаг за шагомСодержание

I. Введение

I.I. Зачем беречь энергию._________________________________________

II. Энерголестница - шаг за шагом:

2.1. Создание экоэнергокласса._____________________________________

2.2. Исследование энерго - экологической ситуации дома и в школе._____

2.3. Разработка плана действий._____________________________________

2.4. Включение энергоэкологической тематики в школьный компонент.

2.5. Просветительско-агитационная работа.___________________________

2.6. Расширение образовательного пространства

Развитие экологической культуры школьника._____________________

III. Заключение_____________________________________________________

IV. Список литературы.______________________________________________









Энергосбережение: шаг за шагом.

Простота и доступность электроэнергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии. Между тем, мы стоим на пороге энергетического и экологического кризиса. Поэтому призыв «Экономьте энергию!» стал еще более актуальным, и внедрять практические меры энергоэффективности - задача сегодняшнего дня.

Актуальность темы: Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование экологического и энергосберегающего подхода в учебной и практической деятельности обучающихся приведет не только к повышению эффективности использования энергии в школе, но и среди населения, поскольку преимущества энергосбережения будут продемонстрированы и детям и родителям, также на осознание себя и своего места в системе «Я - мир природы - здоровье - энергосбережение - благосостояние».

Цель: Формирование у наших школьников «энергосберегающей компетенции», которая в настоящем и в будущем является реальной компо-нентой экологического образования и сохранения природы родного края.

Задачи:

- обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися основами знаний о методах и способах энергосбережения;

- раскрыть роль энергосбережения в формировании современной экономики, значение энергосберегающих технологий в развитии общества;

- убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;

- привить учащимся навыки сознательного и рационального использования энергии и энергетических ресурсов в своей повседневной и последующей профессиональной деятельности, содействовать формированию культуры использования энергии;

- применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;

- способствовать развитию исследовательских, аналитических, позна-вательных способностей обучающихся.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся должны знать:

- проблемы современной энергетики и рационального использования энергоресурсов;

обучающиеся должны уметь:

-применять простейшие мероприятия по энергосбережению в школе и дома;

-разрабатывать простейшие энергосберегающие мероприятия на своем уровне знаний и умений;

-анализировать ситуацию с энергопотреблением в связи с физическими, химическими, экономическими и экологическими аспектами.

Развитие экологической культуры личности

Расширение образова-

тельного пространства


Просветительско-агитационная работа

Включение энергоэкологи-ческой

тематики в школьный компонент


Разработка

плана

действий




Исследование

энерго-экологической

ситуации дома и в школе.



Создание энегокласса





I. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее

планеты. Ключевую роль в предотвращении экологической культуры играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная эконо-мика основана на использовании ископаемых энергетических ресур-сов, запасы которых истощаются и не возобновляются.

Современные способы произ-водства энергии наносят непо-правимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды. Использование невозобновляемых источников энергии усугубляет глобальное изменение климата. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы.

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды - беречь энергию или, другими словами, расходовать энергию более разумно.

Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1%, а люди 60-х годов прошлого века потребляли только половину той энергии, которую потребляют сегодня. А по закону сохранения энергии количество энергии в природе постоянно, она не возникает из ничего и не может изчезнуть в никуда, она просто переходит из одной формы в другую….

По решению ООН к охране окружающей среды необходимо привлекать детей и молодежь во всем мире. Учащиеся должны сами более рационально, разумно использовать энергию и научить этому окружающих.

В октябре 2010 года был подписан трехсторонний договор с ОАО «Иркутскэнерго и энергетическим факультетом ИРГТУ об открытии экоэнергокласса на базе нашей школы. Основная задача установления прямого контакта с ВУЗом и предприятием - растить высококвалифицированных специалистов, которые будут получать максимум знаний и навыков, начиная со школы.

Обучение в «Энергоклассе» представляет собой школьные и внешкольные занятия на базе энергетического факультета и центра КУИЦ ИрГТУ, направленные на развитие у учащихся технических способностей и получение энергетических знаний. Обучение осуществляется на основе экспериментальной программы «Энергосбережение». Содержательная основа курса: «что сберегать», «как сберегать» и «что может сделать каждый из нас».

Обучающая программа преду-сматривает знакомство школьни-ков с профессией энергетика, развитие инженерного мышления, а также духовно-нравственное воспитание учащихся. В рамках экоэнергокласса ребята могут углубленно изучать предметы технической направленности, необходимые для поступления в энергетические ВУЗы, познакомиться с историей инженерной культуры и историей гидроэнергетики, посетить энергообьекты региона во время специальных экскурсий. Во время учебно-практических занятий преподаватели ВУЗа читают установочные лекции, проводят практические занятия в лабораториях факультета, особое внимание уделяется профориентационной работе. Предприятие и ВУЗ оказывают информационную, материально-техническую поддержку. Отличительной чертой учащихся экоэнергоклассов является специальная атрибутика в виде зеленых галстуков, символизирующих и обьединяющих активных людей, болеющих за экологию нашей планеты..

В 2011-2012 учебном году на бюджетной основе поступило на энергетический факультет ИрГТУ 8 выпускников, в 2012-13 учебном году 6 выпускников нашей школы.

II В начале работы при введении в энергосбережение мы проводим входную диагностику по определению уровня сформированности у школьни-ков и их родителей знаний по энергосбережению, энергоресур-сам, проблемам экологии. Анализ анкетирования родителей и участников по группам показывает, что существует проблема недостаточной осве-домленности о возможностях сохранения энергии и понимания их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии родного края. Результаты анкетирования показали, что 22% респондентов затруднились ответить на вопрос, какими способами можно снизить энергопотребление в быту, не уменьшая комфортности жизни человека, 17% никак не экономят энергию или не знают как экономить, 61% респондентов понимают, что каждый должен экономить энергию, беречь природу родного края, но в основном, предлагают выключать лампочки и электрические приборы, когда в этом нет необходимости.

Учащиеся провели экологический рейд, цель рейда - оценить уровень экологической культуры жителей нашего поселка. Они побывали в разных организациях, провели опрос, спрашивали у респондентов, что они знают об энергосбережении, что делают и что смогут сделать в этом направлении. Оказалось, что большинство респондентов ограничиваются только выключением света в домашних условиях, но есть и продвинутые, например, освещают свой двор в течение всего года лампочками, работающих на солнечных батареях. Но все респонденты обеспокоены состоянием нашего поселка, неприглядным его видом, осознают, что надо каждому начинать с себя, что нам надо научиться быть экологически сознательными, именно от нас каждого зависит в каком поселке, на какой планете придется жить нам и нашим потомкам.

Энергосбе-режение

Исследова-тельская деятельность

Практическая деятельность

Учебно-практические поездки

Просветительско-агитационная работа

Работа с родителями

Акции, конкурсы

Социологи-ческие опросы

Работа с обществен-ностью

Профориен-тационная работа

Элективный курс

Экскурсии

Стало понятно, какие проблемы и какое огромное поле деятельности по экологическому просвещению стоят перед участниками образовательного процесса. Был разработан план действий:





Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование экологического самосознания и энергосберегающего подхода в учебной и практической деятельности учащихся приведет не только к повышению эффективности использования энергии в школе, но и среди населения, поскольку преимущества энергосбережения будут продемонстрированы и детям и родителям, а также на осознание себя и своего места в системе «Я - мир природы - здоровье - энергосбережение - благосостояние»

На уроках физики особое внимание уделяется проблемам современной энергетики, роли энергосбережения в жизни человека, об экологических последствиях интенсивного энергопотребления и способах снижения его вредного воздействия на окружающую среду, например:

-в 11 классах при прохождении тем «Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы», проводятся уроки-конференции «Производство, передача и использование электрической энергии»,

-в 10 классах при прохождении тем « 1закон термодинамики», «Тепловые двигатели», «Энергия электростатического поля»

-в 9 классах при прохождении тем «Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения на Земле и других планетах»

-в 8 классах при прохождении тем «Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.»

Цель элективного курса «Энергосбережение» - познакомить школьников с проблемами современной энергетики, расширить знания о видах энергии, источниках энергии, каналах использования энергии, дать представление о эффективных технологиях использования энергии и практических приемах ее экономии, экологических последствиях интенсивного энергопотребления и способах снижения его вредного воздействия на окружающую среду.

Если школьники среднего звена (7-8 классы) с интересом выполняют задания, посильные исследования энергопотребления и возможностей экономии ресурсов и энергии в своей школе и дома, охотно занимаются творчеством, то в старших классах больше склонны к исследовательским работам на тему энергии и энергосбережения с постановкой задачи исследования, определением методик, обсуждением полученных результатов и подведением итогов на конференциях.

В результате практического исследования потребления электроэнергии учащиеся самостоятельно проводят беззатратные мероприятия:

-проводят наблюдения и измерения расходов энергии дома, в своей квартире;

-учатся оформлять результаты;

-строить и читать графики;

-делать графический анализ данных потребления электроэнергии в семье;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-строить логические цепочки.

Следующий этап исследования - реализация простейших низкозатратных энергосберегающих мероприятий, несложных, но эффективных мероприятий, которые по силам всем школьникам - обследование своего жилого помещения:

-сохранение тепла (изоляция, утечка и вентиляция);

-уменьшение потребления электро-энергии (освещение и электро-приборы)

-экономия воды (расход воды, мытье посуды, стирка);

Они периодически повторяют измерения, что позволяет получить более достоверные результаты, проследить динамику процессов потребления энергии в разные периоды, для проведения мониторинга и реализации проекта. В реализации данной программы большую роль играет повседневный бытовой личный опыт школьников, положительная мотивация на осознание себя и своего места в окружающей среде.

Практическая деятельность наиболее эффективно организовывает и сплачивает учеников. Кроме привычных форм занятия проводятся в виде экскурсий. Экскурсии познавательны и интересны. Например, на экскурсии в музее ОАО «Иркутскэнерго» школьники знакомятся с экспозициями, рассказывающие о гидравлических и тепловых электростанциях региона, об организации и развитии предприятий электрических и тепловых сетей, о создании ремонтных и строительных организаций, об энергосистеме всей Иркутской области, о ветеранах - энергетиках, сегодняшних делах и достижениях ОАО «Иркутскэнерго». Также все энергоклассы побывали на экскурсии в Лимнологическом музее п.Листвянка, где ребята проводили исследование микроорганизмов, обитающих в озере, исследовали химический состав воды озера Байкал. Проявлению инициативы, активности учащихся способствуют и творческие встречи, такие как вечер, посвященный Дню энергетика с приглашением ветеранов-энергетиков, встречи с выпускниками нашей школы, а ныне студентами энергетического факультета ИРГТУ, встречи с работающими профессиональными энергетиками.

III Исследуя состояние окружающей среды с использованием местного материала, учащиеся проводят исследования экологической направленности. Выбор темы всегда зависит от заинтересованности учеников, актуальности и возможности реализации ее. Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. На основе исследований были оформлены экологические проекты.

Структура исследовательского проекта включает следующие этапы:

1-выделение и постановка проблемы;

2-выдвижение гипотез;

3-планирование действий;

4-сбор материала;

5-сбор данных, их анализ и синтез;

6-обобщение полученных данных;

7- защита, презентация проекта.

Тематика исследовательских работ разнообразна. Учениками энергоклассов были успешно реализованы проекты, такие как «Умный дом», «Пожиратели энергии», «Транспорт и загрязнение атмосферы п.Усть-Ордынский», "Как поступает свет и электричество в наши дома", «Энергосбережение в быту», "Проблема мусорных свалок п.Усть-Ордынский" и т.д.

Учащиеся с большим интересом проводят исследования, результаты которых представляют на традиционных школьных научно-практических конференциях, используют при проведении мероприятий для широкой аудитории. Благодаря такой работе накапливается материал в виде рефератов, компьютерных презентаций, сценарий, которые можно использовать для подготовки к урочной и внеурочной деятельности. Проект «Берегите эти земли», посвященный проблеме экологических последствий энергопотребления, был заявлен для участия в VI региональном конкурсе научно-методических разработок с использованием ИКТ и по итогам конкурса стал лауреатом.

Путей развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика - один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

IV Ученики энергоклассов проводят большую просветительскую и разьяснительную работу, они являются активным «ядром» для пропаганды и популяризации энергосбережения в школе, поселке, семье и среди своих друзей и знакомых. Благодаря проектам ребята экоэнергоклассов получают опыт проведения исследований, поиска и отбора актуальной информации, разработки собственного варианта решения проблемы, постановки задач, практическому применению школьных знаний в реальных жизненных ситуациях. Уникальностью проекта является то, что каждому ученику на данном этапе предлагается побыть в качестве учителя для ребят младших классов, знакомить их с понятиями «энергия», «энергоресурсы», «энергосбережение» через проведенные исследования, подготовленные презентации, нехитрые увлекательные опыты.

Большое внимание уделяется информационному обучению членов социума через плакаты, агитационные листовки и памятки по экономии энергии и тепла, стенды. О своих результатах энергосбережения ребята делятся с учениками нашей школы, на родительских собраниях, классных часах, во время проведения недели энергосбережения в рамках декады физики и информатики. С учетом возрастных особенностей зрителей, творческие группы проводят по параллелям начального и среднего звена мероприятия,

такие как «Капелька и искорка берегут энергию», «Делаем вместе», «Начни с себя», которые базируются на бытовом и местном материале и стараются донести до зрителей, что даже их небольшой каждодневный вклад в экономное потребление энергии является достаточно значимым, важно, чтобы они увидели и поняли, что сами могут что-то сделать для экономии энергии и сбережения экологии родного края. Ведь сберечь единицу энергии гораздо лучше и легче, чем произвести новую. В этом году агитбригада 8«б» класса расширила границы просветительско-агитационной работы, выступала в детском саду «Березка» перед малышами. Проведенная рефлексия показала, что всем малышам очень понравились презентации, рассказы об энергосбережении, интересные зрелищные опыты, показанные при помощи конструктора "Знаток".

Все проводимые мероприятия продвигают идеи энергоэффективности и экологически дружественного образа жизни.

В этом учебном году ученики энергоклассов приняли участие во всероссийской игре «Энергоюность», организатором которого была МБОУ №40 города Ангарска. Игры проводятся в форме исследования, так как желание двигаться, узнавать что-то новое, необычное и интересное присуще каждому ребенку и подростку. Именно играя, ребенок постигает основы жизни, учится способам самовыражения, приобретает опыт совместного творчества. 3 команды нашей школы, участвовавшие в этой игре, достойно выступили и заняли 2 и 3 места. Также приняли участие в мероприятии «День открытых дверей по энергосбережению», приуроченный к празднованию Дня энергетика - 22 декабря. На Дне открытых дверей присутствовали, кроме нас, учащиеся экоэнергоклассов из школ № 19 и № 80 г. Иркутска, родители, директор института энергетики НИИ ИрГТУ Федчишин В.В, куратор экоэнергоклассов, председатель приёмной комиссии ВУЗа Герасимов Д.О. Наши учащиеся приняли активное участие в мастер-классе «Солнечный мотор», посмотрели презентацию кабинета «Энергокласс» и посетили открытые занятия по робототехнике и энергосбережению.

V Продуктивной формой организации инновационной деятельности является работа по системе «школа - ВУЗ», сотрудничество с энергетическим факультетом ИРГТУ. Это позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым итогам следует отнести:

  • повышение уверенности учащихся в своих силах;

  • развитие позитивного образа себя и других;

  • более качественное усвоение знаний;

  • возрастание мотивации школьников на успешную учебную деятельность;

  • развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;

  • развитие исследовательских способностей

VI. Опыт работы позволяет заключить, что практическая деятельность способствует формированию энергосберегающей компетенции - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, развивает творческое мышление учащихся, является одним из эффективных способов подготовки к дальнейшей исследовательской деятельности, мотивирует учащихся к осознанному изучению физики.

Обеспечение энергетических потребностей человека - важнейшая задача жизнеобеспечения человека. Способы получения энергии, проблемы и перспективы ее развития, возникающих при строительстве и эксплуатации электростанций различного типа, альтернативные и возобновляемые источники энергии, экологические аспекты производства электроэнергии, решение глобальных проблем человечества - вопросы, которые сегодня активно обсуждает мировое научное сообщество и которые завтра предстоит решать новому поколению - сегодняшним школьникам

Но в рамках одного предмета экологическое воспитание и образование не могут быть осуществлены в полной мере. Они имеют межпредметный характер.

Формирование экологической культуры в школе на межпредметной основе реализуется в процессе изучения учащимися учебных дисциплин, в интеграции учебной деятельности с внеурочной и дополнительным образованием. Необходимость экологизации учебных дисциплин состоит во внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия человека с окружающей средой, следовательно, воспитание экологической культуры.

Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой, - важнейшая задача сегодня не только школы, но и семьи. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира.

Энергетический потенциал Земли ограничен. Ископаемых ресурсов, при современном уровне потребления, хватит Человечеству ненадолго.

Вместе с тем потери этих ресурсов при использовании катастрофические! Сегодня программа энергосбережения - это и программа энергетического развития и программа экологической безопасности. Энергосбережение - первый шаг к энергоэкологии! Энергоэкологические перспективы в развитии энергетики неизбежны.

Энергоэкология - это глобальная, многогранная проблема комплексного решения, и, конечно, задача не одного дня. Но можно уверенно сказать, что это одна из приоритетных задач современного поколения жителей Земли, которая должна быть решена в ближайшие 30-50 лет. И первые шаги уже делаются. Сегодня можно сформулировать ближайшие цели. Видны принципиальные направления для движения вперед.

Процесс развития природы, развития человека, совместного развития природы и человека продолжается. Этот процесс необратим. Пути назад к "первозданной" природе нет. Сегодня человечество реально выступает как все возрастающий фактор и движущая сила эволюции и поэтому должно быть особенно ответственно перед Природой. Нет сомнения, что для роста и развития цивилизации будет требоваться все больше и больше энергии (первое необходимое условие) и экологически чистая среда обитания человека (второе необходимое условие). Влияние первого условия на второе неизбежно. Но раз изменения в экологии неизбежны, то необходимо сдержать эти изменения, сделать их по-возможности положительными. И эти задачи должны решаться через внедрение экоэнергетических технологий, развитие энергоэкологической культуры. Энергоэкология - необходимое и достаточное условие перспективного развития цивилизации, дорога в будущее!


14


© 2010-2022