Народное творчество на уроках физики

Гаязова Зульфия Шагитовна Учитель физики МБОУ »Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г.Казани. «Применение устного народного творчества на уроках физики»           Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы – сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшис...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гаязова Зульфия Шагитовна

Учитель физики МБОУ »Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г.Казани.

«Применение устного народного творчества на уроках физики»

Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы - сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу ребята, не имеют крепкого духовного "стержня", смутно представляют себе истинную ценность жизни. XXI век диктует новые подходы к образованию, на первый план выходят личностно-ориентированные технологии. В центре такого образования - личность ребенка с ее саморазвитием, самопознанием, самореализацией, самовоспитанием. И здесь на помощь учителю физики приходит литература, музыка, искусство. Я полностью согласна с утверждением Достоевского, что "Красота спасет мир". На уроке физики все должно быть красиво, созвучно, интересно, только тогда будет интересно и учителю и ученику.

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится;
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!

Или стихотворение Ломоносова:

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.

Или эпиграфом беру слова Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В последнее время много говорят об интеграции предметов естественно - математического цикла, в том числе и физики. Хотя физику можно интегрировать и с литературой, и с искусством, так как наука и искусство - две ветви познания и отражения реального мира. У них общий объект познания - природа. Только физика как наука отражает в сознании человека разумом реальный мир, а искусство - эмоциями. Академик Л.Д. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик». Использование устного народного творчества, фрагментов из произведений художественной литературы, элементов народной культуры на уроках физики повышает интерес к предмету, делает знания детей живыми, эмоциональными, осознанными, способствует повышению мотивации учения активизации учебно-познавательной деятельности детей. Поэтому на уроках я использую средства литературы и искусства. Выделю несколько способов использования элементов литературы и культуры.

1. Иллюстрация применения научных знаний.

2. Объяснение физических явлений, опытных фактов, отраженных в том или ином произведении.

3. Использование фрагментов произведения для составления задачи.

4. Объяснение разных суеверий, существовавших у людей.

К.Г. Паустовский говорил: «В детстве и юношестве мир для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо… Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства. » Эту особенность детского мировосприятия полезно учесть, привлекая средства литературы, народного творчества и искусства к обучению физике.

Использование такого материала помогает не только создать атмосферу свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая обратная связь, дети не только слушают, но и выражают свои мысли. Приведу несколько примеров.

Использование устного народного творчества: включение в урок фольклорного материала (пословицы, поговорки, сказки, загадки). Например, при изучении темы «Тепловые явления» 8 класс даю задание: объяснить смысл пословицы «Шуба дана не для красоты, а для теплоты». Дети должны объяснить, что шуба обладает плохой теплопроводностью, поэтому хорошо сохраняет тепло; ответить на вопросы, прочитав следующий отрывок: «Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся Алеся, а на печи грейся». Какие виды теплообмена здесь присутствуют? Ответить на вопрос, прочитав фрагмент сказки «Байка про тетерева»: «Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. «Эх!» - подумал он - куда ни шло! И бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было». Что и каким образом помогло тетереву от холода во время ночевки в снегу? При изучении законов Ньютона в 9 классе ответить на вопрос, прочитав пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». О каком законе здесь идет речь?

Необходимо отметить, что пословиц очень много. Практически любую из них можно использовать на уроке физики.

Проведение внеклассных мероприятий по предмету с использованием элементов народной культуры. Приведу пример: при изучении темы «Звук» в 8 классе проводится внеклассное мероприятие «Народные инструменты». Данное мероприятие посвящено музыкальным инструментам, при этом они рассматриваются и как произведения искусства и как источники звука. Инструменты: гусли, свирели, волынки, охотничий рог, барабаны, бубны, ложки, колотушки, трещотки, бубенчики, колокольчики, колокола. Дети получают дополнительные задание: подготовить сообщение по темам: «Секреты изготовления струнных инструментов», «Использование народных инструментов в старину», «Русский Страдивари», где речь идет о крепостном графа Шереметьева, который искусно изготавливал альты, скрипки, виолончели. Использование данного материала имеет большое воспитательное значение.

Использование литературных источников при объяснении материала. Приведу примеры источников литературных фрагментов. Н. Носов «Приключения Незнайки» (Механика), М.М. Пришвин «Кладовая Солнца» (Тепловые явления), Я.И.Перельман «Занимательная физика» (Все разделы физики), поэзия М.Ю. Лермонтова и многое другое. Можно привести большое количество примеров.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был пронизан неравнодушным отношением к окружающему миру. Гуманистическая педагогика у нас в стране традиционна. Поэтому в своей работе, я уделяю больше внимания, без ущерба познавательной деятельности учащихся, именно воспитанию на уроке физики. Мне кажется, каждый понимает, какая ответственность лежит перед ученым-физиком, делающим новое открытие. Всегда встает вопрос: "Чем обернется оно для человечества? Атомной станцией или атомной бомбой?". И для ученика, делающего свое открытие мира должен стоять вопрос: "Что я могу сделать для своей Родины, ее славы и процветания?". Рассмотрим раздел «Ядерная физика» 11 класс. При изучении этого раздела использую два стихотворения.

И.Г. Эренбург «Дождь в Нагасаки»

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,

Куклу слепую девочка в ужасе держит.

Дождь этот лишний, деревья ему не рады,

Вишня в цвету, цветы уже начали падать.

Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка.

Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,

Будет отравой доска для детского гроба,

Будет приправой тоска и долгая злоба,

Злоба - как дождь, нельзя от нее укрыться,

Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.

Голуби скоро начнут, как вороны, каркать,

Будут кусаться и выть молчальники - карпы,

Будут вгрызаться в людей цветы полевые.

Воздух вопьется в грудь, сердце высосет, выест.

Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.

Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!

Дети в далеких, в зеленых и тихих скверах, -

Здесь не о вере, не с верой, не против веры,

Здесь о другом - простой человеческой жизни.

Дождь перейдет, на вишни он больше не брызнет.

При изучении данной темы мы, конечно, рассматриваем вопрос о Чернобыле. И здесь я зачитываю стихотворение Мартынова. Оно имеет одну особенность.

Где-то там

Испортился реактор

И частиц каких-то напустил.

Известил о том один редактор,

А другой не известил.

И какой-то диктор что-то крикнул,

А другой об этом ни гу-гу.

Впрочем, если б и никто не пикнул,

Все равно молчать я не могу!

Далее я спрашиваю у детей, о дате написания стихотворения. «Как вы думаете, когда появилось это стихотворение?» Обычно дети отвечают, что сразу после аварии. На самом деле это стихотворение было написано в 1961 году. Детей поражает удивительное предвидение поэтом будущих событий. Потом, отталкиваясь от этого стихотворения можно поговорить об экологических и нравственных аспектах использования ядерной энергии.

Интерес к физике надо стимулировать не только средствами физики, но и другими средствами, в частности, элементами народного творчества, литературы, культуры. Очевидно, что большинство детей после окончания школы не запомнят формул, уравнений, выводов, но основные законы физики они должны знать. Главной задачей при использовании данного подхода, на мой взгляд, является, умение детьми не только объяснять то или иное явление природы, но и умение восхищаться этим явлением, умение видеть в нем красоту и гармонию или несчастье и гибель. Используя произведения устного народного творчества, я воспитываю в своих учениках способность видеть красоту, удивляться простым вещам. В свое время И.А. Бунин писал: «Счастье только знающим дано. Чем больше человек знает, тем отчетливее он видит поэзию земли там, где ее не найдет другой, обладающий скудными знаниями». Сбываются слова Флобера, который предсказывал " Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда- нибудь на вершине".


© 2010-2022