• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка по формированию познавательных интересов на уроках физики

Методическая разработка по формированию познавательных интересов на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики


  1. Организация соревнования на уроках физики


Соревнования в учебной работе активизируют познавательную деятельность на уроке, развития интереса к учению. Соревнования учащихся могут быть организованы как на внеклассных занятиях (олимпиады, предметные конкурсы), так и на уроках.

  1. Организация соревнования при решении задач

Цели уроков - соревнований

Обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных.

Воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.

Структура урока

  1. Разминка - решение качественных задач и их экспериментальная проверка. Способ проверки знаний учащихся - фронтальный опрос.

  2. Конкурс капитанов - решение экспериментальных задач. Способ проверки знаний - ответы учащихся у доски.

  3. Конкурс команд - самостоятельная работа учащихся по решению задач. Способ проверки знаний - проверка тетрадей членами жюри.

Примеры содержания уроков- соревнований.

7 класс

Тема: решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.

  1. Учитель предлагает объяснить опыты.

Опыт 1. Почему в одном стакане с водой картофелина плавает, а в другом утонула?

Опыт 2. Как долго будет плавать в сосуде с водой горящая свечка?

Опыт 3. Два товарища поспорили о том, какая из выталкивающих сил больше: действующая на шар или на цилиндр, если объемы этих тел равны и они погружены в один и тот же сосуд с водой

  1. Конкурс капитанов.

    1. В мензурке с водой плавает пробирка с песком. Определите вес и массу песка в пробирке.

    2. Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометр.

    3. Как узнать, у какого из двух деревянных кубиков плотность больше, имея стакан с водой?

  2. Во время работы капитанов все остальные учащийся решают задачу: какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг и объемом 0,023м2 на решение отводится 5-7 мин.

  3. Члены жюри проверяют решение каждого и выставляют оценки - индивидуальные и командные.

  4. Если позволит время, можно предложить для самостоятельной работы в классе более сложную задачу «Вес тела в воде в три раза меньше, чем в воздухе. Чему равна плотность тела?»

8 класс

Тема: Решение задач по теме «Теплопередача и работа»

  1. Задания для разминки (все задания проверяются с помощью подготовленного на столе эксперимента)

Задача 1. Если чугунную гирю взять в руку, то она кажется холоднее окружающего воздуха. Почему? Как можно проверить, так ли это, имея калориметр с водой и термометр?

Задача 2. Кусок никелиновой спирали нагрет током от трансформатора до ярко красного накала. Изменится ли накал спирали, если ее обдувать воздухом или погрузить в воду? Почему?

Задача 3. Как, используя пламя спиртовки или кусок льда, вывести из равновесия весы, не касаясь их?

  1. Задания для конкурса капитанов

  1. Определить до какой температуры была нагрета латунная гиря, имея весы и калориметр с водой массой 150 г. потери тепла на калориметр не учитывается.

  2. В алюминиевом стакане нагрели воду. Имея весы и термометр, определить, на что больше и во сколько раз израсходовано энергии: на нагревание воды или сосуда.

  3. Воду массой 90 г нагрели до температуры 900.С. Рассчитать, а затем экспериментально проверить, сколько надо в горячую воду добавить холодной воды, чтобы получить температуру смеси 500 С.

  1. Задания для самостоятельной работы учащихся.

  1. Воду в объеме 2 л нагрели от температуры 150 до 500С. Сколько керосина при этом сожгли?

  1. Задания, определяющие развитие учащихся: а) составить рассказ по рисунку цветной вклейки учебника 8 класса; б) провести соревнования на лучший вопрос по объяснению явлений сюжетов «Физика у нас дома» или «Физика на прогулке» ( в пределах пройденной темы)

Урок- соревнование является одним из интересных способов закрепления материала. Например, в 7 классе урок такого типа можно провести по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». За неделю до урока класс делится на группы и каждой группе дается задание на темы «Суть теории строения вещества», «Наличие промежутков между молекулами», «Силы взаимодействия молекул», «Движение молекул». В защите темы участвуют все члены команды. На уроке нет пассивных слушателей. Каждый стремиться вложить частицу своего труда в победу команды. Вместе с тем такой урок является массовой проверкой знаний учащихся по пройденному разделу. Всей работой на уроке руководит учитель, а учет и подведение итогов соревнования проводит жюри из учащихся.

Проведение урока в виде соревнования имеет не только образовательное, но и воспитательное значение: на таких уроках учащиеся выступают не просто от своего имени, а от имени всей команды. Это заставляет их более ответственно относиться к подготовке к уроку. Кроме того, школьники учатся внимательно слушать своего товарища, критически анализировать его ответ. На таких уроках имеется возможность широкой постановки вопросов, связанных с историей физики.

Например, в 8 классе после изучения темы «Сила тока, напряжение, сопротивление» на уроке - соревновании можно выбрать три темы и к каждой из них поставить доклады об Ампере, Вольта и Оме. Такие уроки-соревнования можно проводить во всех классах, но в старших классах следует предоставить учащимся большую самостоятельность в подборе научно- популярной литературы, анализе докладов товарищей.

© 2010-2022