- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка по формированию познавательных интересов на уроках физики
Методическая разработка по формированию познавательных интересов на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмаева П.Э. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
-
Организация соревнования на уроках физики
Соревнования в учебной работе активизируют познавательную деятельность на уроке, развития интереса к учению. Соревнования учащихся могут быть организованы как на внеклассных занятиях (олимпиады, предметные конкурсы), так и на уроках.
-
Организация соревнования при решении задач
Цели уроков - соревнований
Обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных.
Воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.
Структура урока
-
Разминка - решение качественных задач и их экспериментальная проверка. Способ проверки знаний учащихся - фронтальный опрос.
-
Конкурс капитанов - решение экспериментальных задач. Способ проверки знаний - ответы учащихся у доски.
-
Конкурс команд - самостоятельная работа учащихся по решению задач. Способ проверки знаний - проверка тетрадей членами жюри.
Примеры содержания уроков- соревнований.
7 класс
Тема: решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.
-
Учитель предлагает объяснить опыты.
Опыт 1. Почему в одном стакане с водой картофелина плавает, а в другом утонула?
Опыт 2. Как долго будет плавать в сосуде с водой горящая свечка?
Опыт 3. Два товарища поспорили о том, какая из выталкивающих сил больше: действующая на шар или на цилиндр, если объемы этих тел равны и они погружены в один и тот же сосуд с водой
-
Конкурс капитанов.
-
В мензурке с водой плавает пробирка с песком. Определите вес и массу песка в пробирке.
-
Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометр.
-
Как узнать, у какого из двух деревянных кубиков плотность больше, имея стакан с водой?
-
-
Во время работы капитанов все остальные учащийся решают задачу: какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг и объемом 0,023м2 на решение отводится 5-7 мин.
-
Члены жюри проверяют решение каждого и выставляют оценки - индивидуальные и командные.
-
Если позволит время, можно предложить для самостоятельной работы в классе более сложную задачу «Вес тела в воде в три раза меньше, чем в воздухе. Чему равна плотность тела?»
8 класс
Тема: Решение задач по теме «Теплопередача и работа»
-
Задания для разминки (все задания проверяются с помощью подготовленного на столе эксперимента)
Задача 1. Если чугунную гирю взять в руку, то она кажется холоднее окружающего воздуха. Почему? Как можно проверить, так ли это, имея калориметр с водой и термометр?
Задача 2. Кусок никелиновой спирали нагрет током от трансформатора до ярко красного накала. Изменится ли накал спирали, если ее обдувать воздухом или погрузить в воду? Почему?
Задача 3. Как, используя пламя спиртовки или кусок льда, вывести из равновесия весы, не касаясь их?
-
Задания для конкурса капитанов
-
Определить до какой температуры была нагрета латунная гиря, имея весы и калориметр с водой массой 150 г. потери тепла на калориметр не учитывается.
-
В алюминиевом стакане нагрели воду. Имея весы и термометр, определить, на что больше и во сколько раз израсходовано энергии: на нагревание воды или сосуда.
-
Воду массой 90 г нагрели до температуры 900.С. Рассчитать, а затем экспериментально проверить, сколько надо в горячую воду добавить холодной воды, чтобы получить температуру смеси 500 С.
-
Задания для самостоятельной работы учащихся.
-
Воду в объеме 2 л нагрели от температуры 150 до 500С. Сколько керосина при этом сожгли?
-
Задания, определяющие развитие учащихся: а) составить рассказ по рисунку цветной вклейки учебника 8 класса; б) провести соревнования на лучший вопрос по объяснению явлений сюжетов «Физика у нас дома» или «Физика на прогулке» ( в пределах пройденной темы)
Урок- соревнование является одним из интересных способов закрепления материала. Например, в 7 классе урок такого типа можно провести по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». За неделю до урока класс делится на группы и каждой группе дается задание на темы «Суть теории строения вещества», «Наличие промежутков между молекулами», «Силы взаимодействия молекул», «Движение молекул». В защите темы участвуют все члены команды. На уроке нет пассивных слушателей. Каждый стремиться вложить частицу своего труда в победу команды. Вместе с тем такой урок является массовой проверкой знаний учащихся по пройденному разделу. Всей работой на уроке руководит учитель, а учет и подведение итогов соревнования проводит жюри из учащихся.
Проведение урока в виде соревнования имеет не только образовательное, но и воспитательное значение: на таких уроках учащиеся выступают не просто от своего имени, а от имени всей команды. Это заставляет их более ответственно относиться к подготовке к уроку. Кроме того, школьники учатся внимательно слушать своего товарища, критически анализировать его ответ. На таких уроках имеется возможность широкой постановки вопросов, связанных с историей физики.
Например, в 8 классе после изучения темы «Сила тока, напряжение, сопротивление» на уроке - соревновании можно выбрать три темы и к каждой из них поставить доклады об Ампере, Вольта и Оме. Такие уроки-соревнования можно проводить во всех классах, но в старших классах следует предоставить учащимся большую самостоятельность в подборе научно- популярной литературы, анализе докладов товарищей.