Лабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинарии

                                      Руководства для лабораторных работ по учебной дисциплине "Физика в кулинарии" позволяют закрепить измерительные и вычислительные навыки обучающихся,связать теоретические знания с практикой по профессии.Предлагаются две лабораторные работы : по определению относительной влажности в местах хранения продуктов на складе и на кухне,причем измерения проводятся на месте с помощью гигрометра и психрометрас закреплением навыками пользования психрометрической таблицы ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса .



Лабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинарииЛабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинарии








Руководства по выполнению лабораторных работ

по учебной дисциплине

Физика в кулинарии

Для профессии НПО 260807.01 Повар,кондитер











Разработчик:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Негодаев В.И.










Запланированные лабораторные работы:



1. Лабораторная работа №1. Определение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра.


Цель: закрепить измерительные и расчетные навыки,

научиться применять теоретические знания в практике,

научиться пользоваться психрометром и гигрометром, психрометрической таблицей




2. Лабораторная работа 2.

Определение удельной теплоемкости овощей.


Цель работы:закрепление измерительных навыков,

применение теоретических знаний в практике,

сравнение удельных теплоемкостей различных продуктов .



































Лабораторная работа №1. Определение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра.


Цель: закрепить измерительные и расчетные навыки, научиться применять теоретические знания в практике, научиться пользоваться психрометром и гигрометром, психрометрической таблицей.


Оборудование: гигрометр волосной, психрометр, сосуд с водой, психрометрическая таблица, справочник по физике и технике ,термометр.

Краткая теория

За счет испарения воды в воздухе всегда содержится водяной пар. Содержание водяного пара в воздухе называется влажностью. Водяной пар оказывает давление дополнительное к давлению воздуха, его называют -парциальное давление (р). Оно зависит от температуры пара , его концентрации. p=nkT При определенной температуре, которую называют «точка росы» водяной пар становится насыщенным и конденсируется. Давление ,которое оказывает насыщенный водяной пар при данной температуре ,называется абсолютной влажностью (ро). (Его можно найти в справочнике ). Отношение парциального давления водяного пара при данной температуре (р) к давлению насыщенного пара при этой же температуре (ро) называется «относительная влажность воздуха».(Ф): Лабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинарии Относительная влажность показывает как далек от насыщения водяной пар . содержащийся в воздухе. Относительную влажность измеряют волосным гигрометром и психрометром. Действие волосного гигрометра основано на способности обезжиренного человеческого волоса присоединять молекулы воды ,в результате чего длина волоса увеличивается и возникающая при этой деформации сила упругости,приводит в движение стрелку-указатель на шкале гигрометра. (от греч.Hygros - влажный ) Принцип действия психрометра основан на сравнении температуры сухого термометра и влажного термометра.( др.-греч. ψυχρός - холодный ) Показания влажного термометра зависят от скорости испарения воды с поверхности его резервуара, а скорость зависит от степени насыщенности воздуха водяным паром ,и чем меньше водяного пара в воздухе, тем больше испаряется воды, тем меньше температура влажного термометра, тем больше разность показаний между сухим и влажным термометром. Учеными-экспериментаторами составлены таблицы , в которых отражается зависимость между показаниями сухого термометра и разностью показаний сухого и влажного термометров,их называют психрометрическими таблицами.

Ход работы

1.Записать показания сухого термометра психрометра(toc).Занести показания в таблицу. 2.Налить в колбу психрометра воду, дождаться пока батистовая ткань, обёрнутая вокруг резервуара термометра, намокнет ,и вода с неё начнёт испаряться, и как только показания влажного термометра перестанут изменяться ,записать их в таблицу (toвл.) 3.Найти разность показаний сухого и влажного термометра Δto=(toc-toвл.).Занести в таблицу. 4.Найти в психрометрической таблице число на пересечении строки «показания сухого термометра» и столбца «разность показаний сухого и влажного термометров» -это число показывает относительную влажность воздуха в данной точке помещения в %.(Фпсих) 5.Разместить в точке измерения волосной гигрометр (Фв.г). Записать его показания. Сравнить с влажностью, определённой с помощью психрометра. 6.Провести измерения влажности воздуха у доски, на окне, на улице, в мастерской. 7.Проанализировать показания гигрометров. Сделать вывод.

№ опыта

где измерено

(toc).

(toвл.)

Δto= (toc-toвл.).

псих)%

в.г).

ΔФ

1

у кл.доски







2

на окне







3

на улице







4

на кухне







Контрольные вопросы: 1.Зависит ли относительная влажность от температуры воздуха?2.При какой влажности должны храниться продукты: зелень, сахар, мясо, картофель?3. Чему равна разность показаний термометров психрометра в бане? 4.Где влажность в холодильнике наивысшая, наименьшая?


Лабораторная работа 2.

Определение удельной теплоемкости овощей.


Цель работы:закрепление измерительных навыков,применение теоретических знаний в практике,сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.


Оборудование:калориметр,термометр,набор различных овощей ,сосиска,яйцо вареное ,весы,разновесы ,мерный стакан,электрочайник.


Краткая теория.

Одной из теплофизических характеристик вещества является удельная теплоемкость.

Удельная теплоемкость показывает ,какое количество теплоты требуется для нагревания 1кг вещества на 1о.

Количество теплоты (Q) необходимое для нагревания тела массой ( m) от температуры (Т1 )до температуры (Т2) рассчитывается по формуле: Q=mcΔT

Отсюда находим, что удельная теплоемкость равна Лабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинариигде Q-количество теплоты, которое получило испытуемое тело. Чтобы определить, сколько теплоты получило тело, необходимо поместить его в нагретую воду налитую в внутренний стакан калориметра, дождаться наступления теплового равновесия между телом и водой (1-2мин) и измерить температуру воды с телом. Согласно закону сохранения энергии, тело получило столько же теплоты, сколько его отдала теплая вода и стакан калориметра.

Допустим, что стакан калориметра имеет массу mк и температуру Т1,масса воды в стакане mв и температура Т1 ,как у стакана. Погружаемое в стакан тело имеет массу mт и комнатную температуру Тк получает от воды количество теплоты Qт=mтст(Т-Тк), которое отдали теплая вода Qв=mвсв(Т-Т1) и стакан Qc=mссс(Т-Т1).

Запишем уравнение теплового баланса: Qт=Qв+Qc или в развернутом виде:

mтст(Т-Тк)=mвсв(Т-Т1) +mссс(Т-Т1),где Т - температура остывшей воды из этого уравнения находим удельную теплоемкость тела:

Лабораторные работы по учебной дисциплине Физика в кулинарии

Ход работы

1.Зарисовать таблицу.для занесения в неё измеряемые величины.

№опыта

масса продукта


mТ


(кг )


Темпе

ратура в классе

Тк


(град)

масса стакана


mc


( кг )

масса воды



(кг )

темпе

ратура стакана

Т1


(град)

темпе

ратура воды

Т1


(град)

темпе

ратура равнове

сия

Т

(град)

уд.тепл.

стакана

сс


Дж/кг град

уд.тепл

.воды

св


Дж/кг град

уд.тепл.

тела

сТ


Дж/кг град

1.











2.











3.











среднее











2.Измерить массу продукта.

3.Измерить массу стакана.

4.Измерить массу воды.

5.Измерить температуру в классе.

6.Измерить температуру воды и стакана калориметра.

7.Погрузить продукт в воду дождаться теплового равновесия (температура на термометре в воде уже не меняется).

8.Расчитать удельную теплоемкость продукта .(Удельную теплоемкость воды и стакана брать из справочника)

9.Опыт провести ещё два раза.

10.Расчитать среднее значение удельной теплоемкости продукта.

11.Сделать вывод.


12.Заменив овощ повторить шаги1-10.

Контрольные вопросы:

1.Почему кашу в больших емкостях не доваривают?

2.Почему в Сочи климат мягкий по отношению к Ростову-на-Дону?

3.Почему основным теплоносителем для повара служит вода?

4.Для чего турке нужен песок?







5


© 2010-2022