- Преподавателю
- Физика
- Урок - иследование Плавание тел
Урок - иследование Плавание тел
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Остапенко Ж.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Остапенко Жанна Анатольевна
учитель физики
МАОУ «Лицей №102»
г. Железногорска Красноярского края
Урок-исследование по теме «Плавание тел» для 7 класса
Цель: подготовка учащихся, усвоивших условия плавания тел.
Методическая цель: подготовка учащихся, владеющих методами исследовательской работы.
Задачи:
-
установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
-
продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
-
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
-
воспитание интереса к предмету;
-
знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологии:
Здоровьесбережения: менять виды деятельности, при работе создавать условия для подвижности, переноса взгляда.,
Педагогическая технология: технология исследовательской деятельности,
проблемные.
Методы: групповая работа, экспериментальная работа.
Планируемые результаты
Метапредметные:
-
Самостоятельно планировать пути достижения целей исследования: ставить цель, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, делать выводы
-
формирование умения работать в группе, умения докладывать о результатах своего исследования.
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
Личностные:
-
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
-
развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
-
понимание и способность объяснять такие физические явления, как плавание тел; знание условий плавания тел,
-
развитие умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
-
формирование владения экспериментальными методами исследования
КОНСПЕКТ УРОКА
Почему железный топор тонет, а корабль из железа - нет?
-
Ребята, а вы случайно, не знаете чем отличается пословица от поговорки? (Пословица - краткое изречение, выражающее законченную мысль,
-
поговорка - лаконичное образное выражение)
-
Посмотрите, у меня на доске пословицы или поговорки?
-
Я думаю, что их можно разделить на две группы, какие?
-
Как в воду канул,
-
Как рыба в воде,
-
Плавает как топор,
-
Камнем пошел ко дну,
-
это только вершина айсберга,
-
всплыл как пробка.
-
Как вы полагаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-
Тогда я предлагаю вашему вниманию задачу:
Почему тяжелые железные корабли не тонут и уходят в дальние плавания, а худенький, не умеющий плавать Петя идет ко дну «как топор».
-
Давайте сформулируем вопросы, на которые нам надо ответить, чтобы решить задачу:
-
Почему корабли не тонут?
-
Почему топор тонет?
-
Обязательно ли железо в жидкости будет тонуть?
-
Корабль не тонет, потому что его кто-то научил плавать? Обязательно ли Петя должен уметь плавать?
-
Что мы с вами можем сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?
-
Что можно сделать, чтобы достигнуть цели? (провести опыты)
-
Как вы полагаете, от каких факторов может зависеть поведение тела в жидкости?
-
Как это проверить?
-
Итак, ребята, каждая группа выбирает себе ящик с оборудованием.
-
Исходя из предложенного оборудования вы должны сформулировать цель своего эксперимента, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, сделать вывод. Команда выполняет одно общее задание.
-
Для того, чтобы работа была успешной, распределите роли.
-
На выполнение задания вам отводится 10 минут.
Задание группе 1:
Оборудование: сосуд с водой, набор тел.
Сравните глубину погружения в воде разных тел.
Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
Сами сформулируйте цель задания, гипотезу, рисунок (набор тел). Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 2:
Оборудование: сосуды с водой и соленой водой, тело.
-
Сравните глубину погружения тела в разные жидкости
-
Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните их
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 3:
Оборудование: сосуды с маслом, водой, соленой водой, пипетка.
-
Налейте в стакан масло.
-
Возьмите с помощью шприца немного воды.
-
Опустите кончик шприца на дно стакана с маслом.
-
Выпустите воду и наблюдайте, что произойдет. А, если сделать наоборот, что тогда произойдет?
-
Сравните плотности жидкостей.
-
Сделайте тоже самое с другими жидкостями: сначала налейте воду, выпустите на дно соленую воду.
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 4:
Оборудование: сосуд с водой , деревянный и пенопластовый кубики.
-
Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 5:
Оборудование: отливной сосуд с водой; кусок пластилина.
-
Опустите пластилин в отливной сосуд, в стаканчик соберите воду, которую он вытеснит.
-
Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Опустите его в отливной сосуд, в стаканчик соберите воду, которую он вытеснит.
-
Сравните объемы вытесненной воды в первом и втором случае. Какая величина связана с объемом вытесненной жидкости?
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 6:
Оборудование: мензурка, динамометр, два пузырька с гвоздиками.
-
Сравните силы тяжести двух пузырьков.
-
Сравните архимедовы силы, действующую на каждый из пузырьков.
-
Сравните архимедовы силы, действующие на каждый из пузырьков, с силой тяжести каждого пузырька.
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
Задание группе 7:
Оборудование: сосуд с водой; кусочек фольги.
-
Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.
-
Поясните результаты опыта.
-
Сами сформулируйте цель задания. Данные оформите в виде таблицы. Сделайте вывод.
-
Ребята, 10 минут прошли, заканчиваем работу, приборы отодвигаем на край стола.
-
Переходим к обсуждению результатов.
-
Каждая группа формулирует цель своего опыта и вывод, к которому группа пришла.
-
Все остальные группы слушают, участвуют в обсуждении.
Давайте сделаем выводы, обсудим поставленные вопросы.