Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивный урок по физике, 10 класс

Учитель МАОУ Карасульская СОШ Романова В.Б.

Тема: Решение задач по теме «основы электростатики»

Цель: Создать ориентировочную основу для формирования общего метода решения задач.

Задачи:

образовательная: формирование ЗУН по теме «Электрическое поле. Напряженность электрического поля», применять формулы

напряженности точечного заряда, электрической силы, принципа суперпозиции полей для решения задач.

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умений анализировать ситуацию, сопоставлять факты;

воспитательная: формирование научного мировоззрения; воспитание культуры речи; формирование умений коллективной работы.

Оборудование:

1. Учебник Г.Я.Мякишев «Физика». 10класс.

2. карточки с заданиями;

4. компьютер;

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.

Используемая технология интерактивного обучения - технология деятельностного подхода (способствует развитию у учащихся умения работать в коллективе; инициативы, независимости, самодисциплины; умения анализировать результаты своей деятельности; умения учиться; создание положительной эмоциональной атмосферы в работе) и технология «Броуновское движение» (движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме).

Формы учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

Приветствуют учителя. Записывают в тетрадь тему урока.

2. Актуализация знаний.

Предоставление необходимой информации

.

Дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи

Стимулирует активное участие всех учащихся в учебной деятельности.

Класс фронтально отвечает на вопросы учителя (вопросы на экране)

Класс делится на 3 группы, каждой группе по 5 вопросов. (Внутри группы определяется, кто на какие вопросы отвечает).

1 группа

  • Какие два вида заряда существуют в природе.

  • Как взаимодействуют заряды?

  • Используя, какой закон можно вычислить силу взаимодействия зарядов?

  • Какой заряд называется элементарным? Каково его значение?

  • В чем состоит явление электризации? Объясните это явление.

2 группа

  • Сформулируйте закон сохранения электрического заряда?

  • Что определяет и как записывается закон Кулона?

  • Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?

  • Посредством чего происходит взаимодействие между зарядами?

  • Назовите основные свойства электрического поля?

3 группа

  • Какое поле называется электростатическим?

  • Какая физическая величина характеризует электрическое поле в данной точке?

  • Чему равна напряженность электрического заряда?

  • Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля

  • В чем состоит принцип суперпозиции электрических полей?



Отвечают на вопросы, делают содержательные обобщения.

Учащиеся проверяют себя.











3.

Интерактивное задание

Решение учебных задач.

Поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества.

Задание 1. Каждой группе предлагает решить по предложенной карточке 3 задачи разного вида с последующей презентацией. (Приложение)

Задание 2 . Предлагает каждой группе выполнить задание: составить общий план решения задачи на вычисление напряженности электрического поля.

1 группа

Два точечных заряда q1 =4∙10-9 Кл и q2 = -5∙10-9 Кл находятся на расстоянии 0,6 м друг от друга. Найдите напряженность поля в средней точке А между ними и силу, действующую в ней на заряд q3 =2∙10-9 Кл.

ЗАДАНИЕ:

  1. Записать краткое условие.

  2. Выполнить рисунок, показав на нем векторы напряженности, создаваемые электрическими полями зарядов q1 и q2 .

  3. Используя принцип суперпозиции, общую напряженность электрического поля зарядов q1 и q2 можно определить как геометрическую сумму векторов

Е = Е1 + Е2 . Поскольку векторы напряженности имеют в данном случае одинаковое направление, можно записать: Е=Е1 + Е2 .

  1. Найти напряженности поля каждого точечного заряда в точке А (учитывая, что

r1 =r2 =r/2): Е1 = k Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс ; Е2 = k Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

  1. Найти результирующую напряженность Е=Е1 + Е2 .

  2. Зная напряженность Е, можно определить силу, действующую в точке А на заряд q3. Направления векторов напряженности Е и силы F совпадают, так как q3 >0; значит F = Е∙ q3 .

  3. Выполнить вычисления: Е = 0,9∙103 Н/Кл, F = 1,8∙10-6 Н.

2 группа

Два точечных заряда +6,4∙10-6 Кл и -6,4∙10-6 Кл находятся друг от друга на расстоянии 12 см. Найти напряженность поля в точке, удаленной от них на расстояние 8 см.

ЗАДАНИЕ:

  1. Записать краткое условие.

  2. Сделайте чертеж - постройте векторы напряженности соответствующих электрических полей.

  3. Что можно сказать о величинах Е1 и Е2 ? Запишите формулы для их определения.

  4. Постройте вектор Е=Е12 . Какая получилась геометрическая фигура? Чем служит в ней вектор Е?

  5. Используя подобие треугольников, составьте соотношение для определения результирующего вектора Е (сделать соответствующие построения).

  6. Решите задачу в общем виде (выведите формулу для Е).

(контроль: Е = k Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс )

  1. Найдите численное значение Е.

  2. Проверьте решение, выполнив действия над наименованиями.

Ответ: Е = 1,35∙107 Н/Кл.

3 группа

В двух вершинах равностороннего треугольника со стороной а=0,5м расположены два положительных заряда q1 = q2 = 1∙10-6 Кл. Найти напряженность электрического поля в третьей вершине треугольника.

ЗАДАНИЕ.

  1. Сделайте чертеж. Куда направлен вектор напряженности поля?

  2. Что общего между данной и предыдущей задачами? В чем состоит различие?

  3. Задачу решайте с использованием тригонометрических формул( с = а∙ COSα).

  4. Контроль: Е =2Е1 COS 30˚

  5. Ответ: Е = 6,2∙103 Н/Кл.

Учащиеся в группах выполняют задания, презентуют.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку.



Каждая группа составляет общий план решения задачи на вычисление напряженности электрического поля, а затем решает ее.













Физминутка.


Нужно глазами описать траекторию предложенных геометрических фигур. Затем пальцами указательной руки описать в воздухе траекторию точек на спиралях. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз.Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

Выполняют упражнения.

Интерактивное задание

.

Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Применяется технология «Броуновское движение»

(движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)

Базовый уровень:

  1. На расстоянии 0,5м друг от друга закреплены точечные положительные заряды 16∙10-4 Кл и 2∙10-4 Кл. Определите значение напряженности поля в точке С, отстоящей от первого заряда на расстоянии 0,1м и находящейся на прямой, соединяющей заряды. (Ответ: Е= 9∙107 Н/Кл.)

  2. В однородном электрическом поле, силовые линии которого направлены вертикально вверх, находится пылинка массой 10-9 г и зарядом 3,2∙10-17 Кл. Какова напряженность поля, если действующая с его стороны сила уравновешивает силу тяжести пылинки? (Указание: сила электрического поля уравновесит силу тяжести, если будет равна ей по модулю и направлена вертикально вверх.)

(Ответ: Е=3∙105 Н/Кл.)

  1. 0пределить графически, в какой точке на прямой, соединяющей два заряда q1 =1∙10-9 Кл и q2 = 2∙10-9 Кл, напряженность равна нулю.

Повышенный уровень:

  1. Расстояние между зарядами +q и +9q составляет 8см. На каком расстоянии от первого заряда находится точка, в которой напряженность поля равна нулю? (Ответ: 2см.)

  2. В трех вершинах квадрата со стороной 40см находятся одинаковые положительные заряды по 5∙10-9 Кл. Найдите напряженность поля в четвертой вершине.

(Ответ: Е = 5,3∙102 Н/Кл.)

Дополнительно


  1. Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

  1. На рисунке изображены линии напряженности электрического поля в некотором месте пространства. В какой из точек напряженность максимальна по модулю?

  2. Какое направление в точке О имеет вектор напряженности электрического поля, созданного двумя одноименными зарядами?Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

  3. Определите напряженность поля в центре квадрата, в углах которого находятся заряды: (+q), (+q), (-q), (-q)?

На рисунке показано расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

+ 2q и - q.







Учащиеся выбирают одну задачу и решают ее.

4.

Подведение итогов.

Рефлексия

Осознание того, что было сделано на занятии.

Предлагает учащимся проанализировать проделанную на уроке работу: Повторить алгоритм решения задач по нахождению напряжённости электрического поля точечного заряда.

Учащиеся вспоминают последовательность своей учебной деятельности, соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами. Делают выводы.

5. Домашнее задание

Подготовиться к самостоятельной работе. Прослушать урок Ерюткина Е. С тему: « Решение задач на тему: «Закон Кулона. Напряжённость электрического поля» на сайте interneturok.ru/ru/school/physics/10-klass/undefined-0/reshenie-zadach-po-teme-zakon-kulona-napryazhennost-elektricheskogo-polya?seconds=0&chapter_id=851



Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс


Записывают задание в дневнике.

Приложение

Группа 1

Группа 2

Группа 3

1.Направлению вектора напряженности электрического поля этих зарядов в точке A соответствует стрелкаКонспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2. Электрическое поле создано двумя отрицательными электрическими зарядами, равными по значению. Каков результирующий вектор напряженности поля в точке А, находящейся посередине отрезка, соединяющего эти заряды (смотри рисунок)?

Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

3. В некоторой точке поля на заряд 2нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряженность поля в этой точке.

1.Найти напряженность электрического поля, созданного зарядом 1 мкКл на расстоянии 10 см от заряда.

2.Электрическое поле создано положительным и отрицательным электрическими зарядами, равными по модулю. Каков результирующий вектор напряженности поля в точке А, находящейся посередине на прямой, соединяющей эти заряды (смотри рисунок)?

Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

  1. Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку, в которой напряженность электрического поля

равна 2 Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс ?

1. На рисунке показано расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс и Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс. В какой из трех точек - А, B или C - модуль вектора напряженности суммарного электрического поля этих зарядов максимален?

Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

1) в точке А 2) в точке B 3) в точке C 4) во всех трех точках модуль напряженности поля имеет одинаковые значения.

2.Электрическое поле создано четырьмя электрическими зарядами, расположенными в вершинах прямоугольника. Заряды Q1 и Q2 положительные, заряды Q3 и Q4 отрицательные. Заряды не равны между собой по значению. Как может быть направлен результирующий вектор напряженности поля в точке С, находящейся в точке пересечения диагоналей прямоугольника (смотри рисунок)?

Конспект урока по физике по теме: Решение задач Основы электростатики. 10 класс

3. Найти напряженность поля заряда 36 нКл в точках, удаленных от заряда на 9 и 18 см.



© 2010-2022