Статья по физике. Создание коллаборативной среды через групповую работу

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы: Шидалина Сара Кунакбаевна

учитель физики,

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Атырау

Есенгалиева Любовь Павловна

учитель физики,

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Атырау

Создание коллаборативной среды через групповую работу.

Философия взаимодействия т.е. обучение в сотрудничестве представляет собой коллаборативное обучение. Совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Когда люди объединяются в группы сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Для эффективной работы групп выстраивается распределение ролей и ответственности между членами группы. Основные шаги совместного процесса обучения:

1. Учащиеся, используя знания, которыми они обладают связывают процесс получения информации как активные действия.

2. Учащиеся запоминают и повторяют темы не механически, а обрабатывают и обобщают информацию.

3. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей.

4. Учащиеся совершенствуются в условиях социальной среды через беседу и диалоги.

5. Учащиеся развиваются и в эмоциональном плане т.к. выражают и защищают свои уникальные идеи.

Урок - это не передача знаний, а процесс открытия и развития мышления. Наиболее эффективной формой организации урока является групповая работа. Групповая работа - это серьезный профессиональный приём работы. И чем чаще, все мы, работающие с детьми люди, будем задавать себе вопрос: «Зачем мы сейчас разделили детей на группы?» - тем профессиональнее будет наша работа. Групповая деятельность, как усилитель процесса мышления, может применяться на всех этапах урока (побуждения, осмысления, рефлексии) т.е. при изучении нового материала, на этапе закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока. Важно, чтобы каждый ученик был включен в активную деятельность. Такие уроки разнообразят процесс обучения, делают их более увлекательными, дают возможность удовлетворить интересы школьников, повышают у них чувство ответственности за главное дело своей жизни - учение. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Но есть трудности при организации и проведении групповой работы, многие учителя их избегают и поэтому применяют редко - это медленный темп работы, нежелательный шум, неумение слушать друг друга, симпатии и антипатии и многое другое. Но все это поправимо и выполнимо, для этого нужна практика и выработка навыков, систематический разбор ошибок, вводить это постепенно и поэтапно, усложняя задания группам. Преимущества - активность всех учащихся, умение слушать друг друга, вступать в разные виды бесед, развитие коммуникативных способностей, развитие метапознания т.е. обучаться наблюдая, как это делают другие, критически мыслить и многое другое. В организации групповой работы не должно быть «мелочей», из которых и складывается успешная работа в группах. Способы деления на группы (случайная группа; по видам конфет; по первой букве имени; по цвету глаз; по перекличке; по выбору от учителя и другие методы). Виды работ, предложенные учащимся на разных стадиях урока из собственной практики:

1.Составление кластера. (при проверке можно применить метод Жексо).

Например, кластер на тему: «Действия электрического тока»

1.Химическое. 2.Тепловое. 3.Магнитное.4.Физиологическое.

2.Ролевые игры. Например, «Что важнее» - физическая пантомима о составных частях электрических цепей.

3.Составление синквейна. Например, по теме «Электроприборы» (придерживаясь шагов составления синквейна).

1) Вольтметр.

Электромагнитный, электродинамический.

Измеряет, показывает, фиксирует.

Помните, всегда параллельное включение.

Электроприбор.

2) Аккумулятор.

Железный, тяжелый.

Заряжается, делит, отдает.

Имеет полюсы «положительный», «отрицательный».

Гальваноэлемент.

4.Авторский стул (группа обсуждает задание, наиболее осведомлённый садится за авторский стул и защищает проект команды). Например, проект «Проявления законов физики в жизни» или «Альтернативные источники энергии».

5.Работа в паре - решение задач - и запись формул таблица ЗИД (знаю, исправляю, добавляю). Например, закрепление формул и выводы из них после, изученного тематического раздела.

6.Физическая пантомима (действия - описания какого-либо физического процесса, явления или прибора без слов).

7.Перепутанные приборы (одна группа предлагает набор приборов с определённой целью эксперимента другой группе, которая должна определить лишний прибор или не по теме).

8.Чёрный ящик (одна группа закладывает приборы в ящик, другая отгадывает по определенным характеристикам).

Систематическое применение этого метода работы на уроках физики обеспечивает эффективность обучения.

Распределение работы в группах возможно по двум видам деятельности. Так как это образует благоприятную обстановку для зарождения коллаборативной среды.

Роли в группе распределяются по двум позициям (по подсказке учителя или самими учащимися) 1- организатор, 2- участники групповой деятельности. Например,

1. Капитан - распределяет роли в группе, следит за работой группы, координирует выставление оценок.

2. Дизайнер - оформляет задание.

3. Художник - отвечает за художественное оформление.

4. Выступающий (защитник проекта) - отвечает за готовый продукт

5. Консультант - помощник всех участников группы.

Формирование оценки и самооценки.

При работе в группах обязательны разнообразные виды критериев оценки групп. Например,

Выступление - 5 б.четко-1б; логично -2б; работает вся группа -2б)

Демонстрации - 3 балла

Дополнение - 2 балла

Вопрос - 2 балла

Ответ - 2 балла

Самооценка работы группы:

Как вы оцениваете работу группы?

Были верные гипотезы.

Все гипотезы проверены.

Сделан правильный вывод.

Самооценка выставляется на всех этапах урока.

Группы не должны остаться без оценки. Оценка может быть выражена в баллах, или может быть эмоциональная оценка.

В групповой работе беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Различают три типа беседы, в которые вовлечены ученики.

Беседы-дебаты, в которой существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению.

Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие.

Исследовательская беседа, в которой каждый предлагает уместную информацию, которая тщательно оценивается.

В наиболее продуктивных обсуждениях, в рамках достижения коллективного понимания и обучения, преобладает исследовательский тип беседы.

Групповая работа - один из методов интерактивной технологии. Если сравнить преимущества и возможности интерактивных подходов обучения с традиционными, то выстраивается новая модель многосторонней коллаборативной коммуникации т.е. меняются цели и задачи процесса обучения и преподавания. Традиционная передача информации ученикам остаётся в прошлом, следовательно, меняются задачи обучения, вместо полного и точного воспроизведения знаний, создан-ноги другими, ученики конструируют, открывают и приобретают знания самостоятельно или в совместной деятельности.

Учителя физики: Шидалина С.К., Есенгалиева Л.П.

«Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления» г. Атырау.Статья по физике.Создание коллаборативной среды через групповую работу.

Статья по физике.Создание коллаборативной среды через групповую работу.

Статья по физике.Создание коллаборативной среды через групповую работу.

Статья по физике.Создание коллаборативной среды через групповую работу.


© 2010-2022