Урок «Взаимодействие тел. Масса»

Данный урок проводится в 7 классе. Он относится к комбинированным урокам. В начале урока учащимся предлагают повторить тему прошлого урока «Инерция», решая качественные задачи, затем выполнив тест с последующей взаимопроверкой. Первичное закрепление нового материала проходит в виде экспериментальной работы. Учащиеся, работая в парах, знакомятся с правилами взвешивания, формируют навыки обращения с учебными  весами, измеряя  массы предложенных тел. Задавая домашнее задание,  учащимся предложить р...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый педагог (ФИО): Егорычева Елена Львовна

Предмет: физика

Возраст обучающихся: класс (группа) 7

Тема урока (занятия): «Взаимодействие тел. Масса»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению понятия массы как меры инертности.

Задачи:

- образовательные: сформировать понятия: взаимодействие тел, инертность тела, масса тела; рассмотреть два способа определения массы

- развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, анализировать и систематизировать информацию, давать полный развёрнутый ответ; навыки работы с измерительными приборами - рычажными весами; умения применять знания в новой ситуации, объяснять наблюдаемые явления.

- воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения, решая качественные задачи.

Необходимое техническое оборудование: 2 тележки, пластинка, набор грузов, весы, измерительная лента, секундомер, нить, спички







Ход урока

п/п

Этап урока

Дидактические задачи

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация начала урока

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Словесный

Обеспечивание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Готовность к уроку

2

Повторение ранее изученного материала

Установление правильности и осознанности ранее изученного материала всеми обучающимся, выявление пробелов и их коррекция

Выполнение заданийи и теста с взаимопроверкой.

Темой прошлого урока была «Инерция» Это явление очень часто встречается в окружающем мире. Рассмотрим некоторые качественные задачи, и вы объясните описанные в них явления, используя знания, полученные на прошлом уроке

  1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперёд?

  2. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперёд по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?

  3. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

  4. Для чего перед взлётом, а так же посадкой самолёта пассажир обязан пристегнуться ремнём безопасности?

  5. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?

  6. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнётся?

  7. На полу вагона стоит ящик. В какую сторону его легче тянуть во время:

а) отхода поезда;

б) его торможения?

Выполняем письмено тест с последующей взаимопроверкой и оцениванием : правильно 6 заданий -«5»; 5 - «4»; 3,4 - «3»; менее 3 - «2».





Тест по теме «Инерция».

  1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют…

а) механическим движением.

б) инерцией.

в) движением тела.

  1. Если на тело не действуют никакие другие тела, то оно…

а) движется.

б) находится в покое.

в) находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

  1. В каком направлении упадёт человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?

а) по ходу движения трамвая.

б) против хода движения трамвая.

в) перпендикулярно направлению движения трамвая.

  1. Куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево?

а) прямо по ходу движения автобуса.

б) налево.

в) направо.

  1. Изменится ли скорость движения тела, если действие других тел на него прекратилось?

а) не изменится.

б) увеличится.

в) уменьшится.

  1. Может ли тело само по себе без воздействия других тел изменить скорость движения.

а) может.

б) не может.

Обучающиеся стараются дать полный развёрнутый ответ.















Обучающиеся самостоятельно выполняют тест, затем меняясь работой с соседом по парте, проверяют и выставляют оценку.

  1. Б

  2. В

  3. А

  4. В

  5. А

  6. Б

3

Подготовка к усвоению нового учебного материала

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный метод

Мы не раз говорили о том, что для того, чтобы изменить скорость тела, надо подействовать на него другим телом.

Демонстрация опыта с тележкой и прикрепленной к ней пластинкой.

Станет ли двигаться тележка, если упругая пластика выпрямится ?

Демонстрация опыта с двумя одинаковыми тележками.

Изменилась ли скорость первой тележки в этом случае?

А что произошло со второй тележкой?

Итак, в результате взаимодействия оба тела могут изменять свою скорость.



Нет, положение тележки не изменилось.

Да, первая тележка изменила своё положение.

Вторая тележка тоже изменила свою скорость.

4

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Объяснительно-иллюстративный метод

В наших опытах тележки были одинаковые. Как изменились их скорости после взаимодействия?

Повторим последний опыт, только на вторую тележку положим груз. Как меняется скорость тележек после взаимодействия?

Вычисляем скорости тележек и сравниваем с массами тележек.



Свойство тела менять свою скорость после взаимодействия называется инертностью. Чем больше масса тела, тем меньше оно меняет свою скорость после взаимодействия. Говорят, что тело менее инертно

Значит, определение массы можно дать такое. Масса - это физическая величина, является мерой инертности.

Обозначение массы - m. За единицу массы в СИ принят килограмм.

Любое тело обладает массой: парта, стол, стул, Земля и т.д.

Как можно измерить массу?

Правильно, но это только один из способов. А как измеряли массу молекул, атомов, планет, звезд?

В таких случаях сравнивают скорости, приобретенные телами после взаимодействия, определяют, во сколько раз масса одного тела больше (или меньше) массы другого. Но при условии, что масса одного из взаимодействующих тел известна.

За одинаковое время тележки прошли одинаковые пути. Значит, их скорости изменились одинаково.

Вторая тележка проехала меньшее расстояние. Значить её скорость меньше первой.

Во сколько масса первой тележки меньше второй, во столькораз её скорость изменилась больше, чем у второй тележки после взаимодействия





Массу измеряют с помощью весов.

????

5

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Частично-поисковый метод

1.У вас на партах находятся весы с наборами гирь. В учебнике на стр. 162 правила взвешивания. Пользуясь данными правилами, найдите массы нескольких тел: ручки, ластика и т.п.

2. Выразите в килограммах массы тел: 3т, 0,25т, 300 г, 150г, 10мг.

Обучающиеся выполняют согласно заданному алгоритму необходимые измерения.

3000кг, 250кг, 0,3кг 0,15кг, 0,00001кг

6

Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения

Беседа

Выяснение совместно с обучающимся степень достяжения цели урока, выставление с комментариями оценок.

7

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания испособов выполнения домашнего задания. Проверка соответствую-щих записей

Объяснительный метод

Параграфы 18-20.

По желанию- задача повышенной трудности.

Порожняя тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью

2 м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствии столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Какова масса груженой тележки?

Записи в дневниках и тетрадях



© 2010-2022