• Преподавателю
  • Физика
  • Обобщение педагогического опыта по теме Организация исследовательской деятельности учащихся по физике

Обобщение педагогического опыта по теме Организация исследовательской деятельности учащихся по физике

Выпускники российских школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно о...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности учащихся по физике

Послушайте - и вы забудете, посмотрите - и вы запомните, сделайте - и вы поймете.

Конфуций

Выпускники российских школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм является учебная исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В процессе изучения любого предмета в школе происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Передавая учебную информацию, учитель предстает всезнающим, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся. Обязательным условием реализации этого на практике является устранение доминирующей роли педагога в процессе усвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Физика - наука экспериментальная, основанная на опытах и наблюдениях. Поэтому как учебный предмет физика обладает объективными возможностями для развития исследовательских умений учащихся. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики позволяет повысить интерес как к науке, сделать её увлекательной, полезной и понятной.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности являются:

- Экспериментально-исследовательская деятельность

- Проектно-исследовательская деятельность

- Исследовательские задания

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

В современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся уделяется особое внимание. Работа учителя в этом направлении сводится к тому, что существует строгая система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, которая даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет не только обнаружить проблему, но и самостоятельно решить её. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике является:

- выявление и педагогическая поддержка одарённых учащихся;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

- поддержка научно-исследовательских интересов школьников.

Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике являются:

- приобщение учащихся к творческой деятельности;

- реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;

- создание условий для расширения среды общения и получения информации;

- участие в научно-практических конференциях;

- формирование навыков исследовательской работы;

- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Организация исследовательской деятельности может проходить как на уроке, так и во внеурочное время. При выполнении исследовательской работы можно выделить несколько этапов, и показать роль учителя и ученика в этом процессе:

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Подбор интересной информации, продумывание проблемных ситуаций

Проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление

Поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования

Определение темы исследования

Помощь в определении темы исследования

Определение целей и задач исследования

Оказание помощи в формулировке целей и задач исследования

Выработка гипотезы. Построение модели

Предлагает учащимся найти объяснение выдвинутой гипотезе

Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки

Предложение учащимся различных методов решения задач исследования

Сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования

Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов

Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в анализе экспериментальных данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации

Подготовка отчёта

Консультирование по подготовке отчёта и публичной защиты исследования

Презентация и защита результатов исследования

Помощь и поддержка непосредственно перед защитой

Обсуждение хода и полученных результатов работы

Организация рефлексии

Проанализировав различные этапы исследовательской деятельности, мы видим, что педагог здесь предстает в новом свете - в роли консультанта, помощника, наставника, готового помочь ребенку в процессе познания окружающего мира.

Изучение физики через организацию исследовательской деятельности помогает учащимся получить бесценный опыт, овладеть методами научного познания, способствует формированию осознанных и оперативно используемых знаний, формирует потребность саморазвития. Это как раз то, что требует от школы общество на современном этапе развития образования.

В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики становится весьма актуальной. Среди старшеклассников всегда можно найти творческих детей, готовых повышать свой интеллектуальный уровень, стремящихся знать больше. Итогом такой работы является повышение мотивации к изучению физики, развитие творческих и исследовательских способностей, умения применять свои знания к жизненны м ситуациям.

В заключении хочу отметить следующее: если учитель ставит своей целью развивать творческие и исследовательские возможности ребенка, он и сам должен быть творческим, увлеченным человеком, знатоком своего дела. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; формировать исследовательские умения и навыки учащихся; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя - научного руководителя. Этот союз позволяет стереть грань «учитель - ученик», способствует профессиональному росту учителя, позволяет лучше узнать своих учеников. В результате такой деятельности у детей появляется возможность формирования исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.



© 2010-2022