Рабочая программа по физике для 9 класса

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

Протокол № 1

от «20» августа 2015г.



СОГЛАСОВАНА

на заседании

методического совета

Протокол № 1

от «21» августа 2015 г.



УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ № 41»

_______________Н.Н. Фадеева

приказ № 164 от

«25» августа 2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Физика»

9 класс








Учитель: Ганова Ксения Михайловна

Квалификационная категория: нет










2015-2016 учебный год

Содержание рабочей программы


Паспорт программы ..………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………….4-6

Содержание программы по предмету……………………………………..7

Календарно-тематическое планирование …..…………………………8-10

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10-12

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки………………….…………………………………………………13-16

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………17

Лист изменений и дополнений……………………………………………18

Контрольно-измерительные материалы по курсу


Паспорт программы


Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 41» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов МБОУ « СОШ № 41»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: изучение учебного курса в 9 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ, лабораторных работ, зачётов, письменных тестов, физических диктантов, защита проекта, реферата.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 №1089

  2. Феде6рального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  3. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32).

  4. Учебного плана МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41» на 2015-2016 учебный год.

  5. Положение о рабочей программе учебных предметов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41»

  6. Программы для общеобразовательных школ: «Рабочие программы по физике 7 - 11 классы» /авт.-сост.

Планирование авторов учебника составлено из расчёта 2 часа в неделю (70 ч в год), что соответствует региональному базисному учебному плану, но некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника. Именно это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов .

Из 70 часов в год, 8 часов рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы. Также проводятся самостоятельные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.

На итоговое повторение в 9 классе в конце года запланировано 6 часов, где будут рассмотрены основные темы изучаемого курса, такие как: «Равномерное и равноускоренное движение». «Законы Ньютона», « Закон сохранения импульса», «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле», «Физика атома и атомного ядра». Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.

Распределение часов по темам соответствует авторской программе.

Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперементы, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

  • создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных технологий;

  • создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

  • ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  • развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

  • развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

  • формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

  • развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

Содержание программы по предмету


1.Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)


Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости 2.Измерение ускорения свободного падения

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

Электромагнитное поле. (17 часов)


Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции .

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Строение атома и атомного ядра ( 11 часов)


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергия. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и Звезд.

Лабораторные работы:

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

  3. Измерении естественного радиационного фона дозиметром.

Повторение. (6 часов)

Календарно - тематическое планирование


№ п./п.

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Дата

проведения


Законы взаимодействия и движения тел

26


1.

Материальная точка Система отсчёта.

1

01.09-05.09

2.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения

1

01.09-05.09

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

08.09-12.09

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

08.09-12.09

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

График скорости.

1

15.09-19.09

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

15.09-19.09

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

22.09-26.09

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

22.09-26.09

9

Решение задач по теме «Кинематика материальной точки».

1

29.09-03.10

10

Контрольная работа по теме «Кинематика материальной точки».

1

29.09-03.10

11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета.

1

06.10-10.10

12

Первый закон Ньютона.

1

06.10-10.10

13

Второй закон Ньютона.

1

13.10-17.10

14

Третий закон Ньютона.

1

13.10-17.10

15

Решение задач на применение законов Ньютона.

1

20.10-24.10

16

Свободное падение тел

1

20.10-24.10

17

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

27.10-31.10

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

27.10-31.10

19

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

10.11-14.11

20

Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения, свободное движение тела по вертикали».

1

10.11-14.11

21

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности

1

17.11-21.11

22

Решение задач на движение по окружности.

1

17.11-21.11

23

ИСЗ, первая космическая скорость

1

24.11-28.11

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

1

24.11-28.11

25

Реактивное движение. Решение задач на применение закона сохранения импульса.

1

01.12-05.12

26

Контрольная работа по теме «Динамика материальной точки».

1

01.12-05.12


Механические колебания и волны. Звук

10





27

Колебательное движение. Колебательные системы

1

08.12-12.12

28

Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

1

08.12-12.12

29

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

15.12-19.12

30

Превращение энергии при колебательных процессах.

1

15.12-19.12

31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

1

22.12-16.12

32

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.

1

22.12-26.12

33

Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. (частотой)

1

12.01-16.01

34

Звуковые волны. Скорость звука.

1

12.01-16.01

35

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

1

19.01-23.01

36

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

19.01-23.01


Электромагнитное поле

17


37

Неоднородное и однородное поле.

1

26.01-30.01

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика

1

26.01-30.01

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

02.02-06.02

40

Индукция магнитного поля.

1

02.02-06.02

41

Магнитный поток.

1

09.02-13.02

42

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

09.02-13.02

43/7

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

16.02-20.02

44

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

16.02-20.02

45


Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1

23.02-27.02

46

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.


23.02-27.02

47

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

1

02.03-04.03

48

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

02.03-04.03

49

Конденсатор. Колебательный контур.

1

09.03-13.03

50

Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

09.03-13.03

51

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

1

16.03-20.03

52

Дисперсия света. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

1

16.03-20.03

53

Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

1

30.03-03.04


Строение атома. Атомное ядро

11


54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

1

30.03-03.04

55

Альфа-, бета- и гамма- излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

06.04-10.04

56

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

06.04-10.04

57

Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

13.04-17.04

58

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно - нейтронная модель ядра.

1

13.04-17.04

59

Энергия связи частиц в ядре..

1

20.04-24.04

60

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

20.04-24.04

61

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

27.04-01.05

62

Дозиметрия период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

27.04-01.05

63

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и Звезд.

1

04.05-08.05

64

Контрольная работа «Строение атома и атомного ядра»

1

04.05-08.05


Повторение

6


65

Равномерное и равноускоренное движение

1

11.05-15.05

66

Законы Ньютона

1

11.05-15.05

67

Закон сохранения импульса

1

18.05-22.05

68

Механические колебания и волны

1

18.05-22.05

69

Электромагнитное поле.

1

25.05-29.05

70

Физика атома и атомного ядра.

1

25.05-29.05

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение.

  • Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

  • Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса.

Уметь:


  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ.

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний.

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

  • Решать задачи на применение изученных физических законов

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.

Критерии оценивания устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Оценка 5 ставится в том случае, если получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

Оценка 4 ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины

Оценка 3 ставится, если учащимся записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

Оценка 2 ставится, если учащимся допущены грубые ошибки в исходных уравнениях.

Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся


Литература для учителя


  1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

  4. Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.

Литература для учащихся


  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1983 г.

Лист изменений и дополнений

Дата изменений

Причина изменений

За счет чего произошла корректировка












1

© 2010-2022