- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 9 класса
Рабочая программа по физике для 9 класса
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ганова К.М. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
Протокол № 1
от «20» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНА
на заседании
методического совета
Протокол № 1
от «21» августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ «СОШ № 41»
_______________Н.Н. Фадеева
приказ № 164 от
«25» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Физика»
9 класс
Учитель: Ганова Ксения Михайловна
Квалификационная категория: нет
2015-2016 учебный год
Содержание рабочей программы
Паспорт программы ..………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………….4-6
Содержание программы по предмету……………………………………..7
Календарно-тематическое планирование …..…………………………8-10
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10-12
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки………………….…………………………………………………13-16
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………17
Лист изменений и дополнений……………………………………………18
Контрольно-измерительные материалы по курсу
Паспорт программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы:
-
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 41» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов МБОУ « СОШ № 41»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: изучение учебного курса в 9 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ, лабораторных работ, зачётов, письменных тестов, физических диктантов, защита проекта, реферата.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 №1089
-
Феде6рального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
-
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32).
-
Учебного плана МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41» на 2015-2016 учебный год.
-
Положение о рабочей программе учебных предметов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41»
-
Программы для общеобразовательных школ: «Рабочие программы по физике 7 - 11 классы» /авт.-сост.
Планирование авторов учебника составлено из расчёта 2 часа в неделю (70 ч в год), что соответствует региональному базисному учебному плану, но некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника. Именно это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов .
Из 70 часов в год, 8 часов рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы. Также проводятся самостоятельные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.
На итоговое повторение в 9 классе в конце года запланировано 6 часов, где будут рассмотрены основные темы изучаемого курса, такие как: «Равномерное и равноускоренное движение». «Законы Ньютона», « Закон сохранения импульса», «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле», «Физика атома и атомного ядра». Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Распределение часов по темам соответствует авторской программе.
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперементы, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
-
создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных технологий;
-
создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физики входит создание условий для:
-
ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-
развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;
-
развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
-
формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,
-
развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.
Содержание программы по предмету
1.Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы:
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости 2.Измерение ускорения свободного падения
Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Лабораторные работы:
-
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
-
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити
Электромагнитное поле. (17 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции .
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы:
-
Изучение явления электромагнитной индукции
-
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Строение атома и атомного ядра ( 11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергия. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и Звезд.
Лабораторные работы:
-
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
-
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
-
Измерении естественного радиационного фона дозиметром.
Повторение. (6 часов)
Календарно - тематическое планирование
№ п./п.
Наименование раздела и тем
Количество
часов
Дата
проведения
Законы взаимодействия и движения тел
26
1.
Материальная точка Система отсчёта.
1
01.09-05.09
2.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения
1
01.09-05.09
3
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
1
08.09-12.09
4
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
1
08.09-12.09
5
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
График скорости.
1
15.09-19.09
6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
1
15.09-19.09
7
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
1
22.09-26.09
8
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
1
22.09-26.09
9
Решение задач по теме «Кинематика материальной точки».
1
29.09-03.10
10
Контрольная работа по теме «Кинематика материальной точки».
1
29.09-03.10
11
Относительность движения. Инерциальные системы отсчета.
1
06.10-10.10
12
Первый закон Ньютона.
1
06.10-10.10
13
Второй закон Ньютона.
1
13.10-17.10
14
Третий закон Ньютона.
1
13.10-17.10
15
Решение задач на применение законов Ньютона.
1
20.10-24.10
16
Свободное падение тел
1
20.10-24.10
17
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
1
27.10-31.10
18
Движение тела, брошенного вертикально вверх.
1
27.10-31.10
19
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».
1
10.11-14.11
20
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения, свободное движение тела по вертикали».
1
10.11-14.11
21
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности
1
17.11-21.11
22
Решение задач на движение по окружности.
1
17.11-21.11
23
ИСЗ, первая космическая скорость
1
24.11-28.11
24
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.
1
24.11-28.11
25
Реактивное движение. Решение задач на применение закона сохранения импульса.
1
01.12-05.12
26
Контрольная работа по теме «Динамика материальной точки».
1
01.12-05.12
Механические колебания и волны. Звук
10
27
Колебательное движение. Колебательные системы
1
08.12-12.12
28
Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».
1
08.12-12.12
29
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
1
15.12-19.12
30
Превращение энергии при колебательных процессах.
1
15.12-19.12
31
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
1
22.12-16.12
32
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
1
22.12-26.12
33
Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. (частотой)
1
12.01-16.01
34
Звуковые волны. Скорость звука.
1
12.01-16.01
35
Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
1
19.01-23.01
36
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».
1
19.01-23.01
Электромагнитное поле
17
37
Неоднородное и однородное поле.
1
26.01-30.01
38
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика
1
26.01-30.01
39
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
1
02.02-06.02
40
Индукция магнитного поля.
1
02.02-06.02
41
Магнитный поток.
1
09.02-13.02
42
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
1
09.02-13.02
43/7
Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».
1
16.02-20.02
44
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
1
16.02-20.02
45
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.
1
23.02-27.02
46
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
23.02-27.02
47
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
1
02.03-04.03
48
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
1
02.03-04.03
49
Конденсатор. Колебательный контур.
1
09.03-13.03
50
Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
1
09.03-13.03
51
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.
1
16.03-20.03
52
Дисперсия света. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»
1
16.03-20.03
53
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
1
30.03-03.04
Строение атома. Атомное ядро
11
54
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома
1
30.03-03.04
55
Альфа-, бета- и гамма- излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
1
06.04-10.04
56
Радиоактивные превращения атомных ядер.
1
06.04-10.04
57
Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
1
13.04-17.04
58
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно - нейтронная модель ядра.
1
13.04-17.04
59
Энергия связи частиц в ядре..
1
20.04-24.04
60
Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
20.04-24.04
61
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
27.04-01.05
62
Дозиметрия период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
1
27.04-01.05
63
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и Звезд.
1
04.05-08.05
64
Контрольная работа «Строение атома и атомного ядра»
1
04.05-08.05
Повторение
6
65
Равномерное и равноускоренное движение
1
11.05-15.05
66
Законы Ньютона
1
11.05-15.05
67
Закон сохранения импульса
1
18.05-22.05
68
Механические колебания и волны
1
18.05-22.05
69
Электромагнитное поле.
1
25.05-29.05
70
Физика атома и атомного ядра.
1
25.05-29.05
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать / понимать:
-
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение.
-
Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.
-
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса.
Уметь:
-
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ.
-
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний.
-
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
-
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
-
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
-
Решать задачи на применение изученных физических законов
-
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
-
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Оценка 5 ставится в том случае, если получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;
Оценка 4 ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины
Оценка 3 ставится, если учащимся записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
Оценка 2 ставится, если учащимся допущены грубые ошибки в исходных уравнениях.
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся
Литература для учителя
-
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2008.
-
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
-
Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.
Литература для учащихся
-
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
-
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2007.
-
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1983 г.
Лист изменений и дополнений
№
Дата изменений
Причина изменений
За счет чего произошла корректировка
1