Подготовка к ЕГЭ по физике

Предлагаю вашему вниманию сообщение к презентации  по теме " Подготовка к ЕГЭ по физике " в которой даны некоторые рекомендации по составлению заданий при подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ. Многие из нас при подготовке выпускников используют готовые, имеющиеся в продаже сборники заданий ЕГ. Но некоторые задания кажутся некорректно сформулированными или даже могут содержать более одного правильного ответа. Поэтому зачастую приходится разрабатывать задания самим. Прежде чем начинать готовить...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Подготовка к ЕГЭ по физикеПодготовка к ЕГЭ по физике

Слайд 1:

Уважаемые коллеги! Все мы согласимся с тем что наша работа в конечном счете оценивается результатами ЕГЭ. Однако современные международные исследования ПИЗА

Слайд 2:

PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - OECD, Organization for Economic Cooperation and Development). Исследования проводятся трёхлетними циклами. В 2006 г. завершился третий цикл программы.

за последние 5 лет показали что Российские школьники никогда не поднимались выше 27 места (из 65 стран). Выявлено, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений наши ученики испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.

Чтобы подготовку к ЕГЭ осуществлять эффективно и рационально используя выделенное время необходимо было самой научиться правильно составлять задания КиМов. В этом мне очень помогли дистанционные курсы.

Слайд 3:

Вспомним самую распространённую типологию тестовых заданий.

Слайд 4:

Известно, что задания закрытого типа должны включать в себя:

- введение (описание ситуации);

- формулировку задания (вопрос);

-варианты ответа: ключ (верный ответ) и дистракторы (неверные ответы).

Слайд 5:

Задания с выбором одного правильного ответа формулируются исходя, как правило, их трёх, четырёх или пяти дистракторов. Количество дистракторов определяет вероятность угадывания.

Пример. Какое физическое явление используется в основе работы спиртового термометра?

  1. расширение жидкости при нагревании;

  2. испарение жидкости при нагревании;

  3. излучение при нагревании;

  4. конвекция в жидкости при нагревании.

Особенностью конструирования таких заданий является необходимость тщательно формулировать дистракторы, обращая внимание на правдоподобность.

Прежде всего дистракторы должны быть однородны с точки зрения их отношения к одному из разделов физики. Это важно при формулировке всевозможных заданий качественного характера.

Пример. Ниже приведено описание одного из явлений: «Быстро пролетают в поле зрения микроскопа мельчайшие частицы, почти мгновенно меняя направление движения. Медленнее продвигаются более крупные частицы, но и они постоянно меняют направление движения. Большие частицы практически толкутся на месте». Какое явление описано в этом тексте?

1) Диффузия; 2) броуновское движение;

3) теплопроводность; 4) конвекция.

Также в заданиях с выбором из четырёх ответов принято формулировать либо все ответы примерно равной длины (по количеству слов), либо попарно (два коротких, два более длинных).

Слайд 6.

Например, в заданиях , подразумевающих расчёты, подобных представленному на слайде, принято конструировать дистракторы исходя из возможных ошибок в знании формул, проведении преобразований, исходя из ошибок в порядке величины или единиц измерения.

Это оптимальный путь, но нужно помнить, что если в задании идёт речь о скорости пули и в ответе получается, например, 600 м/с, то вряд ли найдутся учащиеся, которые попадутся в ловушку ответа, например, 0,025 м/с, хотя в нём и будет заложена вполне вероятная ошибка в расчётах. И не выберут они этот ответ не потому, что не совершают запланированной в нём ошибки, а потому, что, «по здравому смыслу», пуля с такой скоростью лететь не может.

Пример. Искусственный спутник обращается по круговой орбите на высоте 600 км от поверхности планеты со скоростью 3,4 км/с. Радиус планеты равен 3400 км. Чему равно ускорение свободного падения на поверхности планеты?

1) 3,0 км/с2; 2) 4,0 м/с2;

3) 9,8 м/с2; 4) 9,8 км/с2.)))

Следует отметить, что проверка определений или формулировок законов редко осуществляется «напрямую». В силу необходимости подготовки серии однотипных вариантов, как правило, используют приём перефразирования определения на конкретном примере.

Пример. Период полураспада ядер атомов радона 21986Rn состав-

ляет 3,9 с. Это означает, что:

  1. за 3,9 с атомный номер каждого ядра 21986Rn уменьшится вдвое;

  2. половина исходного большого количества ядер21986Rn распадётся за 3,9 с;

  3. одно ядро 21986Rn распадается каждые 3,9 с;

  4. все изначально имевшиеся ядра 21986Rn распадутся за 7,8 с.)))

Слайд 7:

При подготовке учащихся к заданиям с выбором ответа необходимо обратить их внимание не только на содержание, но и на форму представления верного ответа и дистракторов. Встречаются вопросы, в которых дистракторы сформулированы как частично верные ответы (как правило, в этом случае перед ответом стоит слово «только»). В этом случае необходимо внимательно прочитать все дистракторы и выбрать наиболее полный.

Пример. В образце, содержащем изотоп нептуния 23793Np, происходят реакции превращения его в уран 23793Np 23391Pa 23392U. При

этом регистрируются следующие виды радиоактивного излучения:

1) только α-частицы; 2) только β-частицы;

  1. и α-, и β-частицы одновременно;

  2. только Υ-частицы.

Слайд 8:

Особое внимание при подготовке к ЕГЭ следует обратить на последние задания с выбором ответа, которые направлены на проверку методологических умений. В настоящее время банк таких заданий диагностирует умения:

• Различать использование различных методов изучения физических объектов (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование, гипотеза).

Пример . Ученица опустила электроды в сосуд с химическим раствором и подсоединила их к источнику тока. В своем отчёте она записала: «На одном из электродов выделились пузырьки». Это утверждение является:

  1. теоретическим выводом;

  2. экспериментальным фактом;

  3. гипотезой эксперимента;

  4. объяснением факта.

• Предлагать (выбирать) порядок проведения опыта или наблюдения, выбирать измерительные приборы и оборудование в зависимости от поставленной цели исследования.

• Анализировать порядок проведения наблюдения или опыта, выделять ошибки в ходе постановки исследования.)))

При выполнении теста крайне необходимы умения делать несложные арифметические вычисления, представлять числа в стандартном виде и проводить математические преобразования, поскольку более половины заданий требуют знаний по математике. Для облегчения более сложных вычислений во время экзамена можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. При подготовке к экзамену необходимо выбрать калькулятор, в котором есть не только все арифметические действия, операции возведения в квадрат и извлечения квадратного корня, но и операции вычисления тригонометрических функций (синус, косинус, тангенс).

В этих случаях нужно обратить особое внимание на действия с числами, записанными в стандартном виде, и на правила округления. Во избежание лишних арифметических трудностей и ошибок нужно обеспечить тренировку в использовании справочных материалов и проведении расчётов с округлением величин.

Слайд 9:

Особенности заданий с кратким ответом.

Ответы на задания второй части сканируются и распознаются компьютером. Поэтому необходимо строго придерживаться правил их записи: каждый знак в отдельной клетке, в том числе запятая и знак «минус».

В заданиях В1 и В2 на установление соответствия ответ необходимо привести в виде набора цифр. Если речь идёт о характере изменения тех или иных физических величин в указанных условиях, то цифры могут повторяться. Например, может быть 331 или 121 и т.п.

Пример . Брусок скользит по наклонной плоскости вниз без трения. Что происходит при этом с его скоростью, кинетической энергией, силой реакции наклонной плоскости?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины

Их изменение

А) Скорость

1)увеличивается

Б) Кинетическая энергия

2) уменьшается

В) Сила реакции наклонной плоскости

3) не изменяется

)))

Задания В3-В5 представляют собой расчётные задачи, к которым нужно привести ответ в виде числа. Это может быть целое число (например: -2650) или десятичная дробь (например: 4,23 или 0,025). Единицы физических величин, как это обычно принято в задачах, писать не нужно. Они могут быть распознаны компьютером как дополнительные числа и засчитаны в качестве ошибки.

Слайд 10:

В заданиях на установление соответствия необходимо для каждого из элементов одного столбца указать соответствующий элемент другого. Если предполагается однозначный выбор, то число элементов правого столбца должно быть больше числа элементов левого столбца.

Элементы столбцов следует подбирать по возможности однородные, желательно использовать разные формы представления информации, если проверяется, например, знание формул. Такие задания могут оцениваться в несколько баллов исходя из числа элементов правого столбца.

Пример. Установите соответствие между предложенными в левом столбце формулами и названиями величин, для вычисления которых они используются.

Формула

Используется для вычисления

А) q/U

Б) q/t

В) A/ q

Г) F/q

Д) qU

  1. ЭДС источника тока

  2. электроёмкости

  3. силы тока

  4. напряжённости электрического поля

  5. напряжения

  6. работы сил электрического поля

  7. потенциала

  8. энергии конденсатора

)))

В подобных заданиях можно также проверять характер изменения различных физических величин при тех или иных процессах. В первом столбце перечисляются физические величины, а во втором три ответа: «уменьшается», «увеличивается», «не изменяется». При этом цифры в правильном ответе могут повторяться.

Особенности конструирования заданий на установление соответствия. По физике в последнее время используются задания на установление соответствия. Здесь различаются два типа заданий. Первый из них направлен на проверку характера изменения различных физических величин при тех или иных процессах. В первом столбце перечисляются физические величины, а во втором три ответа: «уменьшается», «увеличивается», «не изменяется». При этом цифры в правильном ответе могут повторяться. Несмотря на то, что число элементов в обоих столбцах одинаково, однозначного соответствия здесь установить нельзя (выбор трёх ответов из девяти возможных).

Пример. К концам длинного однородного проводника приложено напряжение U. Провод укоротили вдвое и приложили к нему прежнее напряжение U. Какими станут при этом сила и мощность тока, сопротивление проводника?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Физические величины

Их изменение

А) Сила тока в проводнике

1) уменьшится

Б) Сопротивление проводника

2)увеличится

В) Выделяющаяся на проводнике тепловая мощность

3) не изменится

Второй тип заданий предполагает установление однозначного соответствия между тремя элементами первого столбца и тремя из пяти возможных элементов второго столбца.Как правило, в такой форме формулируются те задания, для которых в форме с выбором ответа невозможно сконструировать четыре равнозначных ответа.

Слайд 11.

Задания с развёрнутым ответом предполагают, что учащиеся записывают ответ в свободной форме, стремясь сделать его как можно более полным и правильным. Например, в ЕГЭ из-за однотипности используемых заданий с развёрнутым ответом (расчётные задачи) требования к полному правильному ответу изложены в инструкции, предваряющей задания.

Задания с развёрнутым ответом должны содержать в тексте ориентировки к условиям оценивания. Но пока по физике используются расчётные задачи, к которым предлагается обобщённая система оценивания, рассчитанная на три балла. Поэтому требования к полному правильному ответу формулируются в инструкции перед третьей частью работы.

В настоящее время все шесть заданий с развёрнутым ответом

оцениваются 3 баллами максимально.

Используются два типа заданий: качественный вопрос и расчетные задачи. Качественные задачи позволяют проверять умения анализировать физические явления, строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснения явлений из окружающей жизни. Как правило, здесь даются задания на объяснение физических явлений, наблюдаемых в окружающей жизни, или объяснение опыта, иллюстрирующего протекание того или иного физического явления.

Критерии оценивания качественных задач строятся исходя из описания полного правильного решения. Такое решение обязательно должно включать следующие элементы:

  • верное указание на наблюдаемое физическое явление и правильное использование в объяснении (если это необходимо) физических величин и законов, характеризующих протекание явления;

  • логическую цепочку рассуждений, приводящую к правильному ответу.

Однако здесь хочется дать две рекомендации. Первая: комментарии к решению задачи (о том, какие процессы в ней описаны, почему выбраны те или иные законы для решения, поясняющие рисунки) не оцениваются, но их все-таки желательно писать. Они свидетельствуют о понимании физических процессов и влияют на отношение экспертов к работе.

«Дано» к задачам также лучше записывать, однако ни в коем случае нельзя записывать какие-либо следствия из условия. Например, в задаче сказано, что при изотермическом процессе давление увеличилось в 3 раза, а экзаменующийся сразу сообразил, что объем газа при этом уменьшится в 3 раза, и записал это соотношение в «Дано», а не в решение через закон Бойля-Мариотта. Такую запись могут счесть за отсутствие одного из основных уравнений и снизить балл.

В КИМах встречается ряд задач, при решении которых обязательно наличие рисунка. (Например, по геометрической оптике, где рисунок поясняет ход лучей и введённые обозначения величин.) В этом случае в критерии полного правильного решения вводится условие наличие рисунка, а его отсутствие в работе приводит к снижению оценки на 1 балл.

Оценивание задач, в условиях которых приводятся фотографии реальных экспериментов, учитывает необходимость правильной записи показаний приборов. В этом случае в критерии решения вводится условие верной записи показаний. Если же показания приборов записаны неверно и отклонение в записи превышает цену деления прибора, то эксперт имеет право снизить оценку на 1 балл.

Слайд 12.

При конструировании тестовых заданий в первую очередь необходимо чётко представлять себе различные содержательные характеристики задания, т.е. те знания и умения, на проверку которых они направлены.

Таким образом, задания банка ЕГЭ по физике имеют следующие характеристики (без учёта статистических данных):

-форма задания в соответствии с типом его ответа: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развёрнутым ответом (РО);

  • уровень сложности задания: базовый (Б), повышенный (П), высокий (В);

  • тематическую принадлежность задания, которая указывается в соответствии с кодификатором контролируемых элементов содержания;

  • проверяемый вид деятельности, который указывается в соответствии с перечнем видов деятельности;

  • способ представления информации в тексте задания, верном ответе или дистракторах;

  • максимальный балл, выставляемый за выполнение задания.

При конструировании текстов заданий по физике кроме типовых требований, распространяющихся на задания по любому предмету, необходимо учитывать ряд специфических особенностей.

Текст задания должен быть корректен с точки зрения однозначного понимания всеми участниками экзамена и не зависеть от принятых в том или ином учебнике обозначений или допущений. Поэтому по возможности необходимо указывать все величины или условия, которыми при выполнении задания можно пренебречь, или аккуратно формулировать условия использования той или иной физической модели. Например:

  • в заданиях на свободное падение указывать, что сопротивлением воздуха можно пренебречь; в заданиях на газовые законы, в которых не приведены числовые значения параметров, а используется, например, какой-либо инертный газ, указывать, что газ можно считать идеальным;

- в заданиях на колебательный контур указывать, что активным сопротивлением можно пренебречь или что контур можно считать идеальным, и т.п.

В заданиях, требующих проведения каких-либо расчётов, часто используются значения различных физических констант. В КИМах ЕГЭ и ГИА по физике значения всех констант и справочных величин указываются в начале варианта. Поэтому в тексте их можно опустить, однако все расчёты и конструирование дистракторов необходимо проводить исходя из принятых значений тех или иных постоянных.

Если при формулировке задания используются график, схема или рисунок, то в тексте должно быть указание на них.

Если на рисунке использованы обозначения физических величин, то в тексте должны содержаться ссылки на них.

Как показывает практика, даже в таких простых вопросах, когда речь идёт об изменении тех или иных величин, нужно внимательно просчитывать правдоподобность каждого из дистракторов. В приведённом примере обе величины уменьшаются в 2 раза, поэтому ответ «увеличится в 4 раза» учащимися практически не выбирается.

Пример. Как изменится давление идеального одноатомного газа, если среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул и их концентрацию уменьшить в 2 раза?

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 2 раза;

3) уменьшится в 4 раза; 4) увеличится в 2 раза.

Здесь был бы больше уместен дистрактор «не изменится», который предполагает, что давление зависит от одной из величин прямо пропорционально, а от другой - обратно пропорционально.

Слайд 13.

В настоящее время разработчики материалов ЕГЭ опираются на стандарты образования. Но, к сожалению, принятая обобщённая форма представления стандартов лишь приблизительно определяет необходимый перечень элементов знаний и требований к их усвоению. Современные тенденции предполагают выделение в требованиях к знаниям и умениям учащихся трёх основных составляющих

  • элементы содержания образования, перечень которых представляет собой в Государственном стандарте (ГОС) раздел «Обязательный минимум содержания образования»;

  • виды деятельности, на формирование которых в основном направлено изучение того или иного предмета;

  • уровни усвоения содержания образования.

Их сочетание представляет собой спецификацию содержания образования.

Лишь по первой составляющей существует согласованное мнение, которое зафиксировано в обязательном минимуме. Как правило, при проведении любого тестирования используется кодификатор контролируемых элементов содержания, который и определяет перечень всех понятий, явлений, формул, законов и теорий, которые выносятся на проверку. Кодификатор традиционно строится по тематическому признаку.

Сравнительный анализ разделов ГОС «Обязательный минимум содержания» и «Требования к уровню подготовки выпускников» позволил сформулировать основные виды деятельности, освоение которых может выноситься на итоговый контроль. Выделены следующие виды требований:

  1. усвоение основного понятийного аппарата школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, величин, законов и т.д.);

  2. решение задач различного уровня сложности;

  3. усвоение основ методологических знаний (особенности физических моделей, роль гипотез, границы применимости законов и теорий и т.д.) и сформированность методологических умений (проводить измерения физических величин, наблюдения, опыты и исследования физических явлений);

  4. умение работать с информацией физического содержания (воспринимать и оценивать информацию в СМИ, использовать ИКТ);

  5. использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Задания ЕГЭ характеризуются различными способами представления информации в тексте или в ответах.

То есть, задания одинаковой тематической принадлежности и проверяющие одни и те же предметные умения, но различающиеся способом представления информации. Например, применение закона Ома для участка цепи на расчетном уровне можно контролировать заданием, содержащим только текстовую информацию, или - график, или - табличные данные.

Пример. Сила тока на участке цепи, содержащем резистор, равна 2 А, а напряжение на этом участке 16 В. Чему равно сопротивление резистора?

1) 0,125 Ом; 2) 2 Ом; 3) 8 Ом;

Пример. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?

1) 0,125 Ом; 2) 2 Ом; 3) 8 Ом;

4) 16 Ом. 0

Пример. В таблице приведена зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

I, А

0,5

2

3

U, В

4

16

24







Чему равно сопротивление резистора?

1) 0,125 Ом; 2) 2 Ом; 3) 8 Ом; 4) 16 Ом.

Ежегодно в сентябре публикуются нормативные документы для разработки КИМов ЕГЭ текущего учебного года. К ним относятся кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы ЕГЭ по физике и демонстрационный вариант.

В спецификации представлен обобщенный план, на основании которого формируются несколько планов для всех вариантов текущего года. Анализ плана показывает вероятность «встречи» в варианте с тем или иным из элементов содержания. Например, закон всемирного тяготения (задание А3) явно встречается в пять раз реже, чем закон сохранения импульса, который встречается в каждом варианте (задание А4). Поэтому добросовестный анализ обобщенного плана может существенно помочь при выработке стратегии подготовки к сдаче ЕГЭ.

Демонстрационный вариант показывает примерную реализацию обобщённого плана. По нему можно судить о распределении заданий по сложности, по видам деятельности и т.п.

Слайд 14.

При подготовке к экзамену учащийся должен чётко представлять себе уровень собственных притязаний и соотносить их со своими реальными возможностями. Используя тренировочные варианты ЕГЭ, целесообразно определить промежуток времени для выполнения каждой части работы, выработать индивидуальную тактику выполнения теста, которая привела бы к получению запланированных результатов.

Начинать работу над вариантом нужно с первой части работы, т.к. задания с выбором ответа наиболее многочисленны и обеспечивают 50% успеха. Кроме того, в этой части работы сосредоточены почти все задания базового уровня, т.е. наиболее простые, проверяющие знание основных физических явлений, законов или формул.

Вторая и третьи части работы вместе обеспечивают 50% максимального первичного балла, причём задания с развёрнутым ответом оказываются в 3 раза «весомее».

Уровень трудности этих задач существенно варьируется в рамках одного варианта. Здесь могут быть как типовые задачи с достаточно объёмными математическими выкладками, так и задачи «с изюминкой», при решении которых нужно чётко представлять описанные физические процессы или явления.

Слайд 15.

Уважаемые коллеги!

Многие из нас при подготовке выпускников используют готовые, имеющиеся в продаже сборники заданий ЕГ. Но некоторые задания кажутся некорректно сформулированными или даже могут содержать более одного правильного ответа. Поэтому зачастую приходится разрабатывать задания самим.

Прежде чем начинать готовить обучающихся к ЕГ необходимо самому разобраться в принципах и подходах к составлению КИМов, критериях оценивания заданий разных уровней и, естественно, учитывать уровень подготовки и возможности выпускников. Я вам представила сегодня опыт своей работы и буду рада, если он пригодится кому-нибудь из вас в педагогической деятельности.








© 2010-2022